В целях упорядочения расчетов покупателей и заказчиков с ОАО "РЖД" и повышения эффективности управления текущей дебиторской задолженностью:
1. Утвердить прилагаемые Типовые условия расчетов по договорам, заключаемым от имени ОАО "РЖД" с контрагентами, плательщиками по которым являются покупатели и заказчики товарно-материальных ценностей, работ или услуг, поставляемых, выполняемых или оказываемых ОАО "РЖД" (далее - типовые условия расчетов с покупателями и заказчиками).
2. Установить, что поставка товарно-материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг со стороны ОАО "РЖД" физическим лицам осуществляются после предварительной оплаты ими товарно-материальных ценностей (работ, услуг) в полном размере в соответствии с прейскурантом или иным документом, определяющим их стоимость, за исключением услуг связи и жилищно-коммунальных услуг, которые могут оплачиваться по факту оказания услуг до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
3. Руководителям подразделений аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" внести в типовые формы договоров изменения, вытекающие из типовых условий расчетов с покупателями и заказчиками, обеспечить соблюдение типовых условий расчетов с покупателями и заказчиками при подготовке (в т.ч. при проведении конкурсов, аукционов и т.п.) и заключении договоров, а также организовать заключение дополнительных соглашении к действующим договорам на типовых условиях расчетов с покупателями и заказчиками.
4. Установить, что в целях проведения гибкой политики сбыта, направленной на увеличение доходов, допускается заключение ОАО "РЖД" договоров на условиях расчетов с покупателями и заказчиками, отличных от типовых условий расчетов с покупателями и заказчиками, с проведением при этом предварительной оценки платежеспособности покупателей и заказчиков. Условия расчетов, отличные от типовых условий расчетов с покупателями и заказчиками, должны быть согласованы с Департаментом корпоративных финансов, который осуществляет согласование в течение двух недель с даты поступления обращения филиала или другого структурного подразделения ОАО "РЖД".
5. Утвердить прилагаемую Методику экспресс-оценки платежеспособности покупателей и заказчиков при заключении ОАО "РЖД" договоров поставки, выполнения работ или оказания услуг. Указанная Методика применяется при проведении оценки платежеспособности покупателей и заказчиков, указанной в п. 4 настоящего распоряжения.
6. Начальникам Департамента корпоративных финансов Гнедковой О.Э., Департамента управления имуществом Петрову Д.В. и Департамента бухгалтерского учета Лем Н.А. до 1 мая 2009 г. проанализировать условия расчетов с покупателями и заказчиками ОАО "РЖД" по договорам аренды недвижимого имущества, дебиторскую задолженность, возникшую по договорам аренды недвижимого имущества, в т.ч. списанную и нереальную к взысканию, а также рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности страхования рисков неплатежеспособности покупателей и заказчиков, в т.ч. путем внесения задатка денежных средств, и представить предложения об изменении условий расчетов с покупателями и заказчиками по договорам аренды недвижимого имущества.
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента Андреева Ф.Б.
Президент ОАО "РЖД" |
В.И. Якунин |
Типовые условия
расчетов по договорам, заключаемым от имени ОАО "РЖД" с контрагентами, плательщиками по которым являются покупатели и заказчики товарно-материальных ценностей, работ или услуг, поставляемых, выполняемых или оказываемых ОАО "РЖД"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 21 февраля 2009 г. N 356р)
N п/п |
Тип/предмет договора |
Срок действия договора |
Стоимость с НДС |
Этапность оплаты |
Условия расчетов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Договор перевозки грузов и оказания услуг инфраструктуры* |
Не имеет значения |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
1. Расчеты осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". Согласно ст. 30 Устава плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отравителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон, или иными нормативными документами ОАО "РЖД". 2. Расчеты по соглашению сторон могут осуществляться согласно Положению о порядке работы ОАО "РЖД" с банковскими гарантиями, предоставляемыми в обеспечение обязательств по оплате за грузовые перевозки, осуществляемые ОАО "РЖД"" (утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 08.12.2008 N 2615р) |
2 |
Договор транспортной экспедиции |
Не имеет значения |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Оплата всех предоставляемых услуг производится на условиях КЮТ предоплаты от цены заявленного заказа на оказание услуг в соответствии с договором. Оказание услуг осуществляется после получения денежных средств от контрагента. В случае неполного расходования полученного аванса оставшаяся сумма зачисляется в счет оказания услуг следующего периода. В случае превышения размера оказанных услуг над суммой полученных денежных средств в качестве предоплаты заказчик оплачивает недостающую часть суммы в течение 10 банковских дней после оказании услуг. В случае прекращения действия договора и незаключения нового договора незачтенный аванс должен быть возвращен контрагенту по его обращению |
3 |
Договор на оказание автоуслуг, носящих разовый характер, или отдельные автоуслуги, не сопутствующие услугам по договору транспортной экспедиции (перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом) |
Не имеет значения |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Оплата всех предоставляемых услуг производится на условиях 100% предоплаты от стоимости заявленного заказа на оказание услуг в соответствии с договором. Оказание услуг осуществляется после получения денежных средств от контрагента. В случае превышения размера оказанных услуг над суммой полученных денежных средств в качестве предоплаты заказчик оплачивает недостающую часть суммы в течение 5 банковских дней после оказания услуг. В случае прекращения действия договора и незаключения нового договора незачтенный аванс должен быть возвращен контрагенту по его обращению |
4 |
Договор аренды недвижимого имущества (в т.ч. земельных участков) |
Не имеет значения |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Условия расчетов осуществляются в соответствии с приказом ОАО "РЖД" от 07.11.2008 N 150 |
5 |
Договор аренды подвижного состава |
До 12 мес. |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Авансовый платеж осуществляется заказчиком до 1 числа оплачиваемого месяца (месяца оказания услуг) в размере 100% стоимости месячного объема оказываемых услуг или в размере стоимости договора, если срок договора составляет менее 1 месяца. Окончательный расчет осуществляется до 5 числа месяца, следующего за отчетным. Обязательство по оплате арендной платы возникает у арендатора с даты подписания акта приемки-передачи подвижного состава и прекращается с даты возврата арендатором имущества, оформленного соответствующим образом актом приема-передачи. Первое внесение арендной платы арендатор производит в течение 5 банковских дней с момента подписания акта приемки-передачи |
6 |
Договор аренды прочего движимого имущества |
Не имеет значения |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Авансовый платеж осуществляется заказчиком до 1 числа оплачиваемого месяца (месяца оказаний услуг) в размере 100% стоимости месячного объема оказываемых услуг или в размере стоимости договора, если срок договора составляет менее 1 месяца. Днем исполнения обязательства арендатора по внесению арендной платы считается день поступления денежных средств в полном объеме на расчетный счет или в кассу арендодателя. Первое внесение арендной платы арендатор производит в момент подписания акта приемки-передачи |
7 |
Договор на оказание услуг: водоснабжение, водоотведение, отпуск и потребление тепловой энергии |
До 12 мес. |
Не имеет значения |
Этапность в соответствии с условиями расчетов |
1. Оплата оказанных услуг абонентами - юридическими лицами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, производится авансовыми платежами поэтапно в течение месяца оказания услуг. Первый авансовый платеж в размере 50% стоимости услуг предыдущего месяца осуществляется в срок до 15 числа месяца, в котором оказываются услуги, второй авансовый платеж в размере 50% стоимости услуг предыдущего месяца - до окончания расчетного месяца. Аванс первого месяца по договору рассчитывается от среднемесячной суммы оказываемых услуг, полученной исходя из ориентировочной цены договора. В случае превышения размера фактически оказанных услуг по показаниям измерений над суммой полученных денежных средств в качестве предоплаты заказчик оплачивает недостающую часть суммы в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг. В случае неполного расходования полученного аванса оставшаяся сумма зачисляется в счет оплаты следующего периода. 2. Расчеты по оказанию услуг муниципальным предприятиям, управляющим компаниям и прочим предприятиям, перепродающим услуги населению, осуществляются на основе данных о фактическом оказании услуг в срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг. В договорах предусматривается, что расчеты потребителя с поставщиком производятся в порядке безакцептного списания с расчетного счета потребителя на основании инкассового поручения и других платежных и расчетных документов, предусмотренных договором и выставляемых поставщиком на расчетный счет потребителя. Условиями договора также предусмотрено, что потребитель обязан заключить договор (соглашение) с обслуживающим банком, содержащий условие о безакцептном списании денежных средств поставщиком (получателем) средств по данному договору |
8 |
Договор на оказание услуг по прочим услугам ЖКХ (вывоз мусора и т.п.) |
Не имеет значения |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Заказчик обязан осуществить авансовый платеж в размере 100% месячной стоимости оказываемых услуг в срок до 20 числа месяца, предшествующего месяцу оказания услуг |
9 |
Договор оказания услуг по передаче электроэнергии |
Не имеет значения |
Не имеет значения |
Этапность в соответствии с условиями расчетов |
