Обсудив судебную практику по уголовным и гражданским делам, связанным с нарушениями правил охраны труда и техники безопасности, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды, обеспечивая в основном правильное применение законов, допускают при рассмотрении этих дел ошибки, не уделяют достаточного внимания выявлению и устранению причин, порождающих такого рода правонарушения.
Обобщение судебной практики показало, что на отдельных предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах не пресекаются случаи недисциплинированности, безответственного отношения должностных лиц к выполнению обязанностей по обеспечению безопасного ведения работ, что приводит к авариям, причинению вреда здоровью рабочих и служащих, а иногда и к гибели людей. Нарушения правил охраны труда и техники безопасности влекут за собой значительные потери рабочего времени и наносят государству большой материальный ущерб.
Несмотря на это, некоторые суды при рассмотрении уголовных дел этой категории, а также гражданских дел о возмещении ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, упускают из виду, что они должны обеспечивать не только правильное, в соответствии с законом, их разрешение, но и выполнения задачи предупреждения нарушений законов. Устанавливая существенные недостатки, способствующие совершению этих правонарушений, суды крайне редко выносят частные (особые) определения об их устранении. Контроль со стороны судов за рассмотрением этих определений организациями и должностными лицами осуществляется слабо.
Пленум Верховного Суда СССР считает серьезным упущением в судебной работе то, что дела о нарушениях правил охраны труда и техники безопасности редко рассматриваются на предприятиях, в колхозах и совхозах, где имели место эти нарушения, с привлечением к ним внимания общественности.
Суды не всегда реагируют на неполноту и односторонность предварительного следствия, не восполняют его пробелов и не проверяют должным образом соответствие выводов, содержащихся в материалах технических инспекторов, а также в заключениях экспертов, другим доказательствам. Вследствие неглубокого исследования материалов дела в практике имеют место случаи нечеткого разграничения нарушений правил охраны труда, влекущих ответственность по ст. 140 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, и нарушений правил безопасности горных, строительных работ или работ на взрывоопасных предприятиях, в цехах (ст.ст. 214-216 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик). Не всегда правильно решается вопрос о лицах, которые могут нести уголовную ответственность за нарушения правил охраны труда и техники безопасности.
Имеют место случаи, когда по делам о грубых нарушениях правил охраны труда и техники безопасности, повлекших гибель людей или иные тяжкие последствия, необоснованно применяются несоответствующие содеянному мягкие меры наказания или условное осуждение.
По гражданским делам о возмещении ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, суды часто не проводят надлежащую подготовку к судебному разбирательству, иногда принимают к своему производству исковые заявления, которые не рассматривались администрацией и профсоюзными органами, нарушают сроки рассмотрения дел.
Разрешая указанные дела, суды, как правило, ограничиваются удовлетворением исков, а виновных в нарушениях правил охраны труда и техники безопасности не выявляют и не ставят в надлежащих случаях вопроса о привлечении их к законной ответственности. Такой неправильный в практике некоторых судов подход к делу не способствует укреплению правопорядка и устранению фактов безнаказанности нарушителей закона.
Мало внимания уделяется обобщению судебной практики по указанной категории уголовных и гражданских дел. О выявленных нарушениях правил охраны труда суды не всегда доводят до сведения соответствующих органов в целях мобилизации коллективов на устранение причин правонарушений и повышения ответственности должностных лиц за укрепление дисциплины на производстве.
Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость решительного устранения серьезных недостатков в рассмотрении судебных дел о нарушениях правил охраны труда и техники безопасности и преодоления существующей среди отдельных судебных работников недооценки общественной опасности этих правонарушений.
Вся деятельность судов по рассмотрению этих дел должна способствовать строгому соблюдению правил охраны труда и техники безопасности, укреплению трудовой дисциплины, обеспечению порядка и организованности на производстве.
2. Судам необходимо тщательно и всесторонне исследовать по каждому уголовному делу причинную связь между допущенными нарушениями правил охраны труда и техники безопасности и наступившими последствиями или возможностью их наступления, устанавливать степень вины каждого лица, допустившего правонарушение, учитывать обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность.
В целях предупреждения этих преступлении# судам надлежит полнее выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению, выносить в случае необходимости частные (особые) определения и добиваться принятия по ним действенных мер.
Дела о нарушениях правил охраны труда и техники безопасности чаще рассматривать непосредственно на тех предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах, где допущены эти нарушения, обеспечивая привлечение к этим судебным процессам внимания широкой общественности и хозяйственных органов.
3. Разъяснить судам, что ответственность за нарушения правил охраны труда и техники безопасности по ст. 140 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик могут нести лишь те должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению возложена обязанность по охране труда и соблюдению правил техники безопасности на соответствующем участке работы или контроль за их выполнением.
В тех случаях, когда нарушения этих правил допущены иными должностными лицами, содеянное с учетом обстоятельств дела может рассматриваться как должностное преступление (халатность, злоупотребление служебным положением).
Ответственность за нарушения, предусмотренные ст.ст. 214-216 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, могут нести любые виновные в этих нарушениях лица, если законодательством союзных республик не предусмотрено иное.
4. Объектом преступного посягательства, предусмотренного ст. 140 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, являются безопасные условия труда. Поэтому потерпевшими в результате преступных нарушений правил охраны труда могут быть как работники предприятия (колхоза), так и иные лица, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством.
В тех случаях, когда на производстве в результате нарушения правил техники безопасности причинен вред здоровью иных граждан, виновные в зависимости от характера преступных деяний несут ответственность по статьям о должностных преступлениях или преступлениях против личности.
Потерпевшим в результате преступных действий, предусмотренных ст.ст. 214-216 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, может быть любое лицо.
5. Разъяснить судам, что ответственность за нарушение правил безопасности ведения горных, строительных работ или работ на взрывоопасных предприятиях (цехах) предусмотрена специальными нормами (ст.ст. 214-216 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик). К виновным в нарушениях этих правил при условиях, указанных в названных статьях УК, должна применяться соответственно одна из этих норм, а не ст. 140 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик.
Вместе с этим судам следует иметь в виду, что ст. 140 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик подлежат применению в тех случаях, когда, при производстве горных, строительных работ или работ на взрывоопасных предприятиях (цехах) должностными лицами, кроме правил производства этих работ, нарушены и общие правила охраны труда (реальная совокупность преступлений), а также когда за нарушения правил по технике безопасности, промышленной санитарии и иных правил охраны труда, которые не повлекли, но могли повлечь указанные в законе последствия, ответственность предусматривается этой, а не иными нормами УК союзных республик.
6. Под "иными тяжкими последствиями", предусмотренными ст.ст. 214-216 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует понимать, в частности, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам, менее тяжких телесных повреждений многим лицам, а равно причинение значительного материального ущерба государственной, общественной организации или гражданам.
7. Обратить внимание судов на необходимость устранения ошибок и недостатков в работе по рассмотрению гражданских дел о возмещении вреда, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья. Строго соблюдать установленную законом подведомственность этих споров, требования закона о возмещении за счет организации вреда, причиненного только по ее вине, порядок исчисления размеров возмещения вреда, а также сроки рассмотрения дел.
Разрешая названные дела, суды должны острее реагировать на каждый факт нарушения правил охраны труда и техники безопасности, ставить при наличии к тому оснований вопрос о привлечении виновных к материальной, административной или уголовной ответственности.
8. По смыслу ст.ст. 67 и 133.1 УПК и ст. 20 ГПК РСФСР и соответствующих статей УПК и ГПК других союзных республик технический инспектор совета профсоюзов или участковый инспектор (районный инженер) органов госгортехнадзора не могут привлекаться в качестве эксперта или специалиста по делам, по которым они проводили расследование обстоятельств несчастного случая. При необходимости эти лица могут быть допрошены в качестве свидетелей на общих основаниях.
9. Рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным и окружным судам периодически обобщать судебную практику по делам, связанным с нарушениями правил охраны труда и техники безопасности, обращая при этом особое внимание на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и иных правонарушений.
Работу по обобщению судебной практики координировать с органами прокуратуры, а в необходимых случаях с профсоюзными органами и органами госгортехнадзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 мая 1967 г. N 4 "О практике рассмотрения судебных дел, связанных с нарушениями правил охраны труда и техники безопасности, и повышении роли судов в предупреждении этих правонарушений"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. N 16 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1973 г. N 5