Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Федеральной службы по тарифам от 13 октября 2010 г. N 481-э "Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов"

 

В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33 (часть 1), ст. 3429; 2002, N 1 (часть 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть 1), ст. 21; N 43; ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть 1), ст. 6236) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119; N 18 (часть 2), ст. 2249; N 33, ст. 4086; 2010, N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

порядок рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

перечень документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

2. Настоящий Приказ вступает в силу в установленном порядке.

 

Руководитель
Федеральной службы по тарифам

С. Новиков

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2010 г.

Регистрационный N 19336

 

Порядок
рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий
(утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 13 октября 2010 г. N 481-э)

 

I. Общие положения

 

1. Порядок рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий и перечень таких документов (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ (далее - Закон о естественных монополиях), на основании Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332, и определяет порядок рассмотрения Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России) документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

2. При введении регулирования к субъекту естественной монополии применяется правовой режим регулирования и контроля, установленный Законом о естественных монополиях.

В случае изменения регулирования к субъекту естественной монополии (к отдельным видам, оказываемых им услуг в условиях естественной монополии), применяется индивидуальный набор мер регулирования (контроля), предусмотренных Законом о естественных монополиях, в целях стимулирования перехода сферы естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

При прекращении регулирования к хозяйствующему субъекту (к отдельным видам, оказываемых им услуг в условиях естественной монополии) не применяется правовой режим регулирования и контроля, установленный Законом о естественных монополиях.

3. Рассмотрение документов, представленных для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность на товарных рынках, находящихся в состоянии естественной монополии, производится в форме открытия и рассмотрения дела о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий и принятия решений по результатам рассмотрения дел в соответствии с настоящим Порядком.

4. Введение, изменение или прекращение регулирования деятельности субъектов естественных монополий производится на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов (далее - предложения иных органов (организаций).

5. Субъекты естественных монополий или хозяйствующие субъекты, в отношении которых предполагается принятие решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, подают предложения в форме письменных заявлений и представляют в ФСТ России документы в соответствии с настоящим Порядком.

6. Принятие решения о введении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий является основанием для принятия одного из следующих решений:

- о включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий;

- об исключении хозяйствующего субъекта из реестра субъектов естественных монополий - в случае прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии по всем видам, оказываемых им услуг в условиях естественной монополии.

Порядок ведения реестра субъектов естественных монополий регулируется приказом Федеральной службы по тарифам от 30 августа 2010 N 417-э "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" (зарегистрировано Минюстом России 22.11.2010, регистрационный N 19001) (далее - Административный регламент по формированию и ведению реестра субъектов естественных монополий).

 

II. Порядок направления заявлений (предложений), их регистрации и предварительного рассмотрения

 

7. Заявления хозяйствующих субъектов о введении, изменении или прекращении регулирования, предложения иных органов (организаций), а также прилагаемые к ним сведения и документы (далее - документы) направляются в ФСТ России посредством почтовых отправлений, способом, позволяющим подтвердить факт их направления, либо подаются представителем организации, направившей документы.

8. Документы подаются в ФСТ России на русском языке. К документам, подаваемым на иностранном языке, прилагается заверенный в установленном порядке перевод. Документы, подаваемые в ФСТ России должны позволять определить заявителя, его полное наименование, местонахождение и должностное лицо, наделенное правом действовать от его имени без доверенности.

В случае если заявление о введении, изменении или прекращении регулирования подается представителем заявителя, то к заявлению прилагается доверенность, выданная заявителем такому лицу.

9. Возможно предоставление документов в электронном виде.

10. К заявлению о введении, изменении или прекращении регулирования, направленному в ФСТ России, прилагаются документы согласно Перечню документов, представляемых хозяйствующим субъектом для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования.

11. Поступившие в ФСТ России документы проходят первичную обработку и регистрацию с присвоением регистрационного номера, указанием даты получения в соответствующем подразделении ФСТ России, в компетенцию которого входит организация делопроизводства (далее - Управление делами), в день их приема.

12. Не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем регистрации, Управление делами передает заявление (предложение) о введении или прекращении регулирования и прилагаемые к нему документы в Управление, к компетенции которого относится формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее - Управление), о чем на первом листе заявления (предложения) делается соответствующая отметка.

При поступлении заявления и прилагаемых к нему документов, представленных для принятия решения об изменении регулирования, Управление делами направляет их в Управление, к компетенции которого относится осуществление государственного регулирования в соответствующей сфере деятельности субъектов естественных монополий (далее - профильное Управление).

Управление осуществляет хранение оригиналов дел о введении или прекращении регулирования. Профильное Управление осуществляет хранение оригиналов дел об изменении регулирования.

Управление и профильное Управление соответственно выполняют функции по защите информации с ограниченным доступом, содержащейся в материалах дел, до принятия окончательного решения по делу, после чего указанные материалы передаются в Архив Управления делами.

13. Документы в день их поступления в Управление подлежат обработке, учету и передаче на рассмотрение начальнику Управления.

14. Рассмотрение вопроса об открытии дела о введении или прекращении регулирования на основании заявления (предложения) осуществляется Управлением, а в случае рассмотрения вопроса об изменении регулирования - профильным Управлением.

15. В случае если документы представлены не в полном объеме, не содержат сведений, наличие которых необходимо для принятия решения, содержат недостоверные сведения либо если сведения, содержащиеся в заявлении или предложении, не относятся к вопросам о введении, изменении или прекращении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии, они возвращаются заявителю с указанием оснований для возврата не позднее 10 рабочих дней с момента поступления документов в Управление.

После подписания решения о возврате документов начальником Управления (начальником профильного Управления) оно не позднее следующего рабочего дня регистрируется должностным лицом Управления, ответственным за ведение делопроизводства, и передается в Управление делами для вручения или направления заявителю.

Решение о возврате документов не является препятствием для их повторной подачи после устранения заявителем причин, послуживших основанием для их возврата.

16. В целях проверки достоверности представленных заявителем или лицом, направившим предложение, сведений, у субъектов естественных монополий, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления могут быть запрошены документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении (предложении), прилагаемых к ним документах или иных документах, содержащих информацию, необходимую для полного и объективного рассмотрения дела.

Запросы подписываются заместителем Руководителя ФСТ России, курирующим соответствующее Управление ФСТ России, либо иным лицом, уполномоченным приказом Руководителя ФСТ России, и направляются адресату посредством почтовых отправлений, посредством факсимильной связи или иным способом, позволяющим подтвердить факт направления запроса и дату его отправки адресату.

17. Ответ на запрос ФСТ России должен быть отправлен в месячный срок.

18. Ответы на запросы направляются адресату посредством почтовых отправлений, посредством факсимильной связи или иным способом, позволяющим подтвердить факт направления ответа на запрос в ФСТ России и дату его отправки.

19. Общий срок рассмотрения документов (рассмотрения дела о введении, изменении или прекращении регулирования) не может составлять более шести месяцев со дня поступления предложения.

