Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к приказу Российского агентства
по патентам и товарным знакам
от 19 сентября 2002 г. N 115
Порядок
оценки приоритетности и эффективности научно-исследовательских работ в системе Роспатента
(ПН-6-2000)
1 Общие положения
1.1 Порядок оценки приоритетности и эффективности научно-исследовательских работ в системе Роспатента (ПН-6-2000) (далее - Порядок ПН-6-2000) предназначен для осуществления процедур оценки приоритетности научно-исследовательских работ (далее НИР) на стадии планирования и эффективности выполненных научно-исследовательских работ, а также устанавливает основные требования к организации и документированию этих процедур.
1.2 Основными целями Порядка ПН-6-2000 являются отбор на стадии планирования (с учетом требований Порядка ПН-1-99 [17]) наиболее перспективных и значимых НИР и выявление наиболее эффективных НИР по результатам проведенных исследований согласно Порядку ПН-2-99 [18] и результатов использования согласно Порядку ПН-3-99 [19].
1.3 Действие Порядка ПН-6-2000 распространяется на подведомственные Роспатенту организации - Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС) и Апелляционную палату (АП). Порядок ПН-6-2000 определяет права и обязанности названных организаций и должностных лиц, участвующих в процедурах отбора и оценки эффективности НИР, и направлен на регламентацию их действий в этой сфере.
1.4 При подготовке Порядка ПН-6-2000 использованы действующие правовые нормативные документы и другие источники информации, приведенные в перечне использованных нормативных документов и других источников информации [1-21].
1.5 Ответственность за выполнение Порядка ПН-6-2000 в подведомственных Роспатенту организациях возлагается на руководителей их подразделений, проводящих НИР, а также на отдел организации НИР и обучения ФИПС (далее - отдел 52), участвующий в проведении процедур оценки приоритетности и эффективности работ, упомянутых п.п. 1.1 и 1.2.
1.6 Документационное обеспечение процедур отбора и оценки эффективности НИР в Роспатенте и подведомственных ему организациях и контроль за соблюдением Порядка ПН-6-2000 возлагается на отдел 52 в соответствии с положением о нем.
Примечания:
1. Порядок ПН-6-2000 не является универсальным и строго обязательным документом (механизмом) при составлении проектов Планов НИР. На практике, как правило, вопросы, касающиеся включения в соответствующий план тех или иных работ и выделения на них соответствующих ресурсов, решаются в рабочем порядке по согласованию с Заказчиком (его представителем) и руководством организации. Поэтому Порядок ПН-6-200 является в основном вспомогательным инструментом, иллюстрирующим ситуацию оценки приоритетности и эффективности НИР в системе Роспатента, а также позволяющим систематизировать имеющиеся данные.
2. Описываемая в разделах 3-6 методика при кажущейся сложности, принципиально проста и предназначена в основном для отдела 52 ФИПС. Суть методики оценки приоритетности на стадии планирования состоит в том, что на основании соотношения средней заявленной стоимости НИР и конкретной заявленной стоимости НИР с учетом ранга значимости ее определяется приоритетность НИР, при этом предпочтение для включения в план отдается работам с более высоким рангом при наименьших затратах.
Что касается процедуры оценки эффективности НИР, то она определяется по четырем критериям методом экспертной оценки в баллах с последующим отбором работ, имеющих наибольшую сумму баллов.
Что касается подразделений центрального аппарата и системы Роспатента, то на них Порядком ПН-6-2000 не возлагается по существу никаких подсчетов, а требуется лишь предоставление необходимых сведений (например, по п.п. 3.1, 4.1 , 6.3) .Однако, в случае необходимости, они могут воспользоваться описываемой методикой в полной мере для проверки и сопоставления результата проведенной оценки приоритетности или эффективности НИР.
2 Основные понятия и обозначения
2.1 Заказчик - юридическое лицо, заказывающее НИР: Роспатент в лице Генерального директора.
2.2 Представитель заказчика - уполномоченное Заказчиком подразделение (п. 2.4), Заказчика непосредственно заинтересованное в использовании или ответственное за приемку результатов НИР.
2.3 Организация, в т.ч. Организация-исполнитель - одна из подведомственных Роспатенту организаций.
2.3.1 ФИПС - Федеральный институт промышленной собственности.
2.3.2 РГИИС - Российский государственный институт интеллектуальной собственности.
2.3.3 АП - Апелляционная палата.
2.4 Подразделение - подразделение Роспатента или Организации.
2.5 Исполнитель:
2.5.1 По НИР, выполняемых по Договорам с Роспатентом, - юридическое лицо - Организация в лице ее руководителя.
2.5.2 По НИР, выполняемым в Организации в качестве служебных или инициативных, - Головное подразделение-исполнитель Организации, в лице руководителя подразделения или научного руководителя НИР.
