I. Общие положения
1. Государственное учреждение "Национальный парк "Угра" является государственным природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория (акватория) которого включает природные и историко-культурные комплексы и объекты в бассейнах рек Угра, Ока и Жиздра, имеющие особую экологическую, историческую, эстетическую и рекреационную ценность, и которая предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных к# культурных целях и для регулируемого туризма.
2. Полное наименование: Государственное учреждение "Национальный парк "Угра", сокращенное ГУ "НП "Угра".
3. "Национальный парк "Угра" (далее национальный парк) создан постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 148 на общей площади 98,6 тыс. га (приложение N 1). Постановлением Правительства Российской Федерации национальному парку предоставлены во владение земли лесного фонда общей площадью 43 тыс. га и земли водного фонда общей площадью 1,3 тыс. гектаров (реки Угра и Жиздра). В границы национального парка включены также земли других собственников, владельцев и пользователей общей площадью 53.4 тыс. га без изъятия из хозяйственной эксплуатации (приложение N 2). Описание границ национального парка приведено в приложении (приложение N 3).
4. Территория национального парка относится к особо охраняемым территориям федерального значения.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставляются ему в пользование на правах предусмотренных федеральными законами. Изъятие земель и других природных ресурсов национального парка запрещается.
Земельные участки в границах национального парка, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются национальному парку по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
Национальный парк имеет исключительное право приобретения земельных участков, включенных в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации и принадлежащих другим собственникам, за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.
5. В своей деятельности национальный парк руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими законами Российской Федерации, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Российской Федерации, соответствующими актами органов государственной власти, нормативными правовыми и иными актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, законами и другими нормативными актами Калужской области, настоящим Положением.
6. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Границы и режим охранной зоны национального парка утверждаются Постановлением органа государственной власти Калужской области.
7. Национальный парк расположен в пределах Бабынинского, Дзержинского, Износковского, Козельского, Перемышльского и Юхновского районов Калужской области. Юридический адрес национального парка - Россия, 248007, г. Калуга, пос. Пригородное лесничество.
II. Задачи национального парка
8. На национальный парк возлагаются следующие основные задачи:
- сохранение целостности природных и природно-исторических ландшафтов, уникальных и эталонных природных комплексов и объектов растительного и животного мира;
- сохранение историко-культурных объектов;
- экологическое и историко-культурное просвещение населения;
- создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях;
- разработка и внедрение научных методов охраны природы в условиях рекреационного использования;
- осуществление экологического мониторинга;
- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
- развитие научно-технического, информационного и культурного сотрудничества с охраняемыми территориями и природоохранными организациями Российской Федерации и зарубежных стран;
- охрана и воспроизводство лесов, растительного и животного мира, проведение необходимых лесоводственных, регуляционных и биотехнических мероприятий;
- участие в государственной экологической экспертизе проектов социального и экономического развития, землеустройства и размещения хозяйственных и иных объектов в регионе;
- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.
III. Управление национальным парком и его структура
9. Управление национальным парком осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации. В соответствии с приказом МПР России "Об управлении системой государственных природных заповедников и национальных парков" организация деятельности национальных парков осуществляется Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Национальный парк возглавляется директором, назначаемым органов#, в ведении которого находится национальный парк.
Директор осуществляет непосредственное управление деятельностью национального парка. К его компетенции относится решение всех вопросов, которые не составляют компетенцию других органов управления, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, а именно:
а) без доверенности действует от имени национального парка и представляет его во всех органах государственной власти и управления, предприятиях, организациях, а также за рубежом:
б) руководит деятельностью национального парка, обеспечивает выполнение возложенных на национальный парк задач и несет персональную ответственность за результаты деятельности национального парка;
в) по согласованию с Департаментом окружающей среды и экологической безопасности утверждает структуру и штатное расписание национального парка; утверждает должностные инструкции работников;
г) принимает на работу и увольняет работников, заключает контракты по найму на работу в национальный парк для выполнения отдельных работ;
д) применяет дисциплинарные и материальные взыскания к работникам национального парка в случае нарушения ими правил внутреннего распорядка и должностных инструкций и в других случаях, предусмотренных законодательством;
е) издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками национального парка; утверждает правила внутреннего трудового распорядка национального парка;
ж) распоряжается имуществом и средствами национального парка в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;
з) решает вопросы финансовой деятельности национального парка; открывает в банках расчетные и другие счета (в том числе, валютные);
и) устанавливает ставки заработной платы и должностные оклады, размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у национального парка средств на оплату труда;
к) передает исполнение части своих полномочий заместителям и другим руководящим работникам национального парка;
л) выдает доверенности на совершение действий от имени национального парка.
