Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июля 2014 г. N ВАС-5615/14
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена 15.07.2014
Полный текст решения изготовлен 22.07.2014
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г.,
судей Березия А.Е., Юхнея М.Ф.,
при ведении протокола помощником судьи Русаковым И.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Вест" от 22.04.2014 о признании недействующими пункта 4 и абзаца шестого пункта 6 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (в редакции от 30.07.2012),
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Вест" - Мишанин В.М., решение единственного учредителя от 15.05.2013; Павлов Р.В., доверенность от 11.04.2014;
- от Правительства Российской Федерации - Колесникова О.Т., доверенность от 20.06.2014 N НГ-9078/14; Порфирьева Ю.С., доверенность от 25.12.2013 N МД-17495/14;
- от Федерального агентства лесного хозяйства - Магдеев Р.Н., доверенность от 14.05.2014 N ВЛ-03-28/5454,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Вест" (далее - общество, заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением к Правительству Российской Федерации (далее - правительство, ответчик) о признании недействующими пункта 4 и абзаца шестого пункта 6 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (в редакции от 30.07.2012).
Определением от 23.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, третье лицо).
Заявитель полагает, что оспариваемые положения Правил, предусматривающие выдачу разовых лицензий на распределение тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) с такими арендаторами, противоречат Соглашению Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" (далее - Соглашение), содержащему закрытый перечень документов, представляемых в уполномоченный орган в целях получения разовой экспортной лицензии.
По мнению общества, пункт 4 и абзац шестой пункта 6 Правил противоречат нормам Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку нарушают принцип свободы договора и ограничивают выбор контрагентов, осуществляющих поставку лесоматериалов. При этом заявитель считает, что названные положения Правил влекут предоставление необоснованных преимуществ лицам, являющимся арендаторами лесных участков и не имеющим задолженности по арендным платежам.
Правительство выразило несогласие с заявлением общества по мотивам, изложенным в отзыве. По мнению ответчика, Правила утверждены правительством в рамках его полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Рассматриваемый нормативный акт принят на основании статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и Перечня уступок и обязательств России по товарам в Рамках ВТО, а также в целях реализации Протокола между правительством и Европейским союзом о технических модальностях во исполнение Соглашения в форме обмена письмами между Российской Федерацией и Европейским союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский союз.
Ответчик отметил, что проект обжалуемого нормативного акта разработан Министерством экономического развития Российской Федерации, согласован Федеральной таможенной службой, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Федеральным агентством лесного хозяйства и Министерством финансов Российской Федерации. О соответствии данного проекта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, правилам юридической техники получено правовое заключение, а также заключение антикоррупционной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
Помимо этого ответчик считает, что Правила определяют порядок распределения названных тарифных квот посредством выдачи уполномоченным органом разовых лицензий. При этом такие лицензии выдаются в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.
Третье лицо полагает, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемые положения Правил приняты в соответствии с действующим законодательством и не нарушают права и законные интересы заявителя.
По мнению третьего лица, пункт 4 и абзац шестой пункта 6 Правил не нарушают требования Закона о защите конкуренции, поскольку обязательны для всех участников внешнеэкономической деятельности. Кроме этого, третьим лицом отмечено, что оспариваемые обществом положения Правил предусмотрены с целью недопущения на рынок лесоматериалов, заготовленных с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований по следующим основаниям.
Согласно статье 29 и части 4 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу пункта 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) предусматривает, что таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Закона о таможенном регулировании, Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела в Российской Федерации на основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Закона о таможенном регулировании постановления Правительства Российской Федерации, принятые в соответствии с данным законом, являются правовыми актами Российской Федерации в области таможенного дела.
Следовательно, акт, установивший тарифные квоты и правила их распределения между участниками внешнеэкономической деятельности, относится к правовым актам Российской Федерации в области таможенного дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (далее - постановление N 779) утверждены тарифные квоты в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды ТН ВЭД ТС 4403 20 110 и 4403 20 190) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ТС 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе; Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз; Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза.
Названный нормативный акт опубликован в "Российской газете" 08.08.2012, N 180.
На основании пунктов 2 и 3 Правил распределение тарифных квот осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором Российской Федерации, посредством выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разовых лицензий (далее - лицензия). Лицензия выдается в порядке, установленном Соглашением, с учетом особенностей, предусмотренных данными Правилами.
В соответствии с оспариваемым обществом пунктом 4 Правил лицензии выдаются участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами.
Пункт 6 Правил предусматривает, что для оформления лицензии заявителем представляются следующие документы: заявление о выдаче лицензии и электронная копия заявления; копия внешнеторгового договора (контракта); копия документа о постановке на учет в налоговом органе; копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины; копия договора (договоров) купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка в объеме, не превышающем объем, указанный в разрешении на тарифную квоту, выданном участнику внешнеэкономической деятельности компетентным органом государства - члена Европейского союза (далее - разрешение на квоту), в случае, если заявитель не является арендатором лесного участка.