20. Сроки, указанные в главах III - V настоящего Порядка, продлеваются Руководителем ФСТ России или иным уполномоченным им должностным лицом на основании мотивированного представления Управления, в случае если дело о введении, изменении или прекращении регулирования не может быть рассмотрено в установленный срок, в том числе в связи с поступившими в ФСТ России дополнительными материалами, необходимыми для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования.

21. ФСТ России вправе привлечь для анализа представленных документов независимых экспертов. Решение о проведении независимой экономической экспертизы документов принимается Руководителем Федеральной службы по тарифам или другим уполномоченным им лицом.

22. Состав информации, содержащейся в экспертном заключении, представлен в главе VI настоящего Порядка.

Экспертное заключение приобщается к делу о введении, изменении или прекращении регулирования Управлением.

23. В случае наличия решения суда, подлежащего исполнению:

- профильное Управление в течение 10 рабочих дней с момента поступления решения (копии решения) суда в ФСТ России готовит проект приказа ФСТ России об изменении регулирования в отношении хозяйствующего субъекта, обеспечивающий исполнение вступившего в законную силу решения суда;

- Управление в течение 10 рабочих дней с момента поступления решения (копии решения) суда в ФСТ России готовит проект приказа ФСТ России о введении или прекращении регулирования в отношении хозяйствующего субъекта, обеспечивающий исполнение вступившего в законную силу решения суда.

24. При рассмотрении документов, представленных для принятия решения о введении или прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии применяется упрощенная процедура порядка рассмотрения документов в сферах оказания следующих услуг:

24.1. услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, а именно:

- по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей);

- по передаче внутренней телеграммы;

- по распространению общероссийских телерадиопрограмм;

24.2. услуг в сфере железнодорожных перевозок, а именно:

- по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (за исключением транзита);

24.3. услуг в сфере транспортных терминалах, портах и аэропортах, а именно:

- по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту;

- по обеспечению прохода судов по подходным каналам;

- по ледокольному обеспечению круглогодичной навигации;

- по предоставлению судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

- по предоставлению судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуг систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;

- по обеспечению экологической безопасности в порту;

- по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов;

- по обеспечению авиационной безопасности;

24.4. услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

24.5. услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

24.6. услуг по транспортировке газа по трубопроводам;

24.7. услуг по передаче электрической и тепловой энергии;

24.8. услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

25. Упрощенная процедура порядка рассмотрения документов о введении или прекращении регулирования осуществляется по правилам, содержащимся в главах II, III и V, VI Порядка, с учетом следующих особенностей:

При рассмотрении документов, представленных для принятия решения о введении или прекращении регулирования, анализ деятельности хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке (далее - анализ деятельности хозяйствующего субъекта) проводится в соответствии с пунктом 100 Порядка, данные по проведенному анализу отражаются в заключении, которое готовится профильным Управлением.

Предварительные слушания при упрощенной процедуре порядка рассмотрения документов не проводятся.

26. Особенности рассмотрения документов в зависимости от вида решений, принимаемых по результатам рассмотрения заявлений (предложений), определяется главами III - VI настоящего Порядка.

 

III. Порядок рассмотрения документов, представленных для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии

 

27. В ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, определяется:

- наличие в собственности или на иных законных основаниях имущества, предназначенного для производства товаров (оказания услуг) в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях;

- фактическое осуществление хозяйствующим субъектом деятельности на соответствующем товарном рынке в условиях естественной монополии.

При этом проводится анализ деятельности хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.

28. К заявлению (рекомендуемый образец содержится в приложении 2 к настоящему Порядку) прилагаются документы согласно разделу 1 Перечня документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования.

29. К заявлению, направляемому в ФСТ России, может прилагаться позиция государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов по вопросу введения регулирования в отношении заявителя, а также иная дополнительная информация, необходимая для более быстрого и полного рассмотрения вопроса о введении регулирования, в том числе: действующие договоры, в соответствии с которыми хозяйствующий субъект осуществляет регулируемый вид деятельности; судебные решения; решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции; подтверждение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования (цен) тарифов об осуществлении хозяйствующим субъектом регулируемого вида деятельности.

Сведения, на которые ссылается субъект, обращающийся с предложением о введении регулирования, должны быть подтверждены прилагаемыми документами.

30. Хозяйствующие субъекты, обратившиеся с заявлением, вправе провести независимую экономическую экспертизу своей деятельности на соответствующем товарном рынке в целях определения наличия основания для введения в отношении них регулирования. Результаты независимой экономической экспертизы в виде экспертного заключения могут быть представлены хозяйствующим субъектом вместе с заявлением.

Результаты экспертизы не могут рассматриваться в качестве безусловных и оцениваются наряду с иными обстоятельствами и материалами.

31. Открытие дела о введении регулирования и рассмотрение документов осуществляется на основании:

заявления хозяйствующего субъекта о введении регулирования;

предложения о введении регулирования, поступившего от иных органов (организаций) в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;

документированной информации, находящейся в распоряжении ФСТ России, свидетельствующей о наличии в деятельности хозяйствующего субъекта обстоятельств, указанных в пункте 27 настоящего Порядка.

32. Решение об открытии дела оформляется в виде Уведомления об открытии дела, которое направляется заявителю не позднее 14 рабочих дней со дня поступления в Управление заявления (предложения).

33. Дело о введении регулирования может быть открыто по инициативе ФСТ России в отсутствие заявления хозяйствующего субъекта и предложений иных организаций о введении регулирования при наличии в распоряжении ФСТ России информации, свидетельствующей о наличии в деятельности хозяйствующего субъекта признаков, указанных в пункте 27 настоящего Порядка, либо иных признаков, подтверждающих осуществление деятельности в условиях естественной монополии.

34. Уведомление об открытии дела о введении регулирования готовится Управлением и подписывается заместителем Руководителя ФСТ России либо иным лицом, уполномоченным приказом Руководителя ФСТ России.

35. В случае принятия решения об открытии дела о введении регулирования Управление в течение трех рабочих дней с момента принятия решения должно направить электронную версию решения в структурное подразделение ФСТ России, ответственное за размещение информации на официальном Интернет-сайте ФСТ России, которое в течение двух рабочих дней размещает ее на официальном Интернет-сайте ФСТ России.

36. В случае принятия решения об открытии дела о введении регулирования по инициативе ФСТ России хозяйствующему субъекту, в отношении которого принимается данное решение, направляется письменное уведомление с приложением анкеты (рекомендуемый образец содержится в приложении N 5 к настоящему Порядку) для ее заполнения и предоставления в ФСТ России.

37. На официальном Интернет-сайте ФСТ России подлежат размещению следующие сведения по делу о введении регулирования:

решение об открытии дела о введении регулирования;

приказ ФСТ России, содержащий решение о введении либо об отсутствии оснований для введения регулирования.

38. Хозяйствующему субъекту, в отношении которого ставится вопрос о введении регулирования, а также органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, может быть направлен запрос о представлении документов, которые могут способствовать установлению факта наличия или отсутствия оснований для введения регулирования. Запросы направляются в порядке, установленном главой II настоящего Порядка.