2.6 Заявка-обоснование - документ, содержащий обоснование необходимости выполнения НИР, ее актуальности и новизны, цель, ожидаемые результаты и формы их внедрения, планируемые трудозатраты (стоимость), ранг значимости НИР, заявляемый Заказчиком (его представителем) или подразделением организации в отдел 52 ФИПС.
2.7 План НИР (далее - План) - Тематический план научно-исследовательских работ Роспатента или Организации на планируемый год (п.п. 2.13 и 8.1 ПН-1-99) в т.ч.:
2.7.1 План Роспатента - план НИР, финансируемых по Договорам с Роспатентом.
2.7.2 План ФИПС - план НИР, финансируемых за счет средств федерального бюджета, выделяемых Роспатентом на финансирование ФИПС (п. 2.3.1) (например, из фонда заработной платы (ФЗП)).
2.8 Шифр темы НИР (1-ПО-2002, 2-ИТ-2002, 5-ЭП-2002, Р-1-ПО-2002, Р-2-ИТ-2002, Р-5-ЭП-2002, Р-8-ПИ-2002 и т.д.) - состоит из порядкового номера (в пределах каждого из проектов Планов), условного обозначения направления, которому соответствует исследование по данной теме (в соответствии с п. 8.2 Порядка ПН-1-99 [17]), и планируемого года. По темам НИР, финансируемых по Договорам с Роспатентом, перед каждым номером темы ставится буква "Р".
2.9 Договор на выполнение НИР (далее - Договор) - это, как правило, основной документ, являющийся правовой формой отношений Исполнителя с Заказчиком, особенно в ситуациях, когда Заказчик (Роспатент) (п. 2.1) финансирует проведение работы, а также в отношениях Заказчика или Исполнителя с третьими юридическими или физическими лицами (глава 38 ГК[1] и статья 8 ФЗ [2]).
2.10 А - стоимость НИР, выполняемых по плану Роспатента (в тыс.руб), в том числе:
2.10.1 Авыд - предварительно выделенный объем финансирования на выполнение заявленных НИР по плану Роспатента (за вычетом объема финансирования на НИР, перешедшие из предыдущего плана Роспатента).
2.10.2 Аз1, Aз2,...,Aзn,...,AзN - заявленная стоимость конкретной НИР, указанная в заявке - обосновании, где цифровому значению соответствует порядковый номер индекса, присвоенного соответствующей теме НИР, (п. 2.8), a N и n - см.п.п. 2.12, 2.13.
2.10.3 Азср - средняя стоимость заявленной НИР (см. п. 3.5).
2.10.4 Акор1, AКор2, ..., AКорn, ..., AКорN - стоимость конкретной НИР с учетом коэффициента коррекции (Ккор) (п. 2.14).
2.10.5 Аф1, Аф2, ... Афn, , AфN - фактическая стоимость конкретной НИР по итогам ее завершения.
2.10.6 - суммарная стоимость НИР, в т.ч.:
2.10.6.1 - суммарная стоимость всех N НИР в соответствии с заявками-обоснованиями.
2.10.6.2 - суммарная стоимость n НИР в соответствии с заявками-обоснованиями, при которой .
2.10.6.3 - суммарная стоимость всех N НИР с учетом коэффициента коррекции Ккор.
2.10.6.4 - суммарная фактическая стоимость всех НИР по итогам их завершения.
2.11 Т - трудоемкость НИР, выполняемых по плану ФИПС (в чел.-мес), в т.ч.:
2.11.1 Твыд - предварительно выделенный объем трудозатрат на выполнение
заявленных НИР по плану ФИПС (за вычетом объема трудозатрат на НИР, перешедшие из предыдущего плана ФИПС).
2.11.2 Тз1, Тз2,....Тзn,..., TзN - заявленная трудоемкость конкретной НИР, указанная в заявке - обосновании, где цифровому значению соответствует порядковый номер индекса, присвоенного соответствующей теме НИР, (п. 2.8), a N и n см.- п.п. 2.12 и 2.13.
2.11.3 Тзср - средняя трудоемкость заявленных НИР.
2.11.4 Tкор1, Tкор2,..., Tкорn,...,TкорN - трудоемкость конкретной НИР с учетом коэффициента коррекции (Ккор).
2.11.5 Тф1, ... Тф2,....Тфn,.. ТфN - фактическая трудоемкость конкретной НИР по итогам ее завершения.
2.11.6 - суммарная трудоемкость НИР, в т.ч.:
2.11.6.1 - суммарная трудоемкость всех N НИР в соответствии с заявками-обоснованиями.
2.11.6.2 - суммарная трудоемкость n НИР, при которой .
2.11.6.3 - суммарная трудоемкость всех N НИР с учетом коэффициента коррекции Ккор.
2.11.6.4 - суммарная фактическая трудоемкость всех НИР по итогам их завершения.
2.12 N - количество всех поданных заявок-обоснований на выполнение НИР.
2.13 n - количество заявок-обоснований при котором (или ).
2.14 Ккор - коэффициент, корректирующий заявленную стоимость НИР (Аз) (или заявленную трудоемкость (Тз)) относительно выделенного объема финансирования (Авыд) или выделенного объема трудозатрат (Твыд) с учетом реальных возможностей (ресурсов на выполнение НИР) (п. 3.8.2).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду п. 3.9.2
2.15 Р-Ранг значимости НИР - соответствует виду заявленных работ по уровню и масштабу поставленных задач в зависимости от их характера (международного, правительственного, ведомственного), значимости директивных заданий (планы Роспатента, решения НТС, приказы) и др.
Исходя из опыта подготовки планов НИР, может быть установлено шесть рангов значимости НИР (см. Табл. 1, Приложение 1). Первые четыре ранга - предполагаемых для проведения по Планам Роспатента, а 5 и 6 - по Планам ФИПС, причем первый ранг - наивысший.
2.16 Критерий качественной оценки значимости НИР (К1) - качественный критерий, характеризуемый рангом значимости - (Р) (см. Табл. 1, Приложение 1 и п. 3.4).
2.17 Критерий количественной оценки ресурсов (К2) - критерий, позволяющий количественно сопоставить ресурсы, необходимые для выполнения конкретной НИР (в тыс.руб. или человеко-месяцах (чел.-мес.)), со средним объемом этих ресурсов с учетом всех заявленных НИР (п. 3.5 и п. 5.3), в т.ч.:
2.17.1 К2(п) - критерий количественной оценки ресурсов, выделяемых для заявленных НИР при планировании.
2.17.2 К2(ф)- критерий количественной оценки ресурсов по фактической стоимости конкретной НИР по итогам ее завершения.
2.18 Критерий комплексной оценки НИР (Кком) - критерий, увязывающий критерии К1 и К2, в т.ч.:
2.18.1 Кком(п) - критерий посредством которого устанавливается приоритетность НИР (Пр) при формировании проекта Плана (п. 3.7).
2.18.2 Кком(ф) - критерий, используемый при оценке эффективности завершенных НИР по фактически выполненной работе.
2.19 Пр - приоритетность включения НИР в проект Плана, позволяющая определить первенствующее положение конкретных НИР и (при необходимости) не включать в План (отсечь) наименее приоритетные НИР.
2.20 Линия отсечки - линия на таблицах 3 и 5 (Приложения 3 и 5), разделяющая значения и (или и ) (см.п.п. 2.10.6.1, 2.10.6.2), т.е. отделяющая наиболее приоритетные НИР от тех (наименее приоритетных с порядковыми номерами Пр большими n), которые могут быть не включены в План (п. 3.8.1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо слов "п. 3.8.1" следует читать "п. 3.9.1"
2.21 Кэф1- Кэф4 - критерии оценки эффективности (п.п. 5.3 - 5.6).
2.22 Н - уровень критерия Кэф2 (п.п. 5.4, 5.4.1-5.4.3).
3 Процедура оценки приоритетности НИР на стадии планирования по плану Роспатента
3.1 В заявке-обосновании на каждую НИР, поданной согласно п. 6.2 Порядка ПН-1-99 [17], наряду с другими сведениями указываются в зависимости от вида работы ранг значимости Р НИР в соответствии с табл. 1 (согласно п. 2.15 к данной ситуации относятся первые 4 ранга) и заявленная стоимость Аз (в тыс.руб) (п. 2.10.2).
3.2 Отдел 52 ФИПС проверяет простановку ранга значимости Р, соглашаясь с ним или проставляя другой более точный, по его мнению, ранг, информируя об этом соответствующего руководителя, подписавшего заявку-обоснование.
3.3 В случае разногласия в простановке ранга значимости Р между соответствующим руководителем, подписавшим заявку и отделом 52, руководство последнего обращается за окончательным решением этого вопроса к представителю заказчика от Роспатента или руководству Организации, например, ФИПС.
3.4 Для каждого ранга значимости (Р) при конкретном составлении проекта Плана НИР на планируемый год отделом 52 организуется методом экспертных оценок установка значений критерия качественной оценки значимости (К1) (п. 2.16). Его конкретное количественное значение вводится в таблицу 1 (Приложение 1). Причем при Р=1 значение К1(1)=1, а при росте Р значение К1<1 (понижается).