10. Директор может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим Положением и законодательством Российской Федерации, в том числе и переданные ему от органа управления, за исключением, относящихся к исключительной компетенции последнего.
11. Директор подотчетен Министерству природных ресурсов Российской Федерации в лице Департамента по охране окружающей среды и экологической безопасности, о деятельности национального парка он представляет ежегодный отчет вышеуказанному органу.
12. Основными производственными участками национального парка являются охраняемые природные комплексы (лесничества), которые включают участки и обходы (охраняемые маршруты).
В состав национального парка входят научные, природоохранные и вспомогательно-обслуживающие подразделения (отделы), обеспечивающие прием посетителей парка, просветительскую и рекреационную деятельность, а также подсобные цеха по производству товаров из местных ресурсов и изготовлению сувениров. Национальный парк имеет право на создание иных подразделений в своей структуре и ликвидацию имеющихся.
Для выполнения поставленных задач национальный парк формирует трудовой коллектив, который составляют все граждане, участвующие своим трудом в производственной деятельности национального парка. Отношения сотрудников и администрации национального парка регулируются в соответствии с трудовым законодательством.
IV. Режим охраны и использования территории национального парка
13. В соответствии с законодательством Российской Федерации на территории национального парка запрещается деятельность, которая может нанести ущерб природным и культурно-историческим комплексам и объектам растительного и животного мира и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
- разведка и разработка всех видов полезных ископаемых;
- деятельность, влекущая за собой изменения почвенного покрова, гидрологического режима и нарушение геологической среды;
- предоставление дачных и садоводческих участков;
- рубки главного пользования и проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций (без специального разрешения дирекции национального парка), интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка, прогон домашних животных вне путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест и территорий, сплав леса по водотокам;
- организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест и участков;
- проведение раскопок и иных поисковых работ, в том числе с использованием металлоискателей, без письменного разрешения администрации национального парка;
- вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
На землях национального парка запрещается строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка.
На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных объектов, противоречащих целям и задачам национального парка. Режим использования этих земель определяется специальным положением, утверждаемым Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Администрацией Калужской области.
С дирекцией национального парка согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов и проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны.
14. На территории национального парка устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом местных природных, историко-культурных, хозяйственных и иных особенностей. В национальном парке выделены следующие функциональные зоны:
14.1. Заповедная зона, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории. Главная задача - сохранение контрольных эталонов природных сообществ в динамике их естественного развития. В заповедную зону включены участки, относительно слабо измененные деятельностью человека, труднодоступные и в силу этого пригодные для саморазвития и обеспечения надежной охраны. Разрешены мониторинг, научные исследования (без нарушения природной среды), охрана лесов от пожаров и лесозащитные мероприятия.
14.2. Особо охраняемая зона (заказного режима) обеспечивает условия сохранения природных комплексов и объектов при строго регулируемом рекреационном и хозяйственном использовании. Особо охраняемая зона включает наиболее ценные в экологическом и познавательном отношениях природные территории, на которых невозможно или нецелесообразно установить заповедный режим. Зона также служит буфером для участков заповедной зоны.
В соответствии с различиями в современном состоянии природных комплексов выделяются два варианта режима.
Подзона экологической стабилизации включает участки, в основном сохранившие естественный характер сообществ и способные к саморазвитию. В подзоне экологической стабилизации могут проводиться необходимые биотехнические, противопожарные и лесозащитные мероприятия, санитарные рубки по состоянию.
Разрешается использование имеющихся сельскохозяйственных угодий преимущественно для сенокошения и нормированного выпаса скота без права проведения мелиорации и постройки долговременных сооружений. В поймах рек Угры, Оки, Жиздры и их протоков запрещается проведение коренного улучшения угодий, применение удобрений и ядохимикатов. Разрешается проведение необходимых гидротехнических работ с целью улучшения экологического состояния водоемов по специальному разрешению дирекции национального парка.
Посещение туристами в познавательных целях предусматривается только по специально выделенным и обустроенным маршрутам, без ночлега. Для местного населения, проживающего на территории парка и в его охранной зоне, разрешаются бесплатные: любительское и спортивное рыболовство, осуществляемое в соответствии с действующими в Калужской области правилами любительского и спортивного рыболовства, сбор грибов, ягод и орехов.
В плане охотпользования на территории подзоны выделяются только воспроизводственные участки. Регулирование численности отдельных видов при необходимости проводится под контролем дирекции национального парка.
На участке подзоны экологической стабилизации в пойме р. Жиздры и на других старичных озерах - местах обитания чилима, выхухоли, бобра, других особо ценных и исчезающих видов живых организмов - запрещаются: всякая охота и рыбная ловля в течение всего года; сенокошение, выпас и устройство водопоев для скота ближе 50 м от водоемов; разведение костров и устройство стоянок ближе 100 м от водоемов; устройство на берегах водоемов мостков и других сооружений, кроме специально оборудованных под контролем дирекции национального парка в научных и познавательных целях.
Подзона природно-восстановительная создается на участках, требующих ограниченных направленных воздействий с целью ускорить восстановительные природные процессы. Разрешаются рубки ухода в ранее созданных культурах коренных пород и в производных молодняках, отработка новых методов восстановления лесных насаждений коренного типа. Режим природопользования аналогичен подзоне экологической стабилизации. Может разрешаться спортивная и любительская охота с соблюдением установленных правил охоты в Калужской области и под контролем дирекции национального парка.
По мере восстановления природных сообществ соответствующие участки могут переводиться в подзону экологической стабилизации.
14.3. Зона охраны историко-культурных объектов. Выделяется в местах расположения наиболее ценных (уникальных) памятников археологии, истории, культуры и должна обеспечить условия для их сохранения. Хозяйственная и туристско-экскурсионная деятельность определяются режимом планировочных зон охраны памятников, регулирования застройки и охраняемого исторического ландшафта, утверждаемых в установленном порядке. Размещение и архитектурное оформление объектов обслуживания туристов, благоустройство территории не должны нарушать исторический облик ландшафта. Любая деятельность собственников, владельцев и пользователей земель в этой зоне согласовывается с государственными органами охраны памятников истории и культуры и дирекцией национального парка.
14.4. Зона охраняемого ландшафта (познавательного туризма). Зона предназначена для сохранения и демонстрации посетителям сложившихся природно-исторических ландшафтов национального парка и для организации экологического просвещения. В зоне охраняемого ландшафта проводится трассировка и обустройство различных по протяженности и способам передвижения туристских и экскурсионных маршрутов, видовых площадок, мест отдыха, автостоянок. Ночлег и остановки на маршрутах разрешаются только в специально отведенных и благоустроенных местах.
Разрешаются любительское и спортивное рыболовство, сбор грибов, ягод и других дикоросов по специальным разрешениям национального парка. Жители населенных пунктов, расположенных на территории национального парка или у его границ, пользуются правом бесплатного рыболовства, сбора грибов, ягод и других дикоросов.
Разрешается спортивная и любительская охота под контролем дирекции национального парка и при условии оптимальной численности животных.
Проводятся лесоводственные мероприятия, направленные на восстановление коренных лесных сообществ и поддержание санитарного состояния насаждений вдоль маршрутов (рубки ухода, санитарные рубки по состоянию, уборка захламленности вдоль маршрутов, лесовосстановление), мероприятия по охране и защите леса, биотехнии.
