Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 ноября 2008 г. N КА-А40/10842-08
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 1681/09 настоящее постановление отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2008 г.
Закрытое акционерное общество "Международный Промышленный Банк" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 10 от 15.05.2008 N 77-10/22995/13 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 10000 руб. за непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ.
Решением от 25.08.2008 Арбитражного суда г. Москвы отказано в удовлетворении требований Банка, поскольку запрос Инспекции от 20.03.2007 N 77-10/2/13 составлен в соответствии с утвержденной формой.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ЗАО "Международный Промышленный Банк", в которой заявитель ссылался на отсутствие в запросе Инспекции мотивов его направления.
Налоговый орган в заседании суда кассационной инстанции и в отзыве на кассационную жалобу возражал против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебном акте.
Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Исходя из буквального содержания п. 2 ст. 86 Кодекса следует, что выписка по операциям на счете клиента Банка могла быть запрошена Инспекцией у Банка, если в отношении этого клиента Инспекцией проводились мероприятия налогового контроля. В этом случае Банк обязан предоставить соответствующую информацию Инспекции по ее мотивированному запросу.
Согласно приложению 4 к форме запроса о предоставлении выписки по операциям на счете организации, утвержденному приказом ФНС России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/829 "Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов" в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько оснований: вынесение решения о взыскании налога (сбора, пени, штрафа); принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации; проведение в отношении организации мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налогов агенте или информации о конкретных сделках; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах; проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; осуществление иных целей и задач налогового контроля).
Судом первой инстанции установлено, что Инспекцией с целью получения документов для проведения мероприятий налогового контроля был произведен выезд по месту регистрации ООО "Прессмаш", в ходе которого было установлено, что данное юридическое лицо по адресу регистрации не располагается, о чем составлен акт обследования от 12.03.2008.
В связи с необходимостью получения информации о деятельности ООО "Прессмаш" в ходе проводимых мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах, Инспекцией в адрес Банка был направлен запрос о предоставлении выписки по операциям на счете организации от 20.03.2008 N 77-10/2/13, согласно которому со ссылкой на п. 2, 4 ст. 86 НК РФ налоговый орган запросил расширенную выписку по операциям на счете организации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что запрос Инспекции содержал мотивы его направления со ссылкой на проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах, что соответствует приложению 4 к приказу ФНС России от 05.12.2006 САЭ-3-06/829.
То обстоятельство, что при этом проводилась выездная налоговая проверка в отношении другого клиента Банка - ООО "Дальневосточная Верфь", учредителем которого является ООО "Прессмаш", не влияет на факт наличия в оспариваемом запросе мотивов его направления в отношении ООО "Прессмаш".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку согласно оспариваемому решению Инспекции Банк привлечен к ответственности за непредставление выписок по счетам организации, а не банковских карточек, нельзя принять во внимание ссылку заявителя на то, что запрос Инспекции содержал указание также на необходимость представления банковских карточек.
Банк ссылается на то, что запрос не соответствует утвержденной форме, поскольку в нем отсутствуют ссылки на ИНН и КПП самого Банка. Однако указанное обстоятельство не повлияло на возможность Банка представить необходимую информацию в отношении его клиента.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 25 августа 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-33452/08-75-81 оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Международный Промышленный Банк" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 ноября 2008 г. N КА-А40/10842-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 1681/09 настоящее постановление отменено