Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2014 г. N ВАС-17072/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.08.2013 по делу N А40-141398/12 Арбитражного суда города Москвы по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп АС" (далее - общество "ТрансГрупп АС") к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") о взыскании 422 531 рубля 98 копеек неосновательного обогащения.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2013 в удовлетворении иска отказано. Суд пришел к выводу о том, что спор возник в связи с осуществлением перевозки груза и на момент предъявления иска специальный срок исковой давности в один год истек.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 решение суда первой инстанции отменено. С общества "РЖД" в пользу общества "ТрансГрупп АС" взыскано 422 531 рубль неосновательного обогащения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 12.08.2013 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что общество "ТрансГрупп АС" не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем при перевозке груза. Между сторонами заключен договор по обеспечению общества "ТрансГрупп АС" вагонами, пригодными для перевозки груза, а, следовательно, к отношениям сторон применяются нормы по договору возмездного оказания услуг и общий срок исковой давности истцом не пропущен.
В заявлении о пересмотре судебных актов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора общество "РЖД" просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, со станции Богаты Западно-Сибирской железной дороги грузоотправителем - ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в адрес грузополучателей - ОАО "Ростерминалуголь", ОАО "Туапсинский морской торговый порт", ОАО "Восточный порт" был отгружен уголь по транспортным железнодорожным накладным N ЭС 956836, ЭХ 153816, ЭЧ 5449183, ЭЦ 539085, ЭЦ 318549, ЭЧ 006674, ЭЧ 153107, ЭЦ 804605, ЭЧ 436773, ЭЦ 729837, ЭЦ 729837, ЭЧ 374799, ЭЦ 215461, ЭЦ 593031, ЭЦ 646212, ЭЦ 845891, ЭЦ 215181, ЭЦ 488415, ЭЦ 640164, ЭЦ 640164, ЭЦ 680402, ЭЦ 846790, ЭЦ 892262.
Плательщиком за перевозку груза по данным транспортным железнодорожным накладным является общество "ТрансГрупп АС".
Общество "ТрансГрупп АС" является экспедитором по отношению к грузоотправителям, в связи с чем оно заключило с железной дорогой договор от 21.12.2007 N 171-жд, регулирующий взаимоотношений сторон, связанные с расчетами и оплатой провозных платежей при перевозках грузов в прямом железнодорожном и прямом смешанном сообщении, а также договор от 1910.2010 N 497, регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с оказанием услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов, перевозимых по территории Российской Федерации, а также вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы Российской Федерации, а также помещенных под таможенный режим таможенного транзита.
В период с января по май 2011 года истцу были оказаны услуги по обеспечению вагонов для перевозки грузов, в том числе, 23 спорных вагона N 65106551, 67692251, 62248273, 67406314, 55247266, 63629448, 52327186, 56332638, 60726106, 56425838, 65069676, 65119927, 60101813, 55442941, 52357324, 55476212, 56238041, 56288467, 67799601, 62685540, 60161502, 66032673, 56160294.
Указанные вагоны в связи с выявлением технических неисправностей были в груженом состоянии отцеплены от поездных формирований в пути следования на промежуточных железнодорожных станциях и направлены в ремонт. После завершения ремонта они были направлены на указанные в транспортных железнодорожных накладных станции назначения по досылочным ведомостям.
Поскольку расстояние перевозки перечисленных вагонов фактически увеличилось (в том числе, за счет перевозки от станции отцепки до станции ремонта), перевозчиком был осуществлен добор тарифа с плательщика за перевозку, в частности за осуществленный дополнительный отрезок маршрута перевозки.
Настоящий спор возник в связи со списанием железной дорогой с единого лицевого счета общества "ТрансГрупп АС" дополнительных провозных платежей за транспортировку вагонов от станции отцепки на станцию ремонта и из ремонта на станцию назначения.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта, Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования (статья 1 Устава).
Перевозочный процесс согласно определению, изложенному в статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", это совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
По смыслу изложенных норм, отношения контрагентов, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей и сборов, являются неотъемлемой частью процесса по организации перевозок, а плательщики, имеющие единые лицевые счета в Центре фирменного транспортного обслуживания, являются участниками отношений, предусмотренных статьей 1 Устава железнодорожного транспорта.
Следовательно, обязательственные отношения сторон настоящего спора, в том числе вытекающие из договоров по организации расчетов и уплате провозных платежей, а также по предоставлению вагонов для перевозки грузов, подпадают под действие законодательства о перевозках.
Согласно пункту 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Учитывая, что истцом заявлены требования о взыскании необоснованно списанной с его лицевого счета провозной платы, в силу статьи 125 Устава срок исковой давности должен исчисляться со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий - со дня списания денежных средств.
Перевозка груза и списание денежных средств в виде провозной платы были осуществлены в период до 31.05.2011, исковое заявление согласно почтовому штемпелю отправлено в суд 19.10.2012. Таким образом, на момент предъявления иска специальный срок исковой давности в один год истек, о чем до рассмотрения спора было заявлено ответчиком.
Учитывая изложенное, настоящее дело выносится на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-141398/12 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.08.2013 по тому же делу.
Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 20 февраля 2014 года.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2014 г. N ВАС-17072/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-141398/2012
Истец: ООО "ТрансГрупп АС"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 17072/13
15.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17072/13
04.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17072/13
14.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17072/13
12.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-8333/13
30.04.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9588/13
04.02.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-141398/12