Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 2014 г. N ВАС-17535/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Гвоздилиной О.Ю., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявления общества с ограниченной ответственностью "Торнадо" от 19.11.2013 и Федеральной антимонопольной службы от 09.12.2013 N 09/49658/13 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2013 по делу N А32-2671/2013,
УСТАНОВИЛА:
Федеральная антимонопольная служба (далее - антимонопольный орган) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Законодательному Собранию Краснодарского края (далее - Законодательное Собрание) о признании недействующими статей 5 и 6 Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков" (далее - Закон N 2497-КЗ), как несоответствующих пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и подпункту "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Национальная ассоциация производителей и дистрибьюторов слабого алкоголя, Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, общество с ограниченной ответственностью "Торнадо" (далее - общество) и Администрация Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2013 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлениях, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество и антимонопольный орган просят указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучение принятых по делу судебных актов и материалов дела показало, что суды исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении заявления антимонопольного органа суды руководствовались действующим законодательством, в том числе нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Суды установили, что статьей 5 Закона N 2497-КЗ установлен запрет на розничную реализацию на территории края слабоалкогольных тонизирующих напитков, а статьей 6 введены ограничения на розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков.
По результатам рассмотрения заявлений Национальной ассоциации производителей и дистрибьюторов слабого алкоголя, Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод и общества антимонопольным органом принято решение от 29.10.2012, согласно которому Законодательное Собрание признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и подпункт "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 указанного решения антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими статьи 5 и 6 Закона N 2497-КЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сделали вывод, что Законодательное Собрание, установив запрет розничной реализации слабоалкогольных тонизирующих напитков, действовало в рамках своей компетенции и указанная норма соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и подпункту "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, суды учли положения национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52844-2007 "Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 476-ст и указали, что тонизирующие напитки могут представлять опасность для здоровья, в том числе для здоровья несовершеннолетних граждан. При этом суды отметили, что статья 6 Закона N 2497-КЗ не вводит ограничение продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории субъекта Российской Федерации, а вводит ограничение только на его продажу несовершеннолетним и в определенных местах, а именно: в детских, образовательных и медицинских организациях; в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи, что не нарушает положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявления общества и антимонопольного органа, а также изучив материалы дела, коллегия судей полагает, что содержащиеся в них доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А32-2671/2013 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.10.2013 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 2014 г. N ВАС-17535/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был