Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 февраля 2014 г. N ВАС-16341/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Вавилина Е.В., судей Лобко В.А., Разумова Е.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (г. Ессентуки) от 25.10.2013 N У8-11657/05 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.2013 по делу N А63-1408/2013, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.10.2013 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ликеро-водочный завод "Русский" (далее - общество "ЛВЗ "Русский") о признании незаконным отказа Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Управление) в продлении сроков хранения и реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, содержащийся в письме от 18.01.2013 N 78-604/10;
об обязании Управления продлить сроки хранения и реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции общества "ЛВЗ "Русский" на срок до фактической реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции общества.
Третье лицо, участвующее в деле: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (г. Москва).
СУД УСТАНОВИЛ:
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка обществу "ЛВЗ "Русский" выданы лицензии на производство, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, действие которых прекратилось 18.10.2012.
По состоянию на 18.10.2012 у общества "ЛВЗ "Русский" в остатках числилась следующая алкогольная продукция: коньяки в общем количестве 124 843,19 дал, в том числе коньяк KB в количестве 1847,705 дал, коньяк пятилетний в количестве 78 612,247 дал, коньяк трехлетний в количестве 44 383,238 дал; спирт коньячный в общем количестве 8429,286 дал, в том числе спирт коньячный пятилетний в количестве 8419,361 дал и спирт коньячный трехлетний в количестве 9,925 дал.
На основании приказа от 23.10.2012 N 746 "О проведении снятия остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирования оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на предприятии ООО "Ликеро-водочный завод "Русский" Управлением произведено снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, а также пломбирование оборудования и коммуникаций, что отражено в акте от 25.10.2012 N у8-а729/10 (т.д. 1, л.д. 48-54).
Общество "ЛВЗ "Русский" направило письмо от 25.10.2012 N 399 (т.д. 1, л.д. 55) в Управление, содержащее просьбу разъяснить порядок реализации остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции, в связи с окончанием действия лицензии, опломбированием приборов учета и отключением системы ЕГАИС.
В ответе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, полученном обществом 17.12.2012, содержится указание о праве общества "ЛВЗ "Русский" реализовать остатки алкогольной продукции в срок до 18.12.2012 под контролем Управления, с представлением соответствующих документов, предусмотренных Федеральным законом от 25.11.1995N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Решением Арбитражного суд Ставропольского края от 08.11.2012 по делу N А63-15953/2012 общество "ЛВЗ "Русский" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим назначена Палян Лариса Васильевна (далее - конкурсный управляющий).
Алкогольная продукция, находящаяся в остатках у должника, включена конкурсным управляющим в конкурсную массу. За счет средств, полученных от реализации данной продукции, должно происходить финансирование процедуры банкротства, расчеты с кредиторами должника.
Конкурсный управляющий общества "ЛВЗ "Русский" 17.12.2012 (т.д. 1, л.д. 85) обратился в Управление с просьбой о продлении срока хранения алкогольной продукции общества в связи с введением процедуры банкротства для дальнейшей реализации остатков продукции.
Письмом от 18.01.2013 N 78-604/10 (т.д. 1, л.д.86) Управление отказало обществу "ЛВЗ "Русский" в продлении сроков хранения остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сославшись, что Законом N 171-ФЗ такая процедура не предусмотрена.
Полагая, что отказ Управления нарушает его права, общество "ЛВЗ "Русский" обратилось в арбитражный суд с упомянутым заявлением.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.2013 требования общества удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из приоритета норм Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при регулировании сложившихся отношений, поскольку общество признано несостоятельным (банкротом).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 решение суда первой инстанции отменено.
Отказывая в удовлетворении требований общества "ЛВЗ "Русский", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Управлением не ограничивались возможности общества "ЛВЗ "Русский" реализовывать имеющиеся у него остатки спиртосодержащей продукции в соответствии с порядком и сроком, установленным в пункте 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, общество этим правом не воспользовалось.
Суд апелляционной инстанции указал также, что продление срока хранения и реализации алкогольной продукции не относится к компетенции Управления и не урегулировано Законом N 171-ФЗ.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 01.10.2013 постановление суда апелляционной инстанции отменил, оставив в силе решение суда первой инстанции от 05.04.2013.
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении требований общества, суд кассационной инстанции прежде всего исходил из того, что общество "ЛВЗ "Русский" является несостоятельным (банкротом).
