Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 ноября 2013 г. N ВАС-16112/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Сибпромжелдортранс" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 15.05.2013 по делу N А45-3192/2013, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2013 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Западно-Сибирской железной дороги (далее - общество "РЖД") к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (далее - общество) о взыскании 682 899 рублей 63 копеек платы за пользование вагонами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Федеральная грузовая компания".
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Новосибирской области от 15.05.2013, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что договором от 20.07.2002 N 10/Н (далее - договор N 10/Н) урегулированы отношения между обществом (владельцем пути необщего пользования) и обществом "РЖД" по эксплуатации железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Новосибирск-Западный Западно-Сибирской железной дороги.
В договоре согласованы условия об обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца, определены пути N 6-12 станции Новосибирск-Западный, на которых осуществляется передача вагонов перевозчиком, а также предусмотрено неоплачиваемое технологическое время.
Согласно пункту 22 договора владелец пути необщего пользования уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами, прибывающими в адрес общества и его контрагентов по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации и повышающих коэффициентов.
В марте 2012 года на основании договора N 10/н локомотивом перевозчика произведена передача вагонов на пути N 6-12 станции Новосибирск-Западный Западно-Сибирской железной дороги. Данные вагоны прибывали в адрес грузополучателей (контрагентов общества).
На основании памяток приемосдатчика, подписанных представителями сторон, составлены ведомости подачи и уборки вагонов за март 2012 года, в которых отражено начисление платы за пользование вагонами с учетом неоплачиваемого технологического времени. Ведомости подачи и уборки вагонов подписаны ветвевладельцем с возражениями со ссылкой на нарушение статей 39, 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) в связи с начислением платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, находящимися на путях необщего пользования.
Общество "РЖД" владеет указанными в памятках приемосдатчика вагонами на праве аренды на основании договора от 26.01.2012 N 18 с открытым акционерным обществом "Вторая грузовая компания" (новое название - открытое акционерное общество "Федеральная грузовая компания").
Полагая, что в связи с нарушением сроков оборота вагонов владелец путей необщего пользования - общество должно платить за пользование вагонами, общество "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Оценив с учетом положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации договор N 10/Н, суды пришли к выводу о том, что пункт 22 договора содержит условия о начислении платы за пользование вагонами, которые принадлежат обществу "РЖД" на праве аренды. Размер этой платы рассчитан по ставкам Тарифного руководства N 2 в соответствии с Порядком расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правил их применения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 27.12.2011 N 444-т/4, в связи с чем доводы общества о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права (со ссылкой на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 4387/10, от 18.10.2012 N 6424/12) подлежат отклонению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А45-3192/2013 Арбитражного суда Новосибирской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 15.05.2013, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 ноября 2013 г. N ВАС-16112/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А45-3192/2013
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "Сибпромжелдортранс"
Третье лицо: ОАО "Федеральная грузовая компания"