Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 апреля 2014 г. N ВАС-1160/14
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Зориной М.Г. и Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Саратовстройстекло" (г. Саратов) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Саратовской области от 23.04.2013 по делу N А57-18417/2012, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.12.2013 по тому же делу
по заявлению открытого акционерного общества "Саратовстройстекло" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (г. Саратов) о признании недействительным решения от 29.06.2012 N 08/07, и к Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании частично недействительным решения от 20.08.2012.
СУД УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Саратовстройстекло" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее - инспекция) от 29.06.2012 N 08/07 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - управление) от 20.08.2012, в части доначисления 1 693 874 рублей налога на прибыль, 6 468 рублей налога на добавленную стоимость, а также взыскания 703 250 рублей налоговых санкций.
Решением суда первой инстанции от 23.04.2013 года требование общества удовлетворено частично. Решения инспекции и управления признаны недействительными в части доначисления 6 468 рублей налога на добавленную стоимость, 6 685 рублей налога на прибыль, соответствующих сумм пеней; в части взыскания налоговых санкций по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) их размер был снижен до 10 000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 11.12.2013 принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требования общества о доначислении налога на прибыль за 2009 год в сумме 914 509 рублей и соответствующей ей суммы штрафа отменил, заявление общества в данной части удовлетворил. В остальной части судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
В заявлении о пересмотре принятых по делу судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить в части доначисления 772 680 рублей налога на прибыль с расходов на приобретение земельных участков, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального права.
Рассмотрев доводы, приведенные в заявлении, и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в силу следующего.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (удержания, перечисления) всех налогов, сборов и платежей (кроме налога на доходы физических лиц) за период с 01.01.2009 по 31.12.2010 инспекцией принято решение, которым признано неправомерным включение обществом в состав расходов при исчислении налога на прибыль на основании статьи 264.1 Налогового кодекса затрат по приобретению прав на земельные участки под объектами социально-культурной сферы, признаваемыми для целей налогообложения обслуживающими производствами и хозяйствами: физкультурно-оздоровительный комплекс "Алмаз", стадион и детский оздоровительный комплекс "Зеркальный".
По мнению инспекции, чью позицию поддержали суды трех инстанций, независимо от установления главой 25 Налогового кодекса особого порядка учета расходов при приобретении земельных участков, использование их в деятельности, связанной с функционированием объектов обслуживающих производств и хозяйств, влечет необходимость применения специальной нормы по определению налогооблагаемой базы в отношении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (статья 275.1 Налогового кодекса).
В частности, названной статьей Налогового кодекса определена обязанность при наличии убытков, полученных от данной деятельности, определять налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Протолковав соответствующие положения статьи 275.1 Налогового кодекса, суды распространили содержащееся в ней ограничение на учет расходов и на затраты, произведенные обществом в связи с приобретением земельных участков.
Поскольку в проверяемые налоговые периоды обществом был получен убыток от деятельности обслуживающих производств и хозяйств, все расходы в отношении земельных участков исключены из расчета налогооблагаемой прибыли при исчислении налога в рассматриваемые налоговые периоды.
По мнению коллегии судей, судами было допущено неправильное применение норм материального права, в связи с чем нарушено единообразие в толковании положений действующего налогового законодательства.
В силу статьи 252 Налогового кодекса налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Как установили суды, приобретение прав собственности на земельные участки под физкультурно-оздоровительным комплексом "Алмаз", стадионом и детским оздоровительным комплексом "Зеркальный" было связано с закреплением права собственности на данные объекты недвижимого имущества.
Порядок учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходов на приобретение прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках, определен статьей 264.1 Налогового кодекса, введенной в действие Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ.
Согласно положениям данной нормы Кодекса такие расходы признаются в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией и учитываются в следующем порядке:
по выбору налогоплательщика сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет, либо признается расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 процентов исчисленной в соответствии со статьей 274 Налогового кодекса налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов, если иное не предусмотрено данной статьей.
Данная норма распространяется на налогоплательщиков, которые заключили договоры на приобретение земельных участков, указанных в статье 264.1 Налогового кодекса, в период с 01.01.2007 по 31.12.2011.
Таким образом, названные положения прямо предусматривают возможность учета в целях исчисления налога на прибыль вышеназванных затрат и устанавливают механизм реализации данного права.
Дополнительного условия для признания расходов в виде наличия прибыли либо убытка от эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на рассматриваемых земельных участках, Налоговый кодекс не вводит, в связи с чем утверждение судов о необходимости учета расходов по приобретению прав на земельные участки в составе убытка от деятельности обслуживающих производств и хозяйств, со ссылкой на статью 275.1 Налогового кодекса является несостоятельной.
До введения специального правового регулирования по учету расходов, связанных с приобретением прав на земельные участки, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформировал правовую позицию, изложенную в постановлении от 14.03.2006 N 142231/05, согласно которой отсутствие в главе 25 Налогового кодекса норм об учете подобных затрат, в частности, путем начисления амортизации, лишает налогоплательщика возможности уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на соответствующие суммы. К такому выводу надзорная инстанция пришла, оценив характер расходов по приобретению земли, исключающих возможность начисления амортизации ввиду наличия возможности по использованию земельных участков без уменьшения их стоимости и потребительских свойств на протяжении всего срока эксплуатации.
Таким образом, было признано, что рассматриваемые расходы носят капитальный характер, не подлежат отнесению на расходы через амортизацию, соответственно, в отношении них подлежит применению статья Налогового кодекса, прямо устанавливающая на определенные налоговые периоды возможность учета подобных затрат.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты первой, апелляционной и кассационной инстанций нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, а дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А57-18417/12 Арбитражного суда Саратовской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 23.04.2013, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.12.2013 по тому же делу.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 05 мая 2014 года.
Председательствующий |
Т.В. Завьялова |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 апреля 2014 г. N ВАС-1160/14
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А57-18417/2012
Истец: ОАО "Саратовстройстекло"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Саратовской области, МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, УФНС РФ по Саратовской области
Третье лицо: УФНС России по Саратовской области