3.5 Критерий количественной оценки ресурсов, заявленных для выполнения НИР, К2(п) (п. 2.17.1) определяется отделом 52 согласно содержащихся в заявках-обоснованиях их заявленной стоимости Аз (п. 2.10.2) по формуле:
(1),
где Азср (п. 2.10.3) - определяется (с учетом п. 2.10.6.1 и п. 2.12) как:
(2),
3.6 Заявленные значения Аз в порядке их возрастания (по горизонтали слева направо) и ранга значимости Р (по вертикали) (в соответствии с п.п. 3.1-3.3) отдел 52 заносит в таблицу "Распределение НИР в зависимости от ранга значимости и заявленной стоимости НИР и соответствующие значения критериев К1 и К2(п)" (табл.2, Приложение 2) и осуществляет запись предварительных шифров конкретных НИР (п. 2.8) (по проекту плана) в клеточках на пересечении строчек и столбцов, соответствующих значениям Аз и Р конкретных НИР (см., например, в табл.2: Р-1-ПО-2002, Р-2-ИТ-2002, Р-5-ЭП-2002 и т.д.).
В соответствии с п. 3.4. во втором столбце устанавливаются значения К1.
В нижней части таблицы 2 указываются полученные по п. 3.5 соответствующие значения критерия количественной оценки ресурсов К2(п) (с ростом Аз значение К2(п) убывает).
Примечание:
Шифры НИР в таблице приведены условно (для примера).
3.7 Сведенные в табл. 2 (в соответствии с п. 3.6) значения Аз, Р, К1, К2(п) и шифров тем позволяют, прежде всего, быстро определить для любых значений Аз и Р соответствующий шифр темы НИР (и наоборот).
Вместе с тем, табл. 2 по существу представляет собой поле с координатами Р и Аз (или К1 и К2(п)), в котором, в соответствии со значениями этих координат, расположены (распределены) шифры тем НИР. В этом поле клетка, расположенная в левом верхнем углу, соответствует самому высокому рангу значимости (Р=1) при наименьших запрашиваемых средствах (Аз=Амин). В правом нижнем углу ситуация противоположная. Поэтому для тем НИР, расположение шифров которых приближаются к верхнему левому углу, приоритетность (Пр) возрастает. Таким образом, эта таблица при своей наглядности уже предварительно позволяет дать грубую оценку приоритетности НИР (п. 2.19).
Наконец, сведенные в таблицу значения К1 и К2(п) позволяют осуществить дальнейшие более точные оценки в соответствии с п.п. 3.8 и 3.9.
3.8 Для каждой НИР определяется критерий комплексной оценки Кком(п) (п. 2.18.1), по формуле:
(3),
где К1 и К2(п) - берутся из табл. 2.
3.9 Полученные значения Кком(п) (п. 3.8), соответствующие конкретным НИР, совместно с шифрами НИР отделом 52 сводятся в таблицу 3 (Приложение 3) "Определение приоритетности Пр для НИР по Плану Роспатента в зависимости от критерия комплексной оценки", в которой Кком располагаются в порядке убывания.
В ней для каждой НИР проставляются значения приоритетности Пр, соответствующие значениям Кком(п), причем Пр=1 соответствует Кком(п)=Кком(п)(макс).
Здесь же указываются значения Аз.
Возможны два варианта отбора НИР для включения в проект Плана Роспатента на планируемый год (п. 2.7.1).
3.9.1 Первый вариант - в проект плана включаются НИР, отобранные в рамках заявленных стоимостей НИР (Аз) и в пределах выделенного объема финансирования (Авыд.) по приоритету Пр, т.е. по наибольшим значениям критерия комплексной оценки (Кком(п)). Эти НИР в табл. 3 соответствуют Пр от 1 до n и отделяются от остальных НИР линией отсечки (п.п. 2.10.6.2, 2.13 и 2.20). Темы же с Пр>n (от n+1 до N) в проект Плана не включаются.
3.9.2 Второй вариант - в проект плана включаются все заявленные НИР от 1 до N с пропорциональным уменьшением заявленной стоимости Аз в пределах выделенного объема финансирования (Авыд) путем их коррекции с помощью (Ккор) (п.п. 2.10.2 и 2.14):
(4),
где Ккор определяется по формуле:
(5)
Значения Акор для наглядности также сведены в табл. 3.
3.9.3 Полученные в соответствии с п.п. 3.8.1 и 3.8.2 и сведенные в табл. 3 значения связаны между собой зависимостью:
.
На основе данных этой таблицы отдел 52 готовит свои предложения и определяет дальнейшие возможные действия в соответствии с п.п. 3.9 и 3.10.
