Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 сентября 2008 г. N КГ-А40/8968-08
(извлечение)
Иск заявлен Обществом с ограниченной ответственностью "Проектно-эксплуатационная фирма "Инжтехсервис" (ООО ПЭФ "Инжтехсервис") к Управе Даниловского района города Москвы и к Государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Даниловского района" (ГУ "ИС Даниловского района") о признании государственного контракта N У-3 (регистрационный номер N 01-263010-0000-0000-0000-7) действующим (заключенным) и об обязании исполнить условия названного государственного контракта (л.д. 6-8).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 мая 2008 г. отказано ООО ПЭФ "Инжтехсервис" в удовлетворении исковых требований к Управе района Даниловского района г. Москвы и ГУ "ИС Даниловского района" о признании государственного контракта N У-3 от 29 декабря 2007 г. действующим (заключенным), об обязании Управы Даниловского района г. Москвы и ГУ "ИС Даниловского района" исполнить условия заключенного государственного контракта. Решение мотивировано тем, что 29 декабря 2007 г. между истцом и ответчиками был заключен государственный контракт N У-3 на выполнение работ по уборке дворовых территорий по Даниловскому району, что в соответствии с п. 1.1 контракта заказчик (ответчик) поручает, а подрядчик (истец) обязуется обеспечить собственными силами выполнение работ по уборке дворовых территорий, участка 63 (Лот N 3), что согласно п. 4.1 контракта истец обязался обеспечить качественное выполнение порученных работ в соответствии с условиями контракта. Далее первая инстанция указала, что в связи с некачественным выполнением работ истцом последнему 28 января 2008 г. было направлено уведомление N 11 от 28 января 2008 г. о досрочном расторжении контракта в соответствии с п. 9.2 Контракта, исходя из чего первая инстанция, сославшись на п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 2 Рекомендаций по расторжению государственного контракта в случае неисполнения подрядчиком своих обязательств Информационного письма Руководителя Департамента г. Москвы по конкурентной политике г. Москвы N 77-13-463/7-1 от 3 декабря 2007 г. признала действия ответчика по расторжению контракта правомерными. Первая инстанция отвергла доводы истца о нарушении ответчиком ч. 8 ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которой расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, поскольку указанная норма закона действует в соответствии с гражданским законодательством, а именно - Гражданским кодексом Российской Федерации (л.д. 110-111).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2008 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 19 мая 2008 г. по делу N А40-16486/08-10-106 оставлено без изменения (л.д. 138-139).
В кассационной жалобе ответчик просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судом п. 3 ст. 450, гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 8 ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (л.д. 144-147).
Давая объяснения в заседании кассационной инстанции, представитель истца привел доводы, аналогичные изложенным в жалобе.
Представители ответчиков просили оставить без изменения обжалуемые решение и постановление, сославшись на их законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция находит решение от 19 мая 2008 г. и постановление от 21 июля 2008 г. подлежащими отмене в свези со следующим.
Первой инстанцией установлено, что между сторонами заключен государственный контракт от 29 декабря 2007 г. N У-3.
При этом первая инстанция, исследуя вопрос о правомерности действий ответчиков по одностороннему расторжению государственного контракта, неправильно определила иерархию подлежащих применению законов, проигнорировав правило о том, что специальные нормы права имеют приоритет перед общими нормами.
Первая инстанция не учла, что Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. N 94 (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 207-ФЗ) регулирует отношения по заключению, исполнению и прекращению договоров, выделенных законодателем в особую отдельную группу - государственных и муниципальных контрактов. В связи с этим нормы названного Федерального закона о порядке заключения, исполнения и прекращения (расторжения) государственных и муниципальных контрактов являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации о порядке заключения, исполнения и прекращения (расторжения) договоров.
Таким образом, в регулировании отношений по заключению, исполнению и прекращению (распоряжению) государственных контрактов общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении, исполнении расторжении договора применяются в части, не противоречащей специальным нормам Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Первая инстанция не учла, что специальный порядок расторжения государственного контракта связан со специальным порядком его заключения, предусмотренным названым Федеральным законом.
Первая инстанция не учла, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, что заключение и прекращение (расторжение) договоров, в том числе и государственных контрактов, регулируется гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права, однако согласно ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не являются источником гражданского права.
Первая инстанция не применила п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Неправильное применение норм материального права не позволило первой инстанции правильно определить предмет доказывания по делу и с достаточной полнотой выяснить имеющие значение для дела обстоятельства.
Апелляционная инстанция недостатки решения не исправила.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что выводы суда, содержащиеся в решении, постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, что неправильно применены нормы материального права, а поэтому в силу п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 и 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение от 19 мая 2008 г. и постановление от 21 июля 2008 г. подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, определить законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, исходя из требований которых установить имеющие значение для дела обстоятельства, с учетом которые принять решение по делу.
Руководствуясь ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 мая 2008 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2008 г. по делу N А40-16486/08-10-106 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 сентября 2008 г. N КГ-А40/8968-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании