Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 071400 Режиссура театрализованных представлений и праздников (квалификация (степень) "бакалавр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 55)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 071400 Режиссура театрализованных представлений и праздников всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП бакалавриата |
62 |
бакалавр |
4 года |
240* |
______________________________
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Профессиональная деятельность бакалавров осуществляется в области режиссуры театрализованных представлений и праздников, культурной политики и управления, арт-менеджмента и продюсирования режиссуры театрализованных представлений и праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры, режиссерского творчества, досуга, рекреации, туризма, спорта, науки и образования.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
государственные и негосударственные организации (учреждения), общественные объединения, учреждения культурно-зрелищного вида, культурно-спортивные комплексы, стадионы, Дворцы культуры, Дворцы спорта, концертные залы, культурно-досуговые центры различных форм собственности и другие учреждения, осуществляющие культурно-зрелищную деятельность, разработку и внедрение инновационных технологий режиссуры театрализованных представлений и праздников для всех категорий населения;
многофункциональные учреждения (зрелищно-культурные центры, культурно-спортивные комплексы), учреждения и организации арт-индустрии, парки культуры и отдыха, архитектурные ансамбли, музеи-заповедники, ландшафтные площадки;
средства массовой информации и учреждения, осуществляющие культурно-зрелищную деятельность (издательства, выставочные комплексы, культурно-развлекательные центры);
процессы арт-менеджмента, режиссуры и продюсирования театрализованных представлений и праздников, культурно-зрелищных объектов, арт-индустрии и других форм праздничной культуры;
процессы творческо-производственной деятельности учреждений и организаций культуры, искусства и спорта;
процессы художественного-творческого руководства деятельностью учреждений культуры, искусства и спорта;
различные виды, формы и жанры театрализованных представлений и праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры;
технологии режиссерского и сценарного творчества в процессе постановки театрализованных представлений, художественно-спортивных праздников и других форм праздничной культуры;
процессы продюсирования и режиссуры театрализованных представлений и праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры с применением художественно-образных и других выразительных средств в режиссерском творчестве;
инновационные процессы и явления в практике развития режиссуры театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры;
спортивно-реабилитационные учреждения;
процессы обеспечения организации и проведения театрализованных представлений и праздников для всех категорий населения;
общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей, обеспечивающие организацию культурно-зрелищных проектов для детей, подростков и юношества с применением средств культуры, искусства и спорта;
учебные заведения среднего профессионального образования и переподготовки кадров в сфере культуры, искусства и спорта;
образовательный процесс в образовательных учреждениях Российской Федерации.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 071400 Режиссура театрализованных представлений и праздников готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
режиссерско-постановочная;
организационно-управленческая;
художественно-просветительская;
научно-исследовательская;
проектная.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 071400 Режиссура театрализованных представлений и праздников должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области режиссерско-постановочной деятельности:
создание театрализованных представлений, праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры, направленных на культурно-эстетическое развитие всех категорий населения;
участие в разработке и реализации различных театрализованных представлений и праздников, осуществление постановок концертно-зрелищных форм, художественно-спортивных представлений, шоу-программ и других форм праздничной культуры;
использование культурного наследия для удовлетворения культурно-эстетических потребностей всех категорий населения;
создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных направлений в режиссерско-постановочной деятельности театрализованных представлений, праздников, художественно-спортивных программ и других форм праздничной культуры на основе оригинальных режиссерских решений;
в области организационно-управленческой деятельности:
руководство учреждениями, организациями и объединениями отрасли культуры и искусства (учреждениями дополнительного профессионального образования, в том числе дополнительного образования детей, домами народного творчества, этнокультурными и фольклорными центрами, коллективами и студиями народного/национального художественного творчества, школами народной/национальной культуры);
осуществление продюсирования в сфере театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры;
сохранение нематериального культурного наследия многонациональной культуры России;
в области художественно-просветительской деятельности:
формирование окружающей культурной среды и художественно-эстетическое воспитание всех категорий населения в учреждениях культурно-зрелищного типа, культурно-спортивных комплексах, стадионах, Дворцах культуры, культурно-досуговых центрах различных форм собственности и других учреждениях;
осуществление профессиональных консультаций при подготовке творческих проектов государственными и негосударственными учреждениями в области театрализованных представлений и праздников и праздничной культуры;
формирование художественно-эстетических взглядов общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность, средства массовой информации, образовательные учреждения и учреждения культуры, реализующие театрализованные представления, праздники и другие формы праздничной культуры;
в области научно-исследовательской деятельности:
применение системного подхода к применению и реализации режиссерских проектов в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры;
подготовка сценариев и режиссерских экспликаций, пространственного мизансценирования, режиссерских аннотаций художественного и документального материала, составление рефератов, научных докладов, публикаций и библиографий по научно-исследовательской работе в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры;
в области проектной деятельности:
участие в разработке и обосновании режиссерских проектов театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры;
участие в экспертизе проектов театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры;
оказание консультационной помощи по разработке инновационных проектов театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью владеть культурой мышления; к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью и готовностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);
умением использовать нормативные, правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью и готовностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
способностью и готовностью использовать основные законы гуманитарных научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы научного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе по защите государственной тайны (ОК-11);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
владением основными методами защиты производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).
5.2 Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области режиссерско-постановочной деятельности:
знанием истории и теории режиссуры, драматургии и мастерства актера, осознавать специфику режиссуры как вида творческой деятельности (ПК-1);
свободным владением практическими навыками режиссуры и исполнительского мастерства актера, способами применения разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм, методами режиссерского анализа художественных произведений и произведений искусства (ПК-2);
знанием специфических особенностей режиссуры и драматургии театрализованных представлений и праздников, характерных черт театрализации как творческого метода в режиссуре массовых форм театрального искусства, игровой технологии праздничных форм культуры, специфические особенности выразительных средств массовых спортивно-художественных представлений (различных видов физических упражнений и видов спорта) (ПК-3);
способностью и готовностью реализовать свой художественный замысел, как при написании драматургической основы (сценария), так и в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм, владением приемами творческого монтажа документального и художественного материала, различных форм и жанров искусства в целостную композиционно завершенную форму театрализованного представления или праздника, новейшими информационными и цифровыми технологиями создания оригинальных, зрелищно-выразительных театрализованных форм представлений и праздников, основами PR-технологий (ПК-4);
осуществлением разработки и написание драматургической основы (сценария) различных театрализованных или праздничных форм, постановки концертно-зрелищных форм, художественно-спортивных представлений, шоу-программ, праздников, организацией художественно-творческого процесса по созданию различных театрализованных или праздничных форм (ПК-5);
способностью и готовностью проявлять высокое профессиональное мастерство и демонстрировать уверенность во владении режиссерско-постановочной технологией, знанием исторических и современных технологических процессов при создании различных театрализованных или праздничных форм (ПК-6);
пониманием, что режиссерское искусство праздника и представления связано с другими видами искусства и соотносится с соответствующими дисциплинами в гуманитарных, социальных, естественных и физических науках, активно влияет на все аспекты человеческой деятельности (ПК-7);
демонстрацией способности к осмыслению и анализу идей и явлений в современном обществе, искусстве и культуре, умением выстраивать аргументацию (как в письменной, так и в устной форме) для обоснования и защиты своей точки зрения (ПК-8);
владением навыками коммуникации, свободным и уверенным использованием профессиональной терминологии, с целью доведения художественной информации до сознания участников художественно-творческого процесса в доступной форме, владением профессиональной терминологией различных видов спорта (ПК-9);
обладанием развитой способностью к чувственному восприятию мира, образному мышлению, ярко выраженной творческой фантазией (ПК-10);
умением собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности, фиксировать свои наблюдения выразительными средствами для создания различных театрализованных или праздничных форм (ПК-11);
способностью и готовностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в процессе творческой постановочной деятельности, готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства (ПК-12);
в области организационно-управленческой деятельности:
готовностью к работе в творческом коллективе (постановочной группе) в целях совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности, к организации творческих проектов (театрализованных представлений, праздников, концертов, художественно-спортивных представлений, фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий и других форм праздничной культуры), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования, творческих организациях и объединениях, к организации и проведению спортивных соревнований, подвижных игр (ПК-13);
в области художественно-просветительской деятельности:
способностью и готовностью направлять все виды своей профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и художественно-эстетическое воспитание общества, к показу своей творческой работы (концерта, театрализованного представления, праздника, художественно-спортивной программы и других форм праздничной культуры) в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры, спортивно-культурных комплексах, стадионах, на различных сценических площадках, к организации и подготовке творческих проектов в области театрально-зрелищного искусства, к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений искусства и культуры (ПК-14);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью применять системный подход к разработке и реализации режиссерских проектов в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры, готовить сценарии и режиссерские экспликации, пространственное мизансценирование, режиссерские аннотации художественного и документального материала, рефераты, научные доклады, публикации и библиографии по научно-исследовательским работам в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-15);
в области проектной деятельности:
способностью ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-16);
способностью осуществлять и обосновывать выбор проектных решений для постановки театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-17);
документировать процессы создания режиссерского замысла на всех стадиях постановочного цикла (ПК-18);
к комплексной оценке разработанных и реализованных проектов в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-19);
использовать инновационные режиссерские технологии в создании и реализации современных проектов театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-20).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.
Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (Зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Код формируемых компетенций |
Б.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
40 |
|
|
Базовая часть (общая для всех профилей подготовки) |
27 |
|
|
|
В результате изучения дисциплин базовой части модуля обучающийся должен: знать: - основные события, факты и даты отечественной истории, имена исторических деятелей, движущие силы и закономерности исторического процесса, политические организации общества, место личности в историческом процессе; - основы научных знаний о философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; - о многообразии культур и цивилизаций в их взаимодействии, роли искусства в развитии цивилизации и современного общества, социальные и этические проблемы, концепции развития современного искусства, закономерности освоения человеком среды обитания по "законам красоты", направления и формы эстетической деятельности; - основы экономических теорий, права и свободы человека и гражданина, основы российской правовой системы законодательства, основы авторского права, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, основы менеджмента и маркетинга в сфере художественного творчества; - основы психологических аспектов творческого процесса; - произведения мировой и русской классики, современную литературу, грамматику и лексику русского языка, профессиональную лексику на русском и иностранных языках; - лексический и грамматический минимумы одного из иностранных языков; - основы физической культуры и здорового образа жизни, понимать роль физической культуры в развитии человека и общества; уметь: - самостоятельно анализировать социально-политическую, научную и историческую литературу по изучаемым вопросам, анализировать и оценивать политические процессы, происходящие в современном обществе, формировать и выражать свою гражданскую и творческую позицию; - формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходящие в современном обществе и искусстве; - ориентироваться в нормативных и правовых документах, относящихся к профессиональной деятельности; - находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; - использовать в творческом процессе, педагогической и просветительской деятельности знания в области мировой и отечественной истории искусств, выдающихся произведений мировой и отечественной драматургии, знание истории развития основных направлений режиссерского искусства и мастерства актера, истории и теории мировой и отечественной праздничной культуры, художественных особенностей режиссуры и драматургии театрализованных представлений и праздников; - грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику; - вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и беседу-диалог по направлению подготовки, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по направлению подготовки без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по направлению подготовки со словарем; - применять полученные знания и свой творческий опыт в процессе преподавательской, культурно-просветительской деятельности и воспитательно-эстетической работы; - использовать систему практических навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических качеств личности. владеть: - свободно государственным языком Российской Федерации - русским языком, грамотно формулировать свои мысли и излагать их в доступной для понимания форме, как в устном, так и письменном виде, культурой мышления; - методиками поиска, систематизации, анализа изучаемого материала; - навыками работы с библиотечным материалом (словари, каталоги, энциклопедии), методиками конспектирования изучаемого материала, методами работы с современными электронными носителями: - навыками коммуникации со свободным и уверенным использованием профессиональной терминологии. |
|
Философия История Педагогика Психология Экономика Культурология Иностранный язык Русский язык и культура речи |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
13 |
|
|
|
Б.2 |
Естественнонаучный цикл |
52 |
|
|
Базовая часть (общая для всех профилей подготовки) |
42 |
|
|
|
В результате освоения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать: - основные этапы (эпохи, стили, направления) в развитии искусства, литературы, театра, музыки в историческом контексте развития материальной культуры и быта; историю развития основных направлений режиссерского искусства и мастерства актера, эстрады и цирка, имена и произведения теоретического наследия выдающихся мастеров мировой и отечественной режиссуры; основные этапы истории и теории мировой и отечественной праздничной культуры, художественные особенности режиссуры и драматургии массовых форм театрального искусства и праздников; взаимодействие и связь между различными видами искусства; - основные факты и закономерности историко-художественного процесса, роль праздника в развитии общества, влияние исторических событий на развитие праздничной культуры, основные выдающиеся произведения мировой и отечественной драматургии, мирового, русского и современного искусства, тенденции развития искусства и праздничной культуры в современном обществе; уметь: - анализировать на основе полученных знаний произведения искусства, драматургии и художественные процессы их создания; - анализировать и давать аргументированную оценку процессам, происходящим в современных видах искусства, формах праздничной культуры; - обосновывать и выражать свою позицию по отношению к историческому прошлому, культуре, искусству; - обосновать и донести до аудитории художественную идею своей театрализованной постановки; - оценивать достижения искусства, драматургии и художественной культуры на основе знаний исторического контекста; владеть: - навыками работы с библиотечным материалом (словари, каталоги, энциклопедии), методиками конспектирования изучаемого материала; - методами работы с современными электронными носителями; - навыками коммуникации со свободным и уверенным использованием профессиональной терминологии; - навыками работы в учреждениях культуры и искусства, открытых сценических пространствах. |
