17 марта 2005 г.
1. Общие положения
1. Государственное учреждение "Национальный парк "Орловское Полесье" (далее - национальный парк) является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория и акватория которого включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
2. Национальный парк создан постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.94 N 6 "О создании в Орловской области национального природного парка "Орловское Полесье" Федеральной службы лесного хозяйства России". Постановлением Правительства Российской Федерации Национальному парку во владение предоставлены земли площадью 33032 га. (Приложение N 1).
В соответствии с постановлением Главы Администрации орловской# области "Об уточнении границ земель, передаваемых в состав национального парка "Орловское полесье" от 18.12.95 N 496 общая площадь парка составляет 84 205 га. (Приложение N 2). В границы национального парка включены земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации - 48 762 га
Описание границ и географические координаты национального парка приведены в приложении (Приложение N 3).
Приказом МПР РФ от 17 марта 2005 г. N 66 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения
3. В своей деятельности национальный парк руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, соответствующими актами органов государственной власти, нормативными правовыми и иными актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), законами и другими нормативными актами Орловской области, настоящим Положением.
4. Территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
5. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставляются ему в пользование на правах предусмотренных федеральными законами. Изъятие земель и других природных ресурсов национального парка запрещается.
6. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальным парком на праве оперативного управления. Земельные участки в границах национального парка, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
7. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются национальному парку по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
8. Национальный парк имеет исключительное право приобретения земельных участков, включенных в состав национального парка без изъятия из хозяйственной деятельности и принадлежащих другим собственникам, за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников.
9. На прилегающих к территории национального парка участках земли и водного пространства постановлением Правительства Калужской области от 19.01.98 N 6 и постановлением Администрации Брянской области от 18.03.96 N 113 создана охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Положение об охранной зоне и ее границы утверждены указанными постановлениями (Приложения N 4 и 5).
10. Юридический адрес национального парка: 303943, Орловская область, Хотыненцкий район, поселок Жудро.
2. Задачи национального парка
11. Основными задачами национального парка являются:
- сохранение целостности ландшафтов речной системы р. Вытебеть, растительного и животного мира, памятников природы, истории, археологии и культуры;
- создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях;
- разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования;
- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
- осуществление мероприятий по охране, защите лесов и уходу за ними;
- ведение экологического мониторинга;
- организация экологического просвещения населения, пропаганда задач сохранения природного и культурного наследия;
- осуществление мероприятий по охране, защите и уходу за водными системами и их обитателями;
- охрана и воспроизводство животного мира, регулирование его численности и проведение необходимых биотехнических мероприятий;
- изучение и внедрение передового зарубежного опыта в области сохранения ресурсов наследия через систему охраняемых территорий.
Приказом МПР РФ от 17 марта 2005 г. N 66 в раздел 3 настоящего Положения внесены изменения
3. Управление национальным парком, его структура
12. Национальный парк находится в ведении Росприроднадзора.
13. Национальный парк возглавляется директором, назначаемый органом, в ведении которого находится национальный парк.
Директор осуществляет непосредственное управление деятельностью национального парка. К его компетенции относится решение всех вопросов, которые не составляют компетенцию других органов управления, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, а именно:
а) без доверенности действует от имени национального парка и представляет его во всех органах государственной власти и управления, предприятиях, организациях, а также за рубежом;
б) руководит деятельностью национального парка, обеспечивает выполнение возложенных на национальный парк задач и несет персональную ответственность за результаты деятельности национального парка;
в) по согласованию с Росприроднадзором утверждает структуру и штатное расписание национального парка; утверждает должностные инструкции работников;
г) принимает на работу и увольняет работников, заключает контракты по найму на работу в национальный парк для выполнения отдельных работ;
д) применяет дисциплинарные и материальные взыскания к работникам национального парка в случае нарушения ими правил внутреннего распорядка и должностных инструкций и в других случаях, предусмотренных законодательством;
е) издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками национального парка; утверждает правила внутреннего трудового распорядка национального парка;
ж) распоряжается имуществом и средствами национального парка в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;
з) решает вопросы финансовой деятельности национального парка; открывает в банках расчетные и другие счета (в том числе, валютные);
и) устанавливает ставки заработной платы и должностные оклады, размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у национального парка средств на оплату труда;
к) передает исполнение части своих полномочий заместителям и другим руководящим работникам национального парка;
л) выдает доверенности на совершение действий от имени национального парка.