3.10 В соответствии с п. 3.9.3 отдел 52, в частности, осуществляет действия по возможной корректировке заявленных средств руководителями подразделений, исполнителями и (или) их кураторами. После корректировки отдел 52, в случае необходимости, проводит снова процедуры, предусмотренные п.п. 3.5 - 3.9, либо, если новая , останавливается на этом варианте проекта Плана.
3.11 На основе предложений отдела 52 (в соответствии с п.п. 3.9.3 и 3.10) окончательное решение принимается руководством Роспатента. При этом возможны корректировка планируемых средств, рангов НИР, а также исключение отдельных заявленных тем НИР и включение новых.
3.12 Дальнейшие действия по подготовке проектов сводных Тематических планов НИР, обсуждению их на секциях НТС и доработке проектов планов и представлению их на утверждение осуществляются в соответствии с разделами 7-10 ПН-1-99[17].
4 Процедура оценки приоритетности НИР на стадии планирования по плану ФИПС
4.1 В случае, когда ограничений по сумме всех заявленных трудоемкостей () нет или эта сумма не превышает выделенного руководством для выполнения НИР объема трудозатрат (Твыд), то в проект плана включаются все заявленные НИР (вопрос о трудоемкостях конкретных НИР, выполняемых в экспертных отделах, в каждом случае согласовывается заведующим этим отделом с планово-производственным отделом).
4.2 В том случае, когда сумма заявленных трудоемкостей превышает выделенный на НИР общий объем трудозатрат Твыд, процедура оценки данной категории НИР (по плану ФИПС) проводится аналогично указанной в разделе 3, только при этом:
- в формулах (1-6) значения А заменятся на Т (п.п. 2.11 -2.11.6);
- и в табл. 1 будут использованы ранги Р=5 и Р=6;
- соответственно таблицы 2 и 3 (Приложения 2 и 3) преобразуются в табл. 4 и 5 (Приложения 4 и 5).
Примечание:
Реальная многолетняя практика показывает следующее.
Все общие научно-исследовательские отделы в соответствии с Положением об отделе обязаны выполнять НИР, как основную работу, в рамках своего фонда заработной платы. Для каждого из этих отделов, как правило, суммарная трудоемкость () выполненных в отделе НИР по плану ФИПС находится в пределах выделенных отделу средств Твыд из ФЗП.
В экспертных отделах ситуация обратная: работа строго нормирована прежде всего в отношении выполнения плана проведения экспертизы заявок, приравниваемой к научно-исследовательской, и эти отделы редко выполняют НИР сверх плана по экспертизе. Для них вопросы о выделении дополнительных трудозатрат Твыд, в случае необходимости, решаются особо.
Поэтому процедура в соответствии с разделом 4 по методике раздела 3 носит по существу теоретический характер и на практике ее применение маловероятно.
5 Критерии оценки эффективности завершенных НИР
5.1 Оценка эффективности завершенных НИР проводится по единым критериям как для НИР, выполненных по плану Роспатента, так и для НИР, выполненных по плану ФИПС.
5.2 Оценка проводится по качественно-количественной системе, включающей 4 критерия оценки эффективности НИР - Кэф1- Кэф4.
5.3 Критерий Кэф1 (п. 2.21) устанавливается на основе критерия комплексной оценки по фактически выполненной работе Кком(ф) (п. 2.18.2), определяемого для каждой НИР в соответствии с разделами 3 и 4, (п.п. 3.5, 3.8 и 4.2), где в формулах (1) и (2) вместо Аз и Тз подставляются Аф и Тф
.
Оценивается в 5 баллов.
Оценка Кэф1 осуществляется отделом 52 в соответствии с устанавливаемой им в каждом конкретном случае (на основе конкретных значений Кком), шкалой, в которой максимальному значению Кком(ф) соответствует оценка - 5 баллов, а минимальному значению Кком(ф) - 1 балл:
Кэф1(макс)=5.
Кэф1(мин)=1.
5.4 Критерием Кэф2 является степень новизны НИР (п. 2.21), которая подразделяется на три уровня (п. 2.22):
5.4.1 H1 - принципиально новое исследование (мировая новизна); оценивается в 5 баллов.
5.4.2 Н2 - усовершенствование, развитие известного направления исследования (локальная новизна в рамках Российской федерации); оценивается в 3 балла.
5.4.3 Н3 - усовершенствование, развитие части известного исследования (локальная новизна в рамках патентного ведомства). Оценивается в 1 балл.
5.5 Критерием Кэф3 является степень готовности НИР (п. 2.21) к использованию, которая подразделяется на две стадии (п. 2.23):
5.5.1 S1 - подготовка в процессе исследования проекта научной и/или научно-технической продукции. Оценивается в 3 балла.
5.5.2 S2 - подготовка в процессе исследования готовой к использованию научной и/или научно-технической продукции. Оценивается в 5 баллов.
