Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей А.М. Медведевой, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявления Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска и Хабаровской городской Думы о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 07.03.2013 по делу N А73-16373/2012, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.2013 по тому же делу по заявлению Министерства имущественных отношений Хабаровского края (далее - министерство) к администрации города Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска, Хабаровской городской Думе об обязании администрации города Хабаровска принять решение об образовании земельного участка под зданиями, находящимися на праве оперативного управления у муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" (далее - санаторий) в границах земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:1397/3, площадью 131 963 кв. м, определенной постановлением администрации г. Хабаровска от 12.10.2012 N 4348, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:1397, площадью 145 132 кв. м, расположенного в г. Хабаровске по ул. Санаторной 17а, и принятии правового акта о предоставлении образованного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования санаторию; обязании Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска после принятия правового акта о предоставлении образованного земельного участка учреждению заключить с санаторием договор о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; о признании незаконным бездействия Хабаровской городской Думы по не передаче в государственную собственность Хабаровского края земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости в составе имущественного комплекса санатория, выразившиеся в не включении в решение Хабаровской городской Думы от 21.02.2012 N 542 (в ред. от 24.07.2012 N 630) "Об утверждении перечня муниципальных учреждений здравоохранения города Хабаровска как имущественных комплексов, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности в государственную собственность Хабаровского края" земельного участка в составе имущественного комплекса санатория и обязании в месячный срок со дня принятия администрацией г. Хабаровска решения об образовании земельного участка внести в решение от 21.02.2012 N 542 (в ред. от 24.07.2012 N 630) образованный путем раздела земельный участок под объектами недвижимости санатория (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детский санаторий "Амурский", Управление здравоохранения администрации города Хабаровска, Министерство здравоохранения Хабаровского края.
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.03.2013 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 08.10.2013 изменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - департамент) и Хабаровской городской Думы (далее - дума) обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлениями о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора. Заявители указывают на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению заявителей, судами нарушены нормы процессуального права и неправильно применены нормы материального права.
Судами установлено, что решением Хабаровской городской Думы от 21.02.2012 N 542 (в редакции от 24.07.2012 N 630) утвержден перечень муниципальных учреждений здравоохранения города Хабаровска как имущественных комплексов, предлагаемых к передаче из муниципальной собственности городского округа "Город Хабаровск" в государственную собственность Хабаровского края, в числе которых значится санаторий.
В упомянутом перечне указаны объекты недвижимости санатория (пункт 26), расположенные по ул. Санаторной, 17а в г. Хабаровске. Вместе с тем, земельный участок, на котором расположены данные объекты, находящиеся в оперативном управлении учреждения, в перечень передаваемого недвижимого имущества не включен.
Согласно изданному администрацией г. Хабаровска 12.10.2012 постановлению N 4348 санаторию предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 27:23:0000000:1397/3 площадью 131 963 кв. м под здания, находящиеся в его оперативном управлении.
Ввиду того, что данный земельный участок является составной частью земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:1397, право постоянного (бессрочного) пользования за учреждением в установленном порядке не зарегистрировано, раздел земельного участка с кадастровым номером 27:23:0000000:1397 в целях формирования земельного участка под объекты недвижимости, находящиеся в оперативном управлении санатория, администрацией г. Хабаровска не осуществлен.
Министерство, обратившись 26.10.2012 к мэру г. Хабаровска, предложило принять меры по подготовке правоустанавливающих документов в отношении указанного земельного участка, а 22.10.2012 предложило внести изменения в решение Хабаровской городской Думы, включив в перечень передаваемого имущества земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости учреждения.
Полагая бездействие органов местного самоуправления по не передаче в государственную собственность Хабаровского края спорного земельного участка в составе имущественного комплекса учреждения здравоохранения не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Хабаровского края в сфере здравоохранения, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявленными по настоящему делу требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды исходили из следующего.
На момент принятия решения Хабаровской городской Думы от 21.02.2012 N 542 земельный участок, на котором расположены закрепленные за санаторием на праве оперативного управления объекты недвижимости, использовался учреждением в составе имущественного комплекса в целях оказания медицинской помощи населению.
При этом, установив, что с 01.01.2012 Федеральным законом от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям Хабаровского края отнесена организация оказания населению медицинской помощи на территории края, суды сделали вывод об обязанности органов местного самоуправления в установленный законом срок передать в собственность Хабаровского края муниципальное имущество, используемое в целях охраны здоровья, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями здравоохранения.
Невключение спорного земельного участка в перечень недвижимого имущества, передаваемого в собственность Хабаровского края, обосновано тем, что данный земельный участок относится к особо охраняемой природной территории - землям, ограниченным в обороте.
Исходя из норм Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 27, пункт 4 статьи 35), Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" судами сделан вывод о том, что законом установлен запрет на передачу земельных участков особо охраняемой природной территории лишь в частную собственность. При этом ограничение оборотоспособности таких земельных участков не препятствует их безвозмездной передаче под объектами недвижимости в составе имущественного комплекса в случае изменения уровня собственности при переходе к другому собственнику муниципального имущества.
Исходя из установленных обстоятельств и норм права, подлежащих применению, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого бездействия закону и нарушающего права Хабаровского края в лице Министерства на распоряжение подлежащим передаче в собственность Хабаровского края в силу закона имуществом и на осуществление государственных полномочий по организации и оказанию медицинской помощи населению края.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлениях доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы департамента и думы, изложенные в заявлениях о пересмотре судебных актов в порядке надзора о неправильном применении судами норм права, являются необоснованными, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств и не являются основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.
Доводы о нарушении судами норм процессуального права, в частности, о пропуске министерством установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока при обращении и заявлением по настоящему делу, были предметом исследования в судах нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений процессуальных норм, являющихся безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А73-16373/2012 Арбитражного суда Хабаровского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 07.03.2013, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
А.М. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 ноября 2013 г. N ВАС-16888/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А73-16373/2012
Истец: Министерство имущественных отношений Хабаровского края
Ответчик: Администрация города Хабаровска, Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, Хабаровская городская Дума
Третье лицо: МБУЗ "Детский санаторий "Амурский" Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска, Министерство здравоохранения Хабаровского края, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детский санаторий "Амурский" Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2049/13
07.03.2013 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-16373/12