Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной
антимонопольной службы
от 24 октября 2006 г. N 271
Программа
Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы в 2006 - 2008 годах
1. Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах (далее - Концепция) и Планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренными распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р, а также решениями Правительственной Комиссии по проведению административной реформы.
Концепцией определены цели административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах:
- повышение качества исполнения государственных функций и доступности государственных услуг;
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Концепция закрепляет задачи административной реформы, в число которых, в частности, входит внедрение принципов и процедур управления по результатам, разработка и внедрение административных регламентов, оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти и эффективности взаимодействия с гражданским обществом, модернизация системы информационного обеспечения. Предусмотрено, что основные мероприятия административной реформы должны быть реализованы в 2006 - 2008 годах.
Основные цели и задачи Программы ФАС России исходят из следующего:
- общих целей, задач и мероприятий административной реформы в Российской Федерации;
- реализации Федеральной антимонопольной службой своих контрольных и надзорных полномочий;
- системы мероприятий, осуществленных ФАС России и направленных на проведение административной реформы, и их результатов;
- наличия проблем, связанных с обеспечением эффективности осуществления ФАС России функций государственного управления.
2. Мероприятия, проведенные федеральным антимонопольным органом по направлениям административной реформы в 2003- первой половине 2006 гг., и их результаты
Деятельность федерального антимонопольного органа в указанный период была направлена на:
- оптимизацию деятельности в рамках проводимой Правительством Российской Федерации работы по формированию системы и структуры федеральных органов исполнительной власти;
- сокращение избыточных функций;
- уточнение полномочий необходимых и достаточных для решения поставленных задач;
- разработку нового Федерального закона "О защите конкуренции", в т.ч. определяющего организационные и правовые основы деятельности антимонопольного органа;
- создание новой административно-управленческой структуры службы в том числе и территориальной;
- разработку и принятие новой нормативной базы, регулирующей деятельность службы;
- разработку и частичную реализацию современной концепции информационной политики службы, направленную на повышение информационной открытости в соответствии с задачами административной реформы;
- реформирование системы внутренней ведомственной отчетности;
- разработку системы показателей эффективности деятельности антимонопольного органа и методик их измерения, определение значений целевых показателей деятельности на среднесрочные периоды (внедрение управления по результатам, внедрение процедур бюджетирования, ориентированного на результаты);
- проведение подготовительных мероприятий, направленных на регламентацию исполнения государственных функций и разработку стандартов их реализации;
- реализацию мероприятий по противодействию коррупции в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России;
- создание Наблюдательного совета при ФАС России и общественных экспертных советов;
- улучшение качества принимаемых решений за счет повышения прозрачности их подготовки;
- совершенствование кадрового обеспечения, совершенствование системы повышения квалификации и обучения и регламентацию государственной службы;
- информатизацию антимонопольных органов;
- повышение эффективности информационного взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти;
- мероприятия по организационному обеспечению проведения административной реформы в ФАС России и выстраивания системы управления.
2.1. Оптимизация функций, исключение дублирования и излишних функций
В рамках реализации первого этапа административной реформы, направленного на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования, а также исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, в 2003 -2004 годах антимонопольный орган принимал участие в деятельности Рабочей группы по вопросам государственного регулирования в сфере промышленности и научно-технической деятельности Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Отдельные функции антимонопольного органа были признаны избыточными, дублирующими и подлежащими, таким образом, упразднению. Также были приняты решения по корректировке формулировок ряда функций. По итогам инвентаризации функций государственного регулирования в деятельности антимонопольного органа, а также их анализа на предмет избыточности, дублирования, необходимости уточнения состава, формулировок и формы реализации были подготовлены и внесены изменения в ряд нормативных правовых актов.
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 утвердил новую систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. В рамках целей и задач Концепции Административной реформы, при подготовке и принятии Положения о ФАС России были исключены все избыточные и дублирующие функции, часть полномочий в соответствии с концепцией создания новой трехзвенной системы государственного управления были переданы в другие федеральные ведомства.
В связи с вступлением в силу ряда новых федеральных законов, ФАС России ведет работу по уточнению соответствующих полномочий и подготовке согласованных предложений по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе". Так, например, 20 февраля 2006 г. Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление о придании ФАС России функций по контролю соблюдения законодательства о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Продолжается работа по разработке и согласованию ведомственных нормативных правовых актов по отдельным вопросам антимонопольного регулирования.
С целью устранения излишнего и неэффективного административного вмешательства в 2003 г. был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в ст. 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В принятом 07.03.2005 года федеральном законе порог предварительного согласования слияний и присоединений коммерческих организаций повышен с 200 тысяч до 30 миллионов МРОТ суммарной балансовой стоимости активов и принято увеличение порога уведомления о создании, слиянии и присоединении коммерческих организаций с 200 и 100 тысяч соответственно до 2 миллионов МРОТ. Таким образом, разрешительный порядок слияний и присоединений коммерческих организаций для большинства субъектов предпринимательской деятельности заменен уведомительным. Кроме того, увеличены пороговые значения для подачи уведомлений в антимонопольный орган.
Федеральный закон "О защите конкуренции" (N 135-Ф3 от 26.07.2006) предусматривает дальнейшее сокращение числа сделок, подпадающих под предварительный контроль антимонопольного органа. Так, при приобретении акций сохраняется контроль лишь за приобретением блокирующего, контрольного пакета и пакета в 75% акций; а также установлен порог по величине активов в 150 млн. рублей для лица, права в отношении которого приобретаются при сделках с акциями (долями) и имуществом организаций. Это позволит сохранить контроль исключительно за теми сделками, которые оказывают или могут оказать влияние на конкуренцию.
2.2. Внедрение управления и бюджетирования по результатам
В ФАС России активно ведется работа по внедрению принципов управления по результатам и элементов программно-целевого бюджетирования. Ежегодно подготавливается доклад о результатах и основных направлениях деятельности (далее - бюджетный доклад), разработано 10 ведомственных целевых программ. Расходы, распределенные по программам, составляют почти 80% расходной части бюджета ФАС России.
В целях мониторинга и оценки решения тактических задач в ФАС России в 2005 г. разработана развернутая система показателей, реформирована система внутренней ведомственной отчетности, и на текущем этапе осуществляется ее внедрение, совместно с Федеральной службой государственной статистики (Росстат) проведена паспортизация показателей.
Для ее внедрения в рамках межведомственного взаимодействия с Росстатом в 2005 г. были внесены изменения в ряд форм федерального государственного статистического наблюдения, в частности, они были дополнены вопросами, характеризующими степень удовлетворенности участников рынка состоянием конкурентной среды.
Также в 2005 г. ФАС России были утверждены новые формы ведомственной периодической отчетности. Помимо этого было налажено взаимодействие с ФОИВ по получению необходимой информации для расчета показателей.
В результате внедрения системы показателей количество показателей достижения целей и задач, которые не рассчитаны из-за информационных ограничений, снизилось за 2005 г. с 17 до 5. К 2-му полугодию 2006 г. число таких показателей снизилось до 3. По большинству показателей в 2005 году удалось добиться превышения фактических значений над плановыми.
Проводимая ФАС России в 2005 г. работа по оптимизации финансовых расходов позволила получить экономию денежных средств в размере 1236,0 тыс. руб.
В рамках участия в Эксперименте по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты в 2006 году был подготовлен проект ведомственной целевой программы "Анализ конкуренции".
Разработан и составлен Реестр расходных обязательств ФАС России в полном соответствии с методическими рекомендациями Министерства финансов.
По итогам Эксперимента по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты в 2006 году, ФАС России занял 2 место среди федеральных органов государственной власти (Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1244-р от 5.09.2006).
2.3. Проведение подготовительных мероприятий, направленных на регламентацию государственных функций антимонопольных органов и разработку стандартов их реализации
Аналитическим и Правовым управлениями ФАС России был проведен предварительный анализ функций службы и регламентирующих их выполнение нормативно-правовых и нормативных документов в целях систематизации последних. На его основе составлен предварительный План-график разработки административных регламентов исполнения государственных функций Федеральной антимонопольной службы на 2006 год, в который включено 4 функции, подлежащие регламентации в приоритетном порядке. Составление окончательного плана-графика, его утверждение, а также составление плана-графика на следующие годы затруднено в связи с корректировкой функций ФАС России и соответствующим внесением изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" и от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе".
2.4. Мероприятия по противодействию коррупции в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России
В рамках осуществления деятельности по противодействию коррупции в структуре Административного управления ФАС России в 2004 году был создан контрольный отдел, в задачу которого входит контроль соблюдения требований к служебному поведению работников, а также организация взаимодействия с правоохранительными органами Российской Федерации.
Работники отдела рассматривают заявления и жалобы на действия (бездействие) должностных лиц ФАС России, участвуют в проведении служебных проверок и контрольных мероприятий, проверках территориальных органов, осуществляют контроль сроков исполнения документов в структурных подразделениях центрального аппарата ФАС России и его территориальных органов, исполнения поручений руководителя и принятых решений, оказывают методическую и практическую помощь руководителям структурных подразделений ФАС России и его территориальных органов в организации взаимодействия с правоохранительными органами, как по основной деятельности, так и в обеспечении режима безопасности.
Отдел совместно с Управлением территориальных органов, кадров и государственной службы инспектирует деятельность территориальных органов ФАС России, организует проверку достоверности сведений, представляемых государственными гражданскими служащими.
В 2004 - 2006 гг. контрольным отделом проведено несколько сплошных проверок ведения делопроизводства в структурных подразделений центрального аппарата ФАС России, по результатам которых были внесены дополнения и изменения в Инструкцию по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы (утверждены Приказом ФАС России от 28.03.2005 N 54), что сделало возможным должным образом контролировать сроки исполнения документов, обеспечивать их сохранность, поставить под особый контроль запросы правоохранительных органов, заключения и ответы по жалобам на действия (бездействие) должностных лиц.
Для организации конфиденциального делопроизводства и работы с документами, имеющими пометку "для служебного пользования" контрольным отделом была разработана Инструкция о порядке обращения со сведениями конфиденциального характера в Федеральной антимонопольной службе и ее территориальных органах (утверждена Приказом ФАС России от 18.03.2005 N 45). В результате принятия данной Инструкции и проведения систематических проверок ее исполнения в структурных подразделениях ФАС России и его территориальных органах налажен должный учет, прохождение и хранение документов ДСП.
По инициативе контрольного отдела разработано Положение о порядке проведения проверок деятельности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (утверждено Приказом ФАС России от 17.11.2004 N 177).
В настоящее время систематические проверки деятельности территориальных органов ФАС России и оказание им практической помощи позволяют вырабатывать конкретные предложения по устранению нарушений в деятельности территориальных органов и повышению эффективности их работы.
Контрольным отделом, совместно с МВД России, разработано Положение о порядке взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой (утверждено совместным приказом МВД России и ФАС России от 30.12.2004 N 878/215). В целях реализации данного приказа контрольным отделом в составе межведомственной рабочей группы с участием сотрудников 60-го отдела МВД России осуществляется постоянное информационное и практическое взаимодействие, проводятся совместные мероприятия по проверке хозяйствующих субъектов. Аналогичные мероприятия проводятся территориальными органами ФАС России и органами внутренних дел в субъектах Российской Федерации. Это существенно снижает риски коррупционных действий как со стороны работников ФАС России, так и со стороны сотрудников органов внутренних дел.
Кроме того, контрольным отделом разработаны Рекомендации по подготовке и проведению контрольных мероприятий (утверждены 08.07.2005 г. N вн.14/к18), для работников территориальных органов и структурных подразделений ФАС России, ответственных за проведение контрольных мероприятий, проведен учебный семинар по подготовке и осуществлению антимонопольными органами контрольных мероприятий.
Данные Рекомендации регламентируют порядок подготовки, проведения, оформления результатов контрольных мероприятий структурными подразделениями и территориальными органами ФАС России, порядок взаимодействия с другими органами и организациями при проведении совместных контрольных мероприятий. В постоянном режиме проводится аналитическая работа об участии территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата ФАС России в организации и проведении контрольных мероприятий, вырабатываются конкретные предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности антимонопольных органов.
В практике контрольного отдела проведение служебных проверок и рассмотрение жалоб на действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов ФАС России. По результатам проведенных проверок подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания ряд работников центрального аппарата ФАС России и руководителей территориальных органов.
2.5. Повышение эффективности взаимодействия с обществом и качества государственных решений
Согласно Постановлению Правительства РФ N 98 от 12.02.2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" в ФАС России издан приказ N 13 от 02.02.2005 г. "Правила предоставления информации о деятельности Федеральной антимонопольной службы". Данный приказ:
- закрепляет перечень официальных представителей ФАС России, которые могут давать комментарии средствам массовой информации. Этот перечень шире предусмотренного законом "О средствах массовой информации";
- уточняет перечень "открытых" для СМИ сведений. Он включает в себе полностью перечень тем, указанных в Постановлении Правительства РФ N 98 от 12.02.2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" и исключает распространение сведений, составляющих государственную, коммерческую или служебную тайну;
- определяет правила и сроки сбора и предоставления информации в отдел общественных связей управлениями Центрального аппарата ФАС России;
- устанавливает общие правила и сроки сбора и предоставления информации в отдел общественных связей территориальными органами ФАС России;
- закрепляет порядок подготовки информационных сообщений ФАС России для средств массовой информации и т.д.
За период с 10.03.2004 по 10.03.2006 года ФАС России упоминалась в СМИ по данным поисковой системы "Интегрум" 74878 раз. Эти данные свидетельствуют о достаточно активном взаимодействии антимонопольного органа со средствами массовой информации, особенно с информационными агентствами, печатными и Интернет-изданиями. Однако информационное присутствие ФАС России на телевидении и радио значительно уступает присутствию в печатных СМИ, что обусловлено рядом причин, в том числе спецификой данных видов коммуникации.
Повышению прозрачности деятельности ФАС России способствует официальный сайт (www.fas.gov.ru), функционирующий с 2005 года. На сайте отражена раскрываемая в установленном порядке информация, доступ к которой имеют все заинтересованные граждане и юридические лица. Регулярно публикуется актуальная информация о деятельности ФАС России, осуществляется рассылка обзоров средств массовой информации по вопросам антимонопольного регулирования средствами электронной почты. С марта 2006 г. заработала английская версия сайта ФАС России. 15 мая 2006 г. сайт ФАС России зарегистрирован как средство массовой информации, регистрационный номер N ФС77-24394. Ежемесячная посещаемость сайта ФАС России составляет в среднем 70 тыс. уникальных обращений.
Кроме вышеуказанной работы по освещению деятельности ФАС России через официальный сайт антимонопольного ведомства, используются следующие возможности для доведения до сведения общественности информации о деятельности антимонопольных органов:
- пресс-конференции, брифинги и подходы к прессе руководства ФАС России;
- интервью руководства ФАС России СМИ;
- комментарии и разъяснения специалистов ФАС России СМИ;
- рассылка пресс-релизов о деятельности ФАС России в СМИ и заинтересованные организации;
- ответы на запросы, поступающие в ФАС России от граждан и юридических лиц;
- издание буклета о ФАС России;
- создание ролика на английском языке о ФАС России и Москве как месте проведения следующего заседания Международной конкурентной сети в 2007 г.;
- издание в Санкт-Петербурге журнала "Конкуренция и рынок", посвященного проблеме антимонопольного регулирования;
- проведение расширенных коллегий ФАС России с приглашением средств массовой информации и представителей заинтересованных министерств и ведомств;
- проведение "круглых столов" и семинаров на актуальные темы антимонопольного регулирования и рекламы и т.п.
Для эффективного противодействия проявлениям монополизма со стороны гражданского общества необходимо заручиться поддержкой общественных организаций. Взаимодействие с общественными некоммерческими организациями и профессиональными союзами стимулирует получение обратной связи ФАС России. Эксперты дают свою оценку ситуации на рынке и действиям Федеральной антимонопольной службы. Конструктивная критика со стороны общественных организаций полезна, и позволяет учесть мнение экспертов, выработать оптимальное решение, заручиться поддержкой авторитетных специалистов на рынке.
В настоящее время соглашения о взаимодействии подписаны ФАС России с:
- Торгово-промышленной палатой;
- Всероссийским союзом страховщиков;
- Ассоциацией российских банков;
- Ассоциацией региональных банков России;
- Национальной Ассоциацией Участников Фондового рынка;
- Профессиональной ассоциацией регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев;
- Национальной Лигой Управляющих;
- Российским Союзом Автостраховщиков;
- Межрегиональным Союзом Медицинских Страховщиков;
- Российским обществом оценщиков.
Соглашение с указанными организациями позволяет:
- осуществлять совместные действия, направленные на совершенствование нормативной правовой базы в сфере предпринимательской деятельности для укрепления экономики страны и формирования среднего класса;
- признавать важность обеспечения конкурентной среды, способствующей развитию малого и среднего бизнеса, а также необходимость поддержки малого предпринимательства;
- учесть актуальность пропаганды среди предпринимательской общественности правил добросовестной конкуренции.
Другим важным направлением работы ФАС России по привлечению внимания общественности к проблеме развития конкуренции и вовлечению граждан и организаций в решение задач, стоящих перед антимонопольным ведомством является организация работы Экспертных советов.
В настоящее время в ФАС России создан ряд Экспертных советов с целью привлечения профессиональных участников рынка к решению проблем развития конкуренции на рынках:
- Экспертный совет по рекламе;
- Экспертный совет по газу;
- Экспертный совет по электроэнергетике;
- Экспертный совет на рынке финансовых услуг.
Работа Экспертного совета позволяет:
- всесторонне изучить и обсудить проблему;
- учесть мнение рынка при вынесении решений;
- привлечь профессионалов к решению задач, стоящих перед ФАС России, использовать их опыт, знания и навыки;
- принять взвешенное решение;
- предугадать реакцию рынка;
- заручиться поддержкой в решении других задач.
Ожидается, что количество Экспертных советов в ближайшее время будет увеличиваться. Планируется, что по всем наиболее важным направлениям деятельности ФАС России будет привлекать специалистов рынка для выработки согласованной позиции по тем или иным вопросам.
В целях повышения эффективности взаимодействия с гражданским обществом, а также повышения прозрачности деятельности ФАС России, образован Общественно-консультативный совет. Формирование совета осуществлялось с учетом положений Концепции административной реформы для взаимодействия ФАС России с предпринимательскими союзами, некоммерческими организациями и общественными объединениями в целях совершенствования антимонопольного законодательства, совершенствования деятельности антимонопольных органов и проведения мониторинга нарушений антимонопольного законодательства. Аналогичные советы создаются и в территориальных органах ФАС России.
Совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при ФАС России. Его решения имеют рекомендательный характер.
Основными задачами Совета являются:
- разработка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практики;
- привлечение НКО к мониторингу нарушений антимонопольного законодательства;
- информирование предпринимательского сообщества, НКО и граждан о целях, задачах и полномочиях антимонопольных органов;
- подготовка докладов о соблюдении антимонопольного законодательства и защите конкуренции.
Таким образом, Общественный Совет фактически является инструментом общественного контроля за деятельностью ФАС России.
С момента своего образования ФАС России внедряет практику общественного обсуждения нормативных актов Федеральной антимонопольной службы.
Наиболее отчетливо это продемонстрировала работа по созданию нового антимонопольного законодательства (работа над законом "О защите конкуренции" и поправками в Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации). За 2 года работы над документами указанные документы неоднократно обсуждались на следующих площадках:
- в Государственной думе Федерального Собрания РФ;
- в Торгово-промышленной палате РФ;
- в Российском Союзе промышленников и предпринимателей;
- на базе "Деловой России" и "ОПОРЫ России";
- на базе Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ;
- на семинарах в ФАС России, в том числе в территориальных органах ФАС России;
- во время "деловых завтраков", "круглых столов" на базе других профессиональных союзов и организаций;
- в ходе личных встреч руководства ФАС России с представителями бизнеса и профессиональных союзов и ассоциаций;
- в средствах массовой информации и т.д.
В результате общественного обсуждения законопроектов удалось:
- получить экспертные заключения на законопроекты;
- учесть мнение представителей бизнеса и научной общественности;
- усовершенствовать тексты законопроектов;
- заранее ознакомить представителей бизнеса и широкой общественности с планируемыми изменениями в антимонопольном законодательстве и т.д.
Перечисленные выше механизмы призваны повысить эффективность взаимодействия ФАС России с гражданским обществом, обеспечить информационную открытость и обратную связь с гражданами и организациям, привлечь широкий круг заинтересованных лиц, представителей экспертного и гражданского сообщества к разработке и обсуждению регулирующих решений в установленной сфере компетенции.
2.6. Совершенствование кадрового обеспечения и регламентация государственной службы
В рамках реализации одной из целей административной реформы в Российской Федерации - повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти за счет совершенствования кадрового обеспечения и регламентации деятельности сотрудников антимонопольных органов Управлением территориальных органов, кадров и государственной службы осуществлены и осуществляются в 2004-2006 гг. следующие мероприятия:
1. Для повышения эффективности управления территориальными органами ФАС России, регулярного обмена мнениями в управленческих структурах создан Совет территориальных органов и налажена система регулярной его деятельности как механизма распространения успешного опыта государственного управления.
2. Разработан алгоритм действий по предотвращению и разрешению конфликта интересов в ФАС России, проведено обучение руководителей территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата по основным принципам и методике предотвращения и разрешения конфликта интересов.
3. Разработаны типовые контракты для всех должностей государственных гражданских служащих ФАС России, проведена работа по их согласованию с территориальными органами с учетом их специфики; со всеми гражданскими служащими служебные контракты заключены.
4. На основании действующего законодательства разработана процедура и документация, проведено обучение руководителей территориальных органов, должностных лиц, ответственных за кадровую работу и введен порядок проведения:
- конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России;
- квалификационных экзаменов для присвоения государственным гражданским служащим классных чинов;
- аттестации государственных гражданских служащих.
5. Открыт портал ФАС России на сервере Правительства Российской Федерации, разработана документация, проведено обучение персонала и налажен электронный документооборот между центральным аппаратом и территориальными органами (портал fas.gov.ru).
6. Введена в действие автоматизированная информационная система (АИС) "Кадры" в центральном аппарате ФАС России и в семи территориальных органах, расположенных в центрах федеральных округов. АИС "Кадры" позволяет эффективно проводить современную кадровую политику, осуществлять управление карьерой гражданских служащих, их должностным и профессиональным ростом, профессиональной переподготовкой и повышением квалификации и т.д.
7. Разработано временное положение о кадровом резерве ФАС России; утвержден состав кадрового резерва.
2.7. Информатизация антимонопольных органов
Федеральной антимонопольной службой принимаются меры по использованию информационных технологий для повышения эффективности управления процессами антимонопольного контроля, совершенствованию процессов сбора информации о работе антимонопольных органов на местах.
Для осуществления поставленных целей в ФАС России разработана Концепция применения информационных технологий в деятельности антимонопольных органов, в рамках которой предусматривается реализация следующих мероприятий:
1. Создание единой информационной среды взаимодействия всех подразделений ФАС России, обеспечивающей эффективное межведомственное взаимодействие в рамках информационного пространства федеральных органов власти.
2. Обеспечение поддержки административных процессов и внедрение электронных административных регламентов, включая автоматизацию процессов управления прохождения данных и документов через различные этапы обработки и принятия решения при рассмотрении ходатайств и уведомлений в соответствии в рамках контроля экономической концентрации.
3. Совершенствование поддержки информационно-аналитической деятельности, составляющей основу функционирования антимонопольных органов и связанной с анализом как структурированной, так и неструктурированной информации большого объема.
4. Обеспечение информационно-справочной поддержки деятельности подразделений ФАС России на основе портальных технологий и реализации единой точки доступа пользователей к информационным ресурсам в соответствии с установленным регламентом.
5. Создание системы управления нормативно-справочной информации, учитывающей особенности функционирования антимонопольных органов и специфику решаемых ими задач.
В настоящее время в антимонопольных органах проводится комплекс мероприятий по защите информации и компьютерных сетей антимонопольных органов в соответствии с требованиями СТР-К и другими нормативными документами Гостехкомисиии и организации VPN.
Осуществлена разработка программных средств и организовано использование данных ЕГРЮЛ ФНС России в территориальных органах ФАС России.
В рамках рабочей группы осуществляется доработка методических материалов по анализу товарных рынков и информационной поддержке принятия соответствующих решений с применением современных информационных технологий, в том числе анализатора имущественных связей на основе межведомственной информации органов статистики, таможенных и налоговых органов.
Приобретено серверное и коммуникационное оборудование для частичной модернизации локальной сети центрального аппарата ФАС России.
Доработана существующая система "Делопроизводство" центрального аппарата ФАС России.
Создана база данных правоприменительной практики антимонопольных органов.
Реализуемые в рамках административной реформы мероприятия по этому направлению скоординированы с мероприятиями, осуществляемыми в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах и федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
2.8. Повышение эффективности информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти
Отмечая важность информационного сотрудничества федеральных органов власти для повышения эффективности исполнения возложенных на них задач и функций, ФАС России ведет активную работу по взаимодействию с органами исполнительной власти.
В целях защиты и развития конкуренции на рынках финансовых услуг, проведения взаимосогласованных действий при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о финансовых рынках и антимонопольного законодательства подписано соглашение о взаимодействии ФАС России и Центральным банком Российской Федерации, соглашение о взаимодействии ФАС России и Федеральной службой по финансовым рынкам, соглашение о взаимодействии ФАС России и Федеральной службой страхового надзора (подписаны соответственно 23 августа 2005 г., 21 октября 2004 г., 14 марта 2005 г.).
В целях предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства в сфере промышленности и взаимодействия по вопросам совершенствования государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства в процессе управления государственным имуществом подписано соглашение о взаимодействии ФАС России и Федеральным агентством по промышленности (подписано 25 ноября 2005 г.).
В целях организации взаимодействия ФАС России и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) издан совместный приказ ФАС России и Роспатента от 23.12.2003 N 147/308 о создании рабочей группы по подготовке предложений по вопросам применения статьи 28 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
Для повышения эффективности работы по предупреждению и пресечению нарушений законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, на рынках финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях, о рекламе и о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд ФАС России совместно с МВД России разработано Положение о порядке взаимодействия (утверждено совместным приказом МВД России и ФАС России от 30.12.2004 N 878/215). В целях реализации данного приказа контрольным отделом в составе межведомственной рабочей группы с участием сотрудников 60-го отдела МВД России осуществляется постоянное информационное и практическое взаимодействие, проводятся совместные мероприятия по проверке хозяйствующих субъектов.
В настоящее время на стадии согласования находятся проекты соглашений о взаимодействии ФАС России с Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Ведется работа по анализу целесообразности заключения соглашений о взаимодействии с другими органами исполнительной власти. По результатам этой работы будут готовиться проекты для согласования с ведомствами на предмет подписания соглашений.
2.9. Мероприятия по организационному обеспечению проведения административной реформы в ФАС России и выстраивания системы управления
Приказом ФАС России N 70 от 31.03.2006 "Об утверждении Плана мероприятий Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы в 2006-2008 годах" было утверждено уполномоченное структурное подразделение ФАС России по вопросам проведения административной реформы - Административное управление (Солонцова Л.В.), а также План мероприятий по проведению административной реформы в 2006-2008 годах. По каждому пункту мероприятий указанного Плана определены ответственные структурные подразделения и ответственные исполнители.
В целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации и плана мероприятий ФАС России по проведению административной реформы была создана Комиссия по проведению административной реформы (далее Комиссия). Состав Комиссии (21 человек, включая представителей общественных организаций), ее полномочия и права утверждены приказом ФАС России N 162 от 22.06.2006 "О создании ведомственной Комиссии по проведению административной реформы".
Согласно указному# Приказу на Комиссию возложена организация работы ФАС России по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах; организация и контроль исполнения планов мероприятий Федеральной антимонопольной службы по проведению ведомственной административной реформы.
Протоколом N 3 от 30.06.2006 заседания Комиссии утвержден подробный План- график мероприятий антимонопольной службы по проведению административной реформы в ФАС России на 2006 г.
3. Цели в задачи Программы
Целями программы Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы в 2006 - 2008 годах являются:
1. Реализации функций государственного регулирования в сфере защиты конкуренции, контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, соблюдением законодательства о рекламе и о закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд на уровне, соответствующем международным стандартам.
2. Достижение высокого качества государственного управления в сфере защиты конкуренции.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих основных задач:
- дальнейшее внедрение в ФАС России принципов и процедур управления по результатам;
- разработка и внедрение административных регламентов и стандартов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;
- оптимизация закрепленных за ФАС России функций государственного регулирования;
- внедрение механизмов противодействия коррупции в установленной сфере деятельности ФАС России;
- повышение эффективности взаимодействия ФАС России с гражданским обществом, повышение прозрачности и информационной открытости;
- модернизация системы информационного обеспечения ФАС России.
4. Этапы реализации Программы и система мероприятий
Программа реализуется в три этапа.
В 2006 году работа осуществляется по следующим основным направлениям:
- создание организационных, нормативно-правовых и методических предпосылок для реализации мероприятий административной реформы в ФАС России;
- осуществление анализа хода внедрения принципов и процедур управления по результатам, механизмов ведомственного планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности;
- разработка административных регламентов исполнения государственных функций;
- дальнейшее совершенствование кадрового обеспечения службы и регламентация деятельности государственных служащих;
- разработка предложений по оптимизации функций и полномочий ФАС России, в том числе по аутсорсингу отдельных административных управленческих процессов на основе детального анализа функций и полномочий ФАС России, в том числе в сфере контроля и надзора;
- пилотное внедрение элементов оценки регулирующего воздействия принимаемых ФАС России нормативных правовых актов, оказывающих существенное влияние на осуществление предпринимательской деятельности;
- разработка антикоррупционной программы ФАС России;
- совершенствование практики применения действующих механизмов взаимодействия с гражданским обществом, раскрытие информации о деятельности ФАС России, разработка и пилотное внедрение новых механизмов;
- информационное сопровождение мероприятий административной реформы в ФАС России.
