Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 октября 2008 г. N КА-А40/6958-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 6 октября 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом" РАДТЕХ" (далее - общество, заявитель) в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением, уточненным в соответствии со ст. 49 АПК РФ с ИФНС России N 15 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) об обязании возвратить переплату по налогам в сумме 3399770,28 руб., том числе: по налогу на добавленную стоимость в сумме 2538511,50 руб., по налогу на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет в сумме 78219,94 руб., по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в сумме 427843,70 руб., сбор на нужды образовательных учреждений, взыскиваемый с юридических лиц в сумме 1461,67 руб., по налогу с продаж в сумме 674,60 руб., по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 1964 руб., сбор на выдачу лицензий на осуществление вида деятельности, связанных с боротом этилового спирта-250000 руб., по налогу на рекламу - 1268,12 руб., по налогу на имущество-77470,99 руб., ЕСН, зачисляемый в Фонд социального страхования- 20296,62 руб. ,ЕСН, зачисляемый в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования- 1890,02 руб., ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет - 86,69 руб., по налогу на имущество, не входящему в единую систему газоснабжения - 82,43 руб.
Решением арбитражного суда г. Москвы от 15 февраля 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично, Инспекция ФНС России N 15 по г. Москве обязана в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ возвратить ООО "Торговый Дом" РАДТЕХ" суммы излишне уплаченных налогов, сборов, пени - 3396344,61 руб., в том числе:
Налог на добавленную стоимость в сумме 2538511,50 руб., налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 78219,94 руб., налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 427843,70 руб., налог с продаж в сумме 674,60 руб., сбор за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом этилового спирта , в сумме 250000руб. ,налог на рекламу в сумме 1268,12 руб., налог на имущество в сумме 77470,99 руб., единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 20296,62 руб., единый социальный налог, зачисляемый в Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования в сумме 1890,02 руб., единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 86,69 руб., налог на имущество, не входящий в единую систему газоснабжения в сумме 82,43 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2008 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 15 февраля 2008 г. по делу N А40-59259\07-75-359 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ИФНС России N 15 по г. Москве - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИФНС России N 15 по г. Москве подана кассационная жалоба, в которой налоговая инспекция просит отменить решение арбитражного суда г. Москвы от 15 февраля 2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2008 г. по основаниям неправильного применения норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требовании ООО "Торговый Дом" РАДТЕХ" отказать.
В обоснование жалобы налоговая инспекция указала, что акт сверки расчетов, на основании которого установлена переплата налогов в сумме 3861024,14 руб. ООО "Торговый Дом РАДТЕХ" в бюджет, является предварительным и не свидетельствует о завершении проведения проверочных мероприятий по начислению и уплате платежей в бюджет.
Переплата по НДС образовалась за счет уменьшения сумм налога по налоговым декларациям, то есть не является фактически уплаченными суммами
По налогу на прибыль не сдана декларация за 4 квартал 2004 г., то есть не было начислений за данный период.
Так как переплата образовалась в связи с уменьшением сумм налога по налоговым декларациям, то в нарушение ч. 2 ст. 125 АПК РФ заявитель в уточненном заявлении не указал обстоятельства, которые подтверждают заявленные требования о возврате из бюджетов суммы налогов, не приведен расчет сумм, подлежащих возврату, не представлены первичные документы, подтверждающие суммы излишне уплаченных налогов.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
ООО"Торговый Дом"РАДТЕХ" в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения кассационной жалобы был извещен, представил письменное ходатайство об отложении дела в связи с занятостью в другом судебном заседании и неполучении кассационной жалобы ИФНС России N 15 по г. Москве.
Рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав мнение налогового органа, суд кассационной инстанции отклоняет его, считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя заявителя; к кассационной жалобе приложена почтовая квитанция о направлении копии жалобы ООО "ТД "Радтех".