Разрешается сложившееся природопользование в экологически обоснованных размерах и в соответствии с действующими природоохранными нормами и правилами. Разрешается строительство необходимой транспортной и инженерно-коммуникационной сети, не противоречащее статусу национального парка и не наносящее ущерба его природным и рекреационньм ресурсам. Запрещается строительство новых производственных комплексов. Разрешается, по согласованию с дирекцией национального парка, реконструкция существующих комплексов, повышающая их эффективность и экологическую безопасность. Участки для жилого строительства и садоводства выделяются только в исторических границах населенных пунктов. С национальным парком согласовывается застройка населенных пунктов, находящихся в долинах рек.
На участках зоны, являющихся местом обитания особо ценных и редких видов животных и растений, на основании заключения экологической экспертизы может устанавливаться режим природопользования, аналогичный особо охраняемой зоне.
14.5. Рекреационная зона. Предназначена для организации полноценного кратковременного и длительного отдыха в природных условиях. В зону выделены участки, отличающиеся благоприятным сочетанием ресурсов отдыха и расположенные вблизи основных планировочных узлов и транспортных путей парка.
Обустройство зоны ориентировано на прием самостоятельных туристов и отдыха выходного дня.
Разрешается размещение палаточных лагерей и индивидуальных мест отдыха, строительство автостоянок, причалов, пляжей. Рекреационная емкость территории зоны повышается за счет благоустройства и развития дорожно-тропиночной сети.
Лесоводственные мероприятия направлены на повышение биологической устойчивости и эстетической ценности насаждений (ландшафтные рубки, выборочные санитарные рубки, уборка захламленности, создание ландшафтных культур и защитно-декоративных посадок). Работы по биотехнии, охране и защите леса ориентированы на компенсацию неблагоприятных воздействий в условиях интенсивной рекреации.
Разрешаются любительское рыболовство, сбор грибов и ягод (для местного населения - бесплатно). Охотпользование на территории рекреационной зоны запрещено.
14.6. Зона обслуживания посетителей. Предназначена для приема, комфортного отдыха посетителей национального парка и обеспечения их необходимой информацией. Участки зоны располагаются в планировочных узлах парка и, в основном, приурочены к существующим населенным пунктам.
Предусматривается строительство стационарных объектов туристского сервиса круглогодичного и сезонного действия (тургостиницы, мотели, кемпинги, приюты и др.), визит-центров, музейных и вольерных экспозиций, необходимых объектов культурно-бытового, информационного обслуживания и связи, а также объектов административно-хозяйственной инфраструктуры национального парка.
На участках лесного фонда проводятся ландшафтные и выборочные санитарные рубки, защитно-декоративные посадки. Оборудуются подъездные пути, информационные площадки, автостоянки, подходы к воде, пляжи и другие элементы благоустройства.
14.7. Зона хозяйственного назначения. Зона включает населенные пункты с крупными агропромышленными комплексами, не имеющими существенной историко-культурной и рекреационной ценности. Основная функция - обеспечение потребностей местного населения и посетителей парка в сельскохозяйственной продукции, на перспективу - демонстрация экологичных форм рационального природопользования. Разрешается реконструкция производственных комплексов, повышающая их экологическую безопасность и не противоречащая целям и задачам национального парка.
Описание границ функциональных зон приводится в приложении (Приложение N 4).
Все собственники и пользователи земель в границах национального парка обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории.
15. Лимиты посещения отдельных участков национального парка в рекреационных целях определяются администрацией национального парка на основании научно обоснованных норм рекреационной нагрузки.
16. Границы национального парка и его охранной зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками.
V. Организация охраны национального парка
17. Охрана природных и исторических комплексов и объектов на территории национального парка и контроль за соблюдением его режима осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории национального парка.
Директор национального парка и его заместители являются соответственно главным государственным инспектором и его заместителями по охране территории национального парка.
