Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 сентября 2008 г. N КГ-А40/8255-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2008 г.
К.П.Ю. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 06.09.3007 г. об отказе ООО "АудитКонсалтинг" в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и обязании зарегистрировать ООО "АудитКонсалтинг".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заявителем - МИФНС N 46 по г. Москве подана кассационная жалоба, в которой он просит принятые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
При этом заявитель указал на нарушение норм материального и процессуального права, ссылался на то, что представленные К.П.Ю. для государственной регистрации ООО "АудитКонсалтинг" документы содержат недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) исполнительного органа создаваемого юридического лица, так как в заявлении указан адрес постоянно действующего исполнительного органа - г. Москва, ул. Новая Басманная, 10, корп. 1.
Отзыва на кассационную жалобу от истца не поступило.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, 05.09.2007 года К.П.Ю. подал в налоговый орган заявление по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании ООО "АудитКонсалтинг".
06.09.2007 года регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
В качестве основания решения указано на непредставление учредительных документов, соответствующих статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, что заключается в представлении учредительных документов ООО "АудитКонсалтинг" с указанием недостоверных сведений о месте нахождении юридического лица.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
В соответствии со статьей 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г., государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органов случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлен порядок представления документов при государственной регистрации, в том числе требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
В частности, ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ, в качестве требований к порядку представления документов при государственной регистрации, указывает на обстоятельство того, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно статьи 12 Закона о регистрации, при государственной регистрации создаваемого юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица; учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица допускается в случае непредставления определенных этим Законом необходимых для государственной регистрации документов, либо при представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган (ст. 23 названного Закона).
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица при его создании не предусмотрено.
Согласно пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества с ограниченной ответственностью определяется местом его государственной регистрации.
При этом, в силу пункта 2 статьи 8 Закона о регистрации, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого- по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В данном случае, заявителем при производстве действий по регистрации юридического лица поданы установленные ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, нотариусом города Москвы К.И.А. засвидетельствована подлинность подписи К.П.Ю., данные документы поданы в соответствии с перечнем, определенным статьей 12 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о регистрации, регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным Законом.
Заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц обеспечивается ограниченными возможностями регистрирующих органов по принятию решений об отказе в государственной регистрации, поскольку перечень оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренный ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является исчерпывающим.
Довод налогового органа о том, что основанием для принятия оспариваемого отказа явилось указание недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица, судом кассационной инстанции отклоняется, так как оспариваемое решение не содержит указания на подтверждающие данные выводы доказательства; в процессе рассмотрения дела по существу регистрирующим органом также не представлено иных доказательств, в том числе в части ненахождения органов управления данного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (ч. 1 ст. 13 Федерального Закона N 129-ФЗ).
Кроме того, заявителем представлено гарантийное письмо МОО "Общество воинов-интернационалистов Афганистана района "Басманный" от 03.09.07 г., что данное юридическое лицо предоставляет адрес: 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1 в качестве юридического адреса, по которому осуществляется связь с ООО "АудитКонсалтинг".
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судами первой и апелляционной инстанций исследованы доводы заявителя, произведена их оценка, в связи с чем у суда кассационной инстанции в соответствии с законом нет оснований для их переоценки. Руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2008 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 г. по делу N А40-58752/07-21-408 оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС России N 46 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 сентября 2008 г. N КГ-А40/8255-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании