1. Общие положения
1.1 Государственное учреждение "Национальный парк "Водлозерский" (далее - Парк, национальный парк) является природоохранительным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория (акватория) которого включает природные и историко-культурные комплексы и объекты в бассейне озера Водлозеро и реки Илекса, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность - и предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.
1.2. Парк образован постановлением Совета Министров РСФСР от 20 апреля 1991 г. N 224 на территории Онежского района Архангельской области и Пудожского района Республики Карелия (Приложение N 1).
Парк действует в границах, утвержденных: на территории Республики Карелия - Постановлением Совета Министров Карельской АССР от 5 сентября 1991 г. N 252, на территории Архангельской области - решением Архангельского областного исполнительного комитета народных депутатов от 30 сентября 1991 г. N 96 (Приложения N 2 и N 3).
Национальному парку в пользование предоставлены земли лесного фонда площадью 428 тыс. га. В границы парка включены земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации площадью 40 тыс. га.
Общая площадь парка составляет 468 тыс. га. Географические координаты национального парка приведены в приложении (Приложение N 4).
1.3. В своей деятельности Парк руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, соответствующими актами органов государственной власти, нормативными правовыми и иными актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, законами и другими нормативными актами Архангельской области и Республики Карелия, а также настоящим Положением.
1.4. Юридический адрес национального парка: 185007, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Парковая, 44.
2. Основные задачи Парка
На Парк возлагаются следующие основные задачи:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурного наследия;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
д) разработка и внедрение научных методов охраны природы экологического просвещения;
е) осуществление экологического мониторинга;
ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
3. Правовой статус Парка
3.1. Парк является юридическим лицом, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть является некоммерческой организацией, и создается в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
Парк имеет счета, в том числе валютные, в учреждениях банков Российской Федерации и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
3.2. Собственными средствами национального парка, которыми он распоряжается самостоятельно, являются средства, полученные:
а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на него задачам;
б) в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территории национального парка;
в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
3.3. Парк самостоятельно в соответствии с действующим законодательством устанавливает тарифы на товары и услуги реализуемые в результате собственной деятельности.
3.4. Штрафы, налагаемые в административном порядке, взысканные по постановлению должностных лиц национального парка, поступают в самостоятельное распоряжение национального парка и учитываются на отдельном балансе.
3.5. Парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Парк пользуется налоговыми льготами, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области и Республики Карелия.
3.6. Территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
3.7. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставляются ему в пользование на правах предусмотренных федеральными законами.
3.8. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование Парку по согласованию с государственными органами охраны памятников истории и культуры в установленном порядке.
3.9. Парк имеет исключительное право на приобретение земельных участков включенных в состав национального парка без изъятия из хозяйственной деятельности и принадлежащих другим собственникам, за счет средств федерального бюджета и иных источников.
3.10. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах Парка, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством.
3.11. Изъятие земель и других природных ресурсов национального парка запрещается.
3.12. Земельные участки в границах Парка, в том числе иных владельцев и пользователей, не могут передаваться в частную собственность, за исключением участков под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов. Земельные участки в границах национального парка, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
3.13. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости, находящиеся на территории Парка, закрепляются за ним на праве оперативного управления.
3.14. Парк может иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.).
3.15. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием названия, символики, изображений и копий природных и историко-культурных объектов, расположенных на территории Парка, ценностей из его музейных фондов, возможно только с разрешения дирекции Парка.
3.16. По административно-территориальному признаку Парк разделен на два филиала: Онежский филиал Парка - на территории Онежского района Архангельской области, и Водлозерский филиал Парка - на территории Пудожского района Республики Карелия. Онежский филиал Парка имеет в своем составе Илекское и Пудожское лесничества. Водлозерский филиал Парка - действует в границах Водлозерского лесничества.
Положения о филиалах Парка утверждаются директором Парка в соответствии с настоящим Положением.