Оплата производится авансовыми платежами поэтапно в течение месяца оказания услуг. Первый авансовый платеж в размере 50% стоимости услуг, исходя из планового объема передачи электроэнергии, осуществляется в срок до 15 числа месяца, в котором оказываются услуги, второй авансовый платеж в размере 50% стоимости услуг - до окончания расчетного месяца. В случае неполного расходования полученного аванса оставшаяся сумма зачисляется в счет следующего платежа. В случае превышения размера оказанных услуг над суммой полученных денежных средств в качестве предоплаты заказчик оплачивает недостающую часть суммы в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг. В случае прекращения действия договора и незаключения нового договора незачтенный аванс должен быть возвращен контрагенту по его обращению |
10 |
Договор на оказание услуг связи |
До 12 мес. |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Оплата услуг производится по факту оказания услуг - до 20 числа месяца, следующего за расчетным |
11 |
Услуги социальной сферы (кроме ЖКХ) |
Не имеет значения |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Оказание услуг осуществляется после получения предоплаты в размере 100% стоимости оказываемых услуг |
12 |
Договор подряда на капитальный, деповской или текущий ремонт локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава иных собственников |
До 12 мес. |
Не имеет значения |
Может быть предусмотрена с промежуточными платежами не менее 60% стоимости регламентных работ по договору |
Оплата заказчиком услуг ремонта подвижного состава производится авансовым платежом путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в размере 100% стоимости планового месячного объема ремонта в соответствии с согласованным сторонами графиком подачи подвижного состава в ремонт на основании счета подрядчика в течение 3 банковских дней с даты его выставления, но не позднее дня подачи грузовых вагонов в ремонт. Окончательный расчет за выполненный ремонт грузовых вагонов производится заказчиком в течение 5 банковских дней с момента поступления заказчику акта сдачи-приемки и иных установленных расчетных документов. При наличии у подрядчика просроченной дебиторской задолженности по заказчику подрядчик не вправе принимать подвижной состав заказчика в ремонт |
13 |
Договор подряда на капитальный и деповской ремонт грузовых и пассажирских вагонов иных собственников |
До 12 мес. |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Оплата услуг по ремонту грузовых и пассажирских вагонов производится заказчиком авансовым платежом путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в размере 100% примерной стоимости месячного объема ремонта подвижного состава на основании счета подрядчика в течение 3 банковских дней с даты его выставления, но не позднее дня подачи вагонов в ремонт. Примерная стоимость ремонта определяется на основе примерного перечня ремонтных работ 1 вагона, утвержденного руководителем филиала, и объема ремонта вагонов в месяц в соответствии с графиком подачи вагонов в ремонт. Оказание услуг осуществляется после получения авансовых платежей. Окончательный расчет за фактически выполненный объем работ по ремонту вагонов производится после подписания сторонами актов сдачи-приемки выполненных работ на основании счетов-фактур, выданных заказчику в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, и иных обязательных документов, перечисленных в договоре. Если фактическая стоимость произведенного подрядчиком в текущем месяце ремонта вагонов не превысила перечисленный заказчиком авансовый платеж, то сумма переплаты на основании акта сверки расчетов засчитывается сторонами в счет будущих авансовых платежей заказчика по договору. При наличии у подрядчика просроченной дебиторской задолженности по заказчику подрядчик не вправе принимать подвижной состав заказчика в ремонт |
14 |
Договор подряда на текущий отцепочный ремонт грузовых и пассажирских вагонов иных собственников |
До 12 мес. |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Оплата услуг ремонта грузовых и пассажирских вагонов производится заказчиком авансовым платежом путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в размере 100% фактической стоимости месячного объема ремонта подвижного состава в предыдущем месяце на основании счета подрядчика в течение 5 банковских дней с даты его выставления, но не позднее дня подачи грузовых вагонов в ремонт. Оказание услуг осуществляется после получения авансовых платежей. Если фактическая стоимость произведенного подрядчиком в текущем месяце ремонта вагонов не превысила переведенный заказчиком авансовый платеж, то сумма переплаты на основании акта сверки расчетов засчитывается сторонами в счет будущих авансовых платежей заказчика по договору. Если фактическая стоимость работ превысила авансовый платеж, окончательный расчет за фактически выполненный объем работ по ремонту вагонов производится после подписания сторонами актов сдачи-приемки выполненных работ на основании счетов-фактур, выданных заказчику в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, и иных обязательных документов перечисленных в договоре. Оплата услуг за первый месяц действия договора производится заказчиком авансовым платежом путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в размере 100% стоимости среднемесячного объема ремонта подвижного состава исходя из примерной стоимости договора на основании счета подрядчика в течение 5 банковских дней с даты его выставления, но не позднее дня подачи грузовых вагонов в ремонт. При наличии у подрядчика просроченной дебиторской задолженности по заказчику подрядчик не вправе принимать подвижной состав заказчика в ремонт |