Согласно заявлению общества условия выдачи лицензий, предусматривающие наличие договора (договоров) купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка нарушают Соглашение и права заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности, необоснованно ограничивают выбор контрагентов при закупке лесоматериалов.
Соглашение заключено Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации в целях реализации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008.
В силу статьи 1 Соглашения оно определяет порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
На основании пункта 1 статьи 3 Соглашения уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон выдаются следующие виды лицензий: разовые; генеральные; исключительные.
Пунктом 3 статьи 3 Соглашения предусмотрен перечень документов, представляемых в уполномоченный орган для получения таких лицензий.
Названные лицензии, выдаваемые участнику внешнеторговой деятельности, предоставляют право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, включенного в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского сообщества в торговле с третьими странами.
Указанный Единый перечень утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования".
В разделе 2.28 названного Решения перечислены товары, в отношении которых государствами - членами таможенного союза применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной Торговой Организации: ель обыкновенная "Picea abies Karst" и пихта белая европейская (Abies alba Mill), код ТН ВЭД ТС 4403 20 110 1, 4403 20 110 2, 4403 20 190 1, 4403 20 190 9, а также сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L", код ТН ВЭД ТС 4403 20 310 1, 4403 20 310 2, 4403 20 390 1, 4403 20 390 9.
При этом в указанном разделе Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии содержится сноска, согласно которой применяется в отношении товаров, происходящих из государства - члена Таможенного союза, устанавливающего тарифную квоту на экспорт в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации, в порядке, установленном законодательством данного государства.
Тарифные квоты в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды ТН ВЭД ТС 4403 20 110 и 4403 20 190) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ТС 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и порядок их распределения между участниками внешнеэкономической деятельности утверждены постановлением N 779.
В соответствии с пунктом 2 Правил путем выдачи разовой лицензии осуществляется распределение тарифных квот, утвержденных правительством в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе.
При этом пунктом 3 Правил предусмотрено, что такие лицензии выдаются в порядке, установленном Соглашением, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые обществом положения Правил не противоречат Соглашению.
Доводы общества о противоречии пункта 4 и абзаца шестого пункта 6 Правил Закону о защите конкуренции также признаны судом необоснованными, поскольку предусматривают обязательные для всех участников внешнеэкономической деятельности требования о предоставлении документов для получения лицензии. При этом оспариваемые положения Правил не препятствуют осуществлению хозяйствующими субъектами экономической и иной предпринимательской деятельности, а регулируют вопросы, связанные с распределением между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот, утвержденных правительством в отношении конкретного товара.
Следует отметить, что согласно заявлению общества, вышеназванные положения Правил оспариваются заявителем в редакции от 30.07.2012.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2013 N 946 пункт 4 и абзац шестого пункта 6 Правил признаны утратившими силу.
В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 N 391 в постановление N 779 внесены изменения, которые действуют до 30.06.2015. В результате данных изменений содержание пункта 4 и абзаца шестого пункта 6 Правил полностью соответствует редакции данных положений от 30.07.2012.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Поскольку оспариваемые обществом положения Правил не противоречат Соглашению и Закону о защите конкуренции, а также не нарушают права и законные интересы заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 168, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Стора Энсо Форест Вест" требований отказать.
Признать пункт 4 и абзац шестой пункта 6 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" соответствующим положениям Соглашения Правительств государств - членов Евразийского сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На решение может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
А.Е. Березий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проверена законность некоторых правил распределения тарифных квот по отдельным товарам между участниками ВЭД.
Речь шла о ели обыкновенной или пихте белой европейской и сосне обыкновенной, которые вывозятся за пределы России и территории государств-участников ТС в Евросоюз.
В силу этих положений лицензии выдаются участникам, которые арендуют лесные участки и обладают правом на заготовку ели и сосны обыкновенной (и не имеют долга по арендным платежам) либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны с такими арендаторами.
По мнению заявителя, положения нарушают Закон о конкуренции, поскольку ограничивают выбор контрагентов, поставляющих лесоматериалы.
При этом упомянутым арендаторам предоставляются необоснованные преимущества.
Кроме того, положения противоречат Соглашению Правительств государств-членов ЕврАзЭС о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.
ВАС РФ счел положения законными и пояснил следующее.
Соглашение заключено в целях реализации иного акта.
Это Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008.
Названные лицензии, выдаваемые участнику ВЭД, предоставляют право на экспорт и (или) импорт отдельного вида продукции, включенной в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.
Указанный перечень утвержден решением Коллегии ЕврАзЭС, определяющим товары, в отношении которых применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к ВТО.
Среди данных товаров - ель обыкновенная и пихта белая европейская, а также сосна обыкновенная.
Путем выдачи разовой лицензии распределяются тарифные квоты.
Также несостоятельна ссылка на то, что положения противоречат Закону о конкуренции, поскольку они предусматривают обязательные для всех участников ВЭД требования о предоставлении документов для получения лицензии.
Поэтому доводы о незаконности оспариваемых положений необоснованны.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июля 2014 г. N ВАС-5615/14
Текст решения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2014 Решение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5615/14