Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2002 г. N 55-Г02-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 марта 2002 г. гражданское дело по кассационным жалобам Управления делами Верховного Совета Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 5 декабря 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.А.В., объяснения представителя Верховного Совета Республики Хакасия Ш.Н.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
согласно статье 21 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года N 48 (в редакции Законов Республики Хакасия от 9 апреля 1998 года N 29, от 21 ноября 2000 года N 130) "О Правительстве Республики Хакасия" для осуществления оперативной связи от имени Республики Хакасия с федеральными органами власти и управления, научными и общественными организациями Российской Федерации, а также стран СНГ в г. Москве действует представительство Республики Хакасия при Президенте Российской Федерации.
В части третьей статьи 1 Закона Республики Хакасия от 24 января 2001 года N 2 (в редакции Закона Республики Хакасия от 6 июля 2001 года N 36) "О схеме управления Республикой Хакасия" в качестве одного из основных понятий, используемых в названном Законе, указано, что Постоянное представительство Республики Хакасия при Президенте Российской Федерации - республиканский орган исполнительной власти, обеспечивающий осуществление оперативной связи от имени Республики Хакасия с федеральными органами власти и управления, научными и общественными организациями Российской Федерации, а также стран СНГ в г. Москве. Постоянное Представительство возглавляет постоянный представитель в ранге заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части третьей статьи 1" имеется в виду "части пятой статьи 1"
В соответствии с пунктом 3 Приложения к Закону Республики Хакасия от 24 января 2001 года N 2 (в редакции Закона Республики Хакасия от 6 июля 2001 года N 36) "О схеме управления Республикой Хакасия" в состав иных республиканских органов исполнительной власти включено Постоянное представительство Республики Хакасия при Президенте Российской Федерации.
Приложением к Закону Республики Хакасия от 24 января 2001 года N 1 (в редакции Закона Республики Хакасия от 6 июля 2001 года N 35) "О структуре Правительства Республики Хакасия" предусматривается введение в структуру Правительства Республики Хакасия Постоянного представительства Республики Хакасия при Президенте Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Республики Хакасия от 6 июля 2001 г. следует читать как "N 36"
Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 13 января 1999 года N 3-п (далее Постановление) утверждено Положение о Постоянном представительстве Республики Хакасия при Президенте Российской Федерации".
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании вышеприведенных положений названных Законов Республики Хакасия противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, а постановления противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий.
В обоснование своих требований он сослался на то, что оспариваемые нормативные правовые акты, предусматривающие учреждение Представительства Республики Хакасия при Президенте Российской Федерации, противоречат федеральному законодательству, которое не предоставляет субъектам Российской Федерации право учреждать такие представительства при Президенте Российской Федерации.
В судебном заседании прокуроры Б.П.М. и Т.Л.А. настаивали на удовлетворении требований, приводя доводы, изложенные в заявлении прокурора Республики Хакасия.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Ш.Н.И. в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснив, что Представительство Республики Хакасия при Президенте Российской Федерации, созданное в 1991 году для решения вопросов взаимодействия с федеральными органами, доказало свою состоятельность и фактически признано. Анализ законодательства республик в составе Российской Федерации показывает, что другие субъекты Российской Федерации имеют свои представительства при Президенте Российской Федерации в соответствии с конституциями этих республик либо на иных основаниях, поэтому, по мнению представителя Верховного Совета РХ, образование Республикой Хакасия такого Представительства соответствует предусмотренному статьей 5 Конституции Российской Федерации принципу равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Учитывая правовую неопределенность в вопросе создания постоянных представительств, Верховный Совет Республики Хакасия направил обращение Президенту Российской Федерации об издании Указа об учреждении представительств, из ответа на которое следует, что вопрос о возможности подготовки такого Указа рассматривается. По мнению представителя Верховного Совета Республики Хакасия, требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку это повлечет за собой ликвидацию Представительства, а затем создание нового, что потребует дополнительных финансовых затрат.
Представитель Правительства Республики Хакасия Л.Э.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований прокурора.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 5 декабря 2001 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационных жалобах Управления делами Верховного Совета Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В силу пункта "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.
Согласно части первой статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются Федеральные конституционные законы и Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью пятой названной статьи Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
Пункты "и", "к" статьи 83 Конституции Российской Федерации относят к полномочиям Президента Российской Федерации формирование Администрации Президента Российской Федерации, назначение и освобождение полномочных представителей Президента Российской Федерации.
Частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом.
Аналогичное положение содержится в преамбуле Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в которой, также указано, что образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2 названного Федерального закона систему органов государственной власти субъекта. Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Указ Президента РСФСР от 22 августа 1991 года N 75 "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР", которым предусматривалось учреждение представительств республик при Президенте РСФСР, признан утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года N 1177, то есть до принятия оспариваемых положений.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1992 года N 323 "О представительствах администраций краев и областей при Правительстве Российской Федерации" администрациям краев и областей предоставлено право учреждать представительства при Правительстве Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Проанализировав указанные выше положения закона, а также исходя из названных Указов Президента РФ, суд пришел к правильному выводу, о том, что декларирование Республикой Хакасия, своего постоянного представительства как официального органа при Президенте Российской Федерации нелигитимно#. При этом суд правильно исходил также из ответов Администрации Президента Российской Федерации (л.д. 41-43) и объяснений представителя Верховного Совета Республики Хакасия в судебном заседании о нелигитимности# представительства Республики Хакасия при Президенте РФ (л.д. 64).
Как правильно указано в решении суда, Конституция Республики Хакасия, определяя полномочия Верховного Совета и Председателя Правительства Республики Хакасия по назначению постоянных представителей Республики Хакасия за ее пределами (пункт "р" статьи 79, пункт "и" статьи 96), не предусматривает учреждение такого представительства при Президенте Российской Федерации. Не предоставляет субъектам Российской Федерации право самостоятельно создавать постоянные представительства при Президенте Российской Федерации и федеральное законодательство.
Вывод суда о том, что оспариваемые нормы, предусматривающие создание и регламентирующие функционирование Представительства Республики Хакасия как органа при Президенте Российской Федерации, противоречат федеральному законодательству мотивирован, основан на правильном применении норм материального права и считать его незаконным у Судебной коллегии оснований не имеется.
Ссылка в кассационных жалобах на то, что ряд других субъектов Российской Федерации имеют свои представительства при Президенте Российской Федерации, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку предметом спора нормативные акты, определяющие порядок создания и правовое положение этих представительств не являлись.
Указание в жалобах на то, что Республики Марий Эл и Бурятия имеют также свои представительства, не может быть принято во внимание, поскольку Республика Марий Эл имеет представительство при Президенте РФ в соответствии с Указом последнего от 24 августа 1992 г., а Республика Бурятия - на основании договора от 29 августа 1995 г. "О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия".
Не свидетельствует это обстоятельство и о неравенстве субъектов Российской Федерации, поскольку доказательств того, что Республика Хакасия обращалась к Президенту РФ с просьбой об издании Указа о создании представительства Республики Хакасия и ей в этом было необоснованно отказано, либо она обращалась с просьбой о заключении соответствующего договора о создании такого представительства, и ей в этом было необоснованно отказано, в то время как другим субъектам РФ в этом отказано не было, суду не представлено.
Нарушение судом норм материального права, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 5 декабря 2001 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления делами Верховного Совета Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2002 г. N 55-Г02-4
Текст определения официально опубликован не был