15 |
Договор подряда на капитальный ремонт пути |
Не имеет значения |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Оплата услуг осуществляется авансовым платежом в размере 100% стоимости месячного объема услуг согласно плану работ по договору. В случае превышения размера оказанных услуг над суммой полученных денежных средств в качестве предоплаты заказчик оплачивает недостающую часть суммы в течение 5 банковских дней после оказания услуг. В случае неполного расходования полученных авансов аванс должен быть возвращен контрагенту по его обращению |
16 |
Договор подряда на капитальный и текущий ремонт прочего имущества |
До 12 мес. |
Не имеет значения |
Может быть предусмотрена с промежуточными платежами не менее 60% стоимости договора |
Авансовый платеж осуществляется до оказания услуг в размере 100% стоимости договора. Окончательный расчет осуществляется в течение 5 банковских дней после подписания актов сдачи-приемки выполненных работ. В случае неполного расходования полученных авансов аванс должен быть возвращен контрагенту по его обращению |
17 |
Договор подряда на выполнение НИОКР |
Не имеет значения |
До 1 млн руб. |
Может быть предусмотрена с промежуточными платежами не менее 20% стоимости договора |
Оказание услуг на принципах предоплаты не менее 30% стоимости договора. Договоры стоимостью свыше 1 млн руб. рассматриваются в индивидуальном порядке по согласованию с Департаментом корпоративных финансов на основе методики экспресс-оценки платежеспособности клиента |
18 |
Договор подряда на строительство объектов железнодорожной инфраструктуры и прочих объектов |
Не имеет значения |
До 1 млн руб. |
Может быть предусмотрена с промежуточными платежами не менее 20% стоимости договора |
Оказание услуг на принципах предоплаты не менее 30% стоимости договора. Договоры стоимостью свыше 1 млн руб. рассматриваются в индивидуальном порядке по согласованию с Департаментом корпоративных финансов на основе методики экспресс-оценки платежеспособности клиента |
19 |
Договор купли-продажи товарно-материальных ценностей и прочего движимого имущества |
Не имеет значения |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Покупатель обязан оплатить стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ) или прочего движимого имущества в течение 5 дней с даты подписания сторонами договора путем перечисления всей суммы на счет продавца. Обязательства покупателя по оплате имущества, передаваемого в собственность покупателя, считаются выполненными с даты поступления денежных средств в полном объеме на счет продавца. Имущество продавцом передается покупателю в установленном порядке в течение 5 дней после поступления денежных средств на счет продавца в полном объеме |
20 |
Договор комиссии (агентские договоры), по которому филиалы ОАО "РЖД" являются комиссионерами (агентами), связанные с приобретением и поставкой товарно-материальных ценностей или работ и услуг |
Не имеет значения |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
1. Оплата возмещаемых расходов и комиссионного вознаграждения осуществляется авансовым платежом в размере 100% стоимости поставки (по поручению согласно спецификации) и стоимости комиссионного вознаграждения. Исполнение поручения согласно спецификации возможно только после поступления денежных средств на счет комиссионера (агента) в полном объеме. 2. Условия расчетов с ДЗО ОАО "РЖД" осуществляются в соответствии с поручением ОАО "РЖД" от 14.03.2007 N ПФА-12 |
21 |
Договор купли-продажи недвижимого имущества |
Не имеет значения |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Расчеты осуществляются в соответствии с приказом ОАО "РЖД" от 07.11.2008 N 150 |
22 |
Договор присоединения к инфраструктуре железнодорожного транспорта |
До 2 мес. |
До 1 млн руб. |
Не предусмотрена |
Оплата услуг производится авансовым платежом в размере 100% стоимости договора. Договоры стоимостью свыше 1 млн руб. или длительностью более 2 месяцев рассматриваются в индивидуальном порядке по согласованию с Департаментом корпоративных финансов на основе методики экспресс-оценки платежеспособности клиента |
23 |
Договор продажи железнодорожных проездных документов, в т.ч. агентский договор |
До 12 мес. |
Не имеет значения |
Не предусмотрена |
Расчеты осуществляются в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 25.12.2006 N 2538р |
* Условия расчетов по оказанию услуг в социально ориентированном сегменте, в т.ч. пригородным компаниям, согласовываются с Департаментом корпоративных финансов.