5.6 Критерием Кэф4 является оценка количества опубликованных материалов по результатам проведения исследования:
5.6.1 Q1 - количество опубликованных изданий за рубежом. Оценивается в 3 балла каждое из изданий.
5.6.2 Q2 - количество книг, монографий и обзоров. Оценивается в 2 балла каждая книга, монография, обзор.
5.6.3 Q3 - количество статей. Оценивается в 1 балл каждая статья.
5.7 Итоговая сумма баллов .
Примечание: оценка в баллах может быть пересмотрена в дальнейшем с учетом реальной практики.
6 Процедура оценки эффективности НИР
6.1 Оценка эффективности НИР проводится после ее завершения на основании данных из табл.2, 3, 4, 5 и отчетных документов, полученных в соответствии с Порядками ПН-2-99, ПН-3-99 и ПН-7-99 (акты сдачи - приемки продукции и др.) по результатам их занесения в таблицу 6 (Приложение 6).
6.2 Значения Кэф1, Кэф2 (в соответствии с п.п. 5.3, 5.4) заносятся в рубрики 1 и 2 таблицы 6 для конкретной НИР отделом 52.
В таблице 6 для наглядности указываются также фактическая стоимость Аф (п. 2.10.5) и фактическая трудоемкость Тф (2.11.5) конкретной НИР, которые определяются после завершения НИР по соответствующим отчетным документам (п. 6.1) и которые могут либо совпадать с запланированными А и Т, либо быть больше или меньше.
6.3 Значения Кэф3 и Кэф 4 по третьей и четвертой рубрикам (п.п. 5.5 и 5.6) заполняет в таблице 6 каждый научный руководитель (ответственный исполнитель НИР).
6.4 Отдел 52 проверяет заполнение таблицы в части данных, касающихся Кэф3 и Кэф4 ,соглашаясь с ними или проставляя другие более точные, по его мнению, значения Кэф3 и Кэф4, информируя об этом соответствующего научного руководителя. В случае разногласия в простановке Кэф3 и Кэф4 между научным руководителем и отделом 52, руководство последнего обращается за окончательным решением этого вопроса к представителю заказчика от Роспатента или руководству Организации, например, ФИПС. Заполненная табл.6 передается отделом 52 на рассмотрение секции НТС.
6.5 Секция НТС при обсуждении представленных материалов рассматривает их, принимает решение по предварительной оценке значения Кэф2 и высказывает в случае необходимости свои рекомендации относительно других критериев оценки эффективности НИР.
6.6 В случае возникновения разногласия в простановке значения Кэф2 на секции НТС, отдел 52 обращается к руководству Роспатента для окончательного решения этого вопроса.
6.7 На основании анализа данных, касающихся заполнения по каждой НИР таблицы 6 отделом 52 проводится предварительная оценка эффективности НИР на стадии ее завершения.
6.8 Из предварительных данных по оценке эффективности НИР (табл. 6) отделом 52 выбираются десять НИР, имеющих наибольшее число баллов, заносятся в таблицу "Наиболее эффективные НИР по результатам оценки эффективности НИР" (табл. 7, Приложение 7), которые представляются руководству Роспатента для утверждения или возможной передачи в комиссию по оценке эффективности НИР (п. 6.9).
6.9 В случае принятия решения Генеральным директором о рассмотрении на комиссии результатов оценки НИР (п. 6.9) им образуется комиссия в составе: председатель комиссии - заместитель Генерального директора Роспатента, члены комиссии - председатели секций НТС, заместители директора ФИПС, представители заказчика от Роспатента, отдела 52 ФИПС и планово-производственного отдела. Сроки работы комиссии определяет Генеральный директор Роспатента.
6.10 Подготовленные комиссией (п. 6.9) данные о наиболее эффективных НИР представляются Генеральному директору Роспатента для принятия окончательного решения.
6.11 Утвержденные Генеральным директором сведения представляются руководству подразделений Роспатента и подведомственных организаций, осуществляющих НИР, планово-производственному отделу ФИПС для использования и принятия мер по возможному поощрению.
Перечень использованных источников информации
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Глава 38. Официальное издание. - М.: Юрид.лит., 1996 г.
2. Федеральный закон от 23.08.96 г. N 127-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 19.07.98 и 17.12.98) "О науке и государственной научно-технической политике".
3. Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности".
4. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).
5. ГОСТ 7.32-2001 "Отчет о научно-исследовательской работе". Структура и правила оформления, М., 2001 г.
6. ГОСТ 15.001-73 Система разработки и постановки продукции на производство. "Разработка и постановка продукции на производство". Основные положения. М, 1987 г.
7. ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения. М, 1996.
