Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки
035000 Издательское дело
(квалификация (степень) "бакалавр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2009 г. N 825)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой комплекс требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 035000 Издательское дело образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- высшее профессиональное образование; |
ООП |
- основная образовательная программа; |
ОК |
- общекультурные компетенции; |
ПК |
- профессиональные компетенции; |
УЦ ООП |
- учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП бакалавриата |
62 |
бакалавр |
4 года |
240* |
______________________________
* Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
V.# Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает подготовку, выпуск и распространение издательской продукции в печатной и цифровой форме; охватывает технологию, технические и программные средства, управление, экономику и маркетинг, исследовательскую деятельность в области издательского дела.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: книга, журнал, газета; печатное издание, электронное издание; текст, нетекстовые элементы; произведение литературы; вербальная и визуальная информация; авторский оригинал, издательский оригинал; цифровой документ; средства и технологии обработки, хранения, передачи, вывода и распространения информации; формы и процессы редакционно-издательской деятельности, распространения издательской продукции, информационное и организационно-управленческое обеспечение издательского дела; научное знание в области издательского дела.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 035000 Издательское дело готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
издательский маркетинг;
редакционная подготовка печатных и электронных изданий;
управление издательскими процессами;
распространение издательской продукции;
научно-исследовательской работа.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 035000 Издательское дело должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
издательский маркетинг:
исследование книжного рынка, рынка электронных изданий, рынка средств массовой информации;
анализ конкурентной среды;
изучение спроса и предложения на издательскую продукцию;
участие в выработке маркетинговой стратегии и планировании маркетинговой деятельности издающей организации;
участие в формировании тематических планов;
участие в разработке новых издательских проектов;
рекламное сопровождение издательского проекта;
работа с рекламодателями и рекламными агентствами;
участие в маркетинговых мероприятиях по продвижению издательской продукции;
редакционная подготовка печатных и электронных изданий:
разработка концепции издания;
анализ и рецензирование авторских заявок и авторских оригиналов;
редактирование авторских оригиналов, газетно-журнальных, рекламных материалов; цифровых документов;
подготовка издательских оригиналов;
использование системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) в технологическом цикле подготовки изданий;
использование информационных технологий и программного обеспечения;
подготовка структуры и контента электронного издания;
использование профессиональных баз данных;
управление издательскими процессами:
организация и координация редакционно-издательских процессов;
участие в разработке бизнес-плана издательского проекта;
оформление издательских (лицензионных) договоров;
определение трудоемкости различных редакционно-издательских работ;
анализ данных по реализации издательских проектов;
оперативный контроль производственных ситуаций;
организация документооборота;
распространение издательской продукции:
формирование библиографической информации (ретроспективной, текущей, перспективной);
использование информационных технологий и программного обеспечения распространения изданий;
участие в подготовке и проведении рекламных мероприятий на предприятиях распространения издательской продукции;
обслуживание оптовых и розничных покупателей;
формирование ассортимента оптовых и розничных каналов распространения издательской продукции;
анализ клиентской базы;
научно-исследовательская деятельность:
выработка, обоснование и внедрение инновационных решений в области редакционно-издательских, информационных и маркетинговых технологий в издательском деле;
составление отчетов, подготовка рефератов, публикаций, научных докладов.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);
логически верно, ясно и аргументировано выражать мысли в устной и письменной форме (ОК-2);
быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);
использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к профессиональной деятельности (ОК-8);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);
понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-15);
владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);
владеть методами физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17)
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
издательский маркетинг:
выявлять покупательский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру ее рынка (ПК-1);
участвовать в формировании репертуара издательства (ПК-2);
определять характеристики проектируемых книжных, газетно-журнальных, рекламных, электронных и других изданий (ПК-3);
взаимодействовать с рекламодателями и рекламными агентствами (ПК-4);
участвовать в маркетинговых мероприятиях издательства (ПК-5);
рассчитывать рентабельность конкретного издательского проекта (ПК-6);
работать с клиентской базой издательства, участвовать в переговорах (ПК-7);
редакционная подготовка печатных и электронных изданий:
владеть приемами и методами аналитико-синтетической переработки потоков информации (ПК-8);
обосновать концепцию издания (ПК-9);
понимать сущностные характеристики произведения и издания (ПК-10);
реализовать издательский проект (ПК-11);
участвовать в планировании, формировании и выпуске номера периодического издания (ПК-12);
участвовать в формировании тематического плана и издательского портфеля (ПК-13);
использовать информационные технологии и программное обеспечение при разработке издательских проектов (ПК-14);
соблюдать технологические требования при разработке издательских проектов (ПК-15);
оценивать авторские заявки и авторские оригиналы (ПК-16);
редактировать авторские оригиналы книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контент цифровых документов (ПК-17);
совершенствовать форму литературных произведений, обосновывая виды правки авторского текста (ПК-18);
разрабатывать состав, структуру и аппарат издания (ПК-19);
разрабатывать предложения по дизайну издания (ПК-20);
формировать издательский оригинал и готовить издание к выпуску (ПК-21);
контролировать качество художественного оформления и полиграфического исполнения издания (ПК-22);
формировать структуру и контент электронных изданий, применять программные средства их разработки (ПК-23);
управление издательскими процессами:
координировать работу над издательским проектом (ПК-24);
организовывать работу с авторами (ПК-25);
использовать цифровые активы и базы данных (ПК-26);
принимать управленческие решения по реализации издательского проекта (ПК-27);
разрабатывать внутрииздательский документооборот (ПК-28);
соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-29);
распространение издательской продукции:
организовывать предпродажную подготовку и поставку товаров (ПК-30);
организовывать информационно-библиографическое сопровождение (ПК-31);
участвовать в подготовке и проведении рекламных мероприятий на предприятии распространения издательской продукции (ПК-32);
осуществлять обслуживание оптовых и розничных покупателей (ПК-33);
использовать электронные форматы передачи информации (ПК-34);
владеть методами распространения цифровых изданий (ПК-35);
формировать ассортимент предприятий распространения издательской продукции (ПК-36);
принимать участие в оптимизации управленческих процессов на предприятиях распространения издательской продукции (ПК-37);
контролировать исполнение договоров поставки и других документов, регламентирующих взаимодействие издающих структур и распространителей издательской продукции (ПК-38);
оформлять первичные документы для бухгалтерской отчетности (ПК-39);
научно-исследовательская деятельность:
анализировать и обобщать профессиональную научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт издательского дела (ПК-40);
использовать современные достижения науки в практической издательской деятельности (ПК-41);
представлять результаты исследования в форме рефератов, публикаций, научных отчетов (ПК-42).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический, естественнонаучный и программно-информационный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и/или углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и/или продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавра
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы) * |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
Б.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
36-46 |
История Философия |
ОК-1, ОК-2, |
Б.1.1 |
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе; основные этапы и ключевые события истории России и мира; место и роль России в мировой истории и в современном мире; место и роль философии в жизни общества и человека; основные этапы истории философии; базовые философские понятия, важнейшие направления и школы; произносительные нормы, лексику иностранного языка в деловом, общеупотребительном, терминологическом и профессиональном плане; грамматические нормы; типовые способы построения высказываний в устной и письменной речи; историю экономической теории; экономические категории и законы; микро- и макроэкономические процессы в условиях рынка; основные принципы и нормы ведущих отраслей российского права; уметь: раскрывать многовариантность исторического процесса, формировать собственную позицию относительно исторических событий; ориентироваться в разнообразной философской литературе; применять теоретические знания для философского анализа действительности, общества, роли средств массовой информации и выбора жизненной и профессиональной позиции; осуществлять коммуникацию с зарубежными партнерами; переводить материалы профессиональной направленности; пользоваться иноязычной справочной литературой по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью; выявлять внутренние и внешние факторы развития микро- и макроэкономических структур; ориентироваться в процессах экономического развития общества; ориентироваться в системе и источниках отраслей права; применять нормативную базу для решения правовых задач в сфере будущей профессиональной деятельности; владеть: методами анализа исторических событий и фактов; основами философской методологии, культурой философского мышления; навыками чтения, аудирования, коммуникации, письма в профессиональной области, методами и способами получения информации из зарубежных источников; навыками раскрытия экономических механизмов, действующих в обществе; методами и приемами микро- и макроэкономического анализа; навыками правового самообразования, пользования правовыми информационными системами и ресурсами. |
18-23 |
Иностранный язык Экономика Правоведение |
ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-6, ПК-7, |
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
|
(перечень модулей и дисциплин определяется ООП вуза) |
|
Б.2 |
Математический, естественнонаучный и программно-информационный цикл Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные понятия математического анализа, теории множеств; правила постановки и решения практических вероятностных задач; статистические методы обработки данных; основы информационной культуры; принципы и структуру функционирования компьютерной техники и информационных технологий; особенности использования интернет-технологий в издательском деле; фундаментальные законы природы, неорганической и органической материи, биосферы, ноосферы, развития человека; назначение и принципы построения систем управления информацией в издательском деле; технологии формирования информационного пространства в издательском деле; назначение и классификацию программных средств цифровой обработки информации, принципы и методы их использования в издательском деле; уметь: решать практические задачи методами математического анализа; использовать основные теоретико-множественные модели; моделировать простейшие задачи принятия решений в противоречивой или конфликтной ситуации; решать вероятностные задачи; применять статистические методы обработки данных в издательском деле; использовать компьютерную технику в решении конкретных практических задач; оценивать проблемы взаимосвязи индивидуума, человеческого общества и природы; выявлять действие физических законов в процессах и явлениях природы; разрабатывать предложения по организации информационного пространства с использованием современных технологий, цифровых активов; выбирать сетевые технологии и средства автоматизированного документооборота организации; использовать инструментальную среду, функционирующую в компьютерных издательских системах, при обработке текстовой и графической информации; владеть: методами математического анализа; методами моделирования с использованием простейших математических структур; статистическими методами обработки данных; навыками работы на персональном компьютере, использования интернет-технологий в издательском деле; навыками формирования общих представлений о материальной первооснове мира; методами организации и использования систем управления базами данных; методами организации и оценки эффективности информационного пространства организации; методами работы с прикладными программными средствами; навыками использования программного обеспечения в процессе подготовки печатных и электронных изданий |
30-40 15-20 |
Математика и информатика Концепции современного естествознания Информационные технологии в издательском деле Программные средства обработки информации |
ПК-8, |
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
|
(перечень модулей и дисциплин определяется ООП вуза) |
|
Б.3 |
Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: системную организацию языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом (морфологическом и синтаксическом) уровнях; нормы современного литературного русского языка и специфику их в языке средств массовой информации; закономерности создания и восприятия текстов различной функционально-стилевой направленности; способы передачи прагматической (оценочной), фактологической и эстетической информации; стратегии и тактики речевой коммуникации, принципы и методы лингвистических исследований; историю и закономерности развития литературы за рубежом, проблематику и содержание классических произведений литературы; тенденции зарубежного литературного процесса в эпоху постмодернизма; художественное наследие отечественных классиков; периодизацию литературного процесса в России, его связь с общественным развитием; особенности поэтики классических художественных текстов, актуальные явления текущей литературы теорию печатных и электронных средств; информации, их типологию, основные этапы развития; специфику и инновационные особенности различных видов печатных и электронных средств информации; основные законы логики, типологию умозаключений, типологию операций доказательства и опровержения, основы логики вопросов и ответов, специфику проблемы, гипотезы и теории как форм развития знания; сущность, структуру редакторского анализа как метода профессиональной деятельности редактора; специфику редактирования произведений, относящихся к разным видам и жанрам литературы; систему межгосударственных и государственных стандартов по издательскому делу; принципы проектирования изданий, требования, предъявляемые к изданиям различной типологической природы; основные задачи конструирования, оформления и иллюстрирования изданий; основные технологические процессы производства печатных и электронных средств информации; виды, конструкцию и характеристики издательской продукции; методы выбора расходных материалов, составления спецификации; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; опасные и вредные производственные факторы, способы защиты от них; правила техники безопасности; современное состояние и тенденции развития издательского дела в России и за рубежом; теорию менеджмента, основные понятия менеджмента организации, основы управления издательским делом; процесс принятия и реализации управленческих решений; способы информационного обеспечения управления предприятием; теорию маркетинга; основные процессы формирования товарной, ценовой, дистрибьюторской и коммуникационной политики издающих организаций и структур распространения издательской продукции; основы экономики издательского дела; экономические и организационные аспекты издательского дела; основные законы и принципы ведения хозяйственной деятельности издающих организаций и структур распространения издательской продукции; механизмы функционирования системы ценообразования на издательскую продукцию в современных условиях; принципы и основные направления государственного регулирования издательского дела; нормативные акты, определяющие правовой статус субъекта издательской деятельности; понятия логистики; основные концепции. движения материальных, финансовых и информационных потоков; теорию и практику распространения издательской продукции; различные каналы товародвижения; уметь: применять адекватную языковедческую терминологию при характеристике лингвистических особенностей текста и его единиц в зависимости от экстралингвистической ситуации; осуществлять выбор языковых средств с учетом динамики норм современного литературного языка; эффективно использовать стилистические ресурсы русского языка; анализировать структуру и содержание текста для усиления коммуникативной и коммерческой эффективности издательского проекта; рассматривать произведения зарубежной и отечественной художественной литературы в единстве содержания и формы; использовать различные методы литературоведческого анализа; оценивать новаторский характер произведений современного автора; использовать в практической деятельности типологические и классификационные схемы, принципы репертуарной и тиражной политики в области издания и распространения печатных и электронных средств информации различной тематической направленности; анализировать понятие как форму мышления, проводить операции с понятиями; анализировать вид и состав суждения, определять отношения между простыми суждениями; проверять правильность умозаключений разных типов, доказательства, опровержения; самостоятельно строить доказательство или опровержение; оценивать авторский оригинал с точки зрения потенциального читателя; вырабатывать способы совершенствования произведения с учетом результатов рецензирования; обосновывать концепцию издания; использовать стандарты при подготовке издательских оригиналов; разрабатывать состав и структуру издания; формировать издательский оригинал; выбирать оптимальные технологические процессы производства печатных и электронных средств информации, расходные материалы; обосновывать характеристики проектируемой издательской продукции; составлять спецификацию; использовать методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; применять средства защиты от негативных воздействий; проводить сравнительный анализ состояния и тенденций развития российского и мирового издательского дела; использовать различные стили управления, формировать элементы корпоративной культуры, мотивировать сотрудников на эффективную реализацию их ролевых функций; использовать методы маркетинговых исследований для изучения книжного рынка, рынка электронных изданий, рынка СМИ; следовать маркетинговой стратегии издающей организации и предприятия распространения издательской продукции; проводить маркетинговые мероприятия по продвижению продукции; проводить расчеты основных показателей работы издающих организаций в целом и их структурных подразделений (себестоимость, рентабельность, прибыль); составлять бюджеты издательских проектов и отдельных структурных подразделений; устанавливать экономически обоснованные отношения между подразделениями издающих организаций и партнерами по бизнесу; использовать нормативно-правовые акты, регулирующие издательскую деятельность; принимать решения и составлять документы с учетом требований действующего законодательства и практики его применения; использовать логистические методы для управления товародвижением и совершенствования деятельности по распространению издательской продукции; использовать новейшие методы распространения с учетом специфики каналов товародвижения; владеть: методами анализа и оценки языковых и стилистических качеств контента издания; способами эффективного использования речевых средств в функциях общения, сообщения и воздействия; методами анализа коммуникативно-стилевого устройства текста, способами и приемами увеличения его воздействующего потенциала в языке СМИ; методами анализа произведений зарубежной и отечественной художественной литературы в единстве содержания и формы; навыками анализа произведений литературы различных жанров; навыками типологического анализа, методами разработки и обоснования репертуарной и тиражной политики в области издания и распространения печатных и электронных средств информации; средствами проверки правильности построения умозаключения, доказательства и опровержения; навыками выявления софизмов и уловок, логических ошибок в рассуждениях; - критериями редакторской оценки литературных произведений, исходя из требований к отдельным элементам издания и к изданию в целом; методами рецензирования и редактирования авторских оригиналов; способами эффективного взаимодействия с автором и другими субъектами издательского процесса; навыками разработки издательских проектов; приемами формирования и подготовки издательских оригиналов; методиками выбора технологических процессов и расходных материалов, контроля качества издательской продукции; методами создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха; методами реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; методами анализа и прогноза динамики развития издательского дела в России и за рубежом; методами определения миссии, установления целей и формирования системы стратегического управления организацией; методами маркетинговых исследований в издательском деле; навыками анализа конъюнктуры рынка издательской продукции; навыками ее маркетингового продвижения; методикой расчета себестоимости, прибыли, рентабельности, отпускной издательской цены; инструментами и технологиями бизнес-планирования и ценообразования; методами оценки маркетинговых, редакционно-издательских процессов, процессов распространения издательской продукции с точки зрения их экономической целесообразности; методами и средствами анализа актуальной правовой информации в сфере издательского дела; навыками логистического мышления; методиками рационального распределения издательской продукции и оценки эффективности товарных, финансовых и информационных потоков; навыками оптимизации технологических процессов в различных каналах распространения издательской продукции |
128-138 64-69 |
Современный русский язык Практическая и функциональная стилистика русского языка История зарубежной литературы История отечественной литературы Печатные и электронные средства информации Логика Основы редактирования Технология производства печатных и электронных средств информации Безопасность жизнедеятельности Современное издательское дело Менеджмент в издательском деле Маркетинг в издательском деле Экономика издательского дела Правовые основы издательского дела Логистика Основы теории и практики распространения издательской продукции |
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, |
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) |
|
(перечень модулей и дисциплин определяются ООП вуза) |
|
Б.4 |
Физическая культура |
2 |
|
|
Б.5 |
Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
12-14 |
|
|
Б.6 |
Итоговая государственная аттестация |
10-12 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
240 |
|
|
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплин не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы по очной форме обучения составляет 24 - 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата по иным формам обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, математики и информатики, концепций современного естествознания, информационных технологий в издательском деле, программных средств обработки информации, современного русского языка, практической и функциональной стилистики русского языка, печатных и электронных средств информации, логики, основ редактирования, технологии производства печатных и электронных средств информации, безопасности жизнедеятельности, современного издательского дела, менеджмента в издательском деле, маркетинга в издательском деле, экономики издательского дела, правовых основ издательского дела, логистики, распространения издательской продукции, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики предусматривает оформление отчета по практике и его защиту. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции;
готовить к публикации статьи.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов; ученую степень доктора наук (в том числе степень присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории, компьютерные классы по дисциплинам математического, естественнонаучного, программно-информационного и профессионального циклов; специально оборудованные кабинеты и аудитории по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз должен иметь необходимый комплект лицензионного программного обеспечения.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2009 г. N 825 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.