3.17. Парк может создавать в своей структуре другие обособленные структурные подразделения по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
3.18. Расположение Парка на территории двух субъектов Российской федерации: Республики Карелия и Архангельской области, не может служить основанием для нарушения территориальной целостности или изменения статуса Парка.
4. Управление Парком
4.1. Управление Парком осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации. В соответствии с приказом МПР России от 11.10.2000 N 373 "Об управлении системой государственных природных заповедников и национальных парков" организация деятельности национальных парков осуществляется Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности.
4.2. Парк возглавляется директором, назначаемым органом, в ведении которого находится национальный парк.
Директор осуществляет непосредственное управление деятельностью национального парка: К его компетенции относится решение всех вопросов, которые не составляют компетенцию других органов управления, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, а именно директор национального парка:
а) без доверенности действует от имени национального парка и представляет его во всех органах государственной власти и управления, предприятиях, организациях, а также за рубежом;
б) руководит деятельностью национального парка, обеспечивает выполнение возложенных на национальный парк задач и несет персональную ответственность за результаты деятельности национального парка;
в) по согласованию с Департаментом окружающей среды и экологической безопасности утверждает структуру и штатное расписание национального парка; утверждает должностные инструкции работников;
г) принимает на работу и увольняет работников, заключает контракты по найму на работу в национальный парк для выполнения отдельных работ;
д) применяет дисциплинарные взыскания к работникам национального парка в случае нарушения ими правил внутреннего распорядка и должностных инструкций и в других случаях, предусмотренных законодательством;
е) издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками национального парка; утверждает правила внутреннего трудового распорядка национального парка;
ж) распоряжается имуществом и средствами национального парка в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;
з) решает вопросы финансовой деятельности национального парка; открывает в банках расчетные и другие счета;
и) устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у национального парка средств на оплату труда;
к) передает исполнение части своих полномочий заместителям и другим руководящим работникам национального парка;
л) выдает доверенности на совершение действий от имени национального парка.
4.3. Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты труда работников национального парка устанавливаются в размерах и порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации для учреждений бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета.
5. Режим особой охраны территории Парка
5.1. На территории Парка устанавливается дифференцированный режим его охраны защиты и использования. С учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей в Парке выделены следующие функциональные зоны:
а) Заповедная зона - предназначена для сохранения в естественном состоянии эталонных лесоболотных комплексов на водораздельных территориях бассейна реки Илекса.
Заповедная зона включает следующие участки территории Парка: на западном водоразделе бассейна р. Илекса (Пудожское и Илекское лесничества), на северо-восточном водоразделе, в междуречье рек Пеможа и Сиверка (Илекское лесничество) и в предустьевой части бассейна р. Илекса (Водлозерское лесничество).
На территории заповедной зоны:
запрещаются все виды хозяйственной и рекреационной деятельности;
разрешается: ограниченная научно-исследовательская деятельность по изучению естественно эволюционирующих природных систем, а также проведение фонового мониторинга.
б) Особо-охраняемая зона - предназначена для сохранения наиболее ценных природных комплексов и ландшафтов Парка в естественном состоянии и организации регулируемого посещения. Включает территории севернее оз. Водлозеро и рек Келка и С.Водла (Водлозерское лесничество), территории в среднем течении реки Илекса (Илекское и Пудожское лесничества), верховья реки Илекса и отроги кряжа Ветреный Пояс (Илекское лесничество).
На территории особо охраняемой зоны:
разрешается: научно-исследовательская деятельность, эпизодическое посещение экспозиционных природных объектов по обозначенным коротким маршрутам на периферийных участках зоны, перемещение малочисленных групп посетителей по специально проложенным экологическим тропам с зафиксированными местами остановок в сопровождении представителя Национального парка, жестко регламентируемые сельскохозяйственные и биотехнические мероприятия, направленные на охрану и защиту лесов, регулирование численности животных,# любительские и спортивные охота и рыболовство, регулирование численности животных#;
запрещается: все виды хозяйственной деятельности (за исключением деятельности по обустройству водных маршрутов и пешеходных троп, а также деятельности, организуемой для обеспечения базовых кордонов службы охраны национального парка) разведение костров и стоянка туристов вне специально предусмотренных для этого мест, перемещение посетителей и туристов на территории зоны без представителя национального парка или специально выданного - администрацией Парка разрешения.
В целях обеспечения условий для развития туризма в Парке на территории особо охраняемой зоны выделены рекреационные коридоры:
- вдоль реки Илекса, включая акватории озер Монастырское, Тун, Лузское, Нельмозеро, ее притоков Чусреки и Верхней Охтомы, по которым проложены основные водные маршруты Парка. Установленная ширина рекреационного коридора - 100 м от каждого берега реки (озера) и в радиусе 500 м от специально оборудованных стоянок;
- вдоль старинной тропы "монастырки" по направлению Варишпельда-Калакунда-Луза-Коркала-Калгачиха (120 км), в соответствии со Схемой организации и развития Парка. Рекреационное обустройство тропы и ширина рекреационного коридора определяется специальным проектом, утверждаемым в установленном порядке.
При движении туристов по проложенным водным маршрутам и специально обустроенным пешеходным тропам:
разрешается:
использование безмоторных плавсредств, рыбная ловля на крючковые снасти, сбор грибов и ягод вдоль маршрута;
- использование моторных лодок мощностью двигателя до 12 л.с, снегомобилей туристского класса, гужевого транспорта (конные, оленьи и собачьи упряжки) только при движении организованными группами в сопровождении аттестованного гида или представителя администрации Парка;
запрещается: разведение костров и стоянка туристов за пределами предусмотренных для этого мест, отклонение туристов от маршрута, охота без специального на то разрешения администрации Парка, заготовка ягод, грибов, лекарственных растений.
Для обустройства водных маршрутов и пешеходных троп разрешается проведение необходимых лесохозяйственных мероприятий (очистка леса от захламленности, уборка сухостойных деревьев и др. рубки ухода с использованием получаемой древесины для строительства туристских стоянок, заготовки дров и др.).
В целях обеспечения жизнедеятельности базовых кордонов службы охраны Парка и обслуживания туристов в особо охраняемой зоне Парка предусмотрено выделение подзоны рекреационного и хозяйственного назначения в урочищах Калакунда, Луза, Юрьевы Горы, Коркала, Мельничное, Лапиннаволок и др. Эти участки выделяются по мере строительства предусмотренных Схемой организации и развития Парка кордонов и туристских приютов.
В рекреационных и хозяйственных подзонах разрешается ограниченная хозяйственная деятельность, направленная на обеспечение жизнедеятельности постоянно проживающего на кордонах населения и обслуживание туристов.
в) Рекреационная зона - предназначена для организации познавательного туризма и активного отдыха в естественных природных условиях. Включает район озер Калгачихинское, Кераж, Нюхчозеро, Урас, Пустое.
На территории рекреационной зоны разрешается:
свободное перемещение туристов по проложенным маршрутам, сбор грибов, ягод и лекарственных растений, спортивная охота и рыболовство по специальным разрешениям администрации Парка; лесохозяйственные и биотехнические мероприятия, направленные на улучшение санитарного состояния лесов и рекреационных свойств местности, благоустройство территории, повышение продуктивности угодий и регулирование численности животных; строительство подъездных и лесохозяйственных дорог и дезурбанизированных объектов туристской инфраструктуры.
г) Лесохозяйственная зона - предназначена для лесовосстановления, а также проведения лесохозяйственных и биотехнических мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов (ягодников) и охотничьих угодий, улучшение санитарного состояния лесов и повышение их эстетических и рекреационных свойств. Зона расположена в западной части Парка (Пудожское лесничество).
На территории лесохозяйственной зоны разрешается:
проведение работ по лесовосстановлению, закладка лесных культур и питомников, проведение лесохозяйственных и биотехнических мероприятий; туризм, любительская. охота и рыболовство по специальным разрешениям Администрации Парка; строительство лесохозяйственных дорог и объектов лесохозяйственного назначения, строительство туристских приютов и других объектов туристской инфраструктуры.
д) Зона традиционного природопользования и рекреации - предназначена для сохранения системы традиционного природопользования местных жителей, сохранения и возрождения этнических традиций и реализации стратегии социально-экономического возрождения Водлозерья. Вместе с тем, данная зона предназначена для формирования развитого рекреационно-туристского комплекса.
В эту зону входит район Водлозерья - древний культурный район Русского Севера, где сохранились редкие природно-исторические ландшафты, памятники археологии и деревянной архитектуры, сеть старинных поселений с элементами исторической застройки и выраженными этническими традициями.
На территории зоны традиционного природопользования и рекреации разрешается:
- проведение лесохозяйственных и лесоводственных мероприятий, направленных на сохранение качества лесов и улучшение их санитарного состояния, а также удовлетворение нужд местного населения;
- проведение биотехнических мероприятий, направленных на сохранение ресурсов диких животных и улучшение среды их обитания, регулируемая охота и охотничий промысел, как вид традиционного природопользования местного населения (за исключением воспроизводственных участков);
- рыбоводственные мероприятия, направленные на воспроизводство рыбных ресурсов озера Водлозеро (как рыбохозяйственной подзоны Парка), а также традиционный промысел рыбы на акватории Водлозера населением и рыболовецкими бригадами согласно установленным лимитам, рыбная ловля на крючковые снасти на Водлозере и других водоемах;
- традиционное хозяйственное использование сельхозугодий на основе арендных отношений, образующих в совокупности агропарковую подзону, развитие экстенсивного сельскохозяйственного производства, возрождение традиционных крестьянских хозяйств в границах исторически сформировавшихся угодий агропарковой подзоны, проведение агротехнических мероприятий, направленных на восстановление заросших и зарастающих мелколесьем сенокосных угодий, пашен и пастбищ агропарковой подзоны;
- восстановление ныне заброшенных старинных деревень на основе возрождения традиционного уклада жизни и природопользования, а также развития сферы обслуживания посетителей Парка и туристов;
- регулируемая рекреационная деятельность с ориентацией туристических потоков на хорошо оборудованные маршруты с зафиксированными местами стоянок и ночлега;
- размещение рекреационных центров с дезурбанизированным характером планировочной структуры, административных и хозяйственных объектов Парка, а также связанных с ними систем инженерных коммуникаций и дорожно-транспортных связей, реконструкция существующих и создание новых экологически безопасных производств по переработке местных ресурсов. Рекреационное, административно-хозяйственное, производственное и коммунально-жилищное строительство осуществляется в пределах специально выделенных подзон, согласно Схеме организации и развития Парка, на основании прошедших соответствующую экспертизу проектов.
В составе зоны традиционного природопользования и рекреации выделяются следующие подзоны:
Подзона активной рекреации и обслуживания посетителей - выделена в северо-западной части Водлозерья в районе бывших деревень Загорье, Пильмасозеро и Келкозеро, где разместится базовый туристический комплекс, а также Водлозерский научно-административный центр Национального парка.
Основная функция данной подзоны заключается в сохранении природных комплексов в условиях активного рекреационного использования территории.
Историко-культурная подзона - выделена в северо-восточной части Водлозерья, с включением островов М.Колгостров, Колгостров, Канзанаволок. Здесь на основе уникальных архитектурно-ландшафтных комплексов исторических деревень Водлозерья: Канзанаволок, Коскосалма, Колгостров и культовых сооружений Ильинского погоста, должен формироваться музейный комплекс Парка, предполагающий сохранение, реставрацию и реконструкцию (утраченных) памятников архитектуры и других объектов культурного наследия в их естественной ландшафтной среде, с возвращением последним их традиционных хозяйственных и культурных функций.
Селитебная подзона - к ней относятся земли населенных пунктов Куганаволокской сельской администрации с основным селитебным, а также производственным и коммунально-хозяйственным ядром в деревне Куганаволок.
Функция селитебной подзоны заключается в гармоничном развитии населенных пунктов, производственных и инфраструктурных узлов в охраняемой природной среде Парка.
Площади и границы функциональных зон приведены в приложении (Приложение N 5).
5.2. Лимиты посещения гражданами территории парка определяются администрацией национального парка на основании научно обоснованных норм использования территорий в рекреационных целях.
5.3. Все собственники и пользователи земель в границах национального парка обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории.
5.4. На территории Парка (во всех зонах) запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам Парка, в том числе:
а) разведка и разработка полезных ископаемых;
б) деятельность, влекущая за собой нарушения почвенного покрова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
г) предоставление на территории Парка садоводческих и дачных участков;
д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием Парка;
е) рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловая охота и рыболовство (за исключением акватории оз. Водлозеро, включенной в границы парка без изъятия из промысловой эксплуатации), промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием Парка, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
5.5. На землях (акваториях), включенных в границы Парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется специальным Положением, утверждаемым Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти Архангельской области и Республики Карелия.
5.6. Посещение и рекреационное использование ресурсов Парка является платным. Нахождение на территории Парка граждан, постоянно не проживающих на этой территории, а также рыбная ловля, охота, сбор грибов, ягод и лекарственных растений без специального письменного разрешения администрации Парка установленного образца запрещено.
5.7. В целях обеспечения строительства, ремонта и эксплуатации объектов, связанных с обеспечением основной деятельности Парка (кордоны, туристские приюты, места отдыха и т.д.), предусмотренных Схемой организации и развития Парка, допускается заготовка деловой и дровяной древесины в порядке рубок уход, санитарных и прочих рубок во всех функциональных зонах Парка (за исключением заповедной зоны). Рубки ухода назначаются администрацией Парка по состоянию насаждений в установленном порядке при условии сохранения ценных объектов флоры и фауны и их среды обитания.
5.8. Жилищное, коммунально-хозяйственное и промышленное строительство в границах населенных пунктов, входящих в границы Парка в обязательном порядке согласуется с администрацией Парка и регулируется специальным Положением об архитектурно-строительном надзоре на территории Парка, утверждаемом в установленном порядке.
5.9. Вокруг Парка создается охранная зона в экологически обоснованных границах с ограниченным режимом природопользования.
Границы и режим природопользования в охранной зоне Парка устанавливаются органами исполнительной власти Архангельской области и Республики Карелия по представлению администрации Парка.
5.10. С Парком согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории Парка и его охранной зоны.
5.11. Территория Парка учитывается при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Указанные проектные документы подлежат обязательному согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
5.12. Границы национального парка, его функциональных зон и охранной зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками.
6. Организация охраны Парка
6.1. Охрана природных комплексов и объектов на территории Парка осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории Парка, работники которой входят в штат Парка.
6.2. Директор Парка и его заместители являются, соответственно, главным государственным инспектором и его заместителями по охране территории Парка.
6.3. В состав службы охраны национального парка входят:
главный государственный инспектор и заместители главного государственного инспектора (директор национального парка и его заместители соответственно);
старшие государственные инспектора по охране национального парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих);
участковые государственные инспектора по охране национального парка (мастера леса, охотоведы);
государственные инспектора по охране национального парка (специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, лесники, егеря).
6.4. Государственные инспектора по охране территории национального парка в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
а) проверять у лиц, находящихся на территории Парка, разрешение на право пребывания в Парке;
б) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территории Парка территории охранной зоны;
в) задерживать на территории Парка и его охранной зоны лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
г) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима Парка к административной ответственности;
д) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
е) производить на территории Парка и его охранной зоны досмотр транспортных средств, личных вещей;
ж) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории Парка, его охранной зоны для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и настоящего Положения;
з) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны Парка и его охранной зоны.