39. Управление передает материалы дела в профильное Управление для дачи заключения по делу в течение 2 рабочих дней со дня направления Уведомления об открытии дела заявителю.

Профильное Управление в течение 30 рабочих дней с даты поступления документов готовит заключение по делу.

В заключении должны содержаться анализ деятельности хозяйствующего субъекта, проведенный в соответствии с главой VI настоящего Порядка, мотивировка предполагаемого решения ФСТ России по делу, в том числе обоснование наличия или отсутствия необходимости проведения по делу независимой экономической экспертизы.

Заключение по делу подписывается начальником профильного Управления.

Профильное Управление готовит в случае необходимости предложение о проведении предварительных слушаний по делу о введении регулирования.

40. Предварительное слушание может проводиться в случае выявления в ходе подготовки дела к рассмотрению существенных расхождений в позициях субъекта естественной монополии, в отношении которого ставится вопрос о введении регулирования и органами (организациями), направившими предложения в ФСТ России.

41. Предварительные слушания проводятся заместителем Руководителя ФСТ России, курирующим соответствующее профильное Управление, либо иным лицом, уполномоченным приказом Руководителя ФСТ России. Итоги предварительных слушаний оформляются протоколом, который приобщается к материалам дела и представляется на заседание Правления.

42. В предварительных слушаниях участвуют полномочные представители субъекта естественной монополии, в отношении которого ставится вопрос о введении регулирования, а также при необходимости представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, потребители (пользователи) услуг субъекта естественной монополии, представители общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов.

Профильное Управление докладывает по вопросам повестки предварительных слушаний и результатам предварительного рассмотрения дела о введении регулирования. Протокол предварительного слушания подписывается заместителем Руководителя ФСТ России, курирующим соответствующее профильное Управление, в течение трех рабочих дней со дня проведения предварительного слушания и приобщается к материалам дела.

43. Профильное Управление, установив необходимость проведения независимой экономической экспертизы представленных документов, готовит соответствующий проект решения ФСТ России.

44. Подготовка дела к рассмотрению должна быть произведена в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня поступления в профильное Управление материалов для дачи заключения по делу. При принятии решения о проведении независимой экономической экспертизы представленных документов, подготовка дела к рассмотрению должна быть произведена не позднее 90 рабочих дней со дня принятия решения об открытии дела.

45. Управление на основании заключения профильного Управления готовит проект приказа ФСТ России:

о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии;

об отсутствии оснований для введения регулирования.

46. Проект приказа ФСТ России вместе с заключением по делу после его визирования начальником Управления, начальником профильного Управления, начальником Юридического управления, начальником Управления делами, заместителем Руководителя ФСТ России, курирующим профильное Управление ФСТ России, в установленном порядке направляются Руководителю ФСТ России для рассмотрения и принятия решения по делу.

47. По результатам рассмотрения материалов дела Руководитель ФСТ России принимает решение о подписании приказа ФСТ России или о возвращении проекта приказа с материалами дела на доработку.

Повторная подготовка дела к рассмотрению, в том числе устранение выявленных недостатков, должна быть произведена не позднее 15 рабочих дней со дня возвращения материалов дела на доработку, за исключением случаев принятия Руководителем ФСТ России решения о проведении независимой экономической экспертизы представленных документов, в том числе повторной.

48. Рассмотрение вопроса о введении регулирования может быть вынесено на Правление Федеральной службы по тарифам.

49. Копия решения о введении регулирования или об отсутствии оснований для введения регулирования направляется заявителю, а также иным лицам, направлявшим заключения по делу, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.

50. Приказ ФСТ России о введении регулирования (отсутствии оснований для введения регулирования) подлежит размещению на официальном Интернет-сайте ФСТ России в течение 5 рабочих дней с момента подписания.

51. Управление делами в течение одного рабочего дня после подписания приказа ФСТ России о введении регулирования направляет копию приказа в Управление для включения соответствующего хозяйствующего субъекта в реестр и в профильное Управление.

 

IV. Порядок рассмотрения документов, представленных для принятия решения об изменении регулирования деятельности субъекта естественной монополии

 

52. В ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения об изменении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, определяется:

- появление в условиях естественной монополии фактической (технической) возможности приобретения товаров (услуг) хозяйствующего субъекта, предоставляющего аналогичные товары (услуги);

- возникновение устойчивой межвидовой (внутривидовой) конкуренции;

- исчезновение (прекращение) одного из вышеуказанных обстоятельств.

53. Хозяйствующие субъекты, обратившиеся с заявлением, вправе провести независимую экономическую экспертизу своей деятельности на соответствующем товарном рынке в целях определения наличия основания для изменения в отношении них регулирования. Результаты независимой экономической экспертизы в виде экспертного заключения могут быть представлены хозяйствующим субъектом вместе с заявлением.

Результаты экспертизы не могут рассматриваться в качестве безусловных и оцениваются наряду с иными обстоятельствами и материалами.

54. Открытие дела об изменении регулирования и рассмотрение документов осуществляется на основании:

заявления хозяйствующего субъекта об изменении регулирования;

предложения об изменении регулирования, поступившего от иных органов (организаций) в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;

документированной информации, находящейся в распоряжении ФСТ России, свидетельствующей о наличии в деятельности хозяйствующего субъекта обстоятельств, указанных в пункте 52 настоящего Порядка.

55. Дело об изменении регулирования может быть открыто по инициативе ФСТ России в отсутствие заявления хозяйствующего субъекта и предложений иных организаций об изменении регулирования при наличии в распоряжении ФСТ России информации, свидетельствующей о наличии в деятельности хозяйствующего субъекта обстоятельств, указанных в пункте 52 настоящего Порядка.

56. К заявлению (рекомендуемый образец содержится в приложении 3 к настоящему Порядку) прилагаются документы согласно разделу 2 Перечня документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования.

57. К заявлению, направляемому в ФСТ России, может прилагаться позиция иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов по вопросу изменения регулирования в отношении заявителя.

Сведения, на которые ссылается субъект, обращающийся с предложением об изменении регулирования, должны быть подтверждены прилагаемыми документами.

58. Решение об открытии дела оформляется в виде Уведомления об открытии дела, которое направляется заявителю не позднее 14 рабочих дней со дня поступления в профильное Управление заявления (предложения).

Уведомление об открытии дела об изменении регулирования готовится профильным Управлением и подписывается заместителем Руководителя ФСТ России, курирующим соответствующее профильное Управление ФСТ России, либо иным лицом, уполномоченным приказом Руководителя ФСТ России.

59. В случае принятия решения об открытии дела об изменении регулирования Управление в течение трех рабочих дней с момента принятия решения должно направить электронную версию решения в структурное подразделение ФСТ России, ответственное за размещение информации на официальном Интернет-сайте ФСТ России, которое в течение двух рабочих дней размещает ее на официальном Интернет-сайте ФСТ России.