В состав инспекции по охране территории национального парка также входят:
- старшие государственные инспектора по охране территории национального парка (руководители и ведущие специалисты отделов, ведающих вопросами охраны и организации рационального природопользования, лесничие, помощники лесничих);
- участковые государственные инспектора по охране территории национального парка (мастера леса, руководители мобильных групп);
- государственные инспектора по охране территории национального парка (специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, лесники, егеря).
18. Права государственных инспекторов по охране национального парка могут быть предоставлены работниками национального парка, которые не являются государственными инспекторами по занимаемой должности. Предоставление указанных прав осуществляется с согласия работника по его письменному заявлению и оформляется приказом директора национального парка.
19. Работники национального парка, являющиеся государственными инспекторами по охране его территории, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
- требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу нарушения ими режима национального парка;
- проверять у лиц, находящихся на территории национального парка, разрешения на право пребывания на данной территории;
- проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территории национального парка и его охранной зоны;
- задерживать на территории национального парка и его охранной зоны лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
- составлять протоколы о выявленных правонарушениях;
- направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима национального парка, к административной ответственности;
- изымать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
- производить на территории национального парка и его охранной зоны досмотр транспортных средств, личных вещей;
- беспрепятственно, по предъявлению удостоверения, посещать любые объекты, находящиеся на территории национального парка и его охранной зоны, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны национального парка и его охранной зоны.
20. Главному государственному инспектору и его заместителям по охране территории национального парка предоставляется также право:
- запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охранной зоны;
- налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
- предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам территории национального парка и его охранной зоны;
- в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
21. Государственные инспектора по охране территории национального парка пользуются также всеми правами и льготами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
22. Государственные инспектора по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
Государственным инспекторам по охране территории национального парка при осуществлении возложенных на них задач разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей. Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
23. Государственные инспектора по охране территории национального парка обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты. Им выдаются бесплатное форменное обмундирование со знаками различия и нагрудный знак установленного образца.
24. Государственные инспектора по охране территории национального парка подлежат обязательному государственном страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
25. К охране территории национального парка могут привлекаться общественные инспекции.
В вопросах обеспечения охраны территории дирекция национального парка и ее службы взаимодействуют с государственными органами охраны памятников истории и культуры, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и с органами внутренних дел.
VI. Ответственность за нарушение режима национального парка
26. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования природной среды и природных ресурсов на территории национального парка "Угра" или его охранной зоны влечет за собой наложение в административном порядке штрафа: на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.
27. В соответствующих случаях законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима национального парка.
28. Вред, причиненный природным объектам и комплексам на территории национального парка, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление.
VII. Научно-исследовательская и просветительская деятельность в национальном парке
29. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке "Угра" направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных комплексов и объектов историко-культурного наследия в условиях рекреационного и хозяйственного использования территории, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.
30. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке проводится:
- штатными сотрудниками научного отдела национального парка по планам научно-исследовательских работ, утвержденным Научно-техническим советом национального парка;
- научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля (российскими и зарубежными), отдельными специалистами (в том числе иностранными) на договорных началах по общим с национальным парком программам, согласованным с Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России.
Организации и отдельные специалисты, планирующие самостоятельные научные исследования на территории национального парка, обязаны согласовывать свои программы с дирекцией парка и представлять отчеты о проделанной работе. Отчеты хранятся в научной библиотеке национального парка на правах рукописей.
31. Специалисты научного отдела национального парка могут привлекаться к участию в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов, планируемых к реализации на территории Калужской области.
32. В национальном парке вопросы научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности рассматриваются Научно-техническим советом из числа специалистов в области охраны и рационального использования природных и историко-культурных ресурсов, как сотрудников национального парка, так и представителей других государственных и общественных организаций и учреждений. Научно-технический совет является консультативным и совещательным органом при директоре национального парка.
Состав Научно-технического совета и положение о нем утверждается Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
33. Планы лесохозяйственных, биотехнических, регуляционных, реставрационных и просветительских работ на территории национального парка рассматриваются на заседаниях Научно-технического совета.