6.5. Главному государственному инспектору и его заместителям по охране территории Парка предоставляется также право:
а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму Парка, его охранной зоны;
б) налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу Парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам Парка, его охранных зон в результате нарушений установленного режима Парка;
г) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
6.6. Государственные инспектора по охране территории Парка пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
6.7. Государственные инспектора по охране территории Парка при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
6.8. Государственным инспекторам по охране территории Парка при осуществлении возложенных на них настоящим Положением задач разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.
Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
6.9. Государственные инспектора по охране территории Парка обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.
6.10. Государственные инспектора по охране территории Парка подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Научно-исследовательская и просветительская деятельность национального парка
7.1. Научно-исследовательская деятельность в Парке направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного и хозяйственного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе, а также пропаганду экологических знаний и популяризацию природного и культурного наследия Парка.
7.2. Научно-исследовательская деятельность в Парке проводится:
- штатными сотрудниками научного отдела по планам научно-исследовательских работ, утвержденных Научно-техническим советом.
Парка;
Научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, а также физическими лицами (в том числе иностранными) на договорных началах по общим с Парком программам, согласованным с Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России.
7.3. Программы всех научно-исследовательских и проектных работ, выполняемых на территории Парка сторонними организациями и отдельными специалистами, подлежат обязательному согласованию с Парком. Результаты указанных работ в виде отчетов, проектов и иных выходных материалов в обязательном порядке в одном экземпляре передаются администрации Парка для учета и формирования информационного банка данных территории. Парк гарантирует соблюдение авторских прав на результаты этих работ, не допускает передачи указанных материалов третьей стороне или использования их в коммерческих целях без согласования с исполнителями этих исследований.
7.4. Научный отдел Парка в обязательном порядке должен привлекаться к участию в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов, а также схем их размещения и развития в районе расположения Парка.
7.5. В Парке для рассмотрения вопросов научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности создается Научно-технический совет из числа специалистов в области охраны и рационального использования природных ресурсов, природного и культурного наследия, экологического просвещения как сотрудников Парка, так и представителей других государственных и общественных организаций и учреждений.
Состав Научно-технического совета и положение о нем утверждается Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
7.6. Планы лесохозяйственных, биотехнических, регуляционных, рекультивационных и реставрационных работ и мероприятий на территории Парка в обязательном порядке рассматриваются на заседаниях Научно-технического совета.
7.7. Просветительская деятельность Парка включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности Национального парка в средствах массовой информации и иные формы и методы воспитания, образования и пропаганды.
8. Организация туризма и обслуживания посетителей национального парка
8.1. Хозяйственная деятельность национального парка направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
В сфере организации туризма и обслуживания посетителей Парк обеспечивает благоустройство рекреационных зон и туристских маршрутов, развитие сферы платных услуг и информационное обслуживание посетителей.
8.2. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристского сервиса, создание условий для бытового и культурного обслуживания туристов осуществляется с привлечением средств заинтересованных государственных и частных предприятий, иных коммерческих структур, в том числе совместных и иностранных.
8.3. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма. Парк самостоятельно осуществляет эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от эксплуатации этих объектов должны учитываться в сметах расходов Парка.
8.4. Коммерческая деятельность юридических и физических лиц в сфере туризма и обслуживания посетителей на территории Парка осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, представляемых дирекцией Парка, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности Парка и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности на территории национального парка в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
8.5. При наличии соответствующих лицензий ее владельцем могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключенными с дирекцией Парка. Указанные договора подлежат регистрации в установленном законом порядке.
8.6. Владелец лицензии представляет на утверждение дирекции Парка и Министерства природных ресурсов Российской Федерации проектную документацию на все виды работ, осуществляемых им в соответствии с лицензией и договором об аренде.