В случае принятия решения об открытии дела об изменении регулирования по инициативе ФСТ России хозяйствующему субъекту, в отношении которого принимается данное решение, направляется письменное Уведомление с приложением анкеты (рекомендуемый образец содержится в приложении N 5 к настоящему Порядку) для ее заполнения и предоставления в ФСТ России.

60. На официальном Интернет-сайте ФСТ России подлежат размещению следующие сведения по делу об изменении регулирования:

решение об открытии дела об изменении регулирования;

приказ ФСТ России, содержащий решение об изменении либо об отсутствии оснований для изменения регулирования.

61. Профильное Управление готовит:

предложение о необходимости проведения предварительных слушаний по делу об изменении регулирования;

заключение по делу.

В заключении должны содержаться анализ деятельности хозяйствующего субъекта, проведенный в соответствии с главой VI настоящего Порядка, мотивировка предполагаемого решения ФСТ России по делу, в том числе обоснование наличия или отсутствия необходимости проведения по делу независимой экономической экспертизы.

Заключение по делу подписывается начальником профильного Управления.

62. Хозяйствующему субъекту, в отношении которого ставится вопрос об изменении регулирования, а также органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, может быть направлен запрос об истребовании документов, которые могут способствовать установлению факта наличия или отсутствия оснований для изменения регулирования. Запросы направляются в порядке, установленном главой II настоящего Порядка.

63. Предварительное слушание проводится в случае выявления в ходе подготовки дела к рассмотрению существенных расхождений в позициях субъекта естественной монополии, в отношении которого ставится вопрос об изменении регулирования, органов (организаций), направивших предложения в ФСТ России.

64. Предварительные слушания проводятся заместителем Руководителя ФСТ России, курирующим соответствующее профильное Управление. Итоги предварительных слушаний оформляются протоколом, который приобщается к материалам дела и представляется на заседание Правления.

65. В предварительных слушаниях участвуют полномочные представители субъекта естественной монополии, в отношении которого ставится вопрос об изменении регулирования, а также при необходимости представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, потребители (пользователи) услуг субъекта естественной монополии, представители общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов.

Профильное Управление докладывает по вопросам повестки предварительных слушаний и результатам предварительного рассмотрения дела об изменении регулирования.

Протокол предварительного слушания подписывается заместителем Руководителя ФСТ России, курирующим соответствующее профильное Управление, в течение трех рабочих дней со дня проведения предварительного слушания.

66. Подготовка дела к рассмотрению должна быть произведена в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня принятия решения об открытии дела. При принятии решения о проведении независимой экономической экспертизы представленных документов подготовка дела к рассмотрению должна быть произведена не позднее 90 рабочих дней со дня принятия решения об открытии дела.

Профильное Управление, установив необходимость проведения независимой экономической экспертизы представленных документов, готовит соответствующий проект решения ФСТ России.

67. На основании заключения по делу, проведенных по делу независимой экономической экспертизы, протокола предварительных слушаний профильное Управление готовит проект приказа ФСТ России:

об изменении регулирования деятельности субъекта естественной монополии;

об отсутствии оснований для изменения регулирования деятельности субъекта естественной монополии.

68. Решение об изменении регулирования предполагает изменение мер регулирования, применяемых к субъекту естественных монополий, в том числе в зависимости от экономического обоснования, может содержать положения:

о неприменении (применении) к субъекту естественных монополий ценового регулирования, осуществляемого посредством установления цен (тарифов);

об установлении ФСТ России правил применения цен в отношении конкретного субъекта естественных монополий в соответствии со статьей 11 Закона о естественных монополиях;

о формах и мерах контроля за субъектом естественной монополии, в отношении которого вводится изменение регулирования;

об иных применяемых мерах регулирования и контроля в соответствии с Законом о естественных монополиях.

69. При определении формы контроля за субъектом естественной монополии, в решении об изменении регулирования (в правилах применения цен) указывается:

перечень документов, подлежащих предоставлению в ФСТ России в целях мониторинга деятельности субъекта естественной монополии на соответствующем товарном рынке;

периодичность предоставления документов и иной информации.

70. Проект приказа ФСТ России вместе с заключением по делу после его визирования начальником профильного Управления, начальником Юридического управления, начальником Управления, начальником Управления делами, заместителем Руководителя ФСТ России, курирующим профильное Управление ФСТ России, в установленном порядке направляются Руководителю ФСТ России для рассмотрения и принятия решения по делу.

71. По результатам рассмотрения материалов дела Руководитель ФСТ России принимает решение о подписании приказа ФСТ России или о возвращении проекта приказа с материалами дела на доработку.

Повторная подготовка дела к рассмотрению, в том числе устранение выявленных недостатков, должна быть произведена не позднее 15 рабочих дней со дня возвращения материалов дела на доработку, за исключением случаев принятия Руководителем ФСТ России решения о проведении независимой экономической экспертизы представленных документов, в том числе, повторной.

72. Рассмотрение вопроса об изменении регулирования может быть вынесено на Правление Федеральной службы по тарифам.

73. Копия решения об изменении регулирования или об отсутствии оснований для изменения регулирования направляется заявителю, а также иным лицам, направлявшим заключения по делу, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.

74. Приказ ФСТ России об изменении регулирования (отсутствии оснований для изменения регулирования) подлежит размещению на официальном Интернет-сайте ФСТ России в течение 5 рабочих дней с момента подписания.

75. Настоящая глава Порядка не применяется в случае, если у субъекта естественной монополии, включенного в реестр субъектов естественных монополий, произошли изменения, влекущие за собой внесение изменений в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (изменение наименования, смена организационно-правовой формы, изменение юридического адреса). В этом случае хозяйствующий субъект обращается с заявлением о внесении изменений в реестр в соответствии с Административным регламентом по формированию и ведению реестра субъектов естественных монополий.

 

V. Порядок рассмотрения документов, представленных для принятия решения о прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии

 

76. В ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения о прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии (далее - прекращение регулирования) определяется:

- утрата хозяйствующим субъектом, в отношении которого осуществляется регулирование, обстоятельств, указанных в пункте 27 настоящего Порядка;

- утрата хозяйствующим субъектом, в отношении которого осуществляется регулирование, статуса юридического лица;

- реструктуризация вертикально интегрированного субъекта естественной монополии и выделение потенциально конкурентного вида деятельности в отдельное юридическое лицо, не аффилированное с субъектом естественной монополии (прекращение регулирования в отношении субъекта, осуществляющего конкурентный вид деятельности);

- прекращение статуса субъекта естественной монополии в связи с вступлением в силу решения суда.

77. Хозяйствующие субъекты, обратившиеся с заявлением, вправе провести независимую экономическую экспертизу своей деятельности на соответствующем товарном рынке в целях определения наличия основания для прекращения в отношении них регулирования. Результаты независимой экономической экспертизы в виде экспертного заключения могут быть представлены хозяйствующим субъектом вместе с заявлением.

Результаты экспертизы не могут рассматриваться в качестве безусловных и оцениваются наряду с иными обстоятельствами и материалами.