8. "Основные проблемы оценки эффективности научно-исследовательской деятельности" Авторы Н.С.Орлова и Н.К.Сухачева, Обзорная информация, М., ВНИИПИ, 1984г.
9. "Рекомендации по планированию, проведению, оформлению и внедрению прогнозно-оценочных научно-исследовательских работ во ВНИИГПЭ", М., ВНИИПИ, 1982 г.
10. "Пособие для расчета экономического эффекта от использования изобретений и рац. предложений" Автор Н.В. Безсонов (Инструктивно-методические материалы), М, ВНИИПИ, 1983 г.
11. "Методическое пособие для расчета экономического эффекта от использования изобретений и рационализаторских предложений" Автор Н.В. Безсонов, М., ВНИИПИ, 1985 г.
12. Рекомендации по исследованию уровня и тенденций развития техники на основе патентной информации" Автор Н.С. Орлова, М., ВНИИПИ, 1988 г.
13. "Прогнозирование научно-технического прогресса в отраслях промышленности" (Методические рекомендации), М., ВНИИПИ, 1991 г., ч. 1-3.
14. Пояснительная записка к рекомендациям по проведению НИР по выявлению перспективных направлений развития отдельных отраслей техники по патентным материалам.
15. Отчет ВНИИГПЭ по НИР 1.В.921 "Разработка методики оценки уровня разработок, создаваемых в организациях, по материалам научно-технической экспертизы изобретений", М., 1975 г.
16. Отчет ВНИИГПЭ по НИР 1Б.116 "Исследование эффективности действия критериев оценки работы отделов и их сотрудников", М., 1979 г.
17. "Порядок планирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-конструкторских и проектно-технологических работ в системе Роспатента" (ПН-1-99), утвержденный приказом Роспатента от 28.09.01 N112.
18. "Порядок проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-конструкторских и проектно-технологических работ и оформления отчетности о выполненных работах" (ПН-2-99), утвержденный приказом Роспатента от 28.09.01 N 112.
19. "Порядок использования результатов научно-исследовательских работ и научно-технических разработок, выполненных в системе Роспатента" (ПН-3-99), утвержденный приказом Роспатента от 29.12.99 N 208.
20. "Порядок сдачи-приемки в опытную и промышленную эксплуатацию автоматизированных систем" (ПН-7-99), утвержденный приказом Роспатента от 28.09.01 N 112.
21. Р.Эйрес "Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование", М., "МИР", 1971 г.
Приложение 1
Табл. 1
Соответствие ранга значимости и критерия оценки значимости виду НИР
Виды НИР |
Ранг значимости (Р) |
Критерий оценки значимости (К1) |
Выполняемые по заказу Роспатента в соответствии с решениями и поручениями Президента России, Правительства России, правительственных органов (федеральные программы, государственные планы и др.), решениями и рекомендациями международных организаций, участником которых является Россия (ВОИС и др.) |
1 |
K1(1)=1 |
Выполняемые по поручениям Роспатента в соответствии с годовыми и перспективными планами и программами работ Роспатента, приказами Генерального директора Роспатента, решениями НТС Роспатента |
2 |
K1(2)<1 |
Выполняемые по заданиям директора ФИПС в соответствии с годовыми и перспективными планами и программами работ ФИПС, приказами и распоряжениями директора ФИПС, рекомендациями секций НТС, предлагаемые для включения в план Роспатента |
3 |
K1(3)<К1(2) |
Иные работы, не относящиеся к вышеуказанным видам НИР, в том числе инициативные, предлагаемые для включения в план Роспатента |
4 |
К1(4)<К1(3) |
Выполняемые по заданиям директора ФИПС в соответствии с годовыми и перспективными планами и программами работ ФИПС, приказами и распоряжениями директора ФИПС, рекомендациями секций НТС |
5 |
К1(5)<К1(4) |
Иные работы, не относящиеся к вышеуказанным видам НИР, в том числе инициативные, не подтвержденные заказчиком (его представителем) |
6 |
К1(6)<К1(5) |
Приложение 2
Таблица 2
Распределение НИР в зависимости от их ранга и заявленной стоимости и соответствующие значения критериев К1 и К2
(для НИР, выполняемых по плану Роспатента)
|
Ранг значимости Р |
Значение критерия качественной оценки значимости (К1) |
Шифр темы НИР |
|||||||
|
1 |
1 |
|
|
|
|
Р-1-ПО 2002 |
|
|
|
2 |
|
|
Р-2 -ИТ 2002 |
Р-3-ИТ 2002 |
|
|
Р-5-ЭП 2002 |
|
P-N-ЭП 2002 |
|
3 |
|
|
|
|
Р-4-ИТ 2002 |
|
|
|
|
|
4 |
|
Р-6-ЭП 2002 |
|
|
|
|
|
Р-7-ЭП 2002 |
|
|
Заявленная стоимость НИР (Аз) (тыс.руб.) |
Аз6=Азмин |
Аз2 |
Аз3 |
Аз4 |
Аз1 |
Аз5 |
Аз7 |
АзК=Азмах |
||
Значения критерия количественной оценки ресурсов (К2(п)) |
К2(п)б |
К2(п)2 |
К2(п)3 |
К2(п)4 |
К2(п)1 |
К2(п)5 |
К2(п)7 |
K2(п)N |
Примечание: пояснения к таблице см. п. 3.6.