В 2007 году работа осуществляется по следующим основным направлениям:
- корректировка процедур управления по результатам, механизмов ведомственного планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности в ФАС России с учетом анализа их внедрения, проведенного на первом этапе;
- разработка и внедрение административных регламентов исполнения основных государственных функций ФАС России;
- внедрение механизма досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений ФАС России;
- оптимизация функций и полномочий ФАС России, в том числе в сфере контроля и надзора;
- пилотное внедрение механизмов аутсорсинга административно-управленческих процессов;
- внедрение практики оценки регулирующего воздействия для ключевых нормативных правовых актов ФАС России, оказывающих существенное влияние на осуществление предпринимательской деятельности;
- начало реализации антикоррупционной программы ФАС России, пилотное внедрение предусмотренных ею механизмов противодействия коррупции;
- развитие механизмов взаимодействия с гражданским обществом, обеспечения информационной открытости ФАС России;
- совершенствование системы информационного обеспечения ФАС России;
- информационное сопровождение мероприятий административной реформы в ФАС России.
В 2008 году работа осуществляется по следующим основным направлениям:
- реализация процедур управления по результатам;
- внедрение административных регламентов исполнения государственных функций ФАС России;
- внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов;
- внедрение механизмов противодействия коррупции;
- развитие форм участия заинтересованных групп, экспертного и гражданского сообщества в разработке и принятии регулирующих решений;
- информационное сопровождение мероприятий административной реформы в ФАС России.
4.1. Дальнейшее внедрение системы управления по результатам
Необходимо провести комплекс взаимосвязанных мероприятий с целью расширения использования методов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат. Наиболее приоритетными являются создание внутренней системы управления целевыми программами ФАС России, развитие механизмов управленческого учета и внедрение элементов СБОР в территориальных органах ФАС России.
Значительная часть мероприятий направлена на достижение непосредственных результатов, которые окажут прямое или косвенное влияние на улучшение промежуточных и, в свою очередь, конечных результатов, измеряемых количественными показателями стратегических целей и тактических задач ФАС России.
Прогресс в реализации мероприятий будет в значительной степени определяться наличием финансовых ресурсов ФАС России, полученных в результате экономии, а также возможности участия ФАС России в Эксперименте по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированного на результаты.
Кроме мероприятий, связанных с внедрением методов бюджетирования, ориентированного на результаты, необходимо продолжить работу по повышению экономичности отдельных статей бюджетных расходов ФАС России. В качестве одного из приоритетных рассматривается дальнейший перевод территориальных органов в помещения, которые находятся в федеральной собственности.
Системный подход к повышению эффективности и результативности работы потребует проведения мероприятий по обучению специалистов по всем направлениям деятельности антимонопольных органов, а также мероприятий по обучению специалистов навыкам работы с определенным программным обеспечением (указанные мероприятия включены в состав программных мероприятий ведомственных целевых программ ФАС России).
4.2. Регламентация и стандартизация реализации функций ФАС России
Отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг в Российской Федерации не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, обусловленные законами, иными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, перед физическими или юридическими лицами, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.
В первую очередь должны быть разработаны и внедрены стандарты массовых общественно значимых государственных услуг, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан, и регламентированы государственные функции и процедуры, к которым обращается максимальное число граждан и хозяйствующих субъектов.
Нормативное и методическое обеспечение разработки административных регламентов и стандартов осуществляет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Правительственная комиссия по проведению административной реформы.
Под административным регламентом исполнения государственных функций Федеральной антимонопольной службы понимается нормативный правовой акт ФАС России, определяющий последовательность действий службы и ее должностных лиц (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций и предоставления государственных услуг, закрепленных за ФАС России.
В рамках Программы необходимо решить задачи по подготовке нормативно-правовой и методической базы для внедрения административных регламентов ФАС России.
Мероприятия данного направления должны быть скоординированы с работами, проводимыми в области внедрения информационно-коммуникационных технологий, прежде всего, в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" для чего необходимо решить следующие задачи:
- внедрение в деятельность центрального аппарата и территориальных органов ФАС России при осуществлении государственных функций технологий электронного взаимодействия с населением и организациями, создание единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам исполнения службой государственных функций;
- стандартизация электронного взаимодействия антимонопольных органов с населением и организациями при исполнении государственных функций.
При разработке административных регламентов исполнения функций ФАС России необходимо сформировать единую функционально-процессную модель организации деятельности с учетом возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Эта модель является основой для формирования ведомственной программы информатизации на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Разработка технологической базы электронных административных регламентов (административных регламентов, реализуемых посредством применения информационно- коммуникационных технологий на всех этапах выполнения соответствующих действий) ведется в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". Электронные административные регламенты позволяют обеспечить взаимодействие различных ведомственных информационных систем в рамках реализации общих административных процедур.
Задачами Программы проведения административной реформы в ФАС России по данному направлению являются:
- оптимизация исполнения государственных функций, закрепленных за ФАС России, посредством четкого закрепления процедурных и процессуальных норм их реализации;
- разработка и внедрение административных регламентов по исполнению государственных функций ФАС России;
- совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений ФАС России и ее должностных лиц;
- подготовка базы для внедрения электронных административных регламентов и стандартов;
- внедрение электронных административных регламентов и стандартов.
В первостепенном порядке необходимо разработать и внедрить административные регламенты, закрепленные за ФАС России согласно Перечня исполняемых и предоставляемых федеральными органами исполнительной власти функций и услуг, в отношении которых требуется разработка и внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов в течение 2006 - 2008 годов, утвержденному протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 ноября 2005 г. N 45, в частности регламентам по исполнению функций:
- ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;
- определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках и финансовых организаций на финансовых рынках.
Помимо указанных в 2006 г. необходимо разработать административные регламенты по исполнению следующих функций:
- осуществление согласования создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, установленных законодательством о конкуренции на товарных рынках;
- осуществление согласования приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Необходимость и целесообразность разработки указанных административных регламентов, не включенных в План-график на 2006 год и Примерный перечень на 2006- 2008 годы, подтверждается их соответствием Критериям включения в перечень исполняемых и предоставляемых федеральными органами исполнительной власти государственных функций и услуг, в отношении которых требуется первоочередная разработка и внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов, утвержденным протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 ноября 2005 г. N 45.
Эти функции характеризуются:
- массовостью - их реализация оказывает существенное влияние на осуществление предпринимательской деятельности, а также затрагивает интересы значительной части граждан Российской Федерации в той мере, в которой проявляются негативные последствия ограничения конкуренции и злоупотребления монополистическим либо доминирующим положением;
- влиянием на деятельность субъектов предпринимательства - как указывалось выше, реализация данных функций оказывает существенное влияние на осуществление предпринимательской деятельности, воздействуя на структуру отраслевых рынков посредством контроля за процессами концентрации (согласование создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций и приобретения акций в уставном капитале в установленных законодательством случаях) и на экономическое поведение субъектов (ограничение и пресечение горизонтальных и вертикальных соглашений и согласованных действий);
- социальной значимостью - неисполнение или ненадлежащее исполнение данных государственных функций может привести к существенным негативным последствиям, в числе которых нарушение конституционных прав граждан (ст. 34 Конституции РФ закрепляет право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность и запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию), негативные последствия для граждан и организаций, возникающие вследствие монополизации отдельных рынков.
В части типового характера функций (в смысле типичности для нескольких органов исполнительной власти) следует отметить, что функции ФАС России специфичны с учетом сферы регулирования. Вместе с тем функциями по контролю и надзору и выдаче согласований в установленной сфере деятельности наделен ряд федеральных органов исполнительной власти (службы).
4.3. Совершенствование кадрового обеспечения и регламентации деятельности государственных служащих
В рамках дальнейшего совершенствования кадрового обеспечения и регламентации деятельности государственных служащих необходимо реализовать следующие мероприятия:
1. В соответствии с возложенными на ФАС России дополнительными полномочиями по реализации Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и вступлением в силу Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции":
- провести реструктуризацию территориальных органов ФАС России с оптимизацией численности территориальных органов, приведя ее в соответствие с новыми задачами Федеральной антимонопольной службы на основании разработанной Методики определения оптимальной численности территориального органа (прилагается);
- провести реструктуризацию центрального аппарата ФАС России с созданием новых профильных управлений на основе действующих отделов по новым направлениям контроля и надзора за соблюдением законодательства.
