В целях осуществления мероприятий по обеспечению эксплуатации комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также своевременной и качественной подготовки отчетной документации приказываю:
1. Утвердить Положение об организации и порядке сервисного обслуживания комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - Положение).
2. Положение об организации и порядке сервисного обслуживания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", утвержденное приказом Судебного департамента от 18 февраля 2009 г. N 25, считать утратившим силу.
3. Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных (городских) и гарнизонных военных судов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации обеспечивать эксплуатацию и сервисное обслуживание комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" в соответствии с Положением.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Перепеченова А.Я.
Генеральный директор |
А.В. Гусев |
Положение
об организации и порядке сервисного обслуживания комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации и порядке сервисного обслуживания комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - Положение) определяет основные принципы организации системы сервисного обслуживания комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - ГАС "Правосудие") объектов автоматизации: верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных (городских) судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Сервисное обслуживание комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие" представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий, направленных на поддержание функционирования и обеспечение эксплуатации программно-технических средств, входящих в состав комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие", на объектах автоматизации.
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок:
ввода в эксплуатацию, технического обслуживания, ремонта, учета наличия и движения, а также вывод из эксплуатации программно-технических средств комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие";
организационного и информационного взаимодействия участников сервисного обслуживания по поддержанию программно-технических средств комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие" в рабочем состоянии;
планирования и организации работ по сервисному обслуживанию комплексов средств автоматизации объектов автоматизации;
дооснащения и модернизации комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие";
взаимодействия с поставщиками и разработчиками программно-технических средств;
установки и сопровождения программного обеспечения.
1.3. Основой организационной структуры для обеспечения эксплуатации и развития ГАС "Правосудие" является Служба главного инженера ГАС "Правосудие", входящая в состав головной организации ГАС "Правосудие".
Сервисное обслуживание, организуемое Службой главного инженера ГАС "Правосудие", осуществляется на местах участниками сервисного обслуживания, которыми являются:
подразделения Службы главного инженера ГАС "Правосудие";
межрегиональные (региональные) центры поддержки ГАС "Правосудие", их филиалы, соисполнители, действующие на договорной основе с головной организацией по созданию ГАС "Правосудие" и формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
сервисные центры производителей технических средств;
подразделения, специалисты на объектах автоматизации;
иные организации, привлекаемые к выполнению мероприятий по поставке, вводу в эксплуатацию, сервисному обслуживанию программно-технических средств комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие" на объектах автоматизации.
Перечень межрегиональных (региональных) центров поддержки ГАС "Правосудие" и их зоны ответственности по сервисному обслуживанию комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие" определяются в порядке, установленном Временным положением о главном инженере ГАС "Правосудие" и Службе главного инженера ГАС "Правосудие".
2. Используемые термины
2.1. ГАС "Правосудие" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие", представляющая собой территориально распределенную автоматизированную информационную систему, предназначенную для формирования единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
2.2. Головная организация - головная организация по созданию ГАС "Правосудие" и формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента на принципах единства технологических решений в рамках действующего Государственного контракта с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
2.3. Объекты автоматизации ГАС "Правосудие":
Судебный департамент - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Областные и равные им суды - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды.
УСД - управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
ОВС - окружные (флотские) военные суды.
PC - районные (городские) суды.
ГВС - гарнизонные военные суды.
2.4. КСА - комплекс средств автоматизации, представляющий собой совокупность взаимосвязанных технических и программных средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации по каналам связи ГАС "Правосудие".
Согласно схеме деления системы (структурной) ИРЦВ.42 5500 9.077.Е1 КСА ГАС "Правосудие" включает следующие КСА:
КСА Судебного департамента ИРЦВ.42 5500 9.077;
КСА областных и равных им судов ИРЦВ.42 5500 9.078;
КСА УСД ИРЦВ.42 5500 9.079;
КСА районных (городских) судов ИРЦВ.42 5500 9.081;
КСА ОВС ИРЦВ.42 5500 9.082;
КСА ГВС ИРЦВ.42 5500 9.083.
КСА ГАС "Правосудие" состоят из технических средств, на которых установлено общее программное обеспечение и специальное программное обеспечение.
Состав технических средств объекта автоматизации учитывается в формуляре соответствующего КСА.
2.5. МЦП - межрегиональные (региональные) центры поддержки ГАС "Правосудие".
2.6. ОПО - общее программное обеспечение, представляющее совокупность лицензированных программных средств общего назначения, которые обеспечивают управление вычислительными и информационными ресурсами КСА и создают программную среду в КСА, обеспечивающую функционирование ГАС "Правосудие". Состав и версии ОПО учитываются в формуляре соответствующего КСА.
2.7. ПТС - программно-технические средства.
2.8. СПО - специальное программное обеспечение, представляющее совокупность разработанных головной организацией по заданию Судебного департамента специализированных программных изделий, предназначенных для обеспечения функционирования следующих подсистем ГАС "Правосудие". Состав и количество подсистем и программных изделий СПО определяется схемой деления (структурной) ИРЦВ.42 5500 9.077.Е1.
Перечень подсистем ГАС "Правосудие" (по состоянию на 1 июля 2009 г.) приведен в приложении N 1 к настоящему Положению.
Подсистемы "Видеоконференц-связь", "Связь и передача данных", "Обеспечение безопасности информации" и "Управление и контроль функционирования" созданы на базе готовых программных и аппаратных продуктов.
Состав и версии СПО учитываются в формуляре соответствующего КСА.
Допускается использование только СПО, официально установленное на объекте автоматизации в КСА ГАС "Правосудие".
2.9. Гарантийный ремонт - комплекс мероприятий по восстановлению функционирования ПТС КСА в течение гарантийного срока и КСА в целом, выполняемых изготовителями (поставщиками) оборудования в течение гарантийного срока.
2.10. Гарантийный срок - период, в течение которого изготовитель полностью отвечает перед потребителем за работоспособность ПТС и КСА в целом при условии их использования по назначению, а также соблюдения требований хранения и транспортировки.
Гарантийный срок на программно-технические средства составляет не менее 36 месяцев для серверов, рабочих станций и телекоммуникационного оборудования, и не менее 12 месяцев - для остального оборудования. Гарантийный срок исчисляется с даты подписания заказчиком (Судебным департаментом, областными и равными им судами, УСД) товарно-транспортных накладных на поставленные ПТС (КСА).
2.11. Послегарантийное обслуживание - комплекс мероприятий по поддержанию в рабочем состоянии ПТС и КСА в целом, на которые истекли гарантийные сроки.
2.12. Техническая поддержка (сервисное обслуживание) - комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности ПТС КСА и КСА в целом, включающий плановое регламентное обслуживание и работы по восстановлению работоспособности.
2.13. Регламентное обслуживание (регламентные работы) - комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности (исправности) изделия при условии его использования по назначению, а также организации соблюдения требований хранения и транспортировки, предусмотренный в нормативно-технической или эксплуатационной документации и выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в ней.
2.14. Восстановление работоспособности ПТС - комплекс мероприятий, выполняемых организациями сервисного обслуживания по приведению КСА к состоянию соответствия своим основным техническим характеристикам.
2.15. ПОЭСО - подсистема "Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания".
2.16. Заказчик, Исполнитель - стороны государственного контракта, заключенного для обеспечения выполнения работ, оказания услуг и осуществления поставок ПТС, направленных на поддержание функционирования и обеспечение эксплуатации ПТС, входящих в состав комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие".
2.17. Представитель Заказчика - лица, уполномоченные осуществлять приемку работ (услуг, поставки ПТС) по ГАС "Правосудие" на соответствующих объектах автоматизации на основании государственных контрактов:
в Судебном департаменте - начальник Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов;
в верховных судах республик, областных и равных им судах - председатели судов, лица их замещающие;
в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации - начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, лица их замещающие;
для районных судов, гарнизонных военных судов (кроме гарнизонных военных судов, размещенных за пределами Российской Федерации) - начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
2.18. Представитель Исполнителя - представители Исполнителя - уполномоченные организации Исполнителя (поставщики программно-технических средств, сервисные центры, проводящие работы и оказывающие услуги на объектах автоматизации), действующие по доверенности Исполнителя.
2.19. Инструктаж - информирование лиц, ответственных за эксплуатацию, и пользователей подсистем ГАС "Правосудие" о назначении и порядке эксплуатации технических средств в составе КСА (при вводе в действие технических средств), о назначении и порядке (правил) запуска программных изделий СПО подсистем (при вводе в действие подсистем и/или плановой установке/обновлении версий ОПО и СПО на КСА), о составе и размещении эксплуатационной документации, о способах и порядке взаимодействия со службами технической поддержки ГАС "Правосудие". Инструктаж проводится специалистами МЦП при проведении работ, предусмотренных настоящим Положением.
3. Нормативные акты, регламентирующие сервисное обслуживание комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"
Настоящее Положение;
"Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента" (в рамках создания ГАС "Правосудие"), утвержденная постановлением Совета судей Российской Федерации от 11.04.2002 N 75;
конструкторская документация на ГАС "Правосудие" (техно-рабочий проект), утвержденная Государственной комиссией по приемке работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие";
эксплуатационная документация на КСА и подсистемы ГАС "Правосудие";
нормативные акты Судебного департамента и головной организации, регламентирующие порядок эксплуатации ГАС "Правосудие";
государственные стандарты в области информационных технологий;
Временное положение о главном инженере ГАС "Правосудие" и Службе главного инженера ГАС "Правосудие".
4. Организация и основные функции участников сервисного обслуживания
4.1. Головная организация на основании государственного контракта с Судебным департаментом обеспечивает условия для осуществления Службой главного инженера ГАС "Правосудие" организационного и методического руководства всеми МЦП с целью обеспечения единых технических условий эксплуатации КСА ГАС "Правосудие". Головная организация заключает договоры с каждым МЦП, задействованным в мероприятиях по сервисному обслуживанию ГАС "Правосудие" и передает договоры Службе главного инженера ГАС "Правосудие" на сопровождение.
Головная организация организует и проводит обучение пользователей ГАС "Правосудие" и специалистов МЦП.
4.2. Служба главного инженера ГАС "Правосудие" осуществляет общую координацию действий МЦП и отделов информатизации областных и равных им судов и региональных органов Судебного департамента по вопросам эксплуатации и развития ГАС "Правосудие", в том числе:
функционирования КСА и ГАС "Правосудие" в целом при использовании ее по назначению в соответствии с требованиями эксплуатационной документации;
разработки необходимой нормативной документации по техническому обслуживанию комплексов средств автоматизации;
мониторинга состояния ПТС и оперативного управления средствами автоматизации, которыми оснащены КСА судов всех уровней и региональных органов Судебного департамента при приемке, хранении, обработке и передаче информации;
проведения восстановительных работ и оперативного ремонта ПТС при возникновении нештатных ситуации;
обеспечения безопасности информации при ее обработке и хранении в соответствии е требованиями эксплуатационной документации;
контроля сохранности и использования программно-технических средств КСА всех уровней, ведения учета движения оборудования и периодического проведения технической инвентаризации;
проведения работ по приобретению программно-технических средств и необходимых комплектующих изделий, ЗИП, диагностического и ремонтного оборудования;
обеспечения служб эксплуатации нормативной и эксплуатационной документацией, учет их состояния и доработок, включая прием от разработчиков изменений документации, их тиражирование и отправку на объекты эксплуатации;
дооснащения и модернизации КСА;
поддержания материально-технической базы сервисного обслуживания;
сбора и анализа статистических данных по сбоям и выходам из строя ПТС, получения на их основе эксплуатационных характеристик и оценок надежности
аппаратно-программных средств, определения потребностей в комплектующих и расходных материалах и их приобретение;
проведения работ с поставщиками по обслуживанию технических и программных средств;
сопровождения эксплуатационных документов (копий эксплуатационных документов), выполненных на электронных носителях и обеспечение эксплуатационной документацией объектов автоматизации и МЦП.
4.3. МЦП на основании договоров с головной организацией выполняет:
осуществление ввода в действие поставленных на объекты автоматизации ПТС в составе КСА (формы актов СО-1.1, СО-1.2, СО-1.3) и занесение данных о выполненных работах в формуляр КСА, внесение изменений в паспорт ТС КСА;
осуществление общего контроля за ведением и заполнением формуляров КСА на объектах автоматизации;
ввод в действие подсистем ГАС "Правосудие" в соответствии с эксплуатационной документацией путем установки и настройки ОПО и СПО на ПТС КСА, в том числе на рабочих местах пользователей, проведение инструктажа пользователей с оформлением акта по форме СО-5 и внесение данных о выполненных работах в формуляр КСА и паспорт СПО;
обновление СПО на ПТС КСА, в том числе на рабочих местах пользователей, проведение инструктажа пользователей и внесением данных о выполненных работах в формуляр КСА с оформлением акта по форме СО-6;
техническое обслуживание ПТС КСА: серверного и сетевого оборудования, оборудования межсетевого экрана, видеоконференц-связи, средств подсистемы связи и передачи данных с контролем внесения результатов выполненных работ в формуляре КСА с оформлением акта по форме СО-3;
при необходимости доставку неисправных ПТС в сервисный центр (при невозможности диагностики и ремонта на месте) (объекты автоматизации, расположенные вне административного центра субъекта Российской Федерации, осуществляют доставку оборудования до УСД своими силами);
при необходимости сохранение на предоставляемых объектом автоматизации электронных носителях информации, содержащейся на встроенных информационных носителях (жестких дисках) подлежащих ремонту ПТС, очистку встроенных носителей от информации и последующее ее восстановление на отремонтированных ПТС;
восстановление работоспособности КСА с осуществлением контроля выполненных работ в формуляре КСА;
предоставление (по запросу) оперативной информации и итоговой отчетности в Службу главного инженера ГАС "Правосудие" по сервисному обслуживанию;
подготовка предложений для Службы главного инженера ГАС "Правосудие" по планированию ремонтных работ, модернизации КСА и локальных вычислительных сетей объектов автоматизации.
4.4. Председатели судов, начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в установленном порядке определяют подразделения и назначают лиц, ответственных за обеспечение эксплуатации ГАС "Правосудие" на соответствующих объектах автоматизации, включая:
4.4.1. В управлениях (отделах) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации:
использование программных и технических средств КСА на объекте автоматизации в соответствии с эксплуатационной документацией ГАС "Правосудие", другими нормативными и регламентирующими документами;
организационное взаимодействие с МЦП и иными сервисными центрами на основании соответствующих договоров по вопросам технического обслуживания и ремонта ПТС КСА, установленных на собственных площадях, в районных (городских) судах и ГВС, в том числе:
прием, обработку и направление в МЦП (или иные сервисные центры на основании соответствующих договоров) заявок от районных (городских) судов, ГВС и подача собственных заявок на техническую поддержку ПТС;
организацию ремонта ПТС на местах (при наличии возможности) или доставку на свою территорию требующих ремонта ПТС районных (городских) судов, ГВС с последующей их передачей в МЦП или иные сервисные центры, получение и доставку в районные (городские) суды, ГВС восстановленных ПТС, приемку выполненных работ;
предоставление МЦП или иным сервисным центрам для ремонта запасных частей или технических средств (при наличии) для восстановления функционирования на период ремонта неисправных ПТС;
обеспечение МЦП или иных сервисных центров электронными носителями информации при работах по сохранению информации, содержащейся на встроенных носителях информации подлежащих ремонту ПТС, осуществление контроля за работами по очистке носителей от информации и последующим ее восстановлением;
представление (по запросу) в Службу главного инженера ГАС "Правосудие" оперативной информации и итоговой отчетности по сервисному обслуживанию;
принятие нормативных документов, определяющих лиц, ответственных за эксплуатацию подсистем ГАС "Правосудие";
выполнение резервного копирования баз данных и создание архивных копий на внешних носителях, обеспечение их восстановления и хранения;
ежедневное антивирусное сканирование АРМ и серверов и проведение обновления антивирусных баз;
в установленном порядке организацию допуска специалистов МЦП или иных сервисных центров к оборудованию для проведения работ на объектах автоматизации;
приемку работ;
ведение средствами ПОЭСО базы данных с информацией по наличию, движению и состоянию ПТС КСА районных (городских) судов, КСА ГВС и собственного КСА, по наличию и обеспеченности КСА эксплуатационной документацией, по выполненным восстановительным и регламентным работам;
ведение системного журнала и формуляра собственного КСА, организацию ведения и контроль за ведением системного журнала и формуляров КСА районных (городских) судов, КСА ГВС;
на базе разработанных учебных курсов и пособий организацию обучения судей и работников аппарата районных (городских) судов и ГВС навыкам использования подсистем ГАС "Правосудие";
установка и настройка СПО ГАС "Правосудие" на оборудовании, закупаемом в рамках выделенных бюджетных лимитов, производится МЦП на основании договорных обязательств (между управлениями (отделами) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и МЦП, выполняющим работы по сопровождению ГАС "Правосудие" в данном субъекте Российской Федерации);
в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств обеспечение объектов автоматизации каналами связи, необходимыми для функционирования подсистемы связи и передачи данных ГАС "Правосудие" и для обеспечения объектам автоматизации доступа в сеть "Интернет";
в порядке, установленном законодательством, выбор исполнителей - сервисных центров для осуществления ремонта и поддержки функционирования технических средств автоматизированных рабочих мест КСА и другого оборудования, не указанного в п. 4.3, с заключением соответствующих контрактов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.
4.4.2. В верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах:
использование программных и технических средств КСА в соответствии с эксплуатационной документацией ГАС "Правосудие", другими нормативными и регламентирующими документами;
организационное взаимодействие с МЦП, в том числе:
подачу в МЦП заявок на техническую поддержку ПТС;
организацию ремонта ПТС на месте или их передачу на ремонт в МЦП, приемку отремонтированных ПТС;
предоставление МЦП для ремонта запасных частей или технических средств из обменного фонда (при наличии) для восстановления функционирования КСА на период ремонта неисправных ПТС;
обеспечение МЦП электронными носителями информации при работах по сохранению информации, содержащейся на встроенных носителях информации подлежащих ремонту ПТС;
осуществление контроля работ МЦП по очистке носителей от информации и последующим ее восстановлением;
представление (по запросу) в Службу главного инженера ГАС "Правосудие" оперативной информации и итоговой отчетности по сервисному обслуживанию;
принятие нормативных документов, определяющих лиц, ответственных за эксплуатацию подсистем ГАС "Правосудие";
выполнение резервного копирования баз данных и создание архивных копий на внешних носителях, обеспечение их восстановления и хранения;
ежедневное антивирусное сканирование АРМ и серверов и проведение обновления антивирусных баз;
в установленном порядке организацию допуска специалистов МЦП или иных сервисных центров к оборудованию для проведения работ на объекте автоматизации;
организационно-техническое сопровождение работ по поддержанию работоспособности и функционирования ПТС КСА;
приемку работ;
ведение средствами ПОЭСО базы данных с информацией по наличию, движению и состоянию ПТС собственного КСА, по наличию и обеспеченности КСА эксплуатационной документацией, по выполненным ремонтным и регламентным работам;
ведение системного журнала и формуляра собственного КСА;
установка и настройка СПО ГАС "Правосудие" на оборудовании, закупаемом в рамках выделенных бюджетных лимитов, производится МЦП на основании договорных обязательств (между верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, судами автономных областей и автономных округов, окружными (флотскими) военными судами) и МЦП, выполняющим работы по сопровождению ГАС "Правосудие" в данном субъекте Российской Федерации);
организацию обучения судей и работников аппарата суда навыкам использования подсистем ГАС "Правосудие" на базе разработанных учебных курсов и пособий;
организацию и аренду каналов связи, необходимых для функционирования видеоконференц-связи и подсистемы связи и передачи данных ГАС "Правосудие", а также для доступа в Интернет, в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
определение в порядке, установленном законодательством, исполнителей сервисных центров для осуществления ремонта и поддержки функционирования технических средств автоматизированных рабочих мест КСА и другого оборудования, не указанного в п. 4.3, с заключением соответствующих контрактов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.
