Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 мая 2014 г. N ВАС-3108/14
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи А.И. Бабкина и судей И.В. Пановой, С.В. Сарбаша рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ТЕМИР" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013 по делу N А23-5034/2012, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 04.12.2013 по тому же делу. Суд
УСТАНОВИЛ:
обществом с ограниченной ответственностью "ТЕМИР" (далее - общество) и Городской Управой городского округа "Город Калуга" (далее - Городская Управа) 10.12.2007 заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка для строительства производственной базы N 513/07 (далее - договор аренды), согласно которому арендатор предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 40:26:000001:0159, общей площадью 8261 кв. метра, находящийся по адресу: г. Калуга, ул. Дальняя (участок находится примерно в 414 метрах по направлению на северо-восток от ориентира производственное здание, расположенного за пределами ориентира: г. Калуга, ул. Дальняя, д. 17 (далее - земельный участок), используемый для строительства производственной базы в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка.
Земельный участок, являющийся предметом аренды, поставлен на кадастровый учет 16.10.2007.
С учетом дополнительного соглашения от 29.12.2010 N 581/10 к договору аренды срок аренды земельного участка установлен до 16.01.2014.
Договор аренды и дополнительное соглашение к нему в установленном порядке прошли государственную регистрацию.
Из материалов кадастрового дела N 40:26:00 00 01:0159 следует, что актом от 15.10.2007 в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний от 12.08.2006 N 222 по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - методические указания N 222) на основе постановления Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Калужской области" (далее - постановление N 224) определена кадастровая стоимость упомянутого земельного участка: удельный показатель кадастровой стоимости составил 2 284,68 руб./кв. метр, а кадастровая стоимость - 18 873 741 рубль 48 копеек, что соответствует показателю "промышленные объекты" на территории 01 кадастрового квартала в таблице "Кадастровая стоимость земли на территории г. Калуги" Приложения N 1 постановления.
Правительством Калужской области 06.07.2009 принято постановление N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" (далее - постановление N 257), которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2007. Это постановление вступило в силу 30.12.2009 и утвердило для земельных участков, расположенных на территории 01 кадастрового квартала удельный показатель кадастровой стоимости в размере 766,24 рубля/кв. метр, что соответствует кадастровой стоимости в размере 6 329 908 рублей 64 копейки.
После утверждения новых результатов государственной кадастровой оценки земель Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Калужской области (далее - кадастровая палата) произвело переоценку кадастровой стоимости спорного участка, исходя из 766,24 рублей/кв. метр, что подтверждалось кадастровой выпиской от 18.06.2010, кадастровым паспортом от 08.10.2010 и отразилось в итоговом решении об учете изменений объекта недвижимости от 29.09.2010.
В то же время Городская Управа с учетом произошедшего изменения кадастровой стоимости постановлением от 25.12.2009 N 311-п "О порядке исчисления в 2010 году арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга"" повысила коэффициент арендной платы по договорам аренды земельных участков с 0,9 процентов до 2,3 процентов.
18.06.2010 Городской Управой на основании этого постановления обществу был представлен новый расчет арендной платы.
Вместе с тем 14.04.2011 кадастровая палата сочла, что 29.09.2010 ею была допущена техническая ошибка в определении кадастровой стоимости спорного земельного участка, заключающаяся в том, что этот земельный участок был ошибочно оценен по постановлению N 257 (протокол N 1322).
Решением от 14.04.2011 N Ф40/11-2-1322 кадастровая палата исправила выявленную ошибку в кадастровых сведениях в части определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что удельный показатель земельного участка для данного вида разрешенного использования, категории земель и местоположения участка на 29.09.2010 в соответствии с постановлением N 224 составляет 2 284,68 руб./кв. метр, а кадастровая стоимость - 18 873 741 рубль 48 копеек.
В ходе рассмотрения в арбитражном суде иска Городской управы о неуплате обществом арендной платы в период с 01.01.2010 по 31.12.2011, принятого судом 21.09.2012 (дело N А23-3844/2012), Городской управой был произведен перерасчет арендной платы уже исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного постановлением N 224, т.е. исходя из первоначального удельного показателя кадастровой стоимости.
