Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (квалификация (степень) "бакалавр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 810)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск (для очной формы обучения) |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП бакалавриата |
62 |
бакалавр |
4 года |
240* |
_______________________________
* трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профили подготовки бакалавров определяются высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.
IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
музеи и учреждения музейного типа, художественные галереи (государственные, общественные, ведомственные, частные);
библиотеки, архивы; фонды; общественные организации;
реставрационные мастерские;
экскурсионные бюро и туристические фирмы;
научно-исследовательские институты и экспертно-аналитические центры;
органы управления объектами культурного и природного наследия разного уровня и ведомственной подчиненности;
образовательные учреждения, центры эстетического воспитания;
средства массовой информации.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
культурное и природное наследие, их сохранение и актуализация;
возникновение, развитие и функционирование музеев и учреждений музейного типа;
формы и средства музейной коммуникации.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
в высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и центрах, музеях, библиотеках, архивах: выявление и обработка информации о культурном и природном наследии; научные исследования в области музеологии, истории культуры; изучение и анализ современной музейной практики;
организационно-управленческая деятельность:
в органах федерального, регионального, муниципального государственного управления: управление в сфере культуры, разработка культурной политики; разработка и реализация научно-практических программ сохранения культурного и природного наследия;
производственно-технологическая деятельность:
практическая работа в музеях, учреждениях музейного типа и на других объектах профессиональной деятельности, направленная на сохранение и использование объектов культурного и природного наследия;
культурно-просветительская деятельность:
работа в музеях и учреждениях музейного типа, экскурсионных бюро и туристических фирмах, направленная на презентацию культурного и природного наследия;
проектная деятельность:
социокультурное проектирование, проектирование музейных экспозиций и выставок.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
проведение научных исследований, связанных с основными направлениями музейной деятельности в соответствии с общепринятыми подходами и методиками;
составление списков объектов историко-культурного и природного наследия; выявление объектов музейного значения, их постановка на учет;
определение статуса объектов культурного и природного наследия;
сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, подготовка презентаций;
составление разделов научных отчетов;
написание научных статей, докладов, тезисов;
участие в работе семинаров, научных конференций, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;
организационно-управленческая;
применение теоретических навыков в области менеджмента в сфере культуры в ходе практической деятельности;
участие в разработке и реализации программ сохранения и освоения культурного и природного наследия;
производственно-технологическая:
комплектование фондов музея в соответствии с его профилем;
научная обработка материала: атрибуция, научное описание музейных предметов и других историко-культурных памятников, их систематизация и учет;
составление реестров памятников изучаемой территории и формирование Государственного кадастра;
создание справочного аппарата, компьютерных баз данных;
обеспечение физической сохранности памятников;
проектная:
деятельность по текущему и перспективному проектированию музейной экспозиции;
проектирование музейных и межмузейных выставок;
разработка проектов по музеефикации памятников истории и культуры, территорий;
культурно-просветительская:
формирование и реализация культурно-образовательных программ в музейных учреждениях, экскурсионных бюро и туристических фирмах;
пропаганда в средствах массовой информации мирового культурного и природного наследия и необходимости его сохранения.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
быть способным логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
быть готовым к социальному взаимодействию, самоконтролю и работе в коллективе (ОК-3);
быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-5);
быть готовым использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-6);
быть способным применять основные положения и инструментарий (методы) социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-7);
быть способным использовать основные законы и методы естественнонаучных и точных наук в профессиональной деятельности (ОК-8);
владеть одним из иностранных языков на уровне делового (профессионального) общения (ОК-9);
владеть методами физического воспитания и укрепления здоровья (ОК-10);
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
научно-исследовательская деятельность:
быть способным применять теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия (ПК-1);
быть способным понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и представлять результаты исследований (ПК-2);
быть готовым применять современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного и наследия (ПК-3);
быть способным к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок (ПК-4);
организационно-управленческая деятельность:
быть готовым к использованию современного знания о культуре в музейной деятельности и организационно-управленческой работе (ПК-5);
быть способным использовать на практике основы действующего законодательства в сфере сохранения культурного наследия, осуществлять контроль за использованием памятников арендаторами и владельцами (ПК-6);
быть готовым к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-7);
быть способным к профессиональной мобильности: критическому переосмыслению накопленного опыта; изменению при необходимости профиля профессиональной деятельности (ПК-8);
производственно-технологическая деятельность:
быть готовым выполнять работу по текущему и перспективному комплектованию музея (ПК-9);
быть способным выполнять все виды работ, связанные с учетом и обеспечением сохранности музейных коллекций и объектов культурного и природного наследия (ПК-10);
быть способным обосновать принятие конкретных решений по спорным вопросам в практической деятельности (ПК-11);
быть готовым применять правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, а также параметров, обеспечивающих физическую сохранность музейных собраний (ПК-12);
проектная деятельность:
быть готовым к участию в разработке выставочных и экспозиционных проектов (ПК-13);
быть готовым к участию в разработке отдельных разделов проектов региональных программ сохранения и освоения культурного и природного наследия, в том числе - в туристической сфере (ПК-14);
быть готовым применять современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов (ПК-15);
быть готовым использовать нормативные документы, определяющие параметры и стоимость проведения работ в разных сферах социокультурной деятельности (ПК-16);
культурно-просветительская деятельность:
быть готовым к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров, экскурсионных и туристических фирм (ПК-17).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП |
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (Зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
Б.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: основы философии, социологии, истории, психологии и педагогики; основы делового общения; основы функционирования рыночной экономики; принципы организации и функции управления в социокультурной сфере; уметь: применять социально-гуманитарную и экономическую терминологию; анализировать и оценивать научную информацию; планировать и осуществлять свою деятельность, оценивать ее результативность; использовать знание русского и иностранного языков в профессиональной деятельности, социальной и профессиональной коммуникации и межличностном общении; владеть: навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии; способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере; способностью работать в коллективе; навыками здорового образа жизни и физической культуры. |
60 30-40 |
Социально-гуманитарный модуль: Философия История Социология Основы психологии и педагогики Основы права Этика Экономико-управленческий модуль: Основы экономики Основы менеджмента Коммуникативный модуль: Русский язык; Иностранный язык |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
20-30 |
|
|
Б.2 |
Математический и естественнонаучный цикл Базовая часть В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: возможности применения математических методов в социально-гуманитарной сфере; основы информационно-коммуникационных технологий; принципы и основные концепции естествознания, экосистемы и экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; уметь: использовать математические методы в социально-гуманитарном знании; использовать базовые и прикладные программные средства для решения задач основной деятельности музея, использовать современные информационные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации; формулировать проблемы и использовать эвристические методы их решения; применять навыки использования компьютерных технологий в практической профессиональной деятельности; владеть: основными методами математического анализа; основными методами работы на персональном компьютере с базовыми и прикладными программными средствами; приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурирования описания предметной области; приемами экологического обеспечения производства и защиты окружающей среды. |
30* 15 |
Математико-информационный модуль: Математика в социально-гуманитарной сфере Основы информационных технологий Естественнонаучный модуль: История науки и техники Концепции современного естествознания Основы экологии |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
15 |
|
|
Б.3 |
Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: а) основные археологические культуры и их памятники; основные методы исследования археологических памятников и материалов; археологическую периодизацию; б) типологию культуры; российскую и зарубежную культуру, русское и зарубежное искусство в исторической динамике; историю религий мира в контексте культуры; историю зарубежной, и отечественной литературы; в) основы вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения и архивоведения; г) историю становления и особенности музея как социокультурного института; современную типологию музеев; основные направления музейной деятельности; технологии, методы и приемы практической музейной деятельности; особенности функционирования музеев; д) основные этапы формирования понятия "памятник", "культурное наследие"; типологию объектов культурного и природного наследия в исторической динамике; историю, теорию и методологию сохранения и использования наследия; правовое регулирование охраны культурного и природного наследия, проблемы бытования объектов культурного и природного наследия в современной социокультурной ситуации: отечественный и зарубежный опыт; уметь: логично представлять освоенное знание, применять современные теории, концепции и инструментарий истории культуры и музеологии в практической работе с объектами культурного и природного наследия; владеть: понятийным аппаратом музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия; современными методами изучения культуры, в т.ч. музеев и объектов культурного и природного наследия; основными технологиями, методами и приемами практической музейной работы. |
60 |
Безопасность жизнедеятельности Культурно-исторический модуль: Археология Этнология История культуры История материальной культуры История искусства История мировых религий Музейный модуль: Основы музеологии (методы, язык, концепции) История музеев мира История музейного дела России Основные направления музейной деятельности Модуль охраны и освоения объектов культурного и природного наследия: Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия Охрана культурного и природного наследия в России и за рубежом. |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) (Вариативная часть реализуется в соответствии с профилизацией ООП бакалавра). |
60 |
|
|
Б.4 |
Физическая культура |
2 (400 часов) |
|
|
Б.5 |
Практика и научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) Базовые учебные и производственные практики В результате прохождения учебных практик студент должен получить следующие практические навыки: умение работать с архивными документами; умение вести обработку и описание полевых (экспедиционных) археологических, этнографических материалов; ведение первичного учета и систематизации музейных предметов; владение различными формами работы с музейной аудиторией. Профильные учебные практики В результате прохождения учебных профессионально-профилированных практик студент должен получить навыки работы по ведущим направлениям музейной деятельности; навыки, связанные с охраной объектов культурного и природного наследия и их музеефикацией. Производственная или научно-исследовательская преддипломная практика В результате прохождения производственной преддипломной практики студент должен приобрести навыки работы с архивными материалами и научной литературой, получить необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы. Студент должен: уметь: самостоятельно и в составе научно-производственного коллектива решать конкретные задачи профессиональной деятельности при выполнении работ в соответствии с профилизацией; самостоятельно и под научным руководством осуществлять сбор и первичную обработку информации в соответствии с профилизацией; владеть: практическими навыками участия в научно-исследовательских и прикладных разработках в соответствии с профилизацией. |
14* |
|
|
Б.6 |
Итоговая государственная аттестация В результате подготовки, защиты выпускной квалификационной работы и сдачи государственного экзамена студент должен: знать: методы постановки и решения профессиональных задач в области научно-исследовательских и прикладных разработок в соответствии с полученной общепрофессиональной подготовкой и профилизацией; уметь: осуществлять поиск источников и научной литературы для решения конкретной научных задач; анализировать и интерпретировать научную информацию; представлять результаты научного исследования. |
14 |
Подготовка, защита выпускной квалификационной работы. Сдача государственного экзамена. |
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
240 |
|
|
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4 и Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки, должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области: истории материальной культуры, основных направлений музейной деятельности (учет, хранение, комплектование, проектирование музейной экспозиции, обеспечение сохранности музейных предметов), а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации ООП предусматриваются следующие виды практик:
полевая археологическая или этнологическая;
музейно-ознакомительная;
фондовая;
музейно-педагогическая;
преддипломная.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики необходимо проводить: в археологических или в этнографических экспедициях, в музеях и учреждениях музейного типа.
Аттестация по итогам практики проводится в форме письменного отчета или другой форме по усмотрению вуза. По результатам аттестации выставляется зачет.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники;
участвовать в проведении научных исследований по ведущим направлениям музейной деятельности;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу);
выступить с докладом на конференции.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
К преподавателям с учеными степенями и/или учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания (например, заслуженный работник культуры Российской Федерации).
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 20 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает:
специально оборудованные кабинеты и аудитории, оснащенные аудио и видео техникой; компьютерные классы для возможности использования электронных изданий, баз данных и других программ, выхода в Интернет.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Доступность для студентов к сетям типа Интернет должна быть не менее двух часов в неделю,
Вуз должен иметь необходимый комплект лицензионного программного обеспечения.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и другие.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 810 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.