4.4.3. В районных (городских) и гарнизонных военных судах: использование программных и технических средств КСА на объектах автоматизации в соответствии с эксплуатационной документацией ГАС "Правосудие", другими нормативными и регламентирующими документами;
принятие нормативных документов, определяющих лиц, ответственных за эксплуатацию подсистем ГАС "Правосудие";
выполнение резервного копирования баз данных и создание архивных копий на внешних носителях, обеспечение их восстановления и хранения;
ежедневное антивирусное сканирование АРМ и серверов и проведение обновления антивирусных баз;
выдачу заявок в УСД на техническую поддержку ПТС (ремонт, техническое обслуживание);
в установленном порядке обеспечение допуска специалистов МЦП или иных сервисных центров к оборудованию для проведения работ;
выдачу в УСД необходимой информации для учета в базе данных ПОЭСО наличия, движения и состояния ПТС, установленных в суде;
доставку в УСД ПТС, проведение ремонта которых не может быть осуществлено на месте.
4.5. Ведение базы данных ПОЭСО.
4.5.1. Собственные базы данных КС А ведутся программными средствами
ПОЭСО в Судебном департаменте, областных и равных им судах, районных
(городских) судах (при наличии технической возможности), УСД, головной
организации. Обобщенные базы данных ведутся в УСД, головной организации
(общая база имущественного комплекса ГАС "Правосудие").
База данных обеспечивает оперативный доступ к сведениям о наличии, движении и состоянии ПТС КСА объектов автоматизации, о наличии и обеспеченности КСА объектов автоматизации эксплуатационной документацией, по выполненным на объектах автоматизации ремонтным и регламентным работам.
4.5.2. Все сведения о технических и программных средствах, а также об эксплуатационной документации, которыми оснащаются КСА в рамках централизованных поставок ГАС "Правосудие", хранятся в базе данных в справочнике - классификаторе типовых учетных единиц.
В базах данных накапливаются сведения об оснащенности ПТС по результатам технической инвентаризации КСА, об актах ввода в действие и регламентных работах, о ремонтах технических средств и других событиях в рамках обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания КСА.
Пересылка сведений, вводимых в базу данных, на вышестоящий уровень управления, выполняется с использованием средств информационного взаимодействия "ЮПИТЕР": для районных (городских) судов - в УСД, а для УСД и других судов - в головную организацию.
5. Установка и ввод в эксплуатацию общего программного обеспечения и специального программного обеспечения комплексов средств автоматизации на объектах автоматизации
5.1. Ввод в эксплуатацию новых (модернизированных) версий СПО и ОПО организуется Службой главного инженера ГАС "Правосудие" по согласованному с Судебным департаментом решению и оформляется соответствующим актом.
5.2. МЦП по поручению Службы главного инженера ГАС "Правосудие" устанавливают на объекты автоматизации и вводят в эксплуатацию СПО ГАС "Правосудие" и ОПО. Отчетным документом является акт по форме СО-5.
5.3. МЦП при установке новых версий СПО на объектах автоматизации
обеспечивает:
в установленном порядке приемку от Службы главного инженера ГАС "Правосудие" дистрибутивов программного изделия СПО на электронных носителях;
тиражирование инсталляционных носителей информации и эксплуатационной документации на электронных носителях;
установку новых версий программного изделия СПО и ввод их в эксплуатацию на ПТС объектов автоматизации, при необходимости выполняется конвертация данных из предыдущей версии и удаление устаревших программных изделий СПО;
оформление актов в соответствии с п. 5.2;
контроль внесения изменений в формулярах соответствующих КСА;
инструктаж пользователей на местах;
дальнейшее сопровождение СПО на объектах автоматизации, в том числе с использованием телефона "горячей линии".
