Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей А.А. Маковской, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А.Черняева" о пересмотре в порядке надзора постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2013 по делу Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-20211/2012 по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района к открытому акционерному обществу "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А.Черняева" о взыскании долга по арендной плате.
СУД УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к открытому акционерному обществу "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А.Черняева" (далее - общество) о взыскании 276 186 руб. 60 коп. долга по арендной плате по договору аренды от 27.09.2005 N 619 за период с 20.10.2011 по 31.12.2011.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.12.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 решение суда первой инстанции отменено на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исковые требования удовлетворены. С общества в пользу комитета взыскано 276 186 руб. 60 коп. задолженности по арендной плате.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2013 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами апелляционной и кассационной инстанций, общество обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора. По мнению общества, судами нарушено единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. Изменение размера арендной платы на основании Постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П невозможно в одностороннем порядке арендодателем без заключения сторонами соответствующего дополнительного соглашения к договору. Кроме того общество полагает, что новая кадастровая стоимость земельного участка в целях определения размера арендной платы не может применяться до момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Рассмотрев доводы общества, представленные документы и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) 27.09.2005 заключен договор N 619 аренды земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 74:03:0903001:0051 общей площадью 147 899 кв. м, расположенного в пос. Кропачево Челябинской области, на срок с 26.09.2005 по 26.09.2054.
Сторонами 04.09.2008 подписано соглашение N 128 к договору аренды, в том числе определяющее случаи, в которых арендодатель вправе изменить размер арендной платы в одностороннем порядке.
Комитет в письме от 17.11.2011 сообщил о направлении в адрес общества перерасчета арендной платы по договору аренды от 27.09.2005 N 619 за период с 20.10.2011 по 31.12.2011 в связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом договора аренды, на основании постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П.
Общество сообщило комитету о том, что по состоянию на 01.12.2011 кадастровая стоимость земельного участка не изменилась.
Комитет, ссылаясь на наличие задолженности по арендной плате за октябрь - декабрь 2011 года, обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные комитетом требования, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из следующего.
Размер арендной платы за государственные либо муниципальные земли относится к категории регулируемых цен, арендная плата за пользование которыми определяется с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Размер арендной платы по спорному договору рассчитывается на основании Закона Челябинской области от 24.04.2008 N 257-ЗО "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", и решения Собрания депутатов Ашинского муниципального района от 20.06.2008 N 372 об установлении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, согласно которым размер кадастровой стоимости земельного участка является одним из элементов установленной законом формулы расчета размера арендной платы.
Принимая во внимание, что постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П, вступившим в силу со дня его официального опубликования - 29.09.2011, утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Челябинской области, в силу изменения нормативным актом субъекта Российской Федерации одного из показателей формулы расчета арендной платы (размера кадастровой стоимости земельного участка), у арендодателя возникло право требовать внесения арендной платы в размере, рассчитанном с учетом данного показателя.
При таких обстоятельствах суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что обществом за период с 20.10.2011 по 31.12.2011 обязанность по внесению арендной платы исполнена не в полном объеме.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статье 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В силу статей 24.17-24.18 Закона об оценочной деятельности, в течение пяти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, а в течение 10 рабочих дней опубликовываются.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности определен срок в десять рабочих дней для направления органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из совокупности указанных норм следует, что конечным этапом кадастровой оценки земельного участка является внесение сведений о его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Челябинской области. Указанное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования (29.09.2011). Вступление в силу указанного акта порождает обязанность органа кадастрового учета по внесению сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости после получения их в установленном законодательством порядке. Новая кадастровая стоимость земельного участка, являющегося предметом спорного договора аренды, утвержденная постановлением от 17.08.2011 N 284-П, может быть применена для целей определения размера арендной платы не с момента вступления в силу постановления, утвердившего показатели кадастровой стоимости земельных участков, а с момента внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах выводы судов о возникновении у общества обязанности по оплате арендной платы в ином размере до внесения сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости являются необоснованными. Принятые по делу судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
С учетом изложенного и в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело N А07-20211/2012 Арбитражного судаРеспублики Башкортостан подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А07-20211/2012 Арбитражного судаРеспублики Башкортостан для пересмотра в порядке надзора постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2013 по тому же делу.
2. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы в срок до 10 февраля 2014 года.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
А.А. Маковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 декабря 2013 г. N ВАС-15534/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А07-20211/2012
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района, КУМС Ашинского муниципального района, Челябинская область
Ответчик: ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д. А.Черняева", ОАО Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д. А. Черняева
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 15534/13
26.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15534/13
12.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15534/13
21.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15534/13
04.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6014/13
01.04.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1301/13
18.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-20211/12