14. Структура и штаты национального парка определяются его директором в пределах средств на оплату труда, исходя из задач и специфики национального парка в соответствии с действующим законодательством, по согласованию с Росприроднадзором.
Виды и размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера определяются национальным парком самостоятельно в пределах имеющихся средств.
4. Правовой статус национального парка
15. Национальный парк является юридическим лицом, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть является некоммерческой организацией, и создается в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Национальный парк имеет самостоятельный баланс, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков Российской Федерации и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
16. Средствами национального парка являются также следующие получаемые национальным парком средства:
а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на него задачам;
б) в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территории национального парка;
в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
Эти средства являются собственными средствами национального парка, которыми он распоряжается самостоятельно.
Национальный парк самостоятельно в соответствии с действующим законодательством устанавливает тарифы на товары и услуги, реализуемые в результате собственной деятельности.
17. Штрафы, налагаемые в административном порядке, взысканные по постановлению должностных лиц национального парка, поступают в самостоятельное распоряжение национального парка и учитываются на отдельном балансе.
18. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
19. Национальный парк пользуется налоговыми льготами, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.
20. Национальный парк вправе иметь собственную символику (флаги, вымпела, эмблемы и др.).
21. Производство печатной, изобразительной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием названия и символики национального парка, изображений и копий природных, историко- культурных объектов (за исключением находящихся в собственности религиозных объединений), расположенных на территории национального парка, ценностей из музейного фонда национального парка осуществляется с разрешения дирекции национального парка в установленном порядке.
22. Территория национального парка учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
5. Режим охраны национального парка и обеспечение его соблюдения
23. На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
- всякая деятельность, угрожающая существованию природных комплексов и взятых под охрану историко-культурных объектов;
- разведка и разработка полезных ископаемых (за исключением случаев, предусмотренных настоящим положением);
- деятельность объектов целлюлозно-бумажной и химической промышленности, металлургии, ядерной энергетики и любых иных объектов, представляющих особую экологическую опасность;
- деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
- действия, изменяющие гидрологический режим;
- предоставление на территории национального парка садоводческих и дачных участков;
- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка;
- рубки главного пользования, проходные рубки и заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
- проведение массовых спортивных и зрелищных мероприятий;
- организация стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами предусмотренных для этого мест;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего назначения и вне специально предусмотренных для этого мест;
- лов рыбы сетными орудиями, кроме научных исследований и случаев необходимого регулирования численности водных биоресурсов, проводимого национальным парком в установленном порядке;
- сплав леса по водотокам и водоемам;
- нагонка, натаска, а также свободный выгул собак;
- самовольная порубка и поломка деревьев и кустарников, сжигание прошлогодней травы, опавших листьев и хвои, сбор декоративных и лекарственных растений;
- уничтожение, повреждение, засорение природных объектов, зданий и сооружений, памятников истории и культуры, элементов благоустройства территории, аншлагов и указателей, квартальных и придорожных столбов, дорог и троп;
- нанесение на камни, деревья, сооружения и постройки самовольных надписей и знаков;
- заготовка песка, гравия, глины, растительного грунта, торфа и других природных материалов парка;
- вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
- применение дорожными службами в зимний период минеральных удобрений и поваренной соли на автомобильных дорогах с асфальто-бетонным покрытием.
24. На территории национального парка устанавливается дифференцированный режим его охраны, защиты и использования. С учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей в национальном парке выделены следующие функциональные зоны:
24.1. Заповедная зона. Главная функция этой зоны - сохранить в естественном состоянии природно-территориальные комплексы национального парка, включая характерные, редкие и уникальные сообщества растений и животных.
На территории заповедной зоны запрещаются все виды природопользования, проход людей и проезд транспорта, хозяйственная и иная деятельность.
На территории заповедной зоны разрешаются:
проведение научных исследований, мониторинга, мероприятий по охране территории и борьбе с лесными пожарами;
работы по расчистке квартальных просек и установке квартальных столбов.
24.2. Особо охраняемая зона. Цель этой зоны - сохранение естественного разнообразия природных комплексов и объектов, естественных ландшафтов, мест обитания и размножения животных при строго регулируемом рекреационном и хозяйственном использовании.
В эту зону включены участки, в основном сохранившие естественный характер сообществ и способные к самовосстановлению.
В особо охраняемой зоне разрешается проведение необходимых биотехнических, противопожарных и лесозащитных мероприятий, мероприятий по восстановлению гидрологического режима болот, рубок осветления и прочистки в хвойных молодняках и твердолиственных насаждениях.
Посещение туристами в познавательных целях предусматривается только по специальным разрешениям, выдаваемым администрацией национального парка. Для местного населения, проживающего на территории национального парка и его охранной зоны, разрешается сбор грибов ягод и орехов в порядке, определяемом администрацией национального парка с учетом рекомендаций научно-технического совета.
24.3. Зона экологического воспитания включает участки с разнообразными природными комплексами парка. Зона экологического воспитания предназначена для сохранения и демонстрации посетителям сложившихся природно-исторических ландшафтов национального парка и для организации экологического просвещения. В этой зоне организуются школьные лесничества, проводятся экскурсии и практические занятия школьников.
Участки зоны экологического воспитания выделяются для каждой школы, находящейся в национальном парке. В пределах этих участков прокладываются экологические тропы, предназначенные для ведения эколого-просветительской деятельности.
На территории зоны экологического воспитания силами школьников разрешается проведение различных мероприятий (в том числе природоохранных), согласованных с администрацией национального парка.
В лесах, включенных в зону, разрешается проведение рубок ухода (за исключением проходных), санитарных и прочих рубок, мероприятий по лесовосстановлению, уборке валежа, противопожарных и лесозащитных работ, благоустройство территории.
Для местного населения, проживающего на территории национального парка и его охранной зоны, разрешается пастьба скота, сенокошение, сбор грибов, орехов и ягод, любительское рыболовство, осуществляемое в соответствии с правилами рыболовства Орловской области.
На территории зоны экологического воспитания охота запрещается.
Регулирование численности отдельных видов животных при необходимости проводится под контролем дирекции национального парка в установленном порядке.
24.4. Зона познавательного туризма. Зона предназначена для сохранения и демонстрации посетителям природно-исторических ландшафтов, организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка.
В зону включены особо живописные участки, уникальные объекты природы, памятники истории и культуры, растительные сообщества на различных этапах сукцессионного ряда, отдельные места обитания ценных в познавательном и эстетическом отношении видов растений и животных.
В зоне познавательного туризма проводится трассировка и обустройство различных по протяженности и способам передвижения туристических и экскурсионных маршрутов (пеших, конных и автомобильных), видовых площадок, мест отдыха, укрытий от непогоды, автостоянок.
Общая ширина рекреационного коридора по которому разрешено передвижение туристов - 200 м (по 100 м с обеих сторон маршрута). Передвижение туристических групп, по маршруту производится в сопровождении работника национального парка. Ночлег и остановки на маршрутах разрешаются только в специально отведенных и благоустроенных местах.
Лесохозяйственные мероприятия проводимые в зоне познавательного туризма направлены на повышение устойчивости насаждений к рекреационным воздействиям, улучшение их эстетической ценности, поддержание санитарного состояния насаждений вдоль маршрутов. Разрешается проведение рубок промежуточного пользования (за исключением проходных) и прочих рубок, организация лесовосстановления, противопожарных, лесозащитных и биотехнических мероприятий.
Разрешаются любительское рыболовство, сбор грибов, орехов и ягод, размещение палаточных лагерей.