6. Проведение регламентного технического обслуживания
6.1. На КСА объектов автоматизации согласно конструкторской документации ("КСА ССРФ. Общее описание. ИРЦВ.42 5500 9.080.ПЖ", "КСА РОСД. Общее описание. ИРЦВ.42 5500 9.079.ПЖ", "КСА PC. Общее описание. ИРЦВ.42 5500 9.081.ПЖ", "КСА ОВС. Общее описание. ИРЦВ.42 5500 9.082.ПЖ", "КСА ГВС. Общее описание. ИРЦВ.42 5500 9.083.ПЖ") специалистами МЦП проводится регламентное техническое обслуживание, которое должно включать следующие процедуры:
регламентные работы на комплектах серверного оборудования;
регламентные работы на комплекте сетевого оборудования;
регламентные работы на комплекте межсетевого экрана;
регламентные работы на комплекте оборудования видеоконференц-связи;
регламентные работы на комплекте оборудования подсистемы связи и передачи данных.
Периодичность проведения регламентного обслуживания - один раз в шесть месяцев.
6.2. Перечень регламентных работ на комплекте серверного оборудования:
проверка и при необходимости корректировка (восстановление) основных
настроек ОПО и СПО, целостности файловой структуры и баз данных;
контроль целостности и актуальности версий ОПО и СПО, при необходимости выполнение их восстановления;
контроль наличия актуальных архивных копий баз данных и программного обеспечения, тестирование средств резервного копирования;
очистка папок с временными файлами;
проверка функционирования блоков питания, жестких дисков и устройств резервного копирования, внутренних вентиляторов охлаждения;
при необходимости чистка вентиляторов охлаждения, удаление пыли из внутреннего пространства;
контроль обновления антивирусных баз, при необходимости обновление ключа антивирусного программного обеспечения;
после обновления антивирусных средств защиты информации выполнение антивирусной проверки с лечением вирусов;
контроль системного и аппаратного журналов.
6.3. Перечень регламентных работ на комплекте сетевого "оборудования: проверка и при необходимости корректировка (восстановление) основных
настроек;
контроль параметров работы активного сетевого оборудования;
проверка работы внутренних вентиляторов охлаждения (через встроенные средства);
при необходимости чистка вентиляторов охлаждения, удаление пыли из внутреннего пространства;
контроль наличия защитного заземления (визуальный осмотр, наличие протоколов заземления);
контроль подключения активного сетевого оборудования к локальным вычислительным сетям и разъемных соединений, коммутаций.
6.4. Перечень регламентных работ на комплекте межсетевого экрана: проверка и при необходимости корректировка (восстановление) основных
настроек ОПО и СПО;
контроль целостности и актуальности версий ОПО и СПО, восстановление их при необходимости;
проверка параметров функционирования блоков питания, жестких дисков и устройств резервного копирования, внутренних вентиляторов охлаждения;
контроль наличия и актуальности резервных копий настроек;
при необходимости очистка папок с временными файлами;
проверка работы внутренних вентиляторов охлаждения сервера; при необходимости чистка вентиляторов охлаждения, удаление пыли из внутреннего пространства;
контроль ведения системного и аппаратного журналов.
6.5. Перечень регламентных работ на комплекте оборудования видеоконференц-связи:
контроль и при необходимости корректировка, регулировка или восстановление настроек;
проверка работоспособности в режиме видеоконференц-связи с реальным объектом;
при необходимости очистка от пыли и загрязнений оптики видеокамер, поверхности экранов плазменных (жидкокристаллических) панелей.
6.6. Перечень регламентных работ на комплекте оборудования подсистемы связи и передачи данных:
проверка и при необходимости корректировка (восстановление) основных настроек;
проверка наличия резервных копий конфигурационных файлов;
проведение контрольной передачи эхо-сообщений (ping) между отдельными узлами сети ведомственной связи (при наличии канала ведомственной связи).
6.7. В ходе проведения регламентных работ устраняются все обнаруженные и указанные представителем объекта автоматизации неисправности и принимаются меры по их устранению и/или ремонту ПТС на месте. В случае невозможности устранения неисправности на месте неисправные ПТС передаются для ремонта. В случае неремонтопригодности (сотрудниками объекта автоматизации и представителями сервисного центра - поставщика оборудования) составляется Акт и подается соответствующая заявка в Службу главного инженера ГАС "Правосудие" на замену (модернизацию) неисправного ПТС.
6.8. Регламентные работы на технических средствах автоматизированных рабочих мест пользователей должны соответствовать требованиям, изложенным в эксплуатационной документации на КСА, и производиться специалистами объектов автоматизации или иными сервисными центрами, на основании договоров с УСД и (или) областными и равными им судами.