78. Открытие дела о прекращении регулирования и рассмотрение документов осуществляется на основании:

заявления хозяйствующего субъекта о прекращении регулирования;

предложения о прекращении регулирования, поступившего от иных организаций согласно пункту 4 настоящего Порядка;

документированной информации, находящейся в распоряжении ФСТ России, свидетельствующей о наличии в деятельности хозяйствующего субъекта обстоятельств, указанных в пункте 76 настоящего Порядка.

79. Решение об открытии дела оформляется в виде Уведомления об открытии дела, которое направляется заявителю не позднее 14 рабочих дней со дня поступления в Управление заявления (предложения).

80. Дело о прекращении регулирования может быть открыто по инициативе ФСТ России в отсутствие заявления хозяйствующего субъекта и предложений иных организаций о прекращении регулирования при наличии в распоряжении ФСТ России информации, свидетельствующей о наличии в деятельности хозяйствующего субъекта признаков, указанных в пункте 79 настоящего Порядка.

81. К заявлению (рекомендуемый образец содержится в приложении 4 к настоящему Порядку) прилагаются документы, согласно разделу 3 Перечня документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования.

82. К заявлению, направляемому в ФСТ России, может прилагаться позиция государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов по вопросу прекращения регулирования в отношении заявителя, а также иная дополнительная информация, необходимая для более быстрого и полного рассмотрения вопроса о прекращении регулирования.

Сведения, на которые ссылается субъект, обращающийся с предложением об изменении регулирования, должны быть подтверждены прилагаемыми документами.

83. Уведомление об открытии дела о прекращении регулирования готовится Управлением и подписывается заместителем Руководителя ФСТ России либо иным лицом, уполномоченным приказом Руководителя ФСТ России.

84. В случае принятия решения об открытии дела о прекращении регулирования Управление в течение трех рабочих дней с момента принятия решения должно направить электронную версию решения в структурное подразделение ФСТ России, ответственное за размещение информации на официальном Интернет-сайте ФСТ России, которое в течение двух рабочих дней размещает ее на официальном Интернет-сайте ФСТ России.

В случае принятия решения об открытии дела о прекращении регулирования по инициативе ФСТ России хозяйствующему субъекту, в отношении которого принимается данное решение, направляется письменное Уведомление с приложением анкеты (рекомендуемый образец содержится в приложении N 5 к настоящему Порядку) для ее заполнения и предоставления в ФСТ России.

85. На официальном Интернет-сайте ФСТ России подлежат размещению следующие сведения по делу о прекращении регулирования:

решение об открытии дела о прекращении регулирования;

приказ ФСТ России, содержащий решение о прекращении либо об отсутствии оснований для прекращения регулирования.

86. Хозяйствующему субъекту, в отношении которого ставится вопрос о прекращении регулирования, а также органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, может быть направлен запрос об истребовании документов, которые могут способствовать установлению факта наличия или отсутствия оснований для прекращения регулирования. Запросы направляются в порядке, установленном главой II настоящего Порядка.

87. Управление передает материалы дела в профильное Управление для дачи заключения по делу в течение 2 рабочих дней со дня направления Уведомления об открытии дела заявителю.

Профильное Управление в течение 30 рабочих дней с даты поступления документов готовит заключение по делу.

В заключении должны содержаться анализ деятельности хозяйствующего субъекта, проведенный в соответствии с главой VI настоящего Порядка, мотивировка предполагаемого решения ФСТ России по делу, в том числе обоснование наличия или отсутствия необходимости проведения по делу независимой экономической экспертизы.

Заключение по делу подписывается начальником профильного Управления.

Профильное Управление готовит в случае необходимости предложение о проведении предварительных слушаний по делу о прекращении регулирования.

88. Предварительное слушание может проводиться в случае выявления в ходе подготовки дела к рассмотрению существенных расхождений в позициях субъекта естественной монополии, в отношении которого ставится вопрос о прекращении регулирования, органов (организаций), направивших предложения в ФСТ России.

89. Предварительные слушания проводятся заместителем Руководителя ФСТ России, курирующим соответствующее профильное Управление, либо иным лицом, уполномоченным приказом Руководителя ФСТ России. Итоги предварительных слушаний оформляются протоколом, который приобщается к материалам дела и представляется на заседание Правления.

90. В предварительных слушаниях участвуют полномочные представители субъекта естественной монополии, в отношении которого ставится вопрос о прекращении регулирования, а также при необходимости представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, потребители (пользователи) услуг субъекта естественной монополии, представители общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов.

Профильное Управление докладывает по вопросам повестки предварительных слушаний и результатам предварительного рассмотрения дела о прекращении регулирования. Протокол предварительного слушания подписывается заместителем Руководителя ФСТ России, курирующим соответствующее профильное Управление, в течение трех рабочих дней со дня проведения предварительного слушания, и приобщается к материалам дела.

91. Подготовка дела к рассмотрению должна быть произведена в срок, не превышающий 60 рабочих дней со дня поступления в профильное Управление материалов для дачи заключения по делу. При принятии решения о проведении независимой экономической экспертизы представленных документов подготовка дела к рассмотрению должна быть произведена не позднее 90 рабочих дней со дня принятия решения об открытии дела.

Профильное Управление, установив необходимость проведения независимой экономической экспертизы представленных документов, готовит соответствующий проект решения ФСТ России.

92. Управление на основании заключения профильного Управления готовит:

проект приказа ФСТ России о прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии;

проект приказа ФСТ России об отсутствии оснований для прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии.

93. Проект приказа ФСТ России после его визирования начальником Управления, начальником профильного Управления, начальником Юридического управления, начальником Управления делами, заместителем Руководителя ФСТ России, курирующим профильное Управление ФСТ России, в установленном порядке направляются Руководителю ФСТ России для рассмотрения и принятия решения по делу.

94. По результатам рассмотрения материалов дела Руководитель ФСТ России принимает решение о подписании подготовленного проекта приказа ФСТ России или о возвращении материалов дела на доработку.

Повторная подготовка дела к рассмотрению, в том числе устранение выявленных недостатков, должна быть произведена не позднее 15 рабочих дней со дня возвращения материалов дела на доработку, за исключением случаев принятия Руководителем ФСТ России решения о проведении независимой экономической экспертизы представленных документов, в том числе повторной.

95. Рассмотрение вопроса о прекращении регулирования может быть вынесено на Правление Федеральной службы по тарифам.

96. Копия решения о прекращении регулирования или об отсутствии оснований для прекращения регулирования направляется заявителю, а также иным лицам, направлявшим заключения по делу, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.

97. Приказ ФСТ России о прекращении регулирования (отсутствии оснований для прекращения регулирования) подлежит размещению на официальном Интернет-сайте ФСТ России в течение 5 рабочих дней с момента подписания.

98. Управление делами в течение одного рабочего дня после подписания приказа ФСТ России о прекращении регулирования направляет копию приказа в Управление для исключения соответствующего хозяйствующего субъекта из реестра и в профильное Управление.

 

VI. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта

 

99. В ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования субъекта естественной монополии, производится анализ деятельности хозяйствующего субъекта.

100. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта может не проводиться по критериям, указанным в пунктах 104-107.3, 108-108.6 Порядка, если основания (условия) для введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъекта естественной монополии могут быть достоверно установлены в ходе рассмотрения представленных документов и без оценки указанных критериев.

101. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта проводится профильным Управлением ФСТ России. В этом случае результаты анализа излагаются в заключении.

В случаях, предусмотренных настоящим Порядком, анализ деятельности хозяйствующего субъекта проводится независимыми экспертами в форме независимой экономической экспертизы деятельности хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.

102. В соответствии с пунктами 30, 53, 77 Порядка анализ деятельности может быть проведен самостоятельно хозяйствующим субъектом, в отношении которого рассматривается вопрос о введении, изменении или прекращении регулирования.

103. Анализ деятельности, проведенный хозяйствующим субъектом или независимыми экспертами, представляется в ФСТ России в форме экспертного заключения, рекомендуемые требования к которому содержатся в данном Порядке.

104. В ходе анализа деятельности хозяйствующего субъекта в целях определения наличия (отсутствия) состояния естественной монополии используется сводная информация, содержащаяся в Таблице 1.

 

Таблица 1

 

Показатель

Год

Т-3

Год

Т-2

Год

Т-1

Текущий год (Т)

Год

Т+1

Год

Т+2

Год

Т+3

Оптимальный по издержкам объем производства хоз. субъекта (Q_опт)

 

 

 

 

 

 

 

Емкость рынка (Q_р)

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая строка таблицы содержит такую величину объема производства регулируемого товара (услуги) данным хозяйствующим субъектом, при которой достигается минимум функции его средних издержек.

Вторая строка содержит оценку емкости рынка данного товара (услуги) и товаров (услуг) - заменителей, на котором данный производитель конкурирует с другими производителями.

Оба показателя приводятся в натуральном выражении в тех единицах, в которых измеряется количество данного товара (услуги), таких как тонны, тонно-километры, часы, киловатты и др.

Рынок находится в состоянии естественной монополии, если в течение устойчивого периода времени выполняется неравенство , - если только при проведении анализа деятельности хозяйствующего субъекта не будет установлено, что несмотря на невыполнение указанного неравенства, рынок находится в состоянии естественной монополии.

105. Оценка величины оптимального по издержкам объема производства хозяйствующим субъектом регулируемого товара (услуги) осуществляется на основе предоставленных им данных об объемах и издержках производства.

Считается, что кривая средних издержек является убывающей на всем диапазоне значений величины объема производства, допускаемых имеющимися у субъекта производственными мощностями. При этом за оптимальную величину объема производства принимается максимально технически допустимый объем производства, уменьшенный на 10%.

Во временном разрезе указанная оценка осуществляются следующим образом:

а) для отчетного периода (предыдущих трех лет) используются фактические данные, предоставляемые хозяйствующим субъектом;

б) для текущего и планового периода используются следующие данные:

- при наличии утвержденной инвестиционной программы хозяйствующего субъекта - плановые величины максимальных производственных мощностей при реализации инвестиционной программы;

- при отсутствии утвержденной инвестиционной программы - максимальное число из следующих двух величин (для каждого года) - прогноза производственных мощностей, предоставленного хозяйствующим субъектом, и прогноза производственных мощностей на основе данных отчетного периода и текущего года.

Прогноз производственных мощностей на основе данных отчетного периода и текущего года осуществляется путем вычисления среднего прироста максимальных производственных мощностей за предыдущие периоды и экстраполяции этой величины среднего прироста на будущие периоды по следующей формуле:

 

,

i=1, 2, 3

 

106. Емкость товарного рынка оценивается следующим образом:

а) определяются географические границы рынка (Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования и др.);

б) исследуется описание производимого хозяйствующим субъектом товара (услуги) вместе с его кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), а также перечнем тех хозяйствующих субъектов, которые конкурируют с ним на этом рынке вместе с кодами по ОКПД производимых ими товаров (услуг) - заменителей;

в) ФСТ России направляет заявку в Федеральную службу государственной статистики (или ее территориальные органы) о предоставлении сведений об объемах производства данного товара (услуги) и товаров (услуг) - заменителей на данной территории (на данном товарном рынке) всеми хозяйствующими субъектами, а также теми, которые указаны регулируемым субъектом в качестве конкурентов за предыдущие три года с разбивкой по годам;

г) после получения данных из органов государственной статистики ФСТ России суммирует объемы производства данного товара (услуги) и товаров (услуг) - заменителей по предыдущим годам;

д) при наличии дополнительных источников информации об объеме производимых товаров (услуг), в том числе у других федеральных и территориальных (региональных) органов исполнительной власти (контрольных, надзорных, лицензирующих), ФСТ России направляет запрос о предоставлении соответствующей информации по прошедшим годам и при получении этой информации сравнивает ее с данными, полученными из Федеральной службы государственной статистики. При несовпадении данных выбирается меньшее значение;

е) заполняются ячейки нижней сроки таблицы, соответствующие прошедшим годам;

ж) вычисляется - средний темп годового прироста емкости рынка за отчетный период. На его основе вычисляется прирост емкости товарного рынка в текущем и последующих годах по следующей формуле:

 

,

i=1, 2, 3

 

107. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта в сфере услуг общедоступной электросвязи проводится по услугам междугородной, внутризоновой и местной телефонной связи с учетом особенностей их оказания.

107.1. При рассмотрении вопроса о введении, изменении или прекращении регулирования следует учитывать, что обеспечение возможности выбора абонентами сети фиксированной телефонной связи оператора, оказывающего услуги междугородной телефонной связи при каждом вызове (технологический критерий), может свидетельствовать о наличии конкуренции.

На рынке услуг "предоставление междугородных телефонных соединений" для каждого субъекта Российской Федерации рассчитывается коэффициент рыночной концентрации () по следующей формуле:

 

,

 

- доля объема услуг "предоставление междугородных телефонных соединений", оказываемых i-ым оператором сети фиксированной телефонной связи в пределах субъекта Российской Федерации, определяемая как отношение объема услуг "предоставление междугородных телефонных соединений" i-ого оператора сети фиксированной телефонной связи к общему объему услуг "предоставление междугородных телефонных соединений", оказываемых всеми операторами сети фиксированной телефонной связи в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации;

n - число операторов сети фиксированной телефонной связи, оказывающих услугу "предоставление междугородных телефонных соединений" в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решение о введении, изменении или прекращении регулирования тарифов на услугу "предоставление междугородных телефонных соединений" на территории соответствующего субъекта Российской Федерации принимается с учетом расчетного значения коэффициента рыночной концентрации () и его соответствия пороговым значениям в представленной ниже таблице:

 

Пороговые значения К_МГ

Применяемый метод регулирования

К_МГ>=0,60

Введение регулирования, установление цен (тарифов)

0,25<=К_МГ<0,60

Изменение регулирования, контроль

К_МГ<0,25

Отсутствие регулирования или прекращение ценового регулирования

 

При этом введение регулирования осуществляется только для того оператора связи, оказывающего услугу "предоставление междугородных телефонных соединений", доля которого в пределах субъекта Российской Федерации () превышает 0,70.

107.2. При рассмотрении вопроса о введении, изменении или прекращении регулирования следует учитывать, что на рынке услуг "предоставление внутризоновых телефонных соединений" обеспечение возможности выбора абонентами сети фиксированной телефонной связи оператора, оказывающего услугу "предоставление внутризоновых телефонных соединений" (технологический критерий), может свидетельствовать о наличии конкуренции.

На рынке услуг "предоставление внутризоновых телефонных соединений" для каждого субъекта Российской Федерации рассчитывается коэффициент рыночной концентрации () по следующей формуле:

 

,

 

- доля объема услуг "предоставление внутризоновых телефонных соединений", предоставляемых i-ым оператором сети фиксированной телефонной связи в пределах субъекта Российской Федерации, определяемая как отношение объема услуг "предоставление внутризоновых телефонных соединений" i-ого оператора сети фиксированной телефонной связи к общему объему услуг "предоставление внутризоновых телефонных соединений", оказываемых всеми операторами сети фиксированной телефонной связи в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации;

n - число операторов сети фиксированной телефонной связи, оказывающих услугу "предоставление внутризоновых телефонных соединений" в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решение о введении, изменении или прекращении регулирования тарифов на услугу "предоставление внутризоновых телефонных соединений" на территории соответствующего субъекта Российской Федерации принимается с учетом расчетного значения коэффициента рыночной концентрации () и его соответствия пороговым значениям в представленной ниже таблице:

 

Пороговые значения К_ВЗ

Применяемый метод регулирования

К_ВЗ>=0,60

Введение регулирования, установление цен (тарифов)

0,25<=К_ВЗ<0,60

Изменение регулирования, контроль

К_ВЗ<0,25

Отсутствие регулирования или прекращение ценового регулирования

 

При этом введение регулирования осуществляется только для того оператора связи, оказывающего услугу "предоставление внутризоновых телефонных соединений", доля которого в пределах субъекта Российской Федерации () превышает 0,70.

107.3. При рассмотрении вопроса о введении, изменении или прекращении регулирования следует учитывать, что на рынке услуг местной телефонной связи обеспечение возможности выбора абонентами сети фиксированной телефонной связи оператора, оказывающего услуги местной телефонной связи (технологический критерий), может свидетельствовать о наличии конкуренции.

Для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи рассчитывается коэффициент рыночной концентрации () для каждого оператора сети фиксированной телефонной связи по территориям муниципальных образований по следующей формуле:

 

,

 

- доля задействованной номерной емкости i-ого оператора сети фиксированной телефонной связи, оказывающего услуги местной телефонной связи, на территории муниципального образования, определяемая как отношение задействованной номерной емкости i-ого оператора сети фиксированной телефонной связи на территории соответствующего муниципального образования к общей задействованной номерной емкости всех операторов сети фиксированной телефонной связи, оказывающих услуги местной телефонной связи в пределах территории соответствующего муниципального образования;

- доля объема местных телефонных соединений, предоставляемых i-ым оператором сети фиксированной телефонной связи в пределах территории соответствующего муниципального образования, определяемая как отношение объема местных телефонных соединений, оказываемых i-ым оператором сети фиксированной телефонной связи, к общему объему местных телефонных соединений, оказываемых всеми операторами сети фиксированной телефонной связи в пределах территории соответствующего муниципального образования.

В случае отсутствия повременного учета местных телефонных соединений в пределах территории соответствующего муниципального образования значение коэффициента рыночной концентрации () рассчитывается по следующей формуле:

 

,

 

Решение о введении, изменении или прекращении регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи, оказываемые оператором связи, в пределах территории соответствующего муниципального образования принимается с учетом расчетного значения коэффициента рыночной концентрации () и его соответствия пороговым значениям в представленной ниже таблице:

 

Пороговые значения К_МЕСТ

Применяемый метод регулирования

К_МЕСТ>=0,50

Введение регулирования, установление цен (тарифов)

0,01<=К_МЕСТ<0,50

Изменение регулирования, контроль

К_МЕСТ<0,01

Отсутствие регулирования или прекращение ценового регулирования

 

108. Анализ деятельности хозяйствующего субъекта в сфере регулируемых услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1887; 2009, N 30, ст. 3836; 2010, N 19, ст. 2316), и регулируемых услуг в сфере железнодорожных перевозок, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4051) проводится с применением следующих особенностей:

108.1. Определение продуктовых границ товарного рынка в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, в сфере железнодорожных перевозок осуществляется в следующем порядке:

а) определение услуги: наименование, функциональное назначение, технические характеристики, требуемое технологическое оснащение;

б) выявление услуг-заменителей;

в) определение перечня потребителей услуг на рассматриваемом рынке.

Выявление услуг-заменителей осуществляется по критерию взаимозаменяемости, а именно:

- функциональная взаимозаменяемость различных услуг, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данной услуги и ее предполагаемых заменителей;

- сходство потребительских свойств услуги и ее заменителей, которое устанавливается в результате сопоставления физических, технических, эксплуатационных и ценовых характеристик и ее предполагаемых заменителей.

108.2. Определение географических границ товарного рынка в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, в сфере железнодорожных перевозок.

Географические границы товарного рынка определяются направлениями движения грузопотоков по маршрутам перевозочной деятельности. Определение географических границ осуществляется в следующем порядке:

а) определение уровня рассматриваемого товарного рынка (федеральный, межрегиональный, региональный или местный) в зависимости от географии поставок определенных номенклатур грузов или оказания соответствующих услуг, географии пассажиропотоков;

б) оценка экономической возможности потребителей приобретать услуги в рамках рассматриваемых границ в зависимости от изменения стоимости оказываемых услуг;

в) определение технических и административных ограничений, препятствующих переходу от одного производителя услуг к другому.

108.3. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, в сфере железнодорожных перевозок.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке включает в себя выявление, к какому типу рынков относится рассматриваемый товарный рынок, определение уровня рыночной концентрации. Данная оценка проводится на базе статистической информации о перевозках пассажиров и грузов альтернативными видами транспорта, виду и составу перевозчиков на данном рынке, возможностях приема и обработки грузов, перевозимых альтернативными видами транспорта, сложившихся ценах на транспортные услуги в границах исследуемого товарного рынка.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляется в следующем порядке:

а) определение состава хозяйствующих субъектов (производителей услуг и посредников), включая субъектов естественных монополий, действующих на рассматриваемом товарном рынке;

б) выявление прямых или потенциальных конкурентов субъектов естественных монополий (хозяйствующих субъектов, напрямую не конкурирующих с рассматриваемым субъектом естественной монополии, но имеющих необходимые производственные мощности, чтобы оказывать конкурентное давление);

в) определение фактического уровня рыночной концентрации и доли рынка для каждого субъекта естественной монополии;

г) оценка степени аффилированности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке и определение масштабов перекрестного владения капиталом;

д) проведение анализа обеспеченности транспортной инфраструктурой территории в географических границах соответствующего товарного рынка, установление наличия (отсутствия) межвидовой конкуренции и степени ее влияния на финансово-экономические показатели деятельности рассматриваемого хозяйствующего субъекта на основании информации, предоставляемой субъектом естественной монополии, а также федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики в сфере услуг субъектов естественных монополий и непосредственно в сфере транспорта;

е) определение степени преодолимости экономических и технологических барьеров входа на товарный рынок новых участников.

108.4. Анализ технико-экономических показателей деятельности субъектов естественной монополии в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, в сфере железнодорожных перевозок осуществляется в следующем порядке:

а) анализ изменения реальных производственных расходов субъекта естественной монополии, рассчитываемых в ценах базисного периода, относительно изменения объемов работ (услуг), расчет эластичности расходов по объемам работ (услуг) осуществляемый на временном интервале, включающем как минимум три отчетных года;

б) оценка объемов и структуры основных производственных фондов, состояния производственных мощностей (степень морального и физического износа, фактическое время работы относительно планового) на момент проведения анализа и прогноз динамики изменения производственных мощностей на среднесрочную перспективу.

108.5. Оценка социально-экономических последствий прекращения или изменения регулирования в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, в сфере железнодорожных перевозок.

Оценка социально-экономических последствий прекращения или изменения регулирования предполагает формирование прогноза развития соответствующего товарного рынка в случае прекращения или изменения регулирования в части ожидаемого изменения тарифной нагрузки на потребителей соответствующих услуг и финансово-экономических показателей деятельности субъектов естественных монополий.

108.6. Основным критерием оценки уровня конкуренции является коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый по следующей формуле:

 

, где

 

КР - коэффициент рыночной концентрации;

- доля объема работ (услуг), предоставляемых i-м хозяйствующим субъектом, функционирующим на рассматриваемом товарном рынке;

n - количество хозяйствующих субъектов, функционирующих на рассматриваемом товарном рынке.

Решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий принимаются с учетом расчетного значения для каждого хозяйствующего субъекта КР и его соответствия пороговым значениям в представленной ниже таблице:

 

Пороговые значения КР

Применяемый метод регулирования

0,75<=КР<=1

Введение регулирования, установление цен (тарифов) или индексов их изменения

0,5<=КР<0,75

Изменение регулирования

КР<0,5

Отсутствие регулирования или прекращение ценового регулирования

 

109. В экспертное заключение, представляемое в ФСТ России, рекомендуется включать следующий состав информации:

1. Общие положения.

Раздел включает следующие сведения:

а) цели и задачи исследования (формулируются применительно к введению, изменению или прекращению регулирования деятельности субъекта естественной монополии);

б) источники используемой информации;

в) обоснование выбранного интервала исследования (минимальное требование: временной интервал должен включать как минимум три отчетных года, текущий год и три плановых года);

2. Анализ издержек.

Раздел содержит построение функции средних издержек хозяйствующего субъекта для всех периодов времени, включенных в анализ.

3. Анализ спроса.

Раздел содержит построение совокупной функции спроса на товарном рынке и вычисление эластичности на основе результатов, полученных в следующих подразделах:

а) определение продуктовых границ товарного рынка в сферах (сегментах), где предполагается введение, изменений или прекращение регулирования деятельности субъекта естественной монополии:

- наименование товара (услуги);

- основные потребительские свойства товара (услуги);

- перечень групп покупателей на рассматриваемом рынке;

- перечисление группы взаимозаменяемых товаров (услуг) в сопоставлении с товаром (работами, услугами), производимыми субъектом естественной монополии;

- метод определения и выводы о продуктовых границах товарного рынка с участием субъекта естественной монополий и иных хозяйствующих субъектов, производящих взаимозаменяемые товары (услуги);

- информацию, подтверждающую выводы о взаимозаменяемости товаров (работ, услуг);

б) определение географических границ товарного рынка в сферах (сегментах), где предполагается введение, изменение или прекращение регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

- уровень рассматриваемого товарного рынка (федеральный, межрегиональный, региональный или местный);

- метод определения и выводы о географических границах товарного рынка;

- информацию, подтверждающую или уточняющую выводы об экономической возможности покупателей приобретать товары (услуги) в рамках рассматриваемых границ товарного рынка;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, включая субъектов естественных монополий и иных субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке с учетом:

- перечень продавцов (производителей и посредников) с указанием их наименования и адреса (места нахождения);

- условия, позволяющие объединить действующих на рассматриваемом товарном рынке хозяйствующих субъектов в группы лиц;

г) оценку взаимозаменяемости товаров (услуг), производимых субъектами естественной монополии на конкретном товарном рынке с иными товарами (услугами);

- перечень продавцов (производителей и посредников) товаров (услуг) - заменителей с указанием их наименования и адреса (места нахождения);

- условия, позволяющие объединить хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках товаров (услуг) - заменителей, в группы лиц;

- условия обращения товаров (услуг) - заменителей, ограничивающие экономические возможности приобретения товаров (услуг) покупателем (покупателями);

д) расчет совокупной функции спроса и эластичности спроса на товарном рынке с учетом межвидовой (внутривидовой) конкуренции;

4. Сводный анализ.

Раздел должен содержать следующие подразделы:

а) заключение о наличии состояния естественной монополии на товарном рынке с учетом межвидовой (внутривидовой) конкуренции на основе сопоставления индивидуальной функции издержек рассматриваемого хозяйствующего субъекта с совокупной функцией спроса на товарном рынке с учетом товаров (услуг) - заменителей;

б) заключение о перспективах демонополизации товарного рынка, находящегося в состоянии естественной монополии, включая:

- оценку преодолимости существующих барьеров входа на товарный рынок;

- оценку перспектив развития конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке с участием субъектов естественных монополий;

- рекомендации по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке;

в) прогноз развития соответствующего товарного рынка в случае прекращения или изменения регулирования с учетом защиты интересов потребителей на данном рынке:

- прогноз финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов (включая субъектов естественных монополий) в случае прекращения или изменения регулирования;

- прогноз динамики цен на товары (услуги), включая взаимозаменяемые товары (услуги) в случае прекращения или изменения регулирования;

- оценка выгод и иных последствий для производителей и потребителей в случае прекращения или изменения регулирования;

- возможности потребителей по защите своих интересов в условиях прекращения или изменения регулирования;

г) заключение о необходимости введения, изменения или прекращения регулирования деятельности соответствующих субъектов естественных монополий.

110. Экспертное заключение рассматривается ФСТ России наряду с иными документами, представленными для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъекта естественных монополий.

 


Приказ Федеральной службы по тарифам от 13 октября 2010 г. N 481-э "Об утверждении Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2010 г.

Регистрационный N 19336


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 29 декабря 2010 г. N 295


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Федеральной службы по тарифам от 16 декабря 2014 г. N 2242-с

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ ФСТ России от 1 ноября 2013 г. N 1360-э

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ ФСТ России от 12 апреля 2013 г. N 406-э

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ ФСТ России от 27 июля 2011 г. N 427-э

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ ФСТ России от 23 мая 2011 г. N 221-э

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа