Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N ВАС-18456/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Гвоздилиной О.Ю., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление муниципального бюджетного учреждения "Октябрьский дорожно-эксплуатационный участок" от 26.11.2013 N 763 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2013 по делу N А60-3087/2013 Арбитражного суда Свердловской области,
УСТАНОВИЛА:
муниципальное бюджетное учреждение "Октябрьский дорожно- эксплуатационный участок" (далее - учреждение, МБУ "Октябрьский ДЭУ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными пунктов 3, 7 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган) от 27.01.2012 по делу N 41 в части, относящейся к учреждению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Верх-Исетское дорожно-эксплуатационное управление", муниципальное бюджетное учреждение "Орджоникидзевский дорожно-эксплуатационный участок", муниципальное бюджетное учреждение "Кировский дорожно-эксплуатационный участок", муниципальное бюджетное учреждение "Железнодорожное дорожно-эксплуатационное управление", муниципальное бюджетное учреждение "Чкаловское дорожно-эксплуатационное управление", администрация города Екатеринбурга в лице Комитета благоустройства администрации города Екатеринбурга, Екатеринбургская городская Дума.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 21.10.2013 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции учреждение просит указанный судебный акт отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судом кассационной инстанции норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суды исходили из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении заявления учреждения суды руководствовались действующим законодательством, в том числе нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Суды установили, что в соответствии с пунктом 1.1 устава МБУ "Октябрьский ДЭУ" учреждение является правопреемником прав и обязанностей муниципального учреждения "Октябрьский дорожно- эксплуатационный участок".
Уставом МБУ "Октябрьский ДЭУ" предусмотрено, что учреждение является некоммерческой организацией. Бюджетному учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, предусмотренную уставом. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество используются бюджетным учреждением только на цели, определенные уставом.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 23.04.2002 N 19/4 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии с пунктом 4.5.11 данных Правил обязанность по уборке и вывозу бытового мусора, снега с территорий притротуарных парковок, автостоянок, гаражей и т.п. возлагается на балансодержателей, организации, эксплуатирующие данные объекты.
Администрацией города Екатеринбурга 17.11.2006 утверждены тарифы на механизированную уборку улиц, тарифы на ручную уборку дорог, тротуаров, остановок общественного транспорта и подземных пешеходных переходов. Плата за оказание услуг по приему и размещению снега на снегоприемных площадках в указанные тарифы не включена.
В соответствии с Положением "О тарифной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденным постановлением главы города Екатеринбурга от 31.12.2009 N 5987, тарифная комиссия муниципального образования согласовывает цены и тарифы на услуги, предоставляемые муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Тарифы на оказываемые услуги в 2010 году тарифной комиссией муниципального образования не утверждены.
В целях содержания и развития сети автомобильных дорог общего пользования, а также производства работ по их ремонту и эксплуатационной деятельности на территории города Екатеринбурга в каждом районе города созданы муниципальные бюджетные учреждения (на территории Октябрьского района - МБУ "Октябрьский ДЭУ"), которыми оборудованы площадки под временное размещение снега в городе Екатеринбурге. Данные учреждения предоставляли платные услуги по приему и размещению снега на таких площадках.
Муниципальным заданием для МБУ "Октябрьский ДЭУ" на 2011 год определен перечень оказываемых услуг: содержание автомобильных дорог местного значения; содержание тротуаров: содержание остановочных площадок общественного транспорта; ремонт дорог (перекрытие, картами); ремонт дорог методом фрезерования; ремонт дорог (без обрубки карт, заброска); ремонт тротуаров; ремонт бортовых камней; устройство укрепительных полос.
Распоряжением Комитета благоустройства администрации города Екатеринбурга от 01.11.2010 N 6 утверждено Положение о порядке и условиях оказания платных услуг (выполнения работ), относящихся к основным видам деятельности, муниципальными бюджетными учреждениями в сфере благоустройства для граждан и юридических лиц (далее - Положение), которым определены порядок и условия оказания платных услуг (выполнения работ) муниципальными бюджетными учреждениями, осуществляющими сверх установленного муниципального задания, относящимися в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности в сфере благоустройства для граждан и юридических лиц.
Пунктом 6 раздела 1 Положения предусмотрено, что для организаций, финансируемых из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург", учреждения предусматривают льготы на платные услуги (в виде скидки со стоимости).
Аналогичные положения предусмотрены Положением о предпринимательской деятельности МБУ "Октябрьский ДЭУ", утвержденным руководителем учреждения 11.10.2011 и согласованным с Комитетом благоустройства администрации города Екатеринбурга 18.01.2010.
На основании приказа от 21.06.2011 антимонопольным органом возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в связи с обращением Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры о нарушении антимонопольного законодательства муниципальными бюджетными учреждениями при осуществлении предпринимательской деятельности по приему и размещению снега на снегоприемных полигонах.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение от 27.01.2012, которым в действиях бюджетных учреждений, в том числе МБУ "Октябрьский ДЭУ", признано нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном применении (установлении) различных тарифов на одни и те же услуги, связанные с приемом и размещением снега в местах временного складирования снега, предоставляемых хозяйствующим субъектам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сделали вывод о доказанности наличия в действиях учреждения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суды исходили из того, что учреждение предоставляло платные услуги по приему и размещению снега на площадках под временное размещение снега в городе Екатеринбурге.
Руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2013 N 10083/12, суды указали, что принятие учреждением Положения, реализация которого приводит к необоснованному установлению различных цен на одни и те же услуги, связанные с уборкой и размещением снега, для различных заказчиков, свидетельствует о нарушении заявителем положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку при оказании платных услуг в силу законодательства, в частности, Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", учреждение не исключается из числа субъектов антимонопольного контроля, в том числе при формировании цен. Соответствующие запреты, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в таких случаях также подлежат применению.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что учреждением заключались договоры с различными хозяйствующими субъектами, предметом которых является прием и размещение снега на снегоприемном полигоне. Согласно условиям названных договоров учреждение применяло различные тарифы за оказание услуги по приему и размещению снега.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, не усматривается.
Рассмотрев заявление учреждения, коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А60-3087/2013 Арбитражного суда Свердловской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2013 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N ВАС-18456/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А60-3087/2013
Истец: Муниципальное бюджетное учреждение "Октябрьский дорожно-эксплуатационный участок"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: Администрация г. Екатеринбурга в лице комитета благоустройства, Администрация г. Екатеринбурга в лице Управление благоустройства, Екатеринбургская городская Дума, Комитет благоустройства Администрации г. Екатеринбурга, МБУ "Верх-Исетское дорожно-эксплуатационное управление", МБУ "Железнодорожное дорожно-эксплуатационное управление", МБУ "Кировский дорожно-эксплуатационный участок, МБУ "Чкаловский дорожно-эксплуатационный участок", Муниципальное бюджетное учреждение "Верх-Исетское дорожно-эксплуатационное управление", Муниципальное бюджетное учреждение "Орджоникидзевский дорожно-эксплуатационный участок", Муниципальное бюджетное учреждение "Чкаловское дорожно-эксплуатационное управление"