Охота на территории зоны познавательного туризма запрещается.
24.5. Рекреационная зона. Основная функция этой зоны - обеспечение условий для различных видов отдыха в природной среде (прогулки, пикниковый отдых, сбор грибов и ягод, любительское рыболовство) и демонстрация посетителям разнообразия природных комплексов национального парка.
В состав зоны включены территории обладающие значительными рекреационными ресурсами. В познавательных целях в данную зону включены отдельные малонарушенные участки природных комплексов, сохранность которых обеспечена в заповедной и особо охраняемой зонах.
Лесохозяйственные мероприятия в зоне направлены на восстановление деградирующих насаждений, повышение эстетической ценности и устойчивости насаждений к рекреационным воздействиям. Разрешается проведение санитарных рубок и рубок ухода, уборка захламленности, проведение ландшафтных и защитно-декоративных посадок, противопожарных, биотехнических и лесозащитных мероприятий.
В рекреационной зоне разрешается размещение палаточных лагерей и индивидуальных мест отдыха; оборудование подъездных путей, информационных площадок, подходов к воде, пляжей и других элементов благоустройства, автостоянок.
Разрешается сбор грибов, ягод, любительский лов рыбы. Все виды охотопользования на территории зоны запрещаются.
24.6. Зона обслуживания посетителей. В рекреационной зоне выделяются центры рекреации или центры обслуживания посетителей, которые располагаются в планировочных узлах парка и приурочены к существующим населенным пунктам - с. Жудро, с. Льгов, д. Трубечина, с. Старое, с. Радовищи.
Цель центров рекреации - создание комфортных условий для полноценного кратковременного и длительного отдыха посетителей парка.
В центрах обслуживания посетителей предусматривается строительство стационарных объектов туристического сервиса круглогодичного и сезонного действия (гостиниц, мотелей, кемпингов и др.), визит-центров, музейных экспозиций, вольерного зоопарка, дендропарка, рекреационных водоемов, объектов культурно-бытового назначения, информационного обслуживания и связи, жилья, а также объектов административно-хозяйственной инфраструктуры национального парка.
На территории центров рекреации разрешается:
бурение и эксплуатация скважин в соответствии с действующим законодательством с целью добычи подземных вод для объектов жилищного, хозяйственного, коммунального назначения и обслуживания туристов;
сбор грибов, орехов, ягод;
любительское и спортивное рыболовство;
проведение лесохозяйственных, биотехнических и лесозащитных мероприятий;
проведение рубок промежуточного пользования (за исключением проходных рубок) и прочих рубок;
проведение защитно-декоративных посадок и противопожарных мероприятий.
На территории центров рекреации все виды охоты запрещены.
24.7. Зона восстановления ландшафтов. Задача этой зоны - восстановление (как естественным способом, так и системой хозяйственных мероприятий, ускоряющих природные процессы) коренных лесных ландшафтов, нарушенных хозяйственной деятельностью природных комплексов и объектов, сохранение и восстановление мест обитания, увеличение численности животных, восстановление саморегуляции природных систем.
Ускорение процесса восстановления ландшафтов предусматривается путем проведения лесохозяйственных мероприятий (рубок ухода и санитарных рубок), лесовосстановительных, противопожарных, лесозащитных и биотехнических мероприятий.
На территории зоны восстановления ландшафтов разрешается:
- спортивное и любительское рыболовство, осуществляемое в соответствии с правилами рыболовства в Орловской области;
- сбор грибов, орехов, ягод и других дикорастущих растений в объемах и в сроки, определяемые администрацией национального парка;
- сенокошение и пастьба скота (по согласованию с администрацией национального парка);
- любительская и спортивная охота, организуемая в соответствии с правилами, действующими на территории Орловской области;
- регулирование численности животных (в установленном порядке с учетом рекомендаций научно-технического совета национального парка).
24.8. Зона экологического земледелия. Основная функция зоны - выращивание экологически чистой продукции сельского хозяйства без применения ядохимикатов, пестицидов и минеральных удобрений.
