Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2014 г. N ВАС-8060/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Прониной М.В. и судей Харчиковой Н.П., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "НПП "Лантан-1", г. Екатеринбург, о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2013 по делу N А40-44905/13, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.03.2014 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "НПП "Лантан-1" (далее - общество "НПП "Лантан-1") к Федеральному казенному учреждению "Центр обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - учреждение) и обществу с ограниченной ответственностью "ТЕМПЕРО-М" (далее - общество "ТЕМПЕРО-М") о признании недействительными торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на закупку переносного устройства пожаротушения для нужд МЧС России, а также о признании недействительным государственного контракта от 13.03.2013 N 139/2476-300П.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество "НПП "Лантан-1" полагает несоответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушающими единообразие в толковании и применении судами норм права выводы судов об отсутствии оснований для признания проведенных торгов недействительными.
Исходя из доводов, изложенных в заявлении, а также из содержания указанных судебных актов, суд не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с аукционной документацией и извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме на закупку переносного устройства пожаротушения для нужд МЧС России 13-10э N 0373100038713000009 истец обратился с соответствующей заявкой на участие.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 15.02.2013 N 120/13р заявка истца была отклонена как несоответствующая пункту 1.2.1 аукционной документации (не указана марка, модель предлагаемой к поставке продукции), заявке общества "ТЕМПЕРО-М" присвоен порядковый номер 1.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 15.02.2013 N 120/13п открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся, государственный контракт заключен с обществом "ТЕМПЕРО-М" как с единственным участником аукциона на основании частей 10, 11 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями, общество "НПП "Лантан-1" указывал, что размещение заказа произведено с существенными нарушениями законодательства, что повлияло на результаты размещения заказа, повлекло нарушение прав истца и в соответствии с положениями статей 2, 167, 447, 449, 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 12, 41.6, 41.8, 41.9, 57 Закона о размещении заказов должен быть признан несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 N 739-О-О, "положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, по существу воспроизведенное применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Закона о размещении заказов, направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что истцом не представлены надлежащие доказательства, достоверно свидетельствующие о проведении оспариваемого аукциона с нарушением требований норм права, регулирующих взаимоотношения сторон в сфере обеспечения государственных нужд.
Заключенный по результатам оспариваемого аукциона контракт на момент рассмотрения иска исполнен, потребности заказчика в предмете контракта удовлетворены, приведение сторон контракта в первоначальное положение невозможно, удовлетворение требований истца не может привести к восстановлению прав в сфере предпринимательской деятельности
Оснований для признания выводов судов нарушающими единообразие в толковании и применении судами норм права не установлено.
Ссылки заявителя на судебные акты, принятые по другим делам, не могут быть признаны состоятельными, поскольку упоминаемые им судебные решения были приняты с учетом фактических обстоятельств конкретных дел.
Согласно статье 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в судебном заседании решает вопрос о приемлемости заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора с точки зрения наличия либо отсутствия установленных законом оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не разрешая спор по существу.
При этом, исходя из принципа правовой определенности применительно к надзорному оспариванию процессуальным законом установлена специальная процедура судопроизводства с ограниченным перечнем оснований для пересмотра судебных актов, которые не совпадают с основаниями для отмены судебных решений и определений в ординарном (апелляционном и кассационном) порядке.
Между тем, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора доводы, по существу выражающие несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств, требуют исследования и установления фактических обстоятельств, что в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может быть предметом рассмотрения в суде надзорной инстанции. Кроме того, эти доводы не опровергают вышеприведенные выводы судов.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А40-44905/13 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения от 10.07.2013, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.03.2014 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
М.В. Пронина |
Судьи |
Н.П. Харчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2014 г. N ВАС-8060/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8060/14
10.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8060/14
13.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1103/14
15.11.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30014/13
10.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-44905/13
20.05.2013 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-44905/13