В целях прояснения ситуации с размером кадастровой стоимости арендуемого земельного участка общество 19.10.2012 обратилось в кадастровую палату с запросом о предоставлении информации.
В ответе на запрос общества от 20.11.2012 кадастровая палата сообщила, что сведения об удельном показателе кадастровой стоимости спорного участка в размере 766,24 рублей/кв.метр взамен 2 284,68 руб./кв.метр были внесены в государственный кадастр недвижимости ошибочно; исправление кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка с обновленных данных на первоначальные данные произведено решением от 14.04.2011 об исправлении технической ошибки.
Не согласившись с принятым решением кадастровой палаты об исправлении технической ошибки и ее действиями по изменению в государственном кадастре недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с 766, 24 рублей /кв. метр на 2 284,68 рублей/кв.м., а также определению кадастровой стоимости земельного участка в размере 18 873 741, 48 рублей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 04.12.2013 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как отмечает общество, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в диапазоне между началом новой кадастровой оценки в Калужской области и утверждением ее результатов постановлением N 257, вступившим в силу 30.12.2009. При формировании земельного участка его кадастровая стоимость была рассчитана исходя из ранее действовавшего удельного показателя кадастровой стоимости, установленного постановлением Правительства Калужской области от 21.08.2003 N 224 (далее - постановление N 224). После проведения новой кадастровой оценки земель данный удельный показатель изменился и, соответственно, подлежал включению в кадастр недвижимости с одновременным перерасчетом кадастровой стоимости. Однако кадастровая палата, переоценив спорный земельный участок после новой оценки, своим решением от 14.04.2011 эту переоценку фактически отменила, в результате чего при расчете кадастровой стоимости земельного участка стало применяться утратившее силу постановление N 224, что не соответствует принципу правовой определенности.
Оценив доводы общества, содержащиеся в заявлении, и изучив материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что спорный земельный участок образован 16.10.2007, т.е. до вступления в силу постановления N 257, утвердившего новые результаты кадастровой оценки, и не вошел в эту кадастровую оценку на 01.01.2007 как земельный участок, образованный после указанной даты.
Суд счел, что в этих условиях подлежал применению удельный показатель по постановлению N 224, и пришел к выводу, что оспариваемое решение кадастровой палаты не порождает для общества каких-либо прав и не возлагает на него каких-либо обязанностей, не нарушает его права и законные интересы.
Суд также отметил, что общество не лишено возможности определить рыночную стоимость земельного участка и обратиться по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка по равной рыночной.
Суд апелляционной инстанции приведенные выводы суда первой инстанции поддержал и при этом отклонил ссылку общества на необходимость применения в настоящем деле положений пункта 2.4 Методических указаний N 222, сочтя, что применение этих положений, вступивших в законную силу 05.01.2010, к отношениям, возникшим ранее 05.01.2010, будет противоречить принципу недопустимости обратной силы закона, и правильным в сложившейся ситуации в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации будет применение судом недействующего постановления N 224.
Суд кассационной инстанции согласился с позицией судов первой и апелляционной инстанций.
Между тем судами не было учтено следующее.
Принцип непрерывности актуализации сведений государственного кадастра недвижимости, установленный пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предполагает постоянное обновление кадастровых сведений, обеспечение их актуальности и достоверности.
Как установлено судами, примененное в деле к заявителю постановление N 224 утратило силу 30.12.2009, т.е. со вступлением в действие постановления N 257, в пункте 3 которого об этом имеется специальная оговорка.
Постановление N 257 утвердило новый удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков, расположенных на территории 01 кадастрового квартала, в размере 766,24 рубля/кв. метр в противовес старому удельному показателю кадастровой стоимости для соответствующих земельных участков на основании постановления N 224 в размере 2 284,68 руб./кв. метр.