Методика
экспресс-оценки платежеспособности покупателей и заказчиков при заключении ОАО "РЖД" договоров поставки, выполнения работ или оказания услуг
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 21 февраля 2009 г. N 356р)
1. На первом этапе осуществляется анализ контрагента (используется форма N 1 "Бухгалтерский баланс предприятия"; далее - ф. 1 бухгалтерского баланса) с расчетом финансовых коэффициентов деятельности организации.
1.1. Период инкассации дебиторской задолженности
Период инкассации - время, в течение которого дебиторская задолженность обратится в денежные средства. Для расчета периода инкассации рассчитывается коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, который показывает, сколько раз в течение года обернулись средства, вложенные в расчеты. Он определяется по формуле:
,
где - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
ЧВ - чистая выручка от реализации продукции (с НДС);
Дт - сумма дебиторской задолженности.
Затем необходимо разделить продолжительность анализируемого периода на коэффициент оборачиваемости:
,
где - период инкассации;
Д - анализируемый период.
Баллы:
- - до 30 дней - 6 баллов;
- - 30-60 дней - 4 балла;
- - 60-90 дней - 2 балла;
- - более 9 дней - 0 баллов.
1.2. Соотношение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности
,
где - коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, рассчитываемый по формуле:
,
где Сб - себестоимость реализации продукции;
Кт - сумма кредиторской задолженности.
Баллы:
- - 2 балла;
- - 0 баллов.
1.3. Долгосрочная финансовая устойчивость
1.3.а Коэффициент концентрации собственного капитала:
,
где СК- собственный капитал (стр. 490 - стр. 450 ф. 1 бухгалтерского баланса);
ВБ - валюта баланса (стр. 700 ф. 1 бухгалтерского баланса).
Баллы:
- - 0 баллов;
- - 2 балла.
1.3.b. Обеспеченность собственными средствами () - характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости:
,
где - сумма источников собственного капитала (стр. 490 - стр. 190 ф. 1 бухгалтерского баланса);
- оборотные активы (стр. 290-230 ф. 1 бухгалтерского баланса).
Баллы:
- значение коэффициента менее 0,1 - 0 баллов;
- значение коэффициента более 0,1 - 2 балла.
1.4. Ликвидность предприятия
1.4.а. Коэффициент абсолютной ликвидности () - показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно:
,
где ДС - денежные средства (стр. 260 ф. 1 бухгалтерского баланса);
КП - краткосрочные обязательства (стр. 690 - стр. 640 - стр. 650 ф. 1 бухгалтерского баланса).
Баллы:
- - 2 балла;
- 0 баллов.
2. Ранжирование контрагента
Определение требований по условиям расчетов в соответствии с таблицей:
Диапазон баллов |
Номер рейтинга |
>20 |
1 |
> 10-20 |
2 |
<10 |
3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 21 февраля 2009 г. N 356р "Об утверждении типовых условий расчетов по договорам, заключаемым от имени ОАО "РЖД" с контрагентами, плательщиками по которым являются покупатели и заказчики товарно-материальных ценностей, работ или услуг, поставляемых, выполняемых или оказываемых ОАО "РЖД"
Текст распоряжения опубликован в журнале "Экономика железных дорог", 2009 г., N 6
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение ОАО "РЖД" от 17 мая 2023 г. N 1195/р
Изменения вступают в силу с 17 мая 2023 г.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 30 января 2018 г. N 160/р
Текст распоряжения приводится без учета названных изменений
Распоряжение ОАО "РЖД" от 25 мая 2016 г. N 976р
Текст распоряжения приводится без учета названных изменений
Распоряжение ОАО "РЖД" от 9 декабря 2009 г. N 2501р
Распоряжение ОАО "РЖД" от 19 мая 2009 г. N 1040р