Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к приказу Минздрава РФ
от 5 мая 1997 г. N 131
Квалификационная характеристика врача-клинического фармаколога
В соответствии с требованиями специальности врач-клинический фармаколог должен знать и уметь:
1. Общие знания.
- основы законодательства здравоохранения и директивные документы определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации лечебно-профилактической помощи и обеспечения лекарственными препаратами различных групп населения, в том числе, и больных в соответствии с нозологическими формами заболеваний;
- основные вопросы нормальной и патологической анатомии и физиологии, биологии и генетики, медицинской химии и физики, фармакологии и фармации, физические и параклинические методы диагностики с учетом их возрастных аспектов;
- клиническая симптоматика и патогенез основных заболеваний внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи, мочеполовой системы, глаз, ЛОР-органов с учетом возрастных аспектов;
- условия проведения лабораторных, биохимических, электрофизиологических, рентгенологических, эндоскопических и других параклинических методов исследования в медицинской практике с учетом возрастных аспектов и состояния пациента;
- особенности течения основных заболеваний внутренних органов, периферической и центральной нервной системы, органов пищеварения, глаз, ЛОР-органов, кожи, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы;
- принципы проведения фармакотерапии при различном течении и тяжести заболеваний (ургентное, тяжелое, острое, подострое, хроническое);
- принципы регистрации новых отечественных и зарубежных лекарственных препаратов в России, в том числе, законы и подзаконные акты, регламентирующие проведение клинических испытаний в соответствии с требованиями хорошей медицинской практики (GMP), принципы работы контрольно-разрешительной системы по регистрации лекарственных средств и медицинской техники;
- этические нормы применения лекарственных средств, как при апробации новых, так и зарегистрированных, включая наркотические анальгетики, психотропные, лекарственные средства прерывающие беременность и т.д.;
- основные требования, регламентирующие применение лекарственных препаратов в широкой медицинской практике, условия их получения, отпуск населению в аптеках и аптечных киосках и обеспечивание ими стационаров, роддомов и других мед.учреждений;
- основные принципы проведения кинетических и фармакодинамических исследований, применяемых лекарственных препаратов в клинике с целью определения их эффективности и безопасности;
- формы и методы работы с врачами по повышению их знаний по рациональному применению лекарственных средств, формы информации о новых лекарственных средствах с учетом эффективности, режима дозирования, взаимодействия и побочного действия;
- формы и методы работы с населением по повышению знаний о рациональном применении лекарственных средств назначаемых врачом и применяемых самостоятельно пациентами.
2. Общие умения.
1. Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношением врача и больного;
2. Уметь оценивать результаты лабораторных морфологических, биохимических, иммунологических, микробиологических и других методов исследования;
3. Уметь оценивать результаты основных современных методов функциональной диагностики, применяемых в клинике внутренних болезней:
- ЭКГ - мониторирование,
- АД - мониторирование,
- реовазографию сосудов головы и конечностей,
- велоэргометрию (ВЭМ),
- исследование функции внешнего дыхания (ФВД) - спирография, бодиплетизмография, ПИК-флоуметрия,
- телерадио-рН-метрию,
- ультразвуковые методы исследования внутренних органов - щитовидная железа, сердце, почки, органы малого таза, сосуды;
4. Уметь оценивать результаты эндоскопических методов исследования - бронхоскопия, эзофагогастродуоденоскопия, колоноскопия, ректоскопия, лапороскопия;
5. Уметь оценивать результаты рентгенологических методов исследования:
- рентгенография легких, сердца, позвоночника, суставов, черепа,
- рентгенография сердца,
- рентгенотомография легких;
6. Уметь оценивать результаты радиоизотопных методов исследования легких, почек, костей;
7. Уметь проводить самостоятельно:
- венепункцию, катетеризацию подключичных вен и внутривенное введение лекарственных средств,
- плевральную пункцию,
- парацентез,
- определение центрального венозного давления,
- кровопускание,
- переливание крови и кровезаменителей,
- снятие ЭКГ и ее оценку,
- определение времени свертывания, гематокрита;
8. Уметь собирать жалобы больного, его анамнез, применять объективные методы обследования, назначать и расшифровывать данные параклинических методов диагностики, проводить дифференциальнодиагностический поиск, формулировать диагноз, определить направленность лечебных мероприятий и их последовательность и выявлять поражение ЦНС, нейроэндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, кожи, глаз, ЛОР-органов;
9. Уметь оказать необходимую экстренную помощь и проводить реанимационные мероприятия, определять показания для госпитализации больного;
10. Уметь диагностировать острые синдромы, оказать первую помощь и организовать мероприятия по их купированию при:
- инфаркте миокарда,
- нарушение мозгового кровообращения,
- бронхиальной астме,
- острой почечной колике,
- отеке легких,
- тромбоэмболии,
- "остром животе",
- внутреннем кровотечении,
- диабетической, гипогликемической, уремической, мозговой комах;
11. Проводить необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционных заболеваний;
12. Участвовать в:
- формировании номенклатуры лекарственных средств лечебного учреждения;
- оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;
- уметь организовать в лечебном учреждении систему информации по выбору лекарственных средств, режиму их дозирования, взаимодействию, прогнозируемым побочным эффектам;
- оказывать помощь в составлении заявки по потребности лекарственными средствами, возможности их замены с учетом возраста и характера профиля заболеваний;
13. Проводить контроль за использованием лекарственных средств в медицинском учреждении, сроках их годности, соблюдением совместимости, правильности проведения внутривенных и внутримышечных инъекций лекарственных средств, соблюдение правил хранения;
3. Специальные знания:
Общие вопросы клинической фармакологии,
- фармакодинамика лекарственных средств,
- принципы механизма действия, их специфичность и избирательность,
- фармакокинетика лекарственных средств: адсорбация, связь с белком, биотрансформация, распределение, выведение,
- понятия о периоде полувыведения, равновесной кривой, кумуляции,
- взаимодействие лекарственных средств: фармакокинетическое, фармакодинамическое, фармакогенетическое, физиологическое,
- фармакогенетика и биоритмы,
- побочные действия лекарственных средств прогнозируемые и непрогнозируемые,
- пути предупреждения и коррекции,
- возрастные аспекты клинической фармакологии у беременных, плода, новорожденных, детей, лиц пожилого и старческого возраста,
- общие принципы фармакотерапии, выбора лекарственных средств, дозы, режим их дозирования,
- знать клиническую фармакологию основных лекарственных средств, применяемых в широкой медицинской практике (фармакодинамику, фармакокинетику, показания и противопоказания, режим дозирования, взаимодействие, побочное действие):
- психотропных, антимикробных, противовоспалительных лекарственных средств, лекарственных средств, влияющих на тонус сосудов и на основные физиологические функции сердца,
- лекарственных средств, регулирующих секреторную и моторную функцию желудочно-кишечного тракта,
- лекарственных средств, воздействующих на слизистую и кожаные покровы,
- лекарственных средств, регулирующих функцию бронхолегочной системы,
- лекарственных средств, влияющих на функцию эндокринных желез,
- метаболических лекарственных средств,
- анестетиков и средств для наркоза,
- лекарственных средств, влияющих на сократимость матки;
- знать лекарственные средства, требующие лекарственного мониторинга;
- особенности клинической фармакологии лекарственных средств при заболевании сердечно-сосудистой и респираторной системы, органов пищеварения, почек, центральной нервной системы, нейроэндокринной системы;
- знать, вопросы организации контроля за проведением современной, рациональной фармакотерапии с принципами выявления и регистрации побочных эффектов и мероприятия по их купированию;
- знать показания к проведению острого лекарственного теста.
4. Специальные умения.
- уметь организовать исследования основных показателей по фармакодинамике и фармакокинетике лекарственные средства или определить и оценить равновесную концентрацию;
- изучение окислительной и ацетилирующей функции с определением биотрансформации лекарственных средств у больного;
- уметь проводить лекарственный тест;
- уметь проводить поиск по вопросам клинической фармкологии с использованием информационных систем;
- уметь организовать апробацию лекарственных средств Crossus ower, двойным "слепым" методом или,по "пилотной" системе или путем чередования;
- определить контрольную группу и методы оценки полученных данных;
- уметь разработать протокол исследования;
- определить характер фармакотерапии, проводить выбор лекарственных препаратов, устанавливать принципы их дозирования, выбрать методы контроля за их эффективностью и безопасностью;
- прогнозировать возможность развития побочных эффектов, уметь их предупреждать, а при развитии их купировать;
- прогнозировать возможность развития тахифилаксии, синдрома отмены, обкрадывания;
- уметь оказать помощь при выборе комбинированной терапии с целью исключения нежелательного взаимодействия, усиления ПД, снижения эффективности базового лекарственного средства;
- уметь оказать помощь в случае развития тахифилоксии к применяемому лекарственному средству;
- контролировать правильность, своевременность введения лекарственного средства больному, их регистрацию, особенно лекарственных средств списка А;
- контролировать правильность внутривенного введения лекарственных средств, оказывающих выраженный, быстрый фармакологический эффект;
- помогать проводить фармакотерапию врачам стационара и поликлиники с учетом тяжести течения заболевания, состоянием функциональных систем, биоритма, генетического фонда, особенностей фармакокинетики во всех возрастных группах;
<< Приложение 2. Положение о враче-клиническом фармакологе (не действует) |
||
Содержание Приказ Минздрава РФ от 5 мая 1997 г. N 131 "О введении специальности "клиническая фармакология" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.