Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 декабря 2013 г. N ВАС-17900/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Тумаркина В.М., судей Зарубиной Е.Н., Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Степановой Н.Т. (г. Волгоград, ОГРН 305344407400035) от 14.11.2013 о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 18.01.2013, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.08.2013 по делу Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26074/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Степановой Н.Т. к Инспекции ФНС России по Центральному району города Волгограда (г. Волгоград, ОГРН 1043400395631) о признании недействительным решения от 12.09.2012 N 16-18/47 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
СУД УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Степанова Н.Т. обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Центральному району города Волгограда от 12.09.2012 N 16-18/47, принятого по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.01.2013 заявление частично удовлетворено: решение инспекции признано недействительным в части предложения уплатить 197 441 рубль налога на добавленную стоимость, начисления соответствующих сумм пеней и 39 488 рублей 20 копеек штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 15.08.2013 судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, предприниматель просит указанные судебные акты отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, а также права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания судебных актов, коллегия судей не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Между предпринимателем (покупателем) и Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда (продавцом) заключены договоры купли-продажи нежилых помещений от 07.09.2009 и от 25.03.2010 с рассрочкой оплаты на шесть лет.
Как следует из заявления предприниматель Степанова Н.Т. в периоды до 01.04.2011 исчисляла и уплачивала налог на добавленную стоимость при совершении каждой операции, связанной с выкупом имущества. В дальнейшем, полагая, что абзац второй пункта 3 статьи 161 Кодекса освобождает ее от обязанностей налогового агента, предприниматель Степанова Н.Т. прекратила выплаты названного налога.
В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила факты непредставления предпринимателем налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за II - IV кварталы 2011 года, а также не исчисление налога на добавленную стоимость с налоговой базы в размере 2 923 774 рублей 07 копеек в связи с неисполнением предпринимателем обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на добавленную стоимость из денежных средств, перечисленных за приобретенное недвижимое имущество в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Инспекция доначислила 656 627 рублей налога на добавленную стоимость, начислила 57 163 рубля 95 копеек пеней и 131 325 рублей штрафа по статье 123 Кодекса.
Доводы предпринимателя о том, что в случае приобретения муниципального имущества с рассрочкой оплаты его стоимости обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость с ежемесячных сумм оплаты, установленная пунктом 3 статьи 161 Кодекса, отсутствует с 01.04.2011 (даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", дополнившего пункт 2 статьи 146 Кодекса подпунктом 12) являются ошибочными.
Внесение изменений в налоговое законодательство, исключающее из объектов обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, не изменяет порядка определения налоговыми агентами налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении имущества, реализованного до 01.04.2011, так как в силу пункта 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Федеральный закон от 28.12.2010 N 395-ФЗ не распространяет действие положений подпункта 12 пункт 2 статьи 146 Кодекса на правоотношения, возникшие до вступления данного закона в силу.
Следовательно, при реализации до 01.04.2011 муниципальными образованиями муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, соответствующая сумма налога на добавленную стоимость определяется по правилам, действовавшим до указанной даты.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А12-26074/2012 Арбитражного судаВолгоградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 18.01.2013, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.08.2013 отказать.
Председательствующий судья |
В.М. Тумаркин |
Судьи |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 декабря 2013 г. N ВАС-17900/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А12-26074/2012
Истец: ИП Степанова Н. И.
Ответчик: ИФНС России по Центральному району г. Волгограда
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7046/13
28.05.2013 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26074/12
24.04.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1904/13
18.01.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26074/12