|
Мировая художественная культура История и теория праздничной культуры История театра История кино История изобразительного искусства Этнология Музыка в театрализованных представлениях Литература |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
10 |
|
|
|
Б.3. |
Профессиональный цикл |
126 |
|
|
Базовая часть |
64 |
|
|
|
Общая базовая часть |
36 |
Дисциплины общего модуля базовой части Режиссура театрализованных представлений и праздников Сценарное мастерство. Искусство звучащего слова Менеджмент в сфере культуры и искусства Безопасность жизнедеятельности |
||
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: |
|
|||
знать: - специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников; - характерные черты театрализации как творческого метода в режиссуре театрализованных представлений и праздников, игровой технологии праздничных форм культуры; - особенности драматургии и основные принципы работы над сценарием театрализованного представления и праздника; - историю становления и развития искусства звучащего слова, включающую нормативно-языковой, коммуникативно-прагматический и эстетический аспекты; - сущность и специфику менеджмента в сфере культуры и искусства; - основы методики выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности деятельности учреждений культуры и искусства; уметь: - применять полученные теоретические знания в области теории и истории - праздничной культуры, теории драмы и сценарного мастерства в своей творческой работе; - создавать драматургическую основу (проекты) различных театрализованных или праздничных форм; - воплощать художественный замысел в постановке целостного произведения концертно-зрелищного, художественно-спортивного представления, а также при постановке праздничного комплекса, включающего зрелищно-игровые, карнавальные, обрядовые и другие формы праздничной культуры; - наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания различных театрализованных или праздничных форм; - строить свою речь целесообразно, добиваться поставленной цели в процессе общения при условии соблюдения языковых, коммуникативных и эстетических норм; - уметь мыслить нестандартно и образно; - воплотить свою идею и творческий замысел художественно-выразительными средствами режиссерского искусства; - организовывать активный познавательный и творческий процессы; владеть: - лидерскими качествами, способностями работать в творческом коллективе с другими авторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла для совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности; - практическими навыками режиссуры театрализованных представлений и праздников; - способами применения разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм; - приемами творческого монтажа документального и художественного материала, различных форм и жанров искусства в целостную композиционно завершенную массовую форму театрального искусства; - новейшими информационными и цифровыми технологиями создания оригинальных, зрелищно-выразительных форм театрализованных представлений и праздников. |
|
|||
Профильные модули** |
|
|
|
|
Б.3.1. |
Профильный модуль N 1 "Театрализованные представления и праздники" В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: |
28 |
Дисциплины профильных модулей базовой части |
|
знать: - специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников в современной праздничной культуре России; - методику работы с исполнителями и коллективами в режиссуре театрализованных представлений и праздников; - технологию продюсирования театрализованных представлений и праздников, законы композиционного построения сценического действия; - способы развития творческих способностей участников театрализованных представлений и праздников; уметь: - применять полученные теоретические знания в области праздничной культуры России, продюсерского мастерства в своей творческой работе; - работать с исполнителями и коллективами в режиссуре театрализованных представлений и праздников; - воплощать художественный замысел в постановке театрализованного представлений и других форм праздничной культуры; - наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания различных театрализованных или праздничных форм; - воплотить свою идею и творческий замысел художественно-выразительными средствами применяемые в режиссуре театрализованных представлений и праздников; - организовывать и управлять постановкой театрализованного представления и других форм праздничной культуры; владеть: - лидерскими способностями, приемами работы в творческом коллективе с другими авторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла для совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности; - практическими навыками режиссуры театрализованных представлений и праздников; - средствами художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм; - приемами творческого монтажа документального и художественного материала, новейшими информационными и цифровыми технологиями создания оригинальных, зрелищно-выразительных форм театрализованных представлений и других форм праздничной культуры. |
|
Современная праздничная культура России Методика работы с исполнителем и коллективами в режиссуре театрализованных представлений и праздников Основы продюсерского мастерства в театрализованных представлениях и праздниках Психология творчества в театрализованном представлении |
||
Б.3.2. |