6.9. По результатам технического обслуживания в системный журнал и формуляр КСА вносятся соответствующие записи.
6.10. Сведения о регламентном техническом обслуживании вводятся в базу данных ПОЭСО. Отчетными документами являются акты по форме СО-3. Технические акты проведенных работ на КСА областных и равных им судов, УСД передаются в головную организацию. Технические акты проведенных работ на КСА районных (городских) судов и КСАГВС предварительно передаются на утверждение в УСД и затем передаются в головную организацию.
7. Проведение гарантийного ремонта программно-технических средств
7.1. Организация гарантийного ремонта ПТС, поставленных на КСА объекта автоматизации, должна предусматривать:
прием и регистрацию поставщиком ПТС или в случаях централизованных поставок - МЦП (далее - поставщик ПТС) официальной заявки от Судебного департамента, УСД, областных и равных им судов (допускается по телефону, электронной почте или по факсу) о неполадках в работе оборудования (копия заявки передается в Службу главного инженера ГАС "Правосудие");
выезд специалиста поставщика (представителя поставщика) ПТС на объекты автоматизации, расположенные в административных центрах субъектов Российской Федерации;
диагностику специалистом поставщика (представителем поставщика) на месте подлежащего гарантийному ремонту оборудования;
осуществление специалистом поставщика (представителем поставщика) ремонта неисправного оборудования на месте (при наличии такой возможности) или принятия решения поставщиком (представителем поставщика) о/ доставке вышедшего из строя оборудования в ремонт в соответствующий сервисный центр (объекты автоматизации, расположенные вне административного центра субъекта Российской Федерации, осуществляют доставку оборудования до УСД своими силами);
доставку средствами УСД или областных и равных им судов вышедшего из строя оборудования в соответствующий сервисный центр для ремонта в пределах региона, если сервисный центр находится вне пределов региона, то доставку (централизованно поставленного оборудования ГАС "Правосудие") за пределы региона организует Служба главного инженера ГАС "Правосудие" по заявке УСД, областных и равных им судов);
оформление акта проверки технического состояния (форма СО-7) и приема-передачи в ремонт неисправного оборудования (форма СО-4.1);
доставку средствами УСД или областных и равных им судов отремонтированного оборудования на объект автоматизации. Служба главного инженера ГАС "Правосудие" осуществляет восстановление настроек и информации, ввод в действие ПТС и оформление акта передачи ПТС из ремонта (форма СО-4.2);
внесение УСД, областными и равными им судами, МЦП информации о ремонте в базу данных ПОЭСО, составление итогового отчета (форма отчета создается средствами ПОЭСО).
7.2. Время гарантийного ремонта ПТС (поставки ГАС "Правосудие" с 2008 года) не должно превышать:
для серверного и телекоммуникационного оборудования - 72 часа;
для иного оборудования - 144 часа.
В случае, если это не приводит к нарушению функционирования КСА в целом, время гарантийного ремонта может быть превышено по отношению к указанным выше требованиям, по согласованию с представителями КСА, но не более, чем на 90 дней.
8. Проведение послегарантийного ремонта
8.1. Послегарантийный ремонт, серверного, сетевого и телекоммуникационного оборудования, средств защиты информации и видеоконференц-связи ГАС "Правосудие", включая приобретение запасных частей, должен осуществляться на основании договорных обязательств между МЦП и головной организацией и должен предусматривать:
прием и регистрацию МЦП заявки от УСД, областных и равных им судов о необходимости послегарантийного ремонта оборудования ГАС "Правосудие" на соответствующем объекте автоматизации (по телефону "горячей линии", электронной почте или уведомлению по факсу);
выезд специалиста МЦП на объект автоматизации (при невозможности дистанционной диагностики);
проведение специалистами МЦП диагностики оборудования ГАС "Правосудие", подлежащего ремонту;
осуществление специалистами МЦП ремонта неисправного оборудования ГАС "Правосудие" на месте (при наличии такой возможности);
осуществление силами МЦП доставки неисправного оборудования ГАС "Правосудие" с объекта автоматизации, расположенного в административном центре, в сервисный центр и возврат на объект автоматизации, расположенный в региональном центре, проведение комплексной проверки функционирования, оформление акта выполнения ремонта оборудования КСА ГАС "Правосудие" (объекты автоматизации, расположенные вне административного центра субъекта Российской Федерации, осуществляют доставку оборудования в УСД своими силами);
по согласованию со Службой главного инженера ГАС "Правосудие" осуществление силами МЦП замены на объекте автоматизации не подлежащего ремонту оборудования ГАС "Правосудие" из обменного фонда (при наличии) на основании Акта технического состояния ПТС с заключением о невозможности (нецелесообразности) ремонта (по форме СО-7) (составляется сотрудниками объекта автоматизации и представителями сервисного центра - поставщика оборудования);
областные и равные им суды, УСД принимают работы МЦП;
в ходе и по завершении указанных мероприятий специалисты объектов автоматизации вносят соответствующую информацию в базу данных ПОЭСО;
после завершения работ составляется акт сдачи-приемки работ (форма СО-6) и осуществляется контроль за внесением изменений в формуляре КСА.
