Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2014 г. N ВАС-8817/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирейковой Г.Г., судей Самуйлова С.В. и Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявления администрации города Оренбурга от 16.06.2014 N 1-37/669 и общества с ограниченной ответственностью "Пластик" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Оренбургской области от 14.08.2013, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.03.2014 по делу N А47-377/2013 по иску прокуратуры Оренбургской области (г. Оренбург; далее - прокуратура) к администрации города Оренбурга (г. Оренбург; далее - администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Пластик" (г. Оренбург; далее - общество) о признании договоров частично недействительными и применении последствий недействительности сделок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Оренбургской области, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.08.2013, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.03.2014, требования прокуратуры удовлетворены.
В заявлениях о пересмотре судебных актов в порядке надзора администрация и общество просят их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального права.
Ознакомившись с доводами заявителей, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судом установлено, что обществом в результате осуществления предпринимательской деятельности заключены кредитные договоры: с открытым акционерным обществом "Альфа-Банк" от 02.03.2011 N 00IY9L, от 23.03.2011 N 00JL8L; с закрытым акционерным обществом "ВТБ 24" от 19.04.2011 N 721/1061-0000075, от 26.02.2009 N 721/1061-0000002, от 15.07.2010 N 721/0000033, от 12.08.2010 N 721/1061-0000034; договоры финансовой аренды: с обществом с ограниченной ответственностью "БЭЛТИ-ГРАНД" от 23.11.2009 N 166-09/СТ; с закрытым акционерным обществом "Система Лизинг 24" от 16.12.2009 N 2009/56-4961/ДЛ/00574/001, от 16.12.2009 N 2009/564961/ДЛ/00574/002, от 16.12.2009 N 2009/564961/ДЛ/00574/003; с обществом с ограниченной ответственностью "Дельта Лизинг" от 23.08.2010 N 10768-ФЛ/ЕК-10, от 23.08.2010 N 10666-ФЛ/ЕК-10, от 25.10.2010 N 11602-ФЛ/СМ-10, от 25.10.2010 N 11600-ФЛ/СМ-10.
На основании решения Комиссии по реализации мероприятий по поддержке субъектов предпринимательства от 04.10.2011 и в рамках исполнения городской целевой Программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2009 - 2011 годы" между администрацией и обществом заключены договоры, предметом которых является предоставление субсидий для возмещения части процентной ставки по кредитным договорам и договорам финансовой аренды (далее - договоры предоставления субсидий), по условиям которых администрация обязалась частично возместить обществу затраты на уплату процентов по вышеуказанным договорам.
В пункте 7.1 договоров стороны согласовали срок действия договоров с момента их подписания и до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Прокуратура, ссылаясь на несоответствие пункта 7.1 договоров предоставления субсидий в части слов "и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств" Закону Оренбургской области от 22.09.2008 N 2403/513-IV-03 "Об областной целевой программе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009 - 2011 годы", решению Оренбургского городского Совета от 26.08.2008 N 655, которым утверждена целевая Программа "О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2009 - 2011 годы" с бюджетом формирования денежных средств на субсидии в пределах срока действия программы, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что решением Оренбургского городского Совета от 26.08.2008 N 655 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Оренбургской области от 29.09.2009 N 3118/691-IV-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области", Законом Оренбургской области от 22.09.2008 N 2403/513-IV-03 "Об областной целевой программе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009 - 2011 годы" утверждена целевая Программа "О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2009 - 2011 годы".
В графе "Паспорт программы" указано, что она реализуется в три этапа, соответствующих длительности каждого календарного и бюджетного года. В мероприятии 3.3 предусмотрены сроки реализации программы в течение 2009 - 2011 года путем отбора заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на получение субсидий для компенсации части затрат.
Постановлением администрации города Оренбурга от 04.05.2010 N 2864-п утвержден Порядок субсидирования процентных ставок из средств бюджета города Оренбурга, согласно пункту 1.5 которого субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Оренбурга на реализацию целевой Программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге на 2009 - 2011 годы", и субсидий, выделяемых из областного бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на очередной финансовый год и плановый период.
Пунктом 2.5 указанного Порядка предусмотрено, что субсидии по кредитным договорам предоставляются субъектам предпринимательства с даты получения средств до даты фактического погашения кредита (в рамках срока действия программы).
Суды, удовлетворяя требования прокуратуры о признании договоров на предоставление субсидий для возмещения части процентной ставки по кредитным договорам и договорам лизинга недействительными в части определения срока их действия и применении последствий их недействительности, пришли к выводу, что пункт 7.1 договоров в части слов "и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств" противоречит требованиям действующего законодательства, так как субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных бюджетом, формирование которого в данной части производится с учетом положений и срока действия соответствующей целевой программы по их предоставлению.
Доводы заявителей о том, что спорные договоры по своей природе не являются гражданско-правовыми сделками, и отношения сторон регулируются только нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, а положения Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежат, суд надзорной инстанции считает основанными на неправильном толковании природы договоров предоставления субсидий, положений Бюджетного и Гражданского кодексов Российской Федерации.
Возражения общества и администрации о том, что действующим законодательством не предусмотрены ограничения действия договоров на предоставление субсидии для возмещения части процентной ставки по кредитным договорам и/или договорам финансовой аренды (договор лизинга) по окончанию действия программы на определенный финансовый год, являлись предметом исследования и оценки судов и мотивированно отклонены.
Довод заявителей об отсутствии у прокурора права на предъявленный иск не принимается, как основанный на неверном толковании арбитражно-процессуальных норм. Полномочия прокурора на обращение в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок закреплены в статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд надзорной инстанции считает, что предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А47-377/2013 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Оренбургской области от 14.08.2013, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.03.2014 отказать.
Председательствующий судья |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2014 г. N ВАС-8817/14
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8817/14
30.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8817/14
20.03.2014 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-377/13
14.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-572/14
30.10.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10637/13
14.08.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-377/13
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8817/14
30.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8817/14
20.03.2014 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-377/13
14.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-572/14
30.10.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10637/13
14.08.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-377/13