Соответственно, исходя из названного принципа утверждение новых результатов кадастровой оценки, в частности, утверждение нового удельного показателя кадастровой стоимости, закрепленного постановлением N 227, исключает применение старых результатов кадастровой оценки, отраженных в постановлении N 224.
Довод судов в пользу применения в деле заявителя постановления N 224 вместо постановления N 257, сводящийся к тому, что спорный земельный участок не входил в кадастровую оценку в 2009 году, сам по себе не может быть признан состоятельным, поскольку данный участок не входил в кадастровую оценку и в 2003 году. Это обстоятельство, однако, не препятствовало применению к обществу удельного показателя кадастровой стоимости, установленного постановлением N 224. Следовательно, оно не может выступать и препятствием для применения к нему нового удельного показателя кадастровой стоимости, закрепленного постановлением N 257.
Таким образом, принимая во внимание, что спорный земельный участок входит в кадастровый квартал, в отношении которого постановлением N 257 утвержден новый удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007, оснований для неприменения этого показателя в целях определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в настоящем случае не имелось.
Ссылка судов на то, что пункт 2.4 Методических указаний N 222 (в редакции от 02.11.2009 N 439), предусматривающий, что в случае, когда образование нового земельного участка происходит после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов, не может быть применен в рассматриваемом деле, поскольку вступил в силу только 05.01.2010, т.е. после возникновения спорных правоотношений, также не может быть признана обоснованной.
Факт вступления соответствующих положений в силу уже после введения в действие кадастровой оценки 2009 года не свидетельствует об отсутствии обязанности по пересчету кадастровой стоимости земельного участка по утвержденным в надлежащем порядке результатам новой кадастровой оценки.
Иное создает ситуацию, при которой одни участники хозяйственного оборота в силу обстоятельств, от них не зависящих, получают необоснованное преимущество над другими участниками оборота и тем самым оказываются поставлены в неравное положение, что не согласуется с принципом равенства участников гражданских правоотношений. В настоящем случае в таком неравном положении оказались субъекты права, оформившие постановку земельных участков на кадастровый учет в период проведения оценки земли - с 01.01.2007 по 30.12.2009, и субъекты права, осуществившие постановку на кадастровый учет до 01.01.2007 или после 30.12.2009.
Кроме того, невозможность применения этих положений, несмотря на правило о том, что государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года, ставит субъектов права также в ситуацию неопределенности, связанную с отсутствием ясности в том, когда конкретно будет проведена новая государственная кадастровая оценка земель, не позволяя должным образом планировать свою экономическую деятельность.
Не может быть принят в обоснование законности действий кадастровой палаты также аргумент судов о том, что оспариваемое решение кадастровой палаты не порождает для общества каких-либо прав и не возлагает на него каких-либо обязанностей, никак не нарушает его права и законные интересы.
Применение кадастровой палатой к заявителю утратившего силу постановления N 224 и, соответственно, старых результатов кадастровой оценки в условиях того, что повышение коэффициента арендной платы за земельный участок со стороны Городской управы до принятия оспариваемого решения 14.04.2011 было увязано с уменьшением удельного показателя кадастровой стоимости, а после принятия оспариваемого решения повышение кадастровой стоимости земельного участка повлекло по факту и увеличение арендной платы за его использование, в то время как симметричного уменьшения коэффициента арендной платы произведено не было, привело к явному ухудшению правового положения общества в сравнении с его положением до принятия оспариваемого решения, значительному увеличению его расходов.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для выводов о законности и обоснованности действий и решения кадастровой палаты.
Судебная коллегия признает наличие предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для определения единообразного толкования и применения норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А23-5034/2012 для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2013, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 04.12.2013.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 09.06.2014.
Председательствующий судья |
А.И. Бабкин |
Судьи |
И.В. Панова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 мая 2014 г. N ВАС-3108/14
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2015 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-871/15
20.01.2015 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-85/15
27.11.2014 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5034/12
17.06.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 3108/14
16.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3108/14
26.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3108/14
06.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3108/14
04.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3455/13
30.07.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3582/13
08.05.2013 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-5034/12