Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2014 г. N ВАС-2249/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Департамента финансов Кировской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кировской области от 25.07.2013 по делу N А28-161/2013-22/25, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.01.2014 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Развитие-Авто" (далее - общество) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, субъекту Российской Федерации - Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области о взыскании (с учетом уточнения) 3 390 000 рублей расходов, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан в 2009 году бесплатного проезда в транспорте общего пользования, из них: с Министерства финансов Российской Федерации - 75 124 рублей 80 копеек расходов от перевозки инвалидов по зрению (федеральный регистр), с Департамента финансов Кировской области - 3 314 875 рублей 20 копеек расходов от перевозки школьников 1 - 4 классов (областной регистр).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области, администрация муниципального образования "Город Киров" (далее - администрация), Региональная служба по тарифам Кировской области, общество с ограниченной ответственностью "Вяткомтранс", общество с ограниченной ответственностью "Вятавтотранс".
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Кировской области от 25.07.2013, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанции, исковое требование удовлетворено.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Департамент финансов Кировской области просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, суд надзорной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что администрация (заказчик) и ООО "Вяткомтранс" (исполнитель) заключили договор от 29.12.2006 N 01-985, по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по перевозке населения городским пассажирским транспортом общего пользования на территории МО "Город Киров" по городским маршрутам N 33, 67.
Между администрацией (заказчиком) и ООО "Вятавтотранс" (исполнителем) заключен договор от 29.12.2006 N 01-1001, по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по перевозке населения городским пассажирским транспортом общего пользования на территории МО "Город Киров" по городскому маршруту N 14.
Согласно пункту 2.1.3 названных договоров установлена обязанность исполнителя взимать с пассажиров провозную плату по тарифам, установленным Правительством Кировской области либо уполномоченным им органом, в том числе предоставлять меры социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Во исполнение указанных договоров в 2009 году ООО "Вяткомтранс" и ООО "Вятавтотранс" оказывали услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам N 14, 33, 67, в том числе осуществляли перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и право на бесплатный проезд.
При осуществлении деятельности по перевозке данные перевозчики обязаны были предоставлять право бесплатного проезда гражданам, перечень которых утвержден постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286 и включает в себя инвалидов по зрению, имеющих III степень ограничения трудоспособности к трудовой деятельности (I группа), и обучающихся на ступени начального общего образования (1 - 4 классы) общеобразовательных учреждений области.
Поскольку в 2009 году натурные обследования пассажиропотока школьников 1 - 4 классов уполномоченными органами власти не проводилось общество использовало расчетный метод, основанный на доступных ему сведениях из Департамента образования Кировской области о списочном количестве учащихся 1 - 4 классов. Из расчета общество исключило поездки школьников 1 - 4 классов в июле, августе каждого календарного года в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 1490/286.
Право требования к Российской Федерации и субъекту Российской Федерации - Кировской области возмещения расходов, возникших в связи с перевозкой граждан, имеющих право на бесплатный проезд в 2009 году, указанные перевозчики уступили обществу на основании договоров уступки: ООО "Вяткомтранс" на основании договора уступки от 12.01.2012 в размере 1 500 00 рублей; ООО "Вятавтотранс" на основании договора уступки от 02.03.2012 в размере 1 890 000 рублей, о чем администрация была уведомлена письмом от 09.04.2012 N 10.
Невозмещение обществу расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт причинения расходов и их размер подтверждены материалами дела.
Расчет расходов от перевозки граждан, имеющих право льготного проезда, осуществлен обществом исходя из следующих показателей: численность инвалидов по зрению, обладающих льготой на бесплатный проезд, проживающих в Кирове; численность обучающихся начального уровня образования, проживающих в Кирове; сведения о среднероссийском количестве поездок пассажира-льготника в месяц на каждом виде транспорта; удельный вес истца в общем объеме перевозок пассажиров всеми видами транспорта в Кирове; тариф на проезд. Все показатели, используемые в расчете, подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов. Суды, проверив расчет расходов, понесенных обществом, признали его обоснованным.
Удовлетворяя исковое требование в сумме 3 314 875 рублей 20 копеек за счет казны субъекта Российской Федерации "Кировская область", суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено. Выводы судов соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ по данной категории спора.
Доводы заявителя о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А28-161/2013 Арбитражного суда Кировской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 25.07.2013, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.01.2014 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2014 г. N ВАС-2249/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А28-161/2013
Истец: ООО "Развитие-Авто"
Ответчик: Представитель Минфина РФ в Кировской области -Управление федерального казначейства по Кировской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Субъект Российской Федерации "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "город Киров", Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, ООО "Вятавтотранс", ООО "Вяткомтранс", Региональная служба по тарифам Кировской области, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области, Департамент финансов Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10032/14
24.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2249/14
03.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2249/14
19.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2249/14
13.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12733/13
04.10.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6952/13
25.07.2013 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-161/13