8.7. Порядок предоставления и аннулирования лицензий, предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений определяется Правительством Российской Федерации.
8.8. В Парке требуют обязательного лицензирования следующие виды деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха:
- обустройство и обслуживание (использование) туристских маршрутов, объектов туризма, видовых площадок, экологических троп, спортивных площадок, баз отдыха, лодочных станций, пляжей, пунктов питания, кемпингов, приютов, стоянок автотранспорта;
- перевозка людей на различных транспортных (включая летательные аппараты и гужевой транспорт) средствах, кроме перевозок, относящихся к транспорту общего пользования;
- изготовление сувениров, художественных изделий, фотопродукции, связанных с Парком и реализуемые на его территории;
- прокат спортивного инвентаря и средств передвижения, осуществляемые как самостоятельный вид деятельности;
- оборудование мест рыбной ловли, охоты и их организация, включая охотничий туризм и спортивное рыболовство;
оказание услуг по мелкому ремонту автотранспорта;
организация и обслуживание музейных экспозиций, в том числе под открытым небом, выставок, различных коллекций, включая живых животных;
деятельность по оказанию информационных услуг;
экскурсионная деятельность, подготовка экскурсоводов.
8.9. Охотпользование на территории национального парка в целях спортивной и любительской охоты осуществляется по лицензиям, выдаваемым Управлениями по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Архангельской области или Республики Карелия по согласованию с администрацией национального парка.
Добывание (отстрел, отлов) животных в научно-исследовательских и регуляционных целях осуществляется по плану научно-исследовательских работ национального парка по разрешениям, выдаваемым вышеназванными Управлениями.
8.10. Спортивное и любительское рыболовство на территории национального парка осуществляется в соответствии с правилами любительского и спортивного рыболовства на территории Архангельской области и Республики Карелия по разрешениям, выдаваемым администрацией национального парка.
9. Финансово-хозяйственная деятельность Парка
9.1. Парк осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, направленную на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
9.2. Финансовые средства Парка в рублях и иностранной валюте формируются из следующих источников:
9.2.1. Средств федерального бюджета:
- на содержание Парка и финансирование затрат по ведению его режимной деятельности, включая охрану, благоустройство территории и лесное хозяйство;
- на авиационную охрану лесов от пожаров;
- на выполнение подрядных проектно-изыскательских, научно-исследовательских и лесоустроительных работ;
- на капитальное строительство зданий и сооружений производственного назначения и техническое обеспечение;
- на охрану и реставрацию памятников истории и культуры.
9.2.2. Средств территориальных и местных бюджетов Республики Карелия и Архангельской области:
- на поддержание и развитие социально-экономической сферы;
на благоустройство территории Парка и развитие сферы обслуживания посетителей;
на экологическое просвещение, охрану памятников истории и культуры и природоохранных мероприятий.
9.2.3. Средств, получаемых от туристской, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на него задачам, в качестве безвозмездной помощи и благотворительных взносов, платежей предприятий и граждан за пользование ресурсами и посещение Парка, арендной платы.
9.3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц Национального парка, поступают в самостоятельное распоряжение Парка и учитываются на отдельном балансе.
9.4. Объемы бюджетного финансирования, а также планы лесохозяйственных, биотехнических, природоохранных и иных мероприятий, смета затрат на содержание аппарата управления Парка утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
10. Контроль за деятельностью Парка
10.1. Государственный контроль за деятельностью национального парка осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды и иными специально уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции.
Руководитель Департамента |
А.М. Амирханов |
12 марта 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Водлозерский" (утв. МПР РФ от 12 марта 2001 г.)
Текст положения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минприроды России от 3 марта 2011 г. N 147
Решением Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N АКПИ16-857 названный приказ признан недействующим со дня вступления решения в законную силу
Приказ Минприроды России от 26 марта 2009 г. N 72
Приказ Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48
Приказ МПР РФ от 17 марта 2005 г. N 66