Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июня 2014 г. N ВАС-6179/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Самуйлова С.В., судей Кирейковой Г.Г., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Уютсервис" от 18.04.2014 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.03.2014 по делу N А45-11137/2013 Арбитражного суда Новосибирской области
по иску муниципального унитарного предприятия "Расчетно-кассовый центр р. п. Линево" (далее - предприятие) к обществу с ограниченной ответственностью "Уютсервис" (далее - управляющая компания) о взыскании задолженности по договорам от 01.06.2012 N 1/13/ЭС, от 30.04.2012 N 1/13/СВ, от 30.03.2012 N 1/13/ГС, от 30.04.2012 N 1/13/ТЭ, от 30.04.2012 N 1/13/В в размере 3 121 741 руб. 66 коп.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением от 11.10.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены частично.
Требования предприятия о взыскании задолженности по договору от 30.04.2012 N 1/13/ТЭ на сумму 1 554 967 руб. 40 коп. и по договору от 01.06.2012 N 1/13/ЭС на сумму 163 756 руб. 33 коп. оставлены без рассмотрения. С управляющей компании в пользу предприятия взыскана задолженность по договору от 30.03.2012 N 1/13/ГС в размере 96 197 руб. 45 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 05.03.2014 решение и постановление отменены в части отказа в удовлетворении исковых требований. В данной части принять новый судебный акт. С управляющей компании в пользу предприятия взыскано 331 476 руб. 14 коп. задолженности по договору от 30.04.2012 N 1/13/СВ, 975 344 руб. 34 коп. задолженности по договору от 30.04.2012 N 1/13/В. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
В заявлении о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора управляющая компания просит его отменить, ссылаясь на неправильное применением норм материального и процессуального права, нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Ознакомившись с доводами заявителя, судебная коллегия не находит оснований для передачи данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что предприятие являлось ресурсоснабжающей организацией, а управляющая компания - исполнителем коммунальных услуг. Во исполнение заключенных сторонами договоров энергоснабжения с января по май 2013 года предприятие поставило в многоквартирные дома, находящиеся под управлением ответчика, коммунальные ресурсы и оказало услуги по приемке и очистке сточных вод. Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, предприятие сослалось на то, что поставленные в указанный период коммунальные ресурсы оплачены управляющей компанией не в полном объеме.
Управляющая компания считала, что она не отвечает по обязательствам жителей многоквартирного дома, так как жильцы должны оплачивать коммунальные услуги непосредственно предприятию.
Разногласия сторон касались наличия или отсутствия обязательств со стороны управляющей компании по оплате коммунальных услуг.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок предоставления коммунальных услуг, определение порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в жилые дома, регулируется помимо прочего нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, пункты 2, 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 15 статьи 161 ЖК РФ по общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Из статей 161, 162 ЖК РФ следует, что в многоквартирном доме может быть выбран лишь один способ управления и только одна управляющая компания, в круг обязанностей которой входит предоставление жильцам всего комплекса услуг управления, предусмотренных законом, в том числе обеспечение всеми коммунальными услугами, определяемыми уровнем благоустройства дома.
Из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354), следует, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (абзац 1 пункта 13 Правил N 354).
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами. При этом ресурсоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (пункт 8, подпункт "в" пункта 9 Правил N 354).
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Однако, во-первых, такой порядок может быть установлен только решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, во-вторых, внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Суды установили, что ответчик является управляющей компанией многоквартирного дома, то есть в силу закона наделен статусом исполнителя коммунальных услуг.
Разрешая спор, суд кассационной инстанции исходя из исследованных судами доказательств, пришел к выводу о доказанности поставки предприятием коммунальных ресурсов и оказания услуг по водоотведению, их объема и стоимости. Ввиду отсутствия доказательств оплаты ресурсов и услуг, окружной суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Указанные выводы доводами надзорной жалобы не опровергнуты. Позиция заявителя противоречит указанным выше правовым нормам жилищного законодательства.
Несогласие стороны спора с судебной оценкой доказательств, данной компетентными судами, не является основанием для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора.
В силу положения части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Указанные положения закона, действуя в системной связи с другими положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, направлены на исправление возможных судебных ошибок в актах арбитражных судов нижестоящих инстанций, а потому ссылка заявителя на превышение пределов полномочий судом кассационной инстанции отклоняется.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса. Таких оснований не установлено.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А45-11137/2013 Арбитражного суда Новосибирской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.03.2014 отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июня 2014 г. N ВАС-6179/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6179/14
08.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6179/14
05.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9774/13
11.10.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8082/13
23.08.2013 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-11137/13