VIII. Эколого-просветительская деятельность
34. Эколого-просветительская деятельность в национальном парке направлена на обеспечение посетителей парка познавательной информацией и научно-популярными знаниями о природных экосистемах и объектах природного и историко-культурного наследия на его территории.
35. Просветительская деятельность национального парка включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию визит-центров, музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, детских и юношеских экологических центров, лагерей, прохождение учебной и производственной практики студентов высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национального парка в средствах массовой информации и иные формы и методы экологического и историко-культурного воспитания и образования.
IX. Хозяйственная деятельность и организация обслуживания посетителей национального парка
36. Национальный парк осуществляет хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству Российской Федерации, его задачам и установленному режиму.
37. Организация обслуживания посетителей и деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка включает строительство и эксплуатацию гостиниц, мотелей, кемпингов, турбаз, туристских приютов, баз отдыха, предприятий общественного питания, пунктов проката, связи и других объектов туристского сервиса, оборудование и эксплуатацию туристских и экскурсионных маршрутов, сопровождение туристов, создание условий для отдыха граждан, их культурного, информационного и бытового обслуживания и производится заинтересованными юридическими лицами (в том числе, совместными и иностранными) независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
38. Развитие регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка проводится в соответствии с утвержденными проектными материалами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии предоставляются дирекцией национального парка заинтересованным юридическим лицам и гражданам, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национального парка и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.
39. При наличии соответствующих лицензий ее владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключенными с дирекцией национального парка. Указанные договоры подлежат регистрации в Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Владелец лицензии представляет на утверждение дирекции национального парка проектную документацию на все виды работ, осуществляемых им в соответствии с лицензией и договором об аренде.
40. В национальном парке требуют обязательного лицензирования следующие виды деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха:
- обустройство и обслуживание (использование) туристских маршрутов, объектов рекреационного, научного и экотуризма, видовых площадок, экологических троп, игровых городков и аттракционов, спортивных площадок, баз отдыха, минеральных вод и лечебных грязей, лодочных станций, пляжей, пунктов питания, кемпингов, приютов, стоянок автотранспорта;
- перевозка людей на различных транспортных (включая летательные аппараты и гужевой транспорт) средствах, кроме перевозок относящихся к транспорту общего пользования;
- изготовление сувениров, художественных изделий, фотопродукции, связанной с национальным парком, реализуемых на его территории;
- прокат спортивного инвентаря и средств передвижения, осуществляемые как самостоятельный вид деятельности;
- оборудование мест рыбной ловли, охоты и их организация, включая охотничий туризм и спортивное рыболовство;
- оказание услуг по мелкому ремонту автотранспорта посетителей парка;
- организация и обслуживание музейных экспозиций, в том числе под открытым небом, выставок, различных коллекций, включая живых животных;
- деятельность по оказанию информационных услуг;
- экскурсионная деятельность, подготовка экскурсоводов.
41. Порядок предоставления и аннулирования лицензий, предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений определен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 916 "Об утверждении положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков" и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 926 "Об утверждении положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха".
42. В случае отсутствия юридических и физических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, определенных проектными материалами, национальный парк может самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета и иных средств. При этом доходы от эксплуатации данных объектов учитываются в сметах расходов национального парка.
43. Охотпользование на территории национального парка осуществляется им самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотпользователям при условии проведения ими охотустройства и необходимых биотехнических мероприятий.
44. Национальный парк устанавливает цены и тарифы на производимые им товары и услуги в соответствии с действующим законодательством.
X. Правовой статус национального парка
45. Национальный парк является юридическим лицом, которое не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть является некоммерческой организацией и создается в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Национальный парк может дополнительно финансироваться за счет целевых средств из бюджета Калужской области и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей, а также за счет собственных средств.
Национальный парк находится на самостоятельном балансе, имеет счета, в том числе валютные, в учреждениях банков Российской Федерации и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также штампы и бланки.
46. Собственными средствами национального парка, которыми он распоряжается в установленном порядке, являются следующие получаемые парком средства:
- от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной хозяйственной деятельности, не противоречащей возложенным на национальный парк задачам;
- в качестве арендной платы;
- в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и историко-культурным объектам, расположенным на территории национального парка;
- от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
- в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национального парка, поступают в самостоятельное распоряжение национального парка и учитываются на отдельном балансе.
47. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций, предприятий, в том числе с иностранным участием, и иных организаций, способствующих развитию национального парка. Национальный парк может создавать другие некоммерческие организации, а также филиалы и представительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
48. Национальный парк имеет право пользоваться кредитами российских и зарубежных банков, а также приобретать валюту в порядке, установленном законодательством.
49. Национальный парк самостоятельно осуществляет природоохранную, научно-исследовательскую, эколого-просветительскую и рекреационную деятельность, деятельность по подбору и расстановке кадров, финансово-хозяйственную деятельность в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
50. Национальный парк отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности этих средств субсидиарную ответственность по обязательствам национального парка несет собственник имущества.
51. Национальный парк осуществляет законченный бухгалтерский учет, в установленном порядке предоставляет в Министерство природных ресурсов Российской Федерации и другие предусмотренные законодательством организации бухгалтерские отчеты и балансы, а также оперативную и статистическую отчетность.
52. Территория национального парка учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Указанные проектные документы подлежат обязательному согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Земельные участки, переданные во владения национального парка, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
53. Национальный парк в пределах предоставленной ему во владение территории освобождается от уплаты земельного налога. Национальный парк, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территории национального парка, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, устанавливаемыми для них законодательством Российской Федерации и законодательством Калужской области.
54. Национальный парк имеет собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы, знаки и другое) и товарный знак, утверждаемые органом, в ведении которого находится национальный парк.
55. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием названия, товарного знака и символики национального парка, а также изображений и копий природных и историко-культурных объектов (кроме находящихся в собственности религиозных объединений), расположенных на территории национального парка, ценностей из музейных фондов национального парка осуществляется с разрешения дирекции национального парка в установленном порядке.
XI. Условия и оплата труда в национальном парке
56. Структура и штаты национального парка определяются директором в пределах фонда оплаты труда и исходя из задач и специфики парка.
57. Формы, системы и размеры оплаты труда работников устанавливаются национальным парком самостоятельно в соответствии с действующими условиями оплаты и в пределах имеющихся средств на оплату труда.
58. Доплаты, надбавки, премии и другие виды дополнительного поощрения работников определяются администрацией национального парка в соответствии с действующим законодательством.
59. Работники национального парка могут приниматься на работу на контрактной основе.
60. Жилищный фонд национального парка в установленном порядке может быть включен в категорию служебного.
61. Работникам национального парка выдается бесплатно специальная одежда, обувь и средства индивидуальной защиты по нормам, утвержденным Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Государственным инспекторам бесплатно выдается форменная одежда со знаками различия, а также нагрудный знак установленного образца и бронежилеты.
62. Работникам национального парка, имеющим в личной собственности автомобили, мотоциклы, снегоходы, катера, лодочные моторы и использующим их для служебных разъездов, могут выделяться горючее и смазочные материалы, а также проводиться текущий ремонт этой техники.
63. Работникам национального парка для отопления жилых помещений отпускаются дрова по льготным расценкам, установленным для рабочих и служащих, занятых на работах в лесном хозяйстве.
XII. Контроль за деятельностью национального парка
64. Государственный контроль за деятельностью национального парка осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и иными специально уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции.
Руководитель Департамента |
А.М. Амирханов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Угра" (утв. МПР РФ 10 февраля 2001 г.)
Текст Положения официально опубликован не был
Настоящее Положение фактически прекратило действие
См. Положение о национальном парке "Угра", утвержденное приказом Минприроды России от 3 декабря 2015 г. N 524
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минприроды России от 26 марта 2009 г. N 72
Приказ Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48
Приказ МПР России от 17 марта 2005 г. N 66