2. В рамках модернизации системы информационного обеспечения ввести в действие АИС "Кадры" в территориальных органах.
3. Разработать и ввести в действие внутриведомственные регламенты (ВВР) следующих технологий государственной службы:
- ВВР проверки и оказания помощи кадровой службе территориального органа;
- ВВР урегулирования конфликта интересов на гражданской службе;
- ВВР ведения личного дела государственного гражданского служащего;
- ВВР работы с кадровым резервом;
- ВВР проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу;
- ВВР проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных федеральными законами;
- ВВР командировок государственных гражданских служащих;
- ВВР применения и снятия дисциплинарного взыскания с государственного гражданского служащего;
- ВВР рассмотрения индивидуальных служебных споров;
- ВВР ведения кадрового делопроизводства (оформления организационно- распорядительной документации).
Помимо регламентации административно-управленческих процессов, связанных с кадровым обеспечением и деятельностью сотрудников службы, разработка и внедрение ВВР тесно связано с мерами по противодействию коррупции.
4. Наладить взаимодействие с руководством экономических и юридических ВУЗов страны в целях информирования выпускников о возможностях поступления на государственную гражданскую службу в ФАС России.
5. На постоянной основе организовать семинары с сотрудниками территориальных органов ФАС России, ответственными за кадровую работу, по вопросам кадрового обеспечения административной реформы.
4.4. Оптимизация функций ФАС России и отдельных процессов
Наличие у органов исполнительной власти избыточных функций и неэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием интенсивному развитию предпринимательства, подрывают доверие бизнеса к государственной власти. Решение этой проблемы предполагает ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования за счет оптимизации функций органов исполнительной власти, и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции.
Задачами реализации административной реформы в ФАС России по этому направлению являются:
- оптимизация функций службы, включая функции по осуществлению контроля и надзора, и разделение контроля и надзора;
- исключение избыточных функций службы;
- передача отдельных административно-управленческих процессов субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно осуществлять эти функции, при соответствующем контроле со стороны службы;
- разработка и внедрение механизмов, направленных на предотвращение появления новых избыточных административных процессов, а также функций ФАС России.
Оптимизация функций ФАС России на первом этапе Программы связана с внесением изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" и от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" в целях учета в них норм федеральных законов от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". В частности, предусматривается:
- уточнение функции по надзору и контролю за соблюдением законодательства о рекламе;
- дополнение перечня осуществляемых ФАС России функций и полномочий новой функцией и новыми полномочиями по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу);
- уточнение полномочий ФАС России по контролю за деятельностью субъектов естественных монополий.
Уточнение этих функций потребует корректировки ресурсного обеспечения, нормативной и методической поддержки их выполнения.
Другой составляющей оптимизации функций ФАС России является разработка и обеспечение применения аутсорсинга - механизма выведения определенных видов деятельности (процессов) путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.
Для реализации этого направления необходимо провести полный учет всех расходов на выполнение функций и отдельных составляющих их процессов, сравнить их с затратами в случае аутсорсинга этих функций и определить целесообразность продолжения их выполнения. В рамках данного направления необходимо решить задачи по разработке критериев выявления административных и управленческих процессов, которые целесообразно выносить на аутсорсинг, создать перечень функций и видов деятельности, не подлежащих аутсорсингу, разработать процедуры и технологии проведения аутсорсинга, разработать процедуры и механизмы контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга выполнения условий контрактов.
Первичный анализ показывает, что существует ряд административно-управленческих процессов, осуществляемых управлениями и отделами ФАС России, которые отличаются высокой величиной трудозатрат сотрудников. Аутсорсинг административно-управленческих процессов позволит сфокусировать внимание должностных лиц ФАС России на контрольных и надзорных функциях в сфере защиты конкуренции, повысить качество работы на основе использования внешними подрядчиками более эффективных технологий, снизить количество привлекаемого административно-управленческого персонала, что в свою очередь может привести к экономии бюджетных средств и повышению качества принимаемых решений.
Среди таких процессов рассматриваются:
- аналитические исследования, связанные с анализом отдельных товарных и финансовых рынков;
- представительство интересов ФАС России при осуществлении доказательства взаимозаменяемости товаров в судах;
- обеспечение внедрения новых информационных технологий;
- техническое обслуживание компьютеров, сетей и т.п.;
- организация транспортного обеспечения;
- обеспечение внедрения новых информационных технологий;
- организация подбора кадров;
- финансовый учет;
- информационное сопровождение деятельности службы.
Для достижения задач по выведению отдельных процессов на аутсорсинг на первом этапе Программы необходимо реализовать следующие мероприятия:
- провести анализ целесообразности передачи отдельных административно-управленческих процессов на аутсорсинг, включая оценку уже действующей практики;
- разработать технологии аутсорсинга для процессов, которые целесообразно передать на аутсорсинг/расширить практику аутсорсинга;
- реализовать экспериментальные проекты по применению принципов и технологий аутсорсинга административно-управленческих процессов для отдельных процессов в рамках выполнения действующих функций ФАС России.
На втором этапе Программы:
- осуществить мониторинг результатов передачи процессов на аутсорсинг, включая оценку издержек и качества выполняемых процессов, и принятие решения о целесообразности внедрении системы аутсорсинга или расширения практики аутсорсинга в отношении тех или иных процессов;
- осуществить анализ уточненных функций ФАС России на предмет выведения отдельных процессов выполнения этих функций на аутсорсинг;
- внедрить практику передачи процессов на аутсорсинг в тех сферах, где это было признано целесообразным.
На третьем этапе Программы:
- осуществить контроль за реализацией процессов, отданных на аутсорсинг, и корректировку их перечня, технологий передачи на аутсорсинг.
4.5. Противодействие коррупции
Для противодействия коррупции основное внимание необходимо уделять системным реформам институциональной системы и нормативно-правовой основы, которые возможны лишь в государственном масштабе. Вместе с тем политическая воля высшего руководства страны на осуществление более жесткой и системной борьбы с коррупцией на всех уровнях власти, выраженная в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года и решениях Правительства Российской Федерации в рамках реализации административной реформы делает необходимым разработку и реализацию в ФАС России ведомственной антикоррупционной программы.
У ФАС России имеется возможность реализовать следующие задачи:
1. Подбор кадров, укрепление исполнительской дисциплины и контроль исполнения работниками ФАС России должностных обязанностей и законодательства о государственной службе.
Для укрепления исполнительской дисциплины, исключения конфликта интересов на государственной службе и неукоснительного соблюдения законодательства о государственной службе целесообразна разработка Кодекса поведения работника ФАС России, включающего в себя правила устранения конфликтов интересов, дающего возможность работнику добровольно при приеме на государственную службу или уже находясь на государственной службе, периодически информировать вышестоящего руководителя о месте работы своих ближайших родственников и ближайших родственников супруга, а также добросовестно сообщать о ставших известными работнику фактах наличия коррупции в ФАС России. В то же время должны быть предложены и механизмы, позволяющие специально уполномоченному подразделению ФАС России обеспечивать конфиденциальность такой информации, защиту и поощрение работников, противодействующих проявлению коррупции.
В целях внедрение такого Кодекса потребуется создание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в ФАС России и разработка правил устранения ситуации конфликта интересов.
До принятия Кодекса первостепенной мерой может стать разработка и внедрение ВВР урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.
Для регламентации и повышения прозрачности осуществления проверок со стороны ЦА ФАС России необходимо разработать и принять Инструкцию о проведении служебных проверок в ФАС России (или другой нормативный документ, регламентирующий процедуру проверки и применение ее результатов).
Реализация антикоррупционных мер связана с процедурой принятия на работу в службу. Необходима разработка ВВР проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений, важных при поступлении на гражданскую службу, который включал бы в себя методику проверки кандидатов при приеме на работу, в том числе по спецучетам в органах внутренних дел и судебных органах, а также прохождение кандидатом при приеме на работу психологического тестирования.
Помимо этого необходима разработка методики и плана проведения профилактической антикоррупционной работы, ведения антикоррупционной пропаганды и внедрения принципов и идей антикоррупционной этики и морали.
2. Экспертиза нормативных правовых и нормативных актов, регламентирующих деятельность ФАС России, распорядительных актов службы
Коррупция может быть ограничена путем установления ясных и четких методов работы государственного органа и прозрачности принимаемых им решений. Необходимо исключить возможность произвольного принятия того или иного решения должностными лицами и работниками ФАС России. Для этого необходимо введение постоянно действующей антикоррупционной экспертизы принимаемых распорядительных и нормативных правовых актов. Для ее внедрения на первом этапе должна быть разработана методика такой экспертизы, включающая в себя порядок ее проведения, вопросы экспертизы, процедуры подготовки заключения, а также круг актов, подлежащих такой экспертизе. Итогом экспертизы являются предложений по изменению таких актов для их сокращения. Для их учета должен также быть разработан порядок внесения изменений в зависимости от уровня принимаемого или действующего акта.
3. Мероприятия организационно-технического характера
Среди таких мероприятий должны быть осуществлены следующие:
1. Деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями (в том числе механизм "одного окна" для принятия документов и оборудование данного рабочего места необходимыми техническими средствами).
2. Внедрение защищенных методов электронного контроля прохождения входящих обычных и конфиденциальных документов в центральном аппарате и территориальных органах ФАС России.
3. Разработка Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в помещениях ФАС России и осуществление мероприятий, направленных на внедрение электронной системы прохода в служебные помещения ФАС России, с возможностью электронного учета времени нахождения работника на рабочем месте, устранение практики совместного размещения структурных подразделений ФАС России и коммерческих структур.
4. Минимизация зависимости руководителей территориальных органов от региональных властей путем проведения работы по размещению территориальных органов в помещения, находящиеся в федеральной собственности.
5. Создание специального, свободно доступного почтового ящика для подачи сообщений о фактах коррупции в ФАС России в анонимном порядке, специальной "горячей линии" оснащенной соответствующими техническими средствами записи, а также создание форума на официальном сайте ФАС России, на котором можно было бы вести обсуждение в режиме вопрос-ответ, в том числе оставлять анонимные сообщения по поводу фактов коррупции в ФАС России.
6. Освещение в СМИ проводимых ФАС России антикоррупционных мероприятий, в том числе путем заказа социальной рекламы в центральных, в первую очередь электронных СМИ.
7. Издание нормативного правового акта, регламентирующего проведение рабочих встреч работников центрального аппарата ФАС России с субъектами антимонопольного контроля и заявителями только в специально# помещении и принятие мер по оборудованию данного помещения необходимыми техническими средствами.
8. Создание системы мониторинга реализации антикоррупционных мероприятий и мониторинг решения проблем связанных с коррупцией в органах государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, а также имеющийся международный опыт в целях применения лучшего опыта в ФАС России.
9. Проведение публичных мероприятий по обсуждению реализации антикоррупционной программы.
4.6. Повышение эффективности взаимодействия с обществом
Для повышения эффективности взаимодействия с обществом, повышения информационной открытости ФАС России необходимо реализовать следующие задачи:
- совершенствование нормативного обеспечения информационной открытости ФАС России;
- усиление информационного присутствия ФАС России в СМИ;
- развитие собственных информационных ресурсов ФАС России, в том числе развитие сайта ФАС России и создание/развитие сайтов территориальных органов ФАС России, издание "Вестника ФАС России";
- информационное сопровождение реализуемых мероприятий по проведению административной реформы, организация обсуждения их содержания и результатов с представителями общественности, включая мониторинг общественного мнения.
1. Нормативное обеспечение информационной открытости ФАС России.
В целях дальнейшего повышения информационной открытости ФАС России и его территориальных органов на первом этапе Программы необходимо разработать и утвердить Приказ ФАС России "О предоставлении информации о деятельности территориальными органами ФАС России", в котором:
- закрепить в каждом территориальном органе ФАС России ответственного за связи со СМИ и определить его полномочия;
- определить порядок предоставления информации о деятельности территориальных органов ФАС России и ходе административной реформы СМИ (установить перечень "открытых" для СМИ тем, список лиц, которые могут давать официальные комментарии, сроки представления информации и т.д.);
- уточнить порядок взаимодействия территориальных органов с отделом общественных связей ФАС России.
2. Повышение информированности граждан о деятельности ФАС России через активизацию работы со СМИ.
В некоторых регионах информационное присутствие антимонопольного органа явно недостаточно. Необходимо резко усилить активность территориальных органов ФАС России по взаимодействию со СМИ, для чего рассмотреть возможность привлечения внешних специалистов или специализированных частных служб для реализации этой функции.
Для тех территориальных органов, где избран вариант найма дополнительного сотрудника или поручения исполнения обязанностей действующему сотруднику, необходимо провести серию обучающих семинаров, направленных на разъяснение особенностей деятельности пресс-службы в территориальном органе ФАС России.
Осуществление мероприятий, направленных на расширение присутствия ФАС России и его территориальных органов в СМИ, рассчитано на весь период реализации Программы.
3. Развитие сайта ФАС России и создание/развитие сайтов территориальных органов ФАС России.
Дальнейшее развитие официального сайта ФАС России предусматривает:
- создание механизмов обратной связи (вопрос-ответ, опросы и пр.) и внедрение соответствующих разделов в существующую архитектуру официального сайта ФАС России;
- осуществление технической поддержки механизмов обратной связи;
- создание Интернет-проекта "ФАС России и административная реформа".
Создание новых и модернизация имеющихся сайтов будет проходить в 3 этапа:
1 этап - 2006 г. - создание и модернизация 20 пилотных типовых сайтов территориальных органов ФАС;
2 этап - 2007 г. - создание 33 типовых сайтов территориальных органов ФАС;
3 этап - 2008 г. - создание 21 типового сайта территориальных органов ФАС.
При этом стоит отметить, что финансирование этой части Программы предполагает совместный принцип - создание макетов сайтов для территориальных органов - за счет средств ФАС России, работа по наполнению и поддержанию действующих сайтов - за счет привлеченных средств федерального бюджета в рамках конкурса ФОИВ. В случае исключительно собственного финансирования ФАС этой части проекта без привлечения дополнительных средств возможно создание 2-3 сайтов территориальных органов ФАС в год.
В части развития или создания сайтов территориальных подразделений ФАС России необходимо реализовать следующие мероприятия:
- разработать типовые Интернет-сайты для территориальных управлений ФАС России;
- внедрить Интернет-проекты среди территориальных управлений;
- осуществить обучение кадров территориальных управлений работе с новыми техническими решениями и организовать техническую поддержку функционирования сайт-менеджера и Интернет-сайтов.
4. Издание "Вестника ФАС России".
С целью более эффективного информирования бизнеса, научной общественности и граждан России о деятельности ФАС России, о целях и задачах, основных мероприятиях проводимой административной реформы, получения обратной связи необходимо наличие специальной площадки для обсуждения основных положений административной реформы и деятельности ФАС России в целом.
Одной из наиболее доступных и эффективных площадок по обсуждению административной реформы мог бы стать "Вестник ФАС России", издаваемый антимонопольным органом.
На страницах печатного издания следует организовать обсуждение:
- планируемых изменений в антимонопольном и рекламном законодательстве;
- актуальных проблем деятельности ФАС России и ее территориальных органов;
- целей, задач, хода административной реформы;
- принятых решений и выданных предписаний ФАС России;
- судебной практики ФАС России;
- разъяснений и рекомендаций ФАС России по вопросам деятельности и других важных тем.