Профильный модуль N 2 "Художественно-спортивные праздники" В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - историю мирового и отечественного спорта, основные направления физической культуры и спорта; - специфические особенности режиссуры и драматургии массовых спортивно-художественных представлений; - характерные черты театрализации как творческого метода режиссуры художественно-спортивных праздников; - специфические особенности выразительных средств массовых спортивно-художественных представлений (различных видов физических упражнений и видов спорта); уметь: - применять полученные теоретические знания в области теории и истории праздничной культуры, истории мирового и отечественного спорта, теории драмы и сценарного мастерства в своей творческой работе; - создавать драматургическую основу (проект) различных художественно-спортивных форм; - воплощать художественный замысел в постановке целостного произведения художественно-спортивного представления; - создавать пластико-биомеханическую основу различных театрализованных и художественно-спортивных форм; - наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания различных художественно-спортивных форм; владеть: - лидерскими способностями, приемами работы в творческом коллективе с другими авторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла для совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности; - практическими навыками режиссуры художественно-спортивных праздников; - способами применения разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных художественно-спортивных форм; - приемами творческого монтажа разнообразного пластического материала - для создания целостной композиционно-завершенной формы художественно-спортивного характера; - новейшими информационными и цифровыми технологиями создания оригинальных, зрелищно-выразительных художественно-спортивных форм и праздников. |
|
Массовые спортивно-художественные представления Основы режиссуры художественно-спортивных праздников История мировой физической культуры и спорта Менеджмент в сфере культуры и спорта |
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) |
62 |
|
|
|
Б.4 |
Физическая культура |
2 |
|
|
Б.5 |
Учебная и производственная практики В результате прохождения учебной (ознакомительной) практики обучающийся должен знать основные типы концертно-зрелищных и культурно-спортивных комплексов, учреждений культуры, организационно-правовые формы театрализованных представлений и художественно-спортивных праздников. Практические умения и навыки определяются ООП вуза. В результате прохождения (производственно-технологической) практики обучающийся должен владеть основными технологиями театрализованных представлений и художественно-спортивных праздников. Практические умения и навыки определяются ООП вуза. В результате прохождения производственной (преддипломной) практики обучающийся должен иметь необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы. Практические умения и навыки определяются ООП вуза. |
16 |
|
|
|
Итоговая государственная аттестация |
4 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
240 |
|
|
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.З и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
** Образовательные учреждения самостоятельно выбирают для реализации не менее одного профильного модуля, определяемого высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.З. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать:
практические и индивидуальные занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области режиссуры театрализованных представлений и праздников: режиссура театрализованных представлений и праздников; сценарное мастерство; искусство звучащего слова;
лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области режиссуры театрализованных представлений и праздников: современная праздничная культура России; массовые художественно-спортивные представления; методика работы с исполнителем и коллективами в режиссуре театрализованных представлений и праздников; основы режиссуры художественно-спортивных праздников;
технологические практикумы, практические и индивидуальные занятия по дисциплинам (модулям) вариативной части ОПП, рекомендованные профильным учебно-методическим объединением.
Для практического приобретения обучающимися профессиональных компетенций в различных формах праздничной культуры вузы должны предусматривать индивидуальные занятия в объеме 30 процентов аудиторных занятий.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.
Цели и задачи, программы, формы отчетности и аттестации определяются вузом самостоятельно по каждому виду практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании отчета по практике, подписанного руководителем практики. По итогам практики выставляется оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении прикладных разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступать с докладами на конференциях.
7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и (или) художественно-творческой деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должно быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание Заслуженный артист Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
аудитории для лекционных, практических и индивидуальных занятий;
зал со сценической площадкой, оборудованный декорационным, световым, звукоусилительным и проекционным оборудованием; репетиционными залами для групповых занятий профильных профессиональных дисциплин, оборудованными звукоусилительным, световым и мультимедийным проекционным оборудованием;
специализированную аудиторию для занятий по макетированию и сценографии театрализованных представлений и праздников;
компьютерный класс;
специализированный научно-методический кабинет с фондом научных, методических и сценарных материалов.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин (один компьютер с выходом в сеть Интернет на трех обучающихся приведенного контингента).
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 55 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.