В зону экологического земледелия включены сельскохозяйственные угодья 9 агропредприятий парка, а также земли крестьянских, фермерских хозяйств и сельских администраций.
На территории зоны разрешается:
- выращивание и производство сельскохозяйственной продукции с использованием биологических мер борьбы с вредителями и болезнями (Предполагается постепенный отказ от применения минеральных удобрений, а также переход к переработке сельскохозяйственной продукции с использованием безотходных технологий);
- спортивное и любительское рыболовство, осуществляемое в соответствии с правилами рыболовства в Орловской области;
- сбор грибов, орехов, ягод и других дикорастущих растений в объемах и в сроки, определяемые администрацией национального парка;
- сенокошение и пасьба# скота (по согласованию с администрацией национального парка);
- любительская и спортивная охота, организуемая в соответствии с правилами, действующими на территории Орловской области:
- биологическое регулирование численности животных (в установленном порядке с учетом рекомендаций научно-технического совета национального парка);
- проведение лесохозяйственных мероприятий (рубок ухода (за исключением проходных рубок), и прочих рубок), лесовосстановительных, противопожарных, лесозащитных и биотехнических мероприятий;
- товарное рыборазведение;
- реконструкция производственных комплексов, повышающая их экологическую безопасность и не противоречащая целям и задачам национального парка.
25. Описание границ функциональных зон приводится в приложении (приложение N 6).
26. Лимиты посещения гражданами национального парка определяются администрацией парка на основании научно обоснованных норм использования территории в рекреационных целях.
27. Все собственники и пользователи земель в границах национального парка обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории.
28. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной деятельности, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется Положением, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
29. С национальным парком согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка.
30. Границы национального парка, его функциональных зон и охранной зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками.
6. Обеспечение режима национального парка
31. Охрана природных комплексов, объектов и контроль за соблюдением режима национального парка осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории национального парка, работники которой входят в штат национального парка.
32. Директор национального парка является главным государственным инспектором а заместители директора - заместителями главного государственного инспектора.
33. В состав службы охраны национального парка входят:
главный государственный инспектор и заместители главного государственного инспектора (директор национального парка и его заместители соответственно);
старшие государственные инспектора по охране территории национального парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих);
участковые государственные инспектора по охране территории национального парка (мастера леса, охотоведы);
государственные инспектора по охране территории национального парка (специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, лесники, егеря).
34. Государственные инспектора по охране территории национального парка в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
- требовать от граждан и должностных лиц объяснений по поводу нарушения ими режима национального парка и природоохранительного законодательства;
- проверять у лиц, находящихся на территории национального парка документы на право пребывания на территории национального парка;
- проверять документы на право осуществления деятельности в области природопользования и иной деятельности на территории национального парка и его охранной зоны;
- беспрепятственно, по предъявлению удостоверения, посещать любые объекты, предприятия, гидротехнические сооружения, учреждения и организации, суда и иные транспортные средства на территории национального парка и его охранной зоны для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
- изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
- составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды;
- задерживать на территории национального парка и его охранной зоны лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
- направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима национального парка, к административной ответственности;
- производить на территории национального парка и его охранной зоны досмотр транспортных средств и личных вещей;
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны национального парка и его охранной зоны.
35. Главному государственному инспектору и его заместителям по охране территории национального парка предоставляется также право:
- запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охранной зоны;
- налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
- предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам национального парка и его охранной зоны в результате нарушений установленного режима;
- в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
36. Государственные инспектора по охране территории национального парка пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
39. Государственные инспектора по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
40. Государственным инспекторам по охране территории национального парка при осуществлении возложенных на них настоящим федеральным законом задач разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.
Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
41. Государственные инспектора по охране территории национального парка обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.
42. Государственные инспектора по охране территории национального парка подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
43. К охране территории национального парка могут привлекаться общественные инспекции.
Приказом МПР РФ от 17 марта 2005 г. N 66 в раздел 7 настоящего Положения внесены изменения
7. Научно-исследовательская и просветительская деятельность в национальном парке
44. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.
45. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке проводится:
- штатными сотрудниками научного отдела (лаборатории) национального парка по планам научно-исследовательских работ, утвержденных Научно-техническим советом национального парка;
- научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, отдельными специалистами (в том числе иностранными) на договорных началах, по общим с национальным парком программам, согласованным с Росприроднадзором.
46. В национальном парке для рассмотрения вопросов научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности создается Научно-технический совет из числа специалистов в области охраны и рационального использования природных ресурсов, природного и культурного наследия, экологического просвещения, как сотрудников национального парка, так и представителей других государственных и общественных организаций и учреждений.
Состав Научно-технического совета и положение о нем утверждается Росприроднадзором.
47. Планы лесохозяйственных, биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ и мероприятий на территории национального парка рассматриваются в обязательном порядке на заседаниях Научно-технического совета.
8. Эколого-просветительская деятельность
48. Просветительская деятельность национального парка включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентов высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национального парка в средствах массовой информации и иные формы и методы экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.
9. Хозяйственная деятельность национального парка
49. Хозяйственная деятельность национального парка направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
50. Развитие регулируемого туризма и отдыха в природных условиях осуществляется в соответствии с утвержденными проектными материалами путем предоставления национальным парком в аренду (пользование) заинтересованным юридическим лицам земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений.
50. Земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка, намечаемые для использования в целях регулируемого туризма и отдыха, по результатам конкурса или аукциона могут предоставляться в пользование на основании договора аренды, заключаемого с дирекцией национального парка.
Порядок предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений, а также порядок предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дирекция национального парка выдает, приостанавливает действие и аннулирует лицензии на осуществление конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности на территории национального парка в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
В национальном парке требуют обязательного лицензирования следующие виды деятельности:
обустройство и обслуживание (использование) туристских маршрутов, объектов рекреационного, научного и экотуризма, видовых площадок, экологических троп, игровых городков и аттракционов, спортивных площадок, баз отдыха, лодочных станций, пляжей, пунктов питания, кемпингов, приютов, стоянок автотранспорта;
перевозка людей на различных транспортных (включая летательные аппараты и гужевой транспорт) средствах, кроме перевозок, относящихся к транспорту общего пользования;
изготовление сувениров, художественных изделий, кино-фото-видеопродукции, связанных с историко-культурным и природным наследием национального парка;
прокат инвентаря и средств передвижения, осуществляемый как самостоятельный вид деятельности;
оборудование мест рыбной ловли;
оказание услуг по мелкому ремонту автотранспорта;
организация и обслуживание музейных экспозиций, в том числе под открытым небом, выставок, различных коллекций, включая живых животных;
деятельность по оказанию информационных услуг;
экскурсионная деятельность, подготовка экскурсоводов.
51. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляется заинтересованными государственными, кооперативными, общественными и частными предприятиями и учреждениями на условиях, определенных соответствующими договорами с национальным парком.
31. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, национальный парк может самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов национального парка.
52. В случае невозможности или нецелесообразности закрытия дорог общего пользования, проходящих по территории парка, проезд по данным дорогам разрешается на платной основе, по маршрутам, установленным дирекцией национального парка, одобренным Научно-техническим советом парка. Тарифы на проезд транспорта, утверждаются дирекцией парка по согласованию с Администрацией Орловской области.
Средства, получаемые от данного вида услуг, расходуются на восстановление потерь в окружающей природной среде, обеспечение охраны парка, развитие туризма и других мероприятий по утвержденному плану.
54. Охотпользование на территории национального парка осуществляется им самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотпользователям.
10. Контроль за деятельностью национального парка
55. Государственный контроль за деятельностью национального парка осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды и иными специально уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции.
Руководитель Департамента |
А.М. Амирханов |
12 марта 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Орловское Полесье" (утв. МПР РФ от 12 марта 2001 г.)
Текст Положения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минприроды России от 26 марта 2009 г. N 72
Приказ Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48
Приказ МПР РФ от 17 марта 2005 г. N 66