Суд кассационной инстанции, с учетом положений пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве, указал, что при открытии конкурсного производства независимо от того, утверждается ли конкурсный управляющий, должник лишается права распоряжения всем своим имуществом, составляющим конкурсную массу.
Руководствуясь положениями статьей 126, 129-131 Закона о банкротстве, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что общество "ЛВЗ "Русский" не имело права реализовать алкогольную продукцию, как на то указывает пункт 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ.
По мнению суда кассационной инстанции, отказ Управления в продлении лицензии ограничивает правоспособность общества "ЛВЗ "Русский" (должника), так как препятствует обществу (должнику) удовлетворить требования кредиторов и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, данный отказ не защищает экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции и решения суда первой инстанции Управление просит их отменить, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм права, и оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела и доводы Управления, изложенные в заявлении, коллегия судей приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
Настоящий спор вытекает из административных правоотношений об оспаривании ненормативного правового акта и подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, действия (бездействия) и ненормативные правовые акты государственных органов, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом незаконными лишь при одновременном соблюдении следующих двух условий - их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171 ФЗ оборотом является закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 18 указанного закона лицензии выдаются на осуществление конкретных видов деятельности. Прекращение срока действия лицензии на производство алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматически влечет невозможность для хранения и поставки произведенной продукции, при отсутствии самостоятельной лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии, организации предоставлено право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа.
Пунктом 17 статьи 19 Закона N 171-ФЗ предусмотрена возможность продления срока действия лицензии по просьбе лицензиата.
Положения Федерального закона N 171-ФЗ не содержат как норм, регулирующих продление сроков хранения и реализации алкогольной продукции, так и норм, наделяющих контролирующий (лицензирующий) орган соответствующими полномочиями.
Норма части 3 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях также указывает о невозможности продления срока хранения алкогольной продукции, поскольку устанавливает ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии.
Такое законодательное регулирование отношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обусловлено спецификой самой продукции, государственный контроль в сфере производства и оборота которой направлен на обеспечение надлежащего качества и безопасности данной продукции для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.
Из судебных актов следует, что обществом "ЛВЗ "Русский" не соблюден порядок и пропущен срок, установленный в пункте 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ для хранения и реализации остатка алкогольной и спиртосодержащей продукции, при этом общество не обращалось в установленном порядке в Управление за продлением срока лицензий.
Со стороны Управления, как контролирующего и лицензирующего органа, возможности общества "ЛВЗ "Русский" по реализации оставшейся алкогольной и спиртосодержащей продукции не ограничивались.
Вышеуказанное свидетельствует о законности отказа Управления в продлении сроков хранения и реализации алкогольной продукции общества "ЛВЗ "Русский", следовательно, выводы судов первой и кассационной инстанций основаны на неправильном применении судами норм права.
Судебная коллегия полагает, что с учетом действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
Из мотивировочной части оспариваемого постановления суда кассационной инстанции усматривается смешение понятий "продление срока хранения продукции" и "продление срока лицензии на хранение продукции", что в том числе привело к неправильному толкованию и применению судом кассационной инстанции норм Закона N 171-ФЗ.
Кроме того, коллегия судей поддерживает позицию суда апелляционной инстанции об отсутствии конкуренции Закона о банкротстве и Закона N 171-ФЗ при регулировании спорных отношений.
Закон о банкротстве не содержит запрет на включение в конкурсную массу ограниченно оборотоспособного имущества, в данном случае алкогольной и спиртосодержащей продукции. После прекращения действия лицензии должника оставшаяся продукция, изготовленная должником в процессе своей хозяйственной деятельности, подлежит реализации с соблюдением требования об обязательном наличии лицензии на оборот алкогольной продукции, установленного Законом N 171-ФЗ.
Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что оспариваемые судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А63-1408/2013 Ставропольского края для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.2013, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.10.2013.
2. Направить копии определения лицам, участвующим в деле, с приложением копии заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 14 марта 2014 отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Председательствующий |
Е.В. Вавилин |
Судьи |
В.А. Лобко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 февраля 2014 г. N ВАС-16341/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А63-1408/2013
Истец: ООО "Ликёро-водочный завод "Русский"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО
Третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу города Ростов-на-Дону, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Конкурсный управляющий Палян Л. В., Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 16341/13
07.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16341/13
20.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16341/13
02.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16341/13
12.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16341/13
08.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16341/13
01.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5436/13
12.07.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1694/13
08.04.2013 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-1408/13