Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. N ВАС-16644/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирейковой Г.Г., судей Самуйлова С.В. и Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление Федеральной службы по тарифам от 01.11.2013 N СН-11262/13 о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.08.2013 по делу N А40-113661/12-120-1116 Арбитражного суда города Москвы по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт" (г. Каспийск; далее - общество) о признании незаконным бездействия Федеральной службы по тарифам (Москва; далее - ФСТ России), выражающегося в невыделении в Сводном прогнозном балансе на 2-е полугодие 2012 года и невключении в него объемов населения и приравненных к ним категорий потребителей в отношении общества с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт", а также объема покупки электрической энергии (мощности) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт" с оптового рынка электрической энергии (мощности) по регулируемым договорам (регулируемым ценам) в соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2011 N ВАС-7986/11 и Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 (далее - Правила оптового рынка).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.08.2013, решение суда первой инстанции изменено: признано незаконным бездействие ФСТ России по невключению в Сводный прогнозный баланс на 2-е полугодие 2012 объемов населения и приравненных к ним категорий потребителей в отношении общества, а также объема покупки электрической энергии (мощности) в отношении общества с оптового рынка электрической энергии (мощности) по регулируемым договорам (регулируемым ценам). В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций ФСТ России просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что общество является энергосбытовой организацией, внесенной в реестр субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) в декабре 2010 года и осуществляющей свою деятельность на территории ценовой зоны оптового рынка, для которой установлены особенности функционирования оптового и розничного рынка (приложение N 3 к Правилам оптового рынка; далее - особые зоны).
Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан в соответствии с пунктом 26 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 10.06.2009 N 125-э/1, в адрес ФСТ России 15.06.2011 и 16.06.2011 направлены предложения по формированию сводного прогнозного баланса, согласно которым весь объем электрической энергии (мощности), поставляемый населению субъектами оптового рынка в 2012 году в республике Дагестан, закреплен за ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания".
Эти предложения вошли в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2012 год, утвержденный приказом ФСТ России от 26.07.2011 N 180-Э/4. Согласно приказу общество с 01.07.2012 включено в сводный прогнозный баланс на 2012 год с объемом потребления прочих потребителей 84,34 млн. кВт.ч.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2011 N ВАС-7986/11 абзац 3 пункта 62 Правил оптового рынка, не соответствующий Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", признан недействующим, в том числе в части его применения только к гарантирующим поставщикам - участникам оптового рынка.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2012 N ВАС-3921/12 отказано в передаче дела N ВАС-7986/11 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора.
ФСТ России письмом от 06.02.2012 N ЕП-835/12 "О порядке и сроках предоставления информации для изменения прогнозного баланса на 2012 год" проинформировало органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организации, оказывающие общесистемные и сетевые услуги, субъекты оптового и розничного рынков о том, что планируется внести изменения в сводный прогнозный баланс на 2012 год.
ФСТ России установило, что участники оптового рынка - потребители электрической энергии и мощности в срок до 15.02.2012 направляют предложения по внесению изменений в сводный прогнозный баланс на 2012 год в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы", некоммерческому партнерству "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью".
Общество письмом от 10.02.2012 N 32 направило ФСТ России дополнительные предложения по внесению изменений в сводный прогнозный баланс на 2012 год, в соответствии с которыми оно с 01.07.2012 планировало покупать на оптовом рынке электрической энергии (мощности) 84,34 млн. кВт.ч с учетом объемов населения величиной 31,79 млн. кВт/ч, о чем также сообщило Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан, ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" и некоммерческому партнерству "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью".
Заявленные обществом объемы подтверждены Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан, о чем проинформировано Правительство Республики Дагестан (письмо от 24.02.2012 N 332-04/Б).
Между тем предложения общества о внесении изменений в сводный прогнозный баланс на 2012 год ФСТ России не учтены и изменения в сводный прогнозный баланс на 2012 год не внесены.
Письмом от 03.08.2012 N ЕП-6117/12 ФСТ России сообщило обществу о том, что вопрос пересмотра балансовых решений на 2012 год в части изменения прогнозных объемов электрической энергии (мощности), поставляемых по регулируемым ценам, может быть рассмотрен после того, как Правительством Российской Федерации будет изменена недействующая норма.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя в части заявленные обществом требования, исходил из принципов организации отношений в сфере электроэнергетики и позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2011 N ВАС-7986/11, согласно которой сбытовые организации особых зон вправе заключать регулируемые договоры с производителями электрической энергии и мощности в том же порядке, какой установлен действующими нормативными актами для гарантирующих поставщиков, суд пришел к выводу об обязанности ФСТ России реализовать данную возможность при утверждении сводного прогнозного баланса.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что непринятие ФСТ России мер по внесению соответствующих изменений в Сводный прогнозный баланс на 2-е полугодие 2012 года в части выделения обществу объемов потребления электрической энергии (мощности) населением и приравненными к нему категориями потребителей не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Возражение ФСТ России о том, что основания для изменения сводного прогнозного баланса, предусмотренные пунктом 61 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, отсутствуют, являлся предметом оценки судов нижестоящих инстанций и правомерно отклонен. Указанная норма не может препятствовать обществу восстановить свое нарушенное право в ситуации, когда положения нормативного акта, учтенные при формировании сводного прогнозного баланса (пункт 62 Правил оптового рынка), судебным актом признаны не соответствующими законодательству.
Довод ФСТ России о том, что она не являлась лицом, участвующим в деле N ВАС-7986/11, и на нее не возлагалась обязанность по исполнению судебного акта, не может быть принят во внимание. В данном случае последствия признания положений нормативного акта недействующими предусмотрены частью 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для приведения любых актов, принятых на основании недействующей нормы, в соответствие с законодательством не требуется непосредственное участие лица в процессе по делу об оспаривании нормативного акта, как и возложение на кого-либо обязанности по исполнению решения суда.
Мнение ФСТ России о том, что выводы, содержащиеся в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N ВАС-7986/11, относятся к гарантирующим поставщикам, а не к энергосбытовым организациям, основано на неправильном истолковании названного судебного акта.
С учетом изложенного суд надзорной инстанции считает, что предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А40-113661/12-120-1116 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.08.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. N ВАС-16644/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-113661/2012
Истец: ООО "Каспэнергосбыт"
Ответчик: Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по тарифам (ФСТ России)
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5127/15
27.02.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51671/14
06.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16644/13
12.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16644/13
06.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-8346/13
15.04.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5133/13
17.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-113661/12