Приложение 3
Таблица 3
Определение приоритетности Пр для НИР по плану Роспатента в зависимости от критерия комплексной оценки
линия отсечки
Место НИР по приоритету (Пр) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
n |
N |
Критерий комплексной оценки НИР (Кком(п)) |
Кком1 = Кком(макс) |
Кком2 <= Кком1 |
Кком3 <= Кком2 |
Кком4 <= Кком3 |
Кком5 <=Кком4 |
Кком6 <= Кком5 |
Ккомn <= Кком_n-1 |
KкомN = Кком (мин) |
Шифр темы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Заявленная стоимость НИР (Аз) (тыс.руб.) |
Аз1 |
Аз2 |
Аз3 |
Аз4 |
Аз5 |
Аз6 |
Азn |
AзN |
СтоимостьНИР Акор (тыс.руб.) с учетом Ккор |
Акор1 |
Акор2 |
Ако3р |
Акор4 |
Акор5 |
Акор6 |
Акорn |
AкорN |
Примечание: пояснения к таблице см. п.п. 3.8., 3.8.1. - 3.8.3.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо слов "п.п. 3.8., 3.8.1. - 3.8.3" следует читать "п.п. 3.9, 3.9.1. - 3.9.3"
Приложение 4
Таблица 4
Распределение НИР в зависимости от их ранга и заявленной трудоемкости и соответствующие значения критериев К1 и К2
(для НИР, выполняемых по плану ФИПС)
|
Ранг значимости Р |
Значение критерия качественной оценки значимости (К1) |
Шифр темы НИР |
|||||||
|
5 |
|
2-ПО |
|
|
|
4-ИТ |
|
|
|
6 |
|
|
1-ПО |
3-ИТ |
5-ЭП |
|
6-ЭП |
7-ЭП |
N-ЭП |
|
Заявленная трудоемкость НИР (Тз) (чел.-мес.) |
Тз2=Тзмин |
Тз1 |
Тз3 |
Тз5 |
Тз4 |
Тз6 |
Тз7 |
TзN=Tзмax |
||
Значение критерия количественной оценки ресурсов (К2(п)) |
К2(п)2 |
К2(п)1 |
К2(п)3 |
К2(п)5 |
К2(п)4 |
К2(п)6 |
К2(п)7 |
K2(n)N |
Приложение 5
Таблица 5
Определение приоритетности Пр для НИР по плану фипс в зависимости от критерия комплексной оценки
линия отсечки
Место НИР по приоритету (Пр) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
n |
N |
Критерий комплексной оценки НИР (Кком(п)) |
Кком1= Кком(макс) |
Кком2<= Кком1 |
Кком3<= Кком2 |
Кком<= Кком3 |
Кком5<=Кком4 |
Кком6<=Кком5 |
Ккомn<=Кком_n-1 |
КкомN= Кком (мин) |
Шифр темы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Заявленная трудоемкость НИР (Тз) (чел.-мес.) |
Тз1 |
Тз2 |
Тз3 |
Тз4 |
Тз5 |
Тз6 |
Тзn |
T3N |
Трудоемкость НИР Ткор (чел.-мес.) с учетом Ккор |
Ткор1 |
Ткор2 |
Ткор3 |
Т4кор |
Ткор5 |
Ткор6 |
Ткорn |
TкорN |
Примечание: пояснения к таблице см. п.п. 3.8., 3.8.1. - 3.8.3., 4.2.
Приложение 6
Таблица 6
Оценка эффективности завершенных НИР
Примечание: пояснения к таблице см. п.п. 2.10.5, 2.11.5, 2.18, 5.3 - 5.7.
Приложение 7
Табл. 7
Наиболее эффективные НИР по результатам оценки эффективности
Шифр темы НИР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая сумма баллов (Сумма б) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: пояснения к таблице см.п. 6.10
<< Приложение 3 Приложение 3 |
Приложение 5 >> Приложение 5 |
|
Содержание Приказ Российского агентства по патентам и товарным знакам от 19 сентября 2002 г. N 115 "О внесении изменений и дополнений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.