Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2013 г. N ВАС-13806/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2012 по делу N А53-27107/12, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.06.2013 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") к открытому акционерному обществу "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод" (далее - завод) о взыскании 328 200 рублей штрафа за задержку вагонов.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 14.06.2013 названные судебные акты оставлены без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что общество "РЖД" пропустило срок для предъявления требований, предусмотренный Соглашением о международном грузовом сообщении (далее - СМГС).
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество "РЖД" просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "РЖД" (перевозчиком) и заводом (владельцем) 12.05.2009 заключен договор N 221/1 (далее - договор), который регулирует отношения, связанные с эксплуатацией заводом принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, являющегося продолжением пути N 17 станции Локомотивстрой Северо-Кавказской железной дороги.
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути N 3, 7, 9, 11 названной станции. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца пути с расстановкой по местам выгрузки, погрузки (пункт 7 договора). Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на выставочные пути N 3, 7, 9, 11 станции (пункт 10 договора). Осмотр и передача грузов и вагонов в техническом и коммерческом отношении производятся на выставочных путях N 3, 7, 9, 11 станции (пункт 12 договора).
В сентябре 2011 года в адрес завода прибывали вагоны, которые подавались на принадлежащий ему железнодорожный путь необщего пользования. В связи с задержкой вагонов под грузовыми операциями сверх технологического срока оборота общество "РЖД" на основании статей 47, 62, 99, 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта, Устав) рассчитало заводу штраф в размере 328 200 рублей.
Общество "РЖД" 15.09.2011 и 20.09.2011 безакцептно списало с лицевого счета завода 131 400 рублей и 196 800 рублей (всего 328 200 рублей) в счет оплаты штрафов за задержку вагонов.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2012 по делу N А53-23666/2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.02.2013, удовлетворено требование завода о взыскании с общества "РЖД" 328 200 рублей неосновательного обогащения. Судебные акты мотивированы отсутствием у общества "РЖД" права на безакцептное списание штрафных санкций.
В период рассмотрения названного дела общество "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 328 200 рублей штрафа за простой вагонов.
Отказывая обществу "РЖД" в иске, суды исходили из того, что требование о взыскании штрафа за задержку вагонов связано с перевозкой грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении (станция Мууга (Эстония) - станция Локомотивстрой Северо-Кавказской железной дороги (Россия), перевозка осуществлялась по международным железнодорожным накладным. Спорые отношения по доставке заводом своим локомотивом вагонов по путям необщего пользования от железнодорожной станции до мест их выгрузки на подъездных путях возникли из договора международной перевозки грузов и регулируется СМГС, девятимесячный срок исковой давности, установленный СМГС, пропущен. При этом суды указали, что отношения, возникшие из договора международной перевозки, завершаются в момент возврата грузополучателем разгруженных вагонов обществу "РЖД", соответственно, и в случаях выгрузки грузов после их прибытия не на железнодорожной станции назначения, а на подъездных путях.
Между тем судами не учтено, что настоящий спор возник из отношений по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, а не из отношений по договору перевозки.
Согласно статье 62 Устава железнодорожного транспорта порядок передачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования. За задержку вагонов под выгрузкой на путях необщего пользования грузополучатели и владельцы путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные статьей 99 Устава.
Между сторонами заключен договор N 221/1 на эксплуатацию пути необщего пользования собственности завода.
Согласно пунктам 1, 7, 10, 12 данного договора сдаваемые на путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути железнодорожной станции, на которых осуществляется передача вагонов владельцу подъездного пути, дальнейшее продвижение вагонов с расстановкой по местам выгрузки производится локомотивом завода.
Перевозка груза осуществлялась на основании договора международной железнодорожной перевозки грузов, заключенного в соответствии со статьей 7 СМГС, по которому общество "РЖД" обязалось перевезти грузы со станции Мууга Эстонской железной дороги до станции Локомотивстрой Северо-Кавказской железной дороги.
В соответствии со статьей 17 СМГС по прибытии груза на станцию назначения груз выдается грузополучателю. Согласно статье 22 СМГС железная дорога несет ответственность за груз только до его выдачи на станции назначения.
Следовательно, общество "РЖД" после выдачи груза заводу на станции Локомотивстрой не несло ответственности за сохранность груза и могло считаться исполнившим свои обязательства по договору перевозки.
При этом на пути необщего пользования груз был подан в соответствии с договором на эксплуатацию путей необщего пользования, технологические сроки, нарушенные заводом, также были установлены договором на эксплуатацию путей необщего пользования.
Таким образом, выдача груза лицу, которое самостоятельно осуществляет их последующую доставку до мест выгрузки на подъездных путях в рамках заключенного договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, завершает отношения по перевозке груза, причем в равной степени и внутренней, и международной, поэтому данные отношения по доставке вагонов с грузом до мест их выгрузки на подъездных путях относятся к сфере регулирования Устава железнодорожного транспорта.
Учитывая изложенное, настоящее дело выносится на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А53-27107/12 Арбитражного суда Ростовской области для пересмотра в порядке надзора решения от 03.12.2012, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.06.2013 по тому же делу.
Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 13 января 2014 года.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2013 г. N ВАС-13806/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11653/14
03.06.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27107/12
28.01.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 13806/13
04.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13806/13
14.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13806/13
18.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13806/13
14.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2911/13
03.12.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27107/12