Реализация данной задачи предусматривает 3 этапа:
1 этап - 2006 г. - разработка концепции, дизайна и макета печатного издания ФАС "Вестник ФАС", выпуск 1- 2 пилотных номеров "Вестника ФАС";
2 этап - 2007 г. - выпуск 6 номеров "Вестника ФАС" в год, внесение корректив в концепцию издания;
3 этап - 2008 г. - выпуск 6 номеров "Вестника ФАС" в год.
Следует, однако, отметить, что при отсутствии дополнительного финансирования, издание "Вестника ФАС" будет невозможным. В этом случае краткие комментарии о деятельности ФАС России будут появляться в журнале "Конкуренция и рынок", издаваемым территориальным управлением ФАС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Однако финансовые возможности выпуска большим тиражом этого журнала и распространение его на территории всей России отсутствуют.
5. Мероприятия по обсуждению хода административной реформы.
С целью освещения проведения административной реформы необходимо:
- периодически проводить публичные обсуждения с представителями различных групп граждан целей, задач и хода реформы как в центральном аппарате ФАС России, так и в ее территориальных органах;
- периодически информировать общественность об основных мероприятиях административной реформы, разместив материалы и документы на официальном сайте ФАС России, а также с помощью комментариев и разъяснений в СМИ;
- ознакомить ведущие общественные организации, профессиональные союзы и ассоциации о целях и задачах проводимой в ФАС России административной реформы;
- организовать общественное обсуждение регламентов и прочих материалов, подготовленных в рамках проведения ведомственной административной реформы на сайте ФАС России и т.д.
Осуществление мероприятий, направленных на обсуждение процесса проведения административной реформы в ФАС России и ее территориальных органах, рассчитано на весь период реализации Программы.
6. Мероприятия по мониторингу общественного мнения по вопросам административной реформы.
Для получения обратной связи и оценки правильности хода административной реформы, внесения возможных изменений в план реализации ведомственной административной реформы, ФАС России требуется проведение мероприятия по мониторингу общественного мнения. В частности, представляется необходимым:
- оценить уровень узнаваемости антимонопольного органа среди граждан России;
- оценить степень удовлетворенности граждан работой ФАС России;
- выявить слабые места в работе антимонопольных органов;
- выработать рекомендации по совершенствованию работы ФАС России и другие важные аспекты.
Реализация данной задачи предусматривает 2 этапа:
1 этап - 2006 г. - разработка методики измерения указанных индикаторов, организационная подготовка осуществления мониторинга;
2 этап - 2007- 2008 гг. - развертывание системы мониторинга, его расширение в зависимости от реализуемых мероприятий административной реформы.
Проведение мониторинга за счет собственных средств ФАС России не даст надежный и полный срез состояния конкурентной среды в России, отношения граждан и предпринимателей к деятельности антимонопольных органов и других важных для оценки деятельности службы и ее территориальных органов вопросов не позволит выработать оптимальные решения по эффективному информированию граждан и других заинтересованных сторон. В этой связи необходимо привлечение к такому мониторингу усилий и средств неправительственных организаций, а также разработка механизмов сбора информации на основе создания общественно-консультативных советов в регионах.
4.7. Модернизация системы информационного обеспечения
В рамках программно-технического переоснащения антимонопольных органов, в первую очередь, необходимо решить задачи информационного взаимодействия как на региональном, так и федеральном уровнях, интеграции разрозненных программных комплексов антимонопольных органов в единую систему ФАС России и перехода в ее развитии от ведомственного принципа информатизации к организации единого информационного пространства федеральных органов власти в соответствии с принятой "Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти".
Общие цели Программы не могут быть достигнуты в полной мере без модернизации информационного обеспечения антимонопольных органов.
Основными целями информатизации ФАС России и модернизации системы информационного обеспечения антимонопольных органов являются повышение оперативности, целенаправленности и качества деятельности сотрудников, организованности и результативности деятельности структурных подразделений, эффективности решения задач ФАС России. Эти цели могут быть достигнуты путем:
- создания единого информационного пространства ФАС России с перспективой его интеграции в информационное пространство государственных органов власти, обеспечения оперативного доступа сотрудников антимонопольных органов к внутренним и внешним информационным источникам;
- повышения уровня справочно-информационного обслуживания, создания баз знаний;
- снижения трудоемкости учета, подготовки, сбора и обработки данных;
- повышения оперативности, полноты, достоверности и объективности антимонопольного регулирования и контроля за счет обеспечения оперативного доступа к достоверной и актуальной информации и использования аналитических и прогнозных информационных технологий;
- повышения обоснованности управленческих решений за счет повышения прозрачности административных процессов ФАС России.
Для осуществления поставленных целей в ФАС России разработана Концепция информатизации антимонопольных органов, в рамках которой предусматривается реализация следующих мероприятий:
- создание единой информационной среды взаимодействия всех подразделений ФАС России, обеспечивающей также и эффективное межведомственное взаимодействие в рамках информационного пространства федеральных органов власти;
- создание системы управления нормативно-справочной информации, учитывающей особенности функционирования антимонопольных органов и специфику решаемых ими задач;
- совершенствование поддержки информационно-аналитической деятельности, составляющей основу функционирования антимонопольных органов и связанной с анализом как структурированной, так и неструктурированной информации большого объема;
- обеспечение поддержки электронных административных регламентов, включая автоматизацию процессов управления прохождением данных и документов через различные этапы обработки и принятия решения;
- обеспечение информационно-справочной поддержки деятельности подразделений ФАС России на основе портальных технологий и реализации единой точки доступа пользователей к информационным ресурсам в соответствии с установленным регламентом.
5. Система управления мероприятиями административной реформы в ФАС России и реализации Программы
Система управления и реализации Программы состоит из:
1. Уполномоченного структурного подразделения ФАС России по вопросам проведения административной реформы - Административное управление (Солонцова Л.В.);
2. Комиссии по проведению административной реформы в Федеральной антимонопольной службе;
3. Ответственных структурных подразделений службы согласно планам мероприятий по проведению административной реформы;
4. Уполномоченных по вопросам проведения административной реформы структурных подразделений (сотрудников) территориальных управлений ФАС России;
5. Экспертных советов и Общественного совета (по вопросам их компетенции).
Административное управление;
- обеспечивает организацию работ по реализации мероприятий программы и координацию между ответственными подразделениями службы;
- обеспечивает необходимое взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и территориальными управлениями ФАС России;
- осуществляет нормативное и методическое обеспечение проведения мероприятий программы;
- запрашивает в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций необходимые материалы по вопросам административной реформы;
- подготавливает предложения по корректировке программы, сводные отчеты о реализации мероприятий программы.
Комиссия по проведению административной реформы в Федеральной антимонопольной службе:
- осуществляет контроль исполнения планов мероприятий Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы;
- рассматривает и утверждает планы-графики мероприятий на 2006 - 2008 годы по проведению административной реформы;
- рассматривает материалы и отчеты в рамках реализации годовых планов- графиков и плана мероприятий Федеральной антимонопольной службы по проведению административной реформы;
- рассматривает подготавливаемые ФАС России проекты административных регламентов по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг;
- рассматривает проекты нормативных актов и методических материалов, подготовленных в рамках реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах.
На базе Экспертных советов и Общественного совета осуществляется обсуждение подготавливаемых решений по вопросам проведения административной реформы, относящимся к их компетенции.
6. Финансовое обеспечение реализации Программы
Средства на реализацию Программы формируются из:
- получаемых в рамках конкурсов по отбору федеральных органов исполнительной власти для оказания поддержки проведения административной реформы;
- средств ФАС России, направляемых на реализацию мероприятий, связанных с проведением ведомственной административной реформы.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2006 г. N 271 "Об утверждении Программы Федеральной антимонопольной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.