8.2. При организации послегарантийного ремонта и обслуживания автоматизированных рабочих мест КСА ГАС "Правосудие" с привлечением иных сервисных центров эти мероприятия должны быть отражены в соответствующем договоре.
8.3. Время восстановления работоспособности КСА не должно превышать 72 часа от момента получения МЦП заявки в случаях отказа серверов и телекоммуникационного оборудования, 144 часа - остальной техники. В случае, если восстановление сервиса после сбоя требует привлечения производителя аппаратных средств или ОПО или связано с доставкой оборудования, или выездом специалиста и это не приводит к нарушению функционирования КСА в целом, время восстановления сервиса после сбоя может быть превышено по отношению к указанным выше требованиям по согласованию с представителями КСА.
9. Дооснащение и модернизация комплексов средств автоматизации
9.1. Планирование дооснащения, модернизации и замены устаревших ПТС КСА производится Судебным департаментом по согласованию со Службой главного инженера ГАС "Правосудие" на основании данных ПОЭСО, получаемых от объектов автоматизации и заявок от УСД (областных, равных им судов).
9.2. Ввод в действие ПТС централизованной поставки, предназначенных для дооснащения или модернизации КСА, на объекте автоматизации производится МЦП.
9.3. При завершении работ по вводу в действие (модернизации) ПТС централизованной поставки оформляются технические акты сдачи-приемки работ для объекта автоматизации, головной организации, МЦП (формы СО-1.2, СО-1.2, СО-1.3). МЦП осуществляет внесение соответствующих изменений в паспорт ТС КСА (ИРЦВ.466949.0ХХ ПС), в паспорт ОПО КСА (ИРЦВ.466949.0 XX ПС) и паспорт СПО КСА (ИРЦВ.466949.0 XX ПС), формуляр КСА (ИРЦВ.42 5500 9.0 XX ФО). Где XX - код объекта автоматизации.
10. Приемка работ
10.1. Приемка работ, услуг и поставленных ПТС производится Представителями заказчика на основании отчетных документов согласно типовым формам отчетных документов (Приложение N 2 к настоящему Положению), представляемых Исполнителем или Представителем исполнителя (МЦП или поставщиков ПТС). Представители заказчика подписывают соответствующие Технические акты (по формам СО-1 - СО-8) и сводные ведомости (по форме СО-9) по каждому виду (подэтапу) выполненных работ.
10.2. После получения отчетных документов Заказчик (представитель Заказчика, представители от объекта автоматизации) вправе либо принять работы (услуги) и поставленные ПТС, подписав соответствующие отчетные документы, либо отложить приемку работ (услуг), составив письменное мотивированное заключение о неготовности работ, услуг и поставленных ПТС к приемке, с указанием перечня обнаруженных недостатков и сроков их устранения, передав указанные документы МЦП или поставщикам ПТС. Отчетные документы или мотивированное заключение о неготовности результатов работ, услуг и поставленных ПТС к приёмке подписывается Заказчиком и передается МЦП или поставщикам ПТС не позднее 10 (десяти) дней со дня получения отчетных документов. При этом копия мотивированного заключения о неготовности результатов работ, услуг и поставленных ПТС к приёмке незамедлительно направляется в Службу главного инженера и в Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента. В случае если отчетные документы не будет подписаны в указанные сроки или не будет предоставлено мотивированное заключение о неготовности работ, услуг и поставленных ПТС к приёмке, работы, услуги и поставленные ПТС считаются принятыми.
11. Ведение учета эксплуатационной документации государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"
11.1. Служба главного инженера ГАС "Правосудие" обеспечивает МЦП учтенным комплектом эксплуатационной документации ГАС "Правосудие".
11.2. Учет отчетной (акты, товарные накладные, лицензий (лицензионные соглашения) и т.д.) и эксплуатационной документации на КСА ГАС "Правосудие" осуществляется специалистами объектов автоматизации. Сведения об эксплуатационной документации и извещения об изменениях заносятся в формуляр КСА и базу данных ПОЭСО.
12. Заключительные положения
12.1. Настоящее Положение предназначено для использования судами, Судебным департаментом, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и головной организацией (включая МЦП и других соисполнителей) в практической работе по организации поддержания работоспособности КСА ГАС "Правосудие" соответствующего объекта автоматизации.
12.2. Настоящее Положение в установленном порядке может дополняться и уточняться в процессе эксплуатации ГАС "Правосудие".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 4 сентября 2009 г. N 163 "Об утверждении Положения об организации и порядке сервисного обслуживания комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"
Текст приказа размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 16 сентября 2010 г. N 197