Законность судебных актов проверяется в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что решением арбитражного суда г. Москвы от 20.03.200 г. по делу N А40-75047\06-103-1147 "Б" ООО"Торговый Дом"Радтех" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев (л.д. 16 т. 1)
В соответствии со ст. 129 Федерального Закона N 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности" (банкротстве) конкурсным управляющим принимались меры к выявлению и взысканию дебиторской задолженности (л.д. 24-29 т. 1) и направлен запрос в Государственное учреждение, Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 31) исх. N 06\208\928 от 12.04.2007 о возврате суммы переплаты -90898,77 руб. (л.д. 5 т. 1)
ГУ МРО ФСС (филиал N 31) письмом от 28.08.2007 г. N 06-13\06\2865 подтверждена переплата в размере 20310,40 руб. по ЕСН, зачисляемому в бюджет ФСС, на основании расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (л.д. 0-12 т. 1) и переплату по расчетам по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 16,90 руб.
ООО "Торговый Дом" РАДТЕХ" 7.12.2007 г. направил в ИФНС России N 15 по г. Москве заявление о возврате переплаты по ЕСН в сумме 20310,40 руб. (л.д. 34 т. 1)
В связи с рассмотрением указанного заявления и для проверки факта наличия переплаты налоговой инспекцией совместно с налогоплательщиком была произведена сверка расчетов, по результатам которой составлен и подписан акт по состоянию на 21.12.2007 г., согласно которому переплата по налогам ООО "ТД"РАДТЕХ" составила 3861024,14 руб. (л.д. 42, 43, 45 т. 1)
После составления акта сверки ООО "Торговый Дом "РАДТЕХ" направил в ИФНС России N 15 заявление N 32 от 20.12.2007 г. о возврате путем перечисления на расчетный счет образовавшейся переплаты по налогам в сумме 3861024,14 руб. (л.д. 46 т. 1);указанное заявление получено налоговым органом 21.12.2000 г.
Судом первой и апелляционной инстанции правомерно отклонен довод налоговой инспекции о том, что акт сверки является предварительным документом, не позволяющий сделать вывод об имеющейся у заявителя переплате в сумме, указанной в акте.
Составление акта сверки предусмотрено ст. 78 НК РФ.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Оценив акт сверки расчетов N 4 по состоянию на 21.12.2007 г. суды пришли к обоснованному выводу о том, что акт сверки соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах. Никаких других актов сверки не составлялось, доказательств того, что сумма переплаты, указанная в акте сверки не соответствует действительной сумме, не представлено.
Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией общества не назначалась
Судом первой и апелляционной инстанции обоснованно не принят довод налогового органа о том, что для возврата суммы НДС налогоплательщик должен представить первичные документы: договоры, счета-фактуры, платежные поручения.
В соответствии со ст.ст. 172, 173, 176 НК РФ (в редакции, действовавшей в момент образования переплаты) исчисление налога, в том числе право на его уменьшение на заявленные налоговые вычеты не обусловлено представлением в налоговые органы подтверждающих документов. Такая обязанность возникала только на основании требования налогового органа о предоставлении документов.
На основании карты расчета пеней по НДС на 4.02.2008 г. судами установлено, что суммы переплаты образовались частично за счет сумм налога, заявленных к уменьшению из бюджета (2000-2006 г.), частично за счет уплаты денежными средствами (л.д.103-108 т. 1).
При принятии от ООО "ТД"РАДТЕХ" налоговых деклараций, налоговый орган соглашался с данными ,отраженными в них.
На основании данных карты расчета пеней на 4.02.2008 г. судами сделан обоснованный вывод о том, что излишняя уплата обществом налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации в сумме 2538511,50 руб. возникла в результате уменьшения налога в связи с превышением налоговых вычетов над суммой налога, подлежащей уплате в бюджет в связи с представлением налоговых деклараций за март - август, декабрь 2005 г., январь 2006 г. (л.д. 103-108 т. 1)
В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 п. 1 ст. 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Излишняя уплата обществом налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 78219,94 руб. возникла в 2004-2006 г в результате уменьшения аванса и налога в связи с представлением налоговой декларации за более поздние периоды в рамках налогового периода, что подтверждено картой расчета пеней на 4.02.2008 г. (л.д. 96-102 т. 1), а также производилась частичная уплата денежными средствами.
Излишняя уплата обществом налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ в сумме 427.843,70 руб. возникла в 2004-2006 г. в результате уменьшения аванса и налога в связи с представлением налоговой декларации за более поздние периоды в рамках налогового периода, что также подтверждается картой расчета пени на 4.02.2008 г. (л.д. 78-85 т. 1).
На основании карты расчета пеней на 4.02.2008 г.судом также установлено, что излишняя уплата обществом ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет. В сумме 86,69 руб. образовалась вследствие излишнего перечисления денежных средств (л.д. 109-113 т. 1).
Излишняя уплата ЕСН, зачисляемого в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 1890,02 руб. образовалась вследствие уплаты сумм налога в большем размере (л.д. 62-70 т. 1).
Излишняя уплата обществом ЕСН, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ в сумме 2296,62 руб., возникла в 2006 г. в результате уменьшения налога в связи с расходами на цели обязательного социального страхования, что подтверждается расчетной ведомостью по средствам ФСС РФ по форме 4-ФСС РФ за 2006 г. и картой расчета пеней (л.д. 9-12, 71-77 т. 1).
Излишняя уплата обществом налога на имущество предприятий в сумме 77470,99 руб. возникла в 2002 г. в результате излишнего перечисления денежных средств по платежным поручениям от 15.02.2002 г. и от 15.03.2002 г. (л.д. 90-91 т. 1).
Излишняя уплата налога на имущество, не входящему в Единую систему газоснабжения в сумме 82,43 руб. возникла в 2005 г. в результате зачета налога по платежному поручению N 35 от 19.12.2005 г., что также подтверждено картой расчета пеней. (л.д. 93 т. 1).
Судами установлено, что излишняя уплата обществом налога на рекламу в сумме 1268,12 руб. возникла в 2004г. в результате уменьшения налога по уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2004г.,уплата налога произведена путем перечисления денежных средств.
На основании карты расчета пеней на 4.02.2008 г. судами также сделан вывод о том, что сальдо по сборам за выдачу федеральным органом исполнительной власти лицензий на выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта,. алкогольной и спиртосодержащей продукции в сумме 250 000 руб. возникло в результате заключения на зачет переплаты в недоимку (л.д. 118 т. 1). Доказательств, опровергающих указанные выводы суда первой и апелляционной инстанции налоговым органом не представлено.
Доводы налоговой инспекции о том, что переплата по налогам образовалась исключительно за счет уменьшения сумм налога по налоговым декларациям и фактически не была уплачена правомерно отклонен судом первой и апелляционной инстанции, так как не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель обратился в суд с требованием о возврате излишне уплаченных налогов в пределах трехлетнего срока с момента составления акта сверки, то есть с момента, когда обществу стало известно о наличии у него переплаты по налогам.
Правильно применив ст. 78 НК РФ при проверке соблюдения ООО "ТД"РАДТЕХ" срока давности для обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченных сумм налога, судами также сделан правильный вывод о пропуске заявителем срока для обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога на владельцев транспортных средств в сумме 1964 руб., сборы на нужды образовательных учреждений в сумме 1461,67; по указанным налогам судами правильно исчислен срок с даты отмены указанны платежей в связи с изменением в законодательство о налогах и сборах.
руб. и отказано в удовлетворении
Судами всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ с налоговой инспекции подлежит взысканию госпошлина в сумме 1000 руб. за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение арбитражного суда г. Москвы от 15 февраля 2008 г. по делу N А40-59259\07-75-359, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2008 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 15 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 15 по г. Москве госпошлину в сумме 1000 руб. за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 октября 2008 г. N КА-А40/6958-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании