Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
(квалификация (степень "бакалавр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. N 14)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- высшее профессиональное образование; |
ООП |
- основная образовательная программа; |
ОК |
- общекультурные компетенции; |
ПК |
- профессиональные компетенции; |
СМИ |
- средства массовой информации; |
УЦ ООП |
- учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) * и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах*) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП бакалавриата |
62 |
бакалавр |
4 года |
240* |
______________________________
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
При приеме на ООП подготовки бакалавров учебное заведение проводит вступительные испытания профильной творческой направленности.
Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Областью профессиональной деятельности бакалавров являются: культурно-эстетическая и музыкально-просветительская среда, теория музыки, исторические процессы в развитии музыкальной культуры и искусства, смежные виды искусства, педагогические системы в области музыкального искусства и образования, музыкально-педагогический и учебно-воспитательный процессы, музыкальное исполнительство, сочинение музыки и аранжировка музыкальных текстов, компьютерные и электронные технологии в области музыкального искусства, реклама в области музыкального искусства, музыкальный менеджмент.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: творчество авторов произведений музыкального искусства, творческие коллективы, исполнители, произведения музыкального искусства, средства массовой информации (редакции газет и журналов, радио, телевидение, интернет), издательства, учреждения культуры и архивы, профессиональные ассоциации, памятники культуры, электронные средства преобразования звуковой материи, средние специальные учебные заведения, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей (детские школы искусств).
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
культурно-просветительской, рекламной, музыкально-журналистской и редакторской деятельности в СМИ;
педагогической;
организационно-управленческой и менеджерской;
художественно-творческой;
научно-исследовательской.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области культурно-просветительской, рекламной, музыкально-журналистской и редакторской деятельности в СМИ:
осуществление постоянной связи со средствами массовой информации (радио, телевидение, интернет, периодические издания) с целью пропаганды музыкального искусства и культуры;
подготовка и публикация информационных материалов о событиях в области музыкальной культуры и искусства, творческой деятельности музыкального коллектива, автора музыкального произведения;
участие в проведении пресс-конференций, других PR-акций;
разработка тем лекций (лекций-концертов), выступление с лекциями, комментариями к исполняемым в лекциях-концертах произведениям в образовательных учреждениях, учреждениях культуры;
участие в качестве ведущего в концертных программах;
участие в формировании репертуара для артистов, творческих коллективов и организаций;
осуществление консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры; работа в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, в сетевых СМИ, информационно-рекламных службах, структурах связей с общественностью; создание собственных материалов для СМИ, привлечение к сотрудничеству со СМИ культурной общественности и разных слоев аудитории;
выполнение под руководством главного редактора редакционной работы в издательствах, в редакциях периодических изданий искусств, на радио и телевидении, а также в отделах культуры и искусства изданий общего профиля; участие в издательской деятельности в организациях отрасли культуры и искусства, выполнение переводов текстов в области музыкальной культуры и искусства, составление рекламных текстов на иностранном языке;
в области педагогической деятельности:
преподавание в общеобразовательных учреждениях предметов в области музыкального искусства и культуры; преподавание в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе детских школ искусств предметов в области теории и истории музыкального искусства, ритмики, игры на музыкальном инструменте, хорового исполнительства; преподавание предметов в области теории и истории музыкального искусства и культуры, электронной музыки и аранжировки; музыкального менеджмента и рекламы, игры на музыкальном инструменте, хорового исполнительства в учреждениях среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства, а также образовательных учреждениях педагогического профиля;
изучение образовательного потенциала обучающихся, их культурного и творческого развития, работа над профессиональным и личностным ростом обучающихся;
развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в процессе профессионального развития, способности к самообучению;
планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;
применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически-сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий;
в области организационно-управленческой и менеджерской деятельности:
осуществление функций специалиста, референта, консультанта, руководителя небольших структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театры, филармонии, концертные организации), в творческих союзах и обществах;
работа с авторами (композиторами, аранжировщикам, инсценировщиками, либреттистами, поэтами);
рассмотрение авторских заявок и подготовка договоров, ведение их учета, контроль за выполнением договорных обязательств, привлечение для консультаций специалистов;
участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);
в области художественно-творческой деятельности:
участие в культурной жизни общества путем представления результатов своей деятельности общественности, а именно: художественное руководство творческими коллективами древнерусского певческого искусства и фольклорного творчества, руководство детскими хоровыми коллективами; представление собственных (авторских) музыкальных произведений или аранжировок музыкальных текстов, исполнение музыкальных произведений и программ, в том числе в области древнерусского певческого искусства, хорового творчества, фольклорного творчества;
овладение навыками репетиционной работы с творческими коллективами в области древнерусского певческого искусства и фольклорного творчества, детскими хоровыми коллективами;
выстраивание драматургии концертной программы;
овладение навыками сочинения музыкальных произведений;
выполнение обработок музыкального материала для радио-, кино- и телепередач, выполнение преобразования звуковой материи с помощью специальной электронной техники (синтезаторов), овладение работой с электронной аппаратурой и навыками в области звукозаписи и трансляции звука;
в области научно-исследовательской деятельности:
в составе исследовательской группы или самостоятельно выполнение научных разработок в области музыкального искусства и культуры, музыкального образования;
осуществление авторской деятельности в коллективных сборниках и монографиях;
участие в работе, связанной с исследованием народной музыки в стационарных и полевых условиях, выполнение расшифровки и обработки экспедиционных материалов;
выявление исследовательской задачи в области музыкального искусства и образования, а также проектирование основных этапов ее решения на основе существующих научных методик;
использование ресурсного обеспечения научных исследований, овладение основными приемами нахождения и научной обработки данных;
оценка научно-практической значимости проведенного исследования;
использование результатов исследования в своей профессиональной деятельности.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1);
способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2);
способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства, науки и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);
способностью и готовностью работать с научной и искусствоведческой литературой, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4);
способностью и готовностью анализировать произведения литературы и искусства (ОК-5);
способностью и готовностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации в практической деятельности; приобретать навыки работы с компьютером как средством управления информацией; работать с традиционными носителями информации (ОК-6);
способностью и готовностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке; совершенствовать навыки публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7);
способностью и готовностью овладевать одним из иностранных языков на уровне бытового общения, двумя иностранными языками для перевода профессиональных текстов (ОК-8);
способностью и готовностью к освоению культуры социальных отношений, критическому осмыслению своего социального опыта (ОК-9);
способностью и готовностью проявлять личную позицию по отношению к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10);
способностью и готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11);
способностью и готовностью использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК-12);
способностью и готовностью использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-13);
способностью и готовностью овладевать основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14);
способностью и готовностью овладевать средствами самостоятельного и грамотного использования методов физического воспитания и самовоспитания (ОК-15).
5.2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):
в области культурно-просветительской, рекламной, музыкально-журналистской и редакторской деятельности в СМИ:
способностью и готовностью осуществлять связь со средствами массовой информации с целью просветительства, популяризации и пропаганды музыкальной культуры, искусства, науки и педагогики, готовить необходимые информационные материалы о профессиональной деятельности творческого коллектива, автора-создателя произведения искусства, участвовать в проведении пресс-конференций, других PR- акций (ПК-1);
способностью и готовностью осуществлять консультации при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры (репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов) (ПК-2);
способностью и готовностью разрабатывать темы лекций (лекций - концертов), выступать с лекциями, уметь комментировать исполняемые в лекциях (лекциях-концертах) произведения музыкального искусства, быть ведущим концертных программ (ПК-3);
способностью и готовностью освещать культурно-исторические события и факты в области музыкального искусства, науки и образования в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, в сетевых СМИ, информационно-рекламных службах путем подготовки собственных материалов для публикации или транслирования в соответствии с требованиями, нормами, принятыми в СМИ (ПК-4);
способностью и готовностью анализировать процесс исполнения музыкального произведения или постановки музыкально-театрального произведения, умением проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций (ПК-5);
способностью и готовностью редактировать музыкальные программы на радио и телевидении под руководством главного редактора, редактировать литературные тексты в области музыкального искусства, культуры и педагогики в издательствах, редакциях периодических изданий искусств, а также в разделах культуры и искусства изданий общего профиля (ПК-6);
способностью и готовностью выполнять переводы профессиональной литературы, в том числе рекламного характера, составлять (как на русском, так и на иностранных языках) музыкально-рекламные и промоматериалы, осуществлять их размещение в СМИ (ПК-7);
в области педагогической деятельности:
способностью и готовностью преподавать дисциплины профильной направленности (ПК-8);
способностью и готовностью планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методики обучения, используя традиционные и современные технологии и методики образования в области музыкального искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства (ПК-9);
в области организационно-управленческой и менеджерской деятельности:
способностью и готовностью осуществлять работу, связанную с организацией и проведением творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий) (ПК-10);
способностью и готовностью осуществлять функции специалиста, референта, консультанта, руководителя небольших структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих коллективах, союзах и обществах; вести переговоры, письменные коммуникации в менеджменте, анализировать межхозяйственные связи между учреждениями отрасли культуры и искусства и СМИ (ПК-11);
способностью и готовностью осуществлять рекламную деятельность относительно авторов и исполнителей музыкальных и музыкально-театральных произведений, творческих акций (ПК-12);
способностью и готовностью осуществлять работу по рассмотрению авторских заявок и вынесению по ним заключения, подготовке договоров, ведению учета, контроля за исполнением договорных обязательств, привлекать для консультаций специалистов (ПК-13);
способностью и готовностью осуществлять организационно-управленческую работу в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования (ПК-14);
в области художественно-творческой деятельности:
способностью и готовностью быть исполнителем произведений и программ в области древнерусского певческого искусства и фольклорного творчества (ПК-15);
способностью и готовностью осуществлять репетиционную работу и руководить творческими коллективами (ансамблями) в области древнерусского певческого искусства, детского хорового и фольклорного творчества; осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий (ПК-16);
способностью и готовностью создавать музыкальные произведения различных жанров (ПК-17);
способностью и готовностью осуществлять аранжировки музыкальных текстов, использовать различные приемы обработки музыкального материала, осуществлять подбор и выстраивание музыкально-фоновых элементов, выполнять преобразование звуковой материи с помощью специальной электронной техники (ПК-18);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью выполнять научно-техническую работу, научные исследования в составе исследовательской группы; осуществлять авторскую деятельность в коллективных сборниках и монографиях (ПК-19);
способностью и готовностью в составе исследовательской группы участвовать в информационном маркетинге, осуществлять различные исследования в социально-культурной сфере, в том числе путем мониторинга зрительской/слушательской аудитории, а также исследования в области музыкальной культуры, искусства и педагогики (ПК-20).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
педагогический цикл;
цикл истории и теории музыкального искусства;
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
Б.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
32 - 35 |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры, исторического развития человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия; лексический минимум иностранного языка в объеме не менее 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, основные особенности официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы; основные эпохи мировых цивилизаций, типы цивилизаций в древности, понятие "первобытное общество", его место в человеческой истории, эпоху античности, место средневековья во всемирно-историческом процессе, его хронологические рамки и периодизацию, западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития, историю нового времени, его хронологические рамки и периодизацию, европейскую цивилизацию и традиционные общества Америки, Азии и Африки; возникновение и развитие колониальной системы, место XX века во всемирно-историческом процессе, основные проблемы и процессы развития современной цивилизации; стили современного русского языка, цель речи, поиск материала, литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, речевое взаимодействие, основные единицы общения, устную и письменную разновидности литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей, научный стиль, специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи, речевые нормы учебной и научной сфер деятельности, официально-деловой стиль, сферу его функционирования, жанровое разнообразие, языковые формулы официальных документов, приемы унификации языка служебных документов, интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи, язык и стиль распорядительных документов, язык и стиль коммерческой корреспонденции, язык и стиль инструктивно-методических документов, рекламу в деловой речи, правила оформления документов, речевой этикет в документе, жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи, основы ораторского искусства, основные виды аргументов, условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, культуру речи, основные направления ее совершенствования; уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности; использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; реализовывать словесное выступление; владеть: технологиями приобретения, использования и обновления социо-гуманитарных знаний; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации; навыками грамотного письма, разговорной и письменной речи на иностранном языке; навыками грамотного письма и публичного выступления на русском языке. |
14 - 17 |
Философия Иностранный язык История Русский язык и культура речи |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) |
18 - 21 |
|
|
|
Б.2 |
Педагогический цикл |
18 - 20 |
|
|
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: знать: историю развития музыкального образования и педагогики; историческое развитие и особенности отечественной системы музыкального образования; особенности музыкальной психологии; основные направления, предмет, объект и методы психологии, основные функции и структуру психики, соотношение сознания и бессознательного, основные психические процессы, структуру сознания; закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; психологию межличностных отношений в группах разного возраста; сущность и структуру образовательных процессов; способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса; способы профессионального самопознания и саморазвития; объект, предмет, задачи, функции, методы музыкальной педагогики, основные категории музыкальной педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность; отечественную и зарубежные системы музыкального образования; цели, содержание, структуру музыкального образования, общие принципы дидактики и их реализацию в конкретных предметных методиках обучения; единство образования и самообразования; роль воспитания в педагогическом процессе, общие формы организации образовательной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом, специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста; методическую литературу, основы планирования учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей - детских школах искусств и детских музыкальных школах; уметь: реализовывать образовательный процесс в различных типах образовательных учреждений, проводить с обучающимися разного возраста групповые и индивидуальные занятия по профильным предметам, организовывать контроль их самостоятельной работы в соответствии с требованиями образовательного процесса; развивать у обучающихся творческие способности, самостоятельность, инициативу, использовать наиболее эффективные методы, формы и средства обучения; использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; пользоваться справочной и методической литературой; использовать в учебной аудитории дикционную, интонационную и орфоэпическую культуру речи; планировать учебный процесс, составлять учебные программы; владеть: навыками общения с обучающимися разного возраста, приемами психической саморегуляции, педагогическими технологиями; методикой преподавания профессиональных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, навыками воспитательной работы с обучающимися. |
7 - 9 |
Музыкальная педагогика и психология Методика преподавания профессиональных дисциплин |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) |
9 - 11 |
|
|
|
Б.3 |
Цикл истории и теории музыкального искусства |
168 - 172 |
Дисциплины общего модуля базовой части |
|
Базовая часть Общий модуль базовой части В результате изучения дисциплин общей части обучающийся должен: знать: общие законы развития искусства: виды, формы, направления и стили; теорию искусства и ее влияние на практику; трактаты по художественной теории; специфику отдельных видов искусства и проблему их синтеза; символы и аллегории в искусстве, основные категории эстетики, эстетическое сознание и его структуру, основные сферы эстетической деятельности, эстетические основы искусства и его отдельных видов; исторические этапы в развитии национальных музыкальных культур, художественно-стилевые и национально-стилевые направления в области музыкального искусства от древности до начала XXI века, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте; направления и стили зарубежной и отечественной музыки XX - XXI веков, техники композиторского письма XX - XXI веков, творчество зарубежных и отечественных композиторов XX - XXI веков, основные направления массовой музыкальной культуры XX - XXI веков, историю эстрадной и джазовой музыки; основы методики выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности жизнедеятельности в учебном процессе; уметь: излагать и критически осмысливать базовые представления по истории и теории музыкального искусства; рассматривать музыкальное произведение или музыкально-историческое событие в динамике исторического, художественного и социально-культурного процессов; пользоваться справочной литературой; на высоком художественном уровне исполнять на фортепиано музыкальные произведения различных стилей и жанров, аккомпанировать, свободно читать музыкальные произведения с листа, использовать владение фортепиано для теоретического анализа музыкального произведения; озвучивать оркестровую и хоровую партитуры при помощи фортепиано; владеть: профессиональным понятийным аппаратом в области истории и теории музыки, методологией музыковедческого анализа различных музыкальных явлений, событий, произведений; навыками художественного исполнения на фортепиано музыкальных произведений различных жанров и стилей, навыками ансамблевого музицирования. |
84 - 88 41 |
Эстетика и теория искусства История музыки (зарубежной, отечественной) Музыка второй половины XX - начала XXI веков Фортепиано Безопасность жизнедеятельности |
||
|
Профили подготовки |
43 |
|
|
Б.3.1 |
"Музыковедение" |
43 |
Дисциплины профильного модуля базовой части |
|
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен: знать: цели и задачи музыкознания, структуру и основные направления современной науки о музыкальной культуре и искусстве, основные методы исследования музыкального произведения и других феноменов музыкальной культуры и искусства; историческое развитие научной мысли о музыке от эпохи Античности до начала XXI века, основные концепции в области теоретического музыкознания; классическую и современную гармонию; разновидности полифонической техники; историю и теорию музыкальных форм, научные труды, посвященные истории и теории музыки; особенности развития музыкальных жанров, особенности оркестрового письма композиторов различных эпох и национальных школ, различные виды партитурной нотации, правила записи оркестровых и хоровых партитур; основные жанры выступлений перед аудиторией; основы социальной психологии и психологии личности для ориентации в слушательской аудитории, типы аудитории, правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации, основы классической риторики; теоретические основы источниковедения и текстологии; специфику и методы музыкально-критических суждений, критерии оценок, особенности жанров и типов изданий; процесс производства печатной продукции, связанной с деятельностью организаций искусства, специфические характеристики печатной продукции, издаваемой в рамках их деятельности; историческую периодизацию и жанровую систему народного музыкального творчества; уметь: применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры, подбирать материал для исследования в области истории и теории музыки на базе архивных материалов, периодики, музыковедческой литературы, систематизировать его, составлять библиографические списки; осуществлять подбор материала для дипломной выпускной (квалификационной) работы, обозначить задачи и методы их решения в дипломной работе, выстраивать структуру дипломной работы; привлекать к сотрудничеству со СМИ музыкально-культурную общественность и разные слои аудитории, организовывать и проводить опросы, дискуссии по актуальным проблемам в области музыкального искусства; излагать и отстаивать свою научную позицию в контексте новейших достижений науки о музыкальном искусстве и смежных научных дисциплин; подготавливать комментарии к концертам, музыкально-литературным композициям; посредством слухового анализа уметь определять сложные гармонические построения различных стилей, осуществлять запись многоголосных гармонических и полифонических построений (образцов), сольфеджировать и гармонизовать мелодии разных стилей, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности, сольфеджировать сложные интонационные и ритмические мелодии с листа, сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии и полифонии; анализировать музыкальные произведения различных исторических эпох, стилей, жанров в контексте художественно-эстетических явлений; использовать перед аудиторией все возможности речи, ее дикционную, интонационную и орфоэпическую культуру, выстраивать стратегию поведения в условиях коммуникации (преодоление критических ситуаций, выбор тональности общения); свободно ориентироваться в партитурах любой степени сложности и оптимально редуцировать многоголосную оркестровую фактуру применительно к возможностям фортепиано в процессе чтения с листа, озвучивать партии транспонирующих инструментов; владеть: профессиональной лексикой; понятийно-категориальным аппаратом музыковедческой науки; методикой научно-исследовательской работы в области истории и теории музыки; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий; развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению; методами пропаганды музыкального искусства и культуры; необходимыми представлениями о процессе редакционной подготовки текстов книг и периодических изданий, а также о редакционном контроле в процессе типографского производства; навыками просветительской работы, публичных выступлений в качестве лектора-просветителя, ведущего концертных программ, радиопередач; профессиональными навыками: сольфеджирования, в том числе свободного чтения с листа, гармонического анализа, анализа музыкальных форм; навыками общения со слушательской аудиторией и аудиторией обучающихся, публичного общения для решения коммуникативных задач; практическими навыками ориентации в оркестровой и хоровой партитурах, навыками чтения партий транспонирующих инструментов, расшифровки цифрового баса; навыками редуцирования многоголосной оркестровой и хоровой фактур в соответствии с реальными возможностями их переложения для фортепиано; основами анализа оркестровых партитур; навыками переложения музыки для различных составов оркестра (струнного, духового, малого и большого симфонического), техникой оркестрового голосоведения. |
|
Специальный класс Методология музыкознания Источниковедение и текстология музыки Музыкально-теоретические системы Сольфеджио Гармония Полифония Музыкальная форма Основы лекторского мастерства Музыкально-издательское дело Инструментоведение и инструментовка Чтение партитур Народное музыкальное творчество |
||
Б.3.2 |
"Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в средствах массовой информации" |
43 |
Дисциплины профильного модуля базовой части |
|
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен: знать: общие законы развития искусства: виды, формы, направления и стили, понятия и термины искусствоведения, специфику отдельных видов искусства и проблему их синтеза; основы художественного языка искусства, общую периодизацию и представление об основных эпохах развития мирового искусства, искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие памятники культуры и творческие портреты мастеров; генезис и историю музыкальной журналистики, ее специфику и роль в процессе функционирования информации в социуме, основные функции и задачи музыкально-журналистской деятельности, типологию жанров музыкальной журналистики, драматургические особенности музыкальных программ на радио и телевидении, особенности музыкальной журналистики на радио и телевидении, профессионально-этические регуляторы журналистского поведения; наиболее распространенные компьютерные программы, цифровой записи звука и его компьютерной обработки, новейшие технические средства для обеспечения работы музыкального редактора на радио и телевидении (ТВ); аппаратное оборудование редакций и их программное обеспечение, основные принципы формирования текстовой и изобразительной информации в фотонаборных автоматах, лазерных принтерах и т.п., общие принципы поиска и передачи информации для работы музыкального журналиста; особенности речи как сферы общения, ее коммуникативный, информативный и психологический аспекты, сферы функционирования риторики в обществе, типы аудитории и типы ораторов, устные коммуникации в системе средств массовой коммуникации, основы современного публичного монолога: лекция, речь общественного деятеля, журналиста, рекламного агента, правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации, основы классической риторики при литературной обработке текстов; уметь: выполнять ряд письменных работ в разных жанрах музыкальной журналистики, брать интервью, осуществлять проблемное выступление в разных жанровых формах; осуществлять музыкально-редакторские функции на радио и телевидении; применять различные компьютерные программы в звуко- и видеокомпозициях, отбирать музыкальный и звуковой материал к журналистским аудио и видео композициям, свободно ориентироваться в пространстве Интернет-арт; владеть: навыками литературно-критической фиксации музыкального произведения или музыкально-исторического событии; средствами словесной образности в условиях коммуникации; навыками музыкально-редакторской деятельности в СМИ, на радио и ТВ; навыками использования компьютера и другой техники в профессиональной деятельности, основами операторского мастерства; навыками и методами стилистического и литературного редактирования текстов. |
|
История искусства (изобразительного, театрального, кино, архитектуры) Музыкальная журналистика Музыкальная критика Драматургия и редактирование музыкальных программ в СМИ Стилистика и литературное редактирование Основы риторики |
||
Б.3.3 |
"Этномузыкология" |
43 |
Дисциплины профильного модуля базовой части |
|
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен: знать: этапы и тенденции исторического развития отечественной и зарубежной этномузыкологии; проблемы, достижения и научные методы ведущих научных школ и направлений в области этномузыкологии; основные теоретические работы и публикации музыкально-этнографических материалов; научные категории, понятия, методы этномузыковедческого исследования; специфические особенности музыкального фольклора как важной части традиционной народной культуры; закономерности исторического развития музыки устной традиции; жанровый состав музыкального фольклора в его региональном и этническом разнообразии; комплекс выразительных средств в сфере народного музыкального исполнительства, закономерности региональных певческих традиций, особенности традиционного мужского и женского, ансамблевого (хорового) и сольного исполнительства; особенности народной хореографии, народного инструментального исполнительства, основы обрядовой практики; основные методы научного анализа музыкально-стилевых особенностей народной песни, историю фольклорных экспедиций; основные публикации фольклорно-этнографического материала; значительный песенный репертуар, включающий образцы музыкального фольклора различных региональных певческих традиций; основные методы и формы работы с фольклорным ансамблем, специальную методическую литературу; основные типы расшифровки экспедиционной записи фольклорного текста, методику аналитической работы с образцами фольклора, заполнения аналитических карт; уметь: раскрывать содержание основных научных категорий и объяснять понятия, применяемые в музыкальной фольклористике и этномузыкологии; обоснованно определять жанровую, историко-стилевую, этнокультурную принадлежность явлений фольклора; раскрывать структурные особенности фольклорно-этнографического текста, проводить анализ языковых средств и способов выражения; осуществлять подбор, анализ, расшифровку и систематизацию музыкального этнографического материала; использовать современные информационные технологии в расшифровке экспедиционных материалов, осуществлять подготовку концертных программ; исполнять народные песни различных жанров и стилей в этнографически достоверной форме их звучания с учетом диалектной, жанрово-стилевой специфики, этнографического контекста; проводить репетиционную работу с различными составами фольклорного ансамбля, достигая достоверности в воссоздании особенностей звучания и свободного воспроизведения различных певческих стилей и традиций; осуществлять подбор фольклорно-этнографического материала для дипломной выпускной (квалификационной) работы, поставить задачи и найти методы их решения в дипломной работе, выстраивать структуру дипломной работы; привлекать к сотрудничеству со СМИ музыкально-культурную общественность и разные слои аудитории, организовывать и проводить опросы, дискуссии по актуальным проблемам в области народного музыкального искусства; владеть: современными методами этномузыкологического исследования; системным подходом к изучению традиций народной музыкальной культуры, навыками применения научно обоснованных методов расшифровки, анализа, систематизации и классификации документальных этнографических материалов; принципами типологической группировки и стилевой характеристики народных песен и инструментальных наигрышей; навыками сольного и ансамблевого исполнения этнографического музыкального материала в соответствии с национальными традициями; принципами отбора репертуара, подготовки концертных программ, сценических постановок; навыками руководства творческим коллективом; системным подходом к изучению традиций народной музыкальной культуры; навыками расшифровки экспедиционного фольклорного материала и заполнения аналитических карт. |
|
История фольклористики и этномузыкологии Теория музыкального фольклора Фольклорный ансамбль Специальный класс |
||
Б.3.4 |
"Древнерусское певческое искусство" |
43 |
Дисциплины профильного модуля базовой части |
|
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен: знать: основные периоды и теоретические концепции в истории древнерусского певческого искусства, методы научного анализа музыкально-стилевых особенностей образцов средневековых нотаций, значительный репертуар в области древнерусского певческого искусства для вокального ансамбля, основные методы и формы работы с ансамблем, специальную методическую литературу; уметь: осуществлять анализ, расшифровку и систематизацию музыкального материала средневековой певческой культуры, используя современные информационные технологии; осуществлять подготовку концертных программ; проводить репетиционную работу с вокальным ансамблем, достигая достоверности в воссоздании особенностей звучания и свободного воспроизведения различных певческих стилей и традиций; осуществлять подбор музыкального материала для дипломной выпускной (квалификационной) работы, поставить задачи и найти методы их решения, выстраивать структуру и осуществлять оформление дипломной работы в соответствии с требованиями; привлекать к сотрудничеству со СМИ музыкально-культурную общественность и разные слои аудитории, организовывать и проводить опросы, дискуссии по актуальным проблемам в области древнерусского певческого искусства; владеть: современными методами исследования, системным подходом к изучению русской средневековой певческой традиции; навыками применения научно обоснованных методов расшифровки, анализа, систематизации и классификации музыкального материала; навыками ансамблевого исполнения музыкального материала в соответствии с традициями; принципами отбора репертуара, подготовки концертных программ; навыками руководства творческим коллективом. |
|
Специальный класс Вокальный ансамбль История и теория русской духовной музыки Чтение и дешифровка средневековых нотаций Дирижирование и чтение хоровых партитур |
||
Б.3.5 |
"Музыкальная педагогика" |
43 |
Дисциплины профильного модуля базовой части |
|
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен: знать: основные этапы развития педагогики и эволюцию представлений о сути обучения; основы законодательства и делопроизводства в области образования и педагогики; различные педагогические методики, направленные на сохранение и развитие отечественной системы музыкального образования и общеэстетическое развитие подрастающего поколения; современные методы обучения; исторически сложившиеся зарубежные педагогические методики и системы, в том числе историю, теорию и практику эвритмии и особенности инструментального элементарного музицирования К. Орфа; основные цели и задачи педагогической деятельности в области музыкального искусства и культуры в общеобразовательных учреждениях, основные методы педагогической деятельности, направленные на общеэстетическое развитие подрастающего поколения, современные методики преподавания предметов в области музыкального искусства в общеобразовательных учреждениях, методическую документацию по планированию учебного процесса в общеобразовательных учреждениях; особенности функционирования отечественной системы детских школ искусств в разные исторические периоды, традиции, специфические особенности музыкальной педагогики в детских школах искусств, методическую документацию по планированию учебного процесса в детских школах искусств; художественно-исполнительские возможности музыкального инструмента, педагогический репертуар для учреждений среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений; разновидности электронных музыкальных инструментов, особенности их функционирования; типы и виды хоров, методику работы с хоровыми коллективами, в том числе детским хоровым коллективом; репертуар для различных хоровых коллективов, средства достижения хоровой выразительности, технологические и физиологические основы дирижерского искусства, мануальную технику; уметь: пользоваться справочной и методической литературой в области педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, детских школах искусств, учреждениях среднего профессионального образования; планировать учебный процесс, разрабатывать методическую документацию для индивидуальных и групповых занятий с обучающимися разного возраста; осуществлять детальный разбор авторского текста, исполнять музыкальные произведения на выбранном инструменте, находить адекватные интерпретаторские решения при исполнении музыкального произведения; исполнять педагогический репертуар как на фортепиано, так и на дополнительном избранном инструменте; использовать электронные инструменты в педагогической деятельности; исполнять хоровые произведения различных эпох и стилей (a cappella и с сопровождением), включая творчество композиторов второй половины XX - начала XXI веков; владеть мануальной техникой, свободно и художественно выразительно исполнять хоровые произведения, их фрагменты и партии на фортепиано (сольфеджируя и с текстом); знать специальную учебно-педагогическую литературу по вопросам техники дирижирования; владеть: навыками исполнительства на музыкальном и электронных инструментах; навыками игры на инструментах оркестра элементарного музицирования К. Орфа; навыками самостоятельной работы над музыкальным произведением; навыками дирижерского искусства, методикой исполнительского анализа партитур, предшествующего репетиционной работе; навыками слухового контроля и сценического поведения. |
|
История и теория педагогики Музыкальная педагогика в общеобразовательных учреждениях Музыкальная педагогика в детских школах искусств Исполнительство на музыкальном инструменте Изучение педагогического репертуара Электронные музыкальные инструменты Дирижирование Хоровой класс |
||
Б.3.6 |
"Компьютерная музыка и аранжировка" |
43 |
Дисциплины профильного модуля базовой части |
|
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен: знать: традиции исторически сложившихся композиторских школ и лучшие достижения мирового музыкального искусства; особенности оркестрового мышления как важнейшей составляющей композиторского стиля, особенности оркестрового стиля композиторов-классиков, романтиков и современных мастеров оркестра, различные системы записи партитуры, свойственные музыке разных исторических периодов; технические возможности и тембровые качества различных музыкальных инструментов современного симфонического и оперного оркестров, особенности исполнительской техники на струнных, духовых и ударных инструментах; особенности развития музыкальных жанров, особенности оркестрового письма композиторов различных эпох и национальных школ, различные виды партитурной нотации, правила записи оркестровых и хоровых партитур; классическую и современную гармонию; разновидности полифонической техники; историю и теорию музыкальных форм, научные труды, посвященные истории и теории музыки; основы музыкальной компьютерной акустики, цифровое представление звука, особенности аналогового и цифрового сигнала, программный инструментарий для записи, обработки и синтеза звуков, акустику речи и пения, структуру слуховой системы, механизм и особенности слухового восприятия, различные музыкально-акустические исследования; методы аранжировки инструментальных, вокально-инструментальных и хоровых произведений, в том числе звукового синтеза, сэмплирования и другие основы компьютерной музыкальной композиции с использованием всех основных средств цифровой аудиотехнологии; уметь: сочинять музыкальные произведения различных жанров, ориентируясь на лучшие образцы музыкального искусства; свободно ориентироваться в партитурах любой степени сложности и оптимально редуцировать многоголосную оркестровую фактуру применительно к возможностям фортепиано в процессе чтения с листа, озвучивать партии транспонирующих инструментов; составлять хоровые партитуры на основе сольных вокальных произведений (с сопровождением) различных эпох, стилей, типов фактуры, создавать обработки для хора с сохранением стилистических и художественных особенностей оригинального сочинения, профессионально оформлять рукописи; производить монтаж и редактирование созданной звукозаписи; стилистически дифференцировать музыкальный материал, находить адекватные интерпретаторские решения при исполнении музыкального произведения, оценивать то или иное пространство с целью его музыкального оформления, в том числе с использованием основных приемов музыкального дизайна; посредством слухового анализа уметь определять сложные гармонические построения различных стилей, осуществлять запись многоголосных гармонических и полифонических построений (образцов), сольфеджировать и гармонизовать мелодии разных стилей, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности, сольфеджировать сложные интонационные и ритмические мелодии с листа, сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии и полифонии; анализировать музыкальные произведения различных исторических эпох, стилей, жанров в контексте художественно-эстетических явлений; владеть: собственной стилевой манерой композиторского письма, многообразными средствами звуковыражения, композиторскими техниками; навыками хоровой аранжировки, правилами и способами переложения произведения с одного состава хора на другой произведений, написанных для голоса с инструментальным сопровождением; профессиональными навыками: сольфеджирования, в том числе свободного чтения с листа, гармонического анализа, анализа музыкальных форм; практическими навыками ориентации в оркестровой и хоровой партитурах, навыками чтения партий транспонирующих инструментов, расшифровки цифрового баса; навыками редуцирования многоголосной оркестровой и хоровой фактур в соответствии с реальными возможностями их переложения для фортепиано; навыками звукооператорской работы; приемами звукообработки и монтажа музыкального материала; различными стилями массовой и академической музыки; приемами спатиализации музыкального произведения. |
|
Сочинение Инструментовка Инструментоведение Хоровая аранжировка Сольфеджио Гармония Полифония Музыкальная форма Музыкальная акустика |
||
Б.3.7 |
"Менеджмент музыкального искусства" |
43 |
Дисциплины профильного модуля базовой части |
|
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен: знать методологические основы, инфраструктуру, социальные факторы и этику менеджмента; историю и специфику менеджмента в области культуры и искусства; роль маркетинга в управлении учреждением культуры, принципы, задачи и функции маркетинга, методы проведения маркетинговых исследований, виды и основные характеристики учреждений культуры, экономические модели, действующие в отраслях культуры и искусства, место отрасли культуры в сфере услуг, историю становления и современное состояние теории и практики менеджмента по функции связей с общественностью; теоретические основы функционирования рыночной экономики; экономические основы производства и ресурсы предприятия; основы финансовой деятельности; основные принципы, функции и методы менеджмента, технологию менеджмента в сфере культуры; хозяйственный механизм деятельности организаций культуры: финансирование, материальное стимулирование, ценообразование, налогообложение; принципы построения организационных структур и распределения функций управления, основные принципы этики деловых отношений; общие процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации, основы защиты информации; основные понятия математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики; организацию как систему, теорию организации, специфические законы организации, принципы статической и динамической организации, принципы рационализации, проектирование организационных систем; правовое положение предприятия, кооперативных организаций, общественных объединений, банков, биржи, виды и формы сделок, право собственности, виды обязательств; персонал предприятия, его место и роль в системе управления предприятием, принципы управления персоналом, анализ кадрового потенциала, планирование деловой карьеры, конфликтные ситуации в коллективе, оценку эффективного управления персоналом; уметь: применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории; определять финансовые результаты деятельности предприятия; вести переговоры, письменные коммуникации в менеджменте, анализировать межхозяйственные связи между учреждениями и организациями культуры и СМИ, устанавливать отношения со СМИ; моделировать ситуации и разрабатывать решения, стратегические и тактические планы в системе менеджмента; владеть: технологией систематизации и обобщения информации по использованию ресурсов учреждений культуры и формированию финансового результата; навыками проведения деловых совещаний и переговоров, принятия управленческих решений в области организации и нормирования труда. |
|
Менеджмент Основы маркетинга Экономика культуры Финансы и кредит Бухгалтерский учет и налогообложение Экономика и менеджмент СМИ Математика и статистика Теория организации Хозяйственное право Управление персоналом |
||
Б.3.8 |
"Музыкальная реклама" |
43 |
Дисциплины профильного модуля базовой части |
|
В результате изучения дисциплин цикла обучающийся должен: знать: цели и задачи музыкознания, структуру и основные направления современной науки о музыкальной культуре и искусстве, основные методы исследования музыкального произведения и других феноменов музыкальной культуры и искусства; цели и задачи рекламы, ее функции и роль в обществе, историю и опыт развития отечественной и зарубежной рекламы, закономерности, проблемы и перспективные направления развития мирового рынка рекламы, основные виды и средства распространения рекламы; особенности различных видов масс-медиа, информационные каналы, цели и задачи менеджмента и маркетинга в сфере рекламной деятельности, принципы организации рекламной деятельности, ее виды и структуру, основные функции, задачи, структуру рекламных агентств и кампаний, методологию определения бюджета рекламы, основные принципы контроля рекламной деятельности, порядок страхования рекламной продукции; русский и иностранные языки в объеме, необходимом для профессиональной деятельности; теоретические основы перевода; музыкальную терминологию; законы существования и функционирования различных текстов, структуру современных СМИ и их функционирование; уметь: использовать приемы формирования имиджа, создания престижа и общественной репутации объектов рекламы; осуществлять выбор объекта рекламы и планировать средства для ее размещения, составлять рекламный материал в области музыкального искусства и культуры; адекватно отображать содержание различных иноязычных текстов (стихи, либретто, промоматериалы) на русском и иностранном языках; редактировать данный текст применительно к его функции; владеть: теорией коммуникационных процессов, приемами планирования рекламного информирования в средствах массовых коммуникаций; разными формами и жанрами музыкально-рекламной деятельности; методами осуществления связей с общественностью; основами перевода, иностранными языками, представлениями о стилистике литературных текстов, навыками стилистической обработки текстов и их форматирования. |
|
Методология музыкознания Реклама Менеджмент и маркетинг в рекламе Теория перевода Музыкальная термино-лексика Перевод профессиональных текстов Авторское право Основы либреттистики Основы стихосложения Стилистика и литературное редактирование Современные СМИ |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) |
80 - 84 |
|
|
|
Б.4 |
Физическая культура |
2 |
|
|
Б.5 |
Учебная практика (практические умения и навыки определяются вузом в соответствии с профилями ООП) |
12 |
|
|
Б.6 |
Итоговая государственная аттестация |
5 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
240 |
|
|
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки и включающую в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития искусства, культуры, науки, техники, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. Прием на ООП бакалавриата осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального искусства.
Для обеспечения выполнения требований настоящего ФГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса планирование приема абитуриентов по профилям подготовки должно согласовываться с учредителем высшего учебного заведения.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности формируется в соответствии с профилем ООП бакалавриата, должен согласовываться с учредителем и включать в себя дисциплины, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области теории и истории музыкального искусства, сочинения музыки, владения навыками исполнительства на музыкальном инструменте.
7.3. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.4. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (художественно-творческих занятий, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, в учебном процессе в целом они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 60 процентов аудиторных занятий.
Аудиторные учебные занятия по всем профилям подготовки проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
7.5. В учебной программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.6. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается ученым советом вуза.
7.7. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.9. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.10. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.11. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов.
7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными.
7.14. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам:
Иностранный язык;
Фортепиано;
по профилю подготовки "Музыковедение":
Специальный класс;
Сольфеджио;
Гармония;
Полифония;
Музыкальная форма;
Основы лекторского мастерства;
Инструментоведение и инструментовка;
Чтение партитур;
по профилю подготовки "Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ":
Музыкальная журналистика;
Музыкальная критика;
Драматургия и редактирование музыкальных программ в СМИ;
Стилистика и литературное редактирование;
Основы риторики;
по профилю подготовки "Этномузыкология":
Фольклорный ансамбль;
Специальный класс;
по профилю подготовки "Древнерусское певческое искусство":
Специальный класс;
Вокальный ансамбль;
Чтение и дешифровка средневековых нотаций;
Дирижирование и чтение хоровых партитур;
по профилю подготовки "Музыкальная педагогика":
Исполнительство на музыкальном инструменте;
Изучение педагогического репертуара;
Электронные музыкальные инструменты;
Дирижирование;
Хоровой класс;
по профилю подготовки "Компьютерная музыка и аранжировка":
Сочинение;
Инструментовка;
Хоровая аранжировка;
Музыкальная акустика;
по профилю подготовки "Менеджмент музыкального искусства":
Менеджмент;
Основы маркетинга;
по профилю подготовки "Музыкальная реклама":
Менеджмент и маркетинг в рекламе;
Основы либреттистики;
Основы стихосложения.
При реализации вузом профилей подготовки "Этномузыкология" и "Древнерусское певческое искусство" высшее учебное заведение должно обеспечивать практическую подготовку обучающихся на базе учебных творческих коллективов, сформированных из обучающихся вуза, обучающихся по соответствующему профилю подготовки не менее чем на 80 процентов.
При реализации вузом профиля подготовки "Музыкальная педагогика" высшее учебное заведение должно обеспечивать практическую подготовку обучающихся на базе учебного творческого коллектива (однородного или смешанного хора), который может быть сформирован не менее чем на 90 процентов из обучающихся вуза по ООП в области музыкального искусства.
Вуз обязан планировать работу концертмейстеров по предметам "дирижирование" и "хоровой класс" из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
7.15. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины;
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.16. Раздел ООП бакалавриата "Учебная практика" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
В соответствии с профилем подготовки предусматриваются следующие виды учебной практики:
профиль подготовки "Музыковедение":
1. Педагогическая;
2. Лекторская;
3. Архивно-библиографическая;
профиль подготовки "Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ":
1. Педагогическая;
2. Редакторская;
3. Журналистская;
профиль подготовки "Этномузыкология":
1. Педагогическая;
2. Фольклорно-этнографическая (экспедиционная);
3. Исполнительская;
профиль подготовки "Древнерусское певческое искусство":
1. Педагогическая;
2. Архивно-библиографическая;
3. Исполнительская;
профиль подготовки "Музыкальная педагогика":
1. Педагогическая;
2. Исполнительская (хоровая);
профиль подготовки "Компьютерная музыка и аранжировка":
1. Педагогическая;
2. Творческая;
профиль подготовки "Менеджмент музыкального искусства":
1. Педагогическая;
2. Менеджерская;
профиль подготовки "Музыкальная реклама":
1. Педагогическая;
2. Рекламная;
3. Практика перевода и редактуры текста.
Все виды учебной практики проводятся рассредоточено по всему периоду теоретического обучения, кроме фольклорно-этнографической (экспедиционной) практики, которая проводится за пределами теоретического обучения по окончании 4 и 6 семестров.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Базами практики должны быть: учреждения культуры в соответствии с профилем подготовки бакалавров (библиотеки, театры, филармонии, концертные залы, теле-, видеостудии, редакции специализированных газет и журналов, кино- и телеорганизации), творческие коллективы, в том числе и учебные творческие коллективы, образовательные учреждения среднего профессионального образования соответствующего профиля, а также, кроме этого, общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей (детские школы искусств, музыкальные школы).
Для всех профилей ООП (кроме профиля "Музыкальная педагогика") не менее 50 процентов аудиторного времени, отведенного на педагогическую практику, должно реализовываться в образовательных учреждениях среднего профессионального образования соответствующего профиля. При реализации профиля подготовки "Музыкальная педагогика" не менее 50 процентов аудиторного времени, отведенного на педагогическую практику, должно реализовываться в общеобразовательных учреждениях.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу, в том числе научно-методическую в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-методической информации по теме (заданию);
выступать с докладами на конференциях.
Аттестация по итогам учебной практики осуществляется выпускающей кафедрой на основе отчета (защиты научной работы) практиканта, утвержденного руководителем практики, и отзыва на практиканта руководителя практики.
7.17. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и художественно-творческой деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание (в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по каждому из реализуемых профилей данной ООП) должна быть не менее 70 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) профессионального цикла по каждому из реализуемых профилей подготовки должны иметь ученое звание. Не менее 30 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу по каждому из реализуемых профилей подготовки, должны иметь ученые степени, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу в качестве преподавателей могут быть привлечены представители работодателя - действующие руководители и работники профильных организаций, предприятий и учреждений.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания Российской Федерации (народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный артист Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание заслуженный артист Российской Федерации или лица, имеющие диплом лауреата международного конкурса в соответствии с профилем педагогической деятельности, полученный в период обучения в вузе или по его окончании.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.18. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Реализация ООП должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам (в том числе фондам научно-исследовательских организаций-партнеров), формируемым по полному перечню дисциплин ООП. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными преимущественно за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений, аудио-видеофондами, мультимедийными материалами согласно профилю подготовки.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 50 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
Работа концертмейстеров в соответствии с п. 7.14. настоящего ФГОС ВПО финансируется из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
большой концертный зал (от 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием);
малый концертный зал (от 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием);
библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки бакалавров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал);
учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий;
специализированные аудитории для занятий по предмету "хоровой класс" со специализированным оборудованием;
учебные аудитории для занятий по предмету "дирижирование", оснащенные зеркалами и двумя роялями;
учебные аудитории (лаборатории) для занятий по предметам профиля подготовки "Компьютерная музыка и аранжировка", оборудованные аудиотехникой, персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением, электронными музыкальными инструментами, приборами синтеза и обработки звука.
В случае введения предмета "современные информационные технологии" вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами (для одного обучающегося по одному комплекту оборудования) и соответствующим программным обеспечением.
Для проведения занятий по предмету "фортепиано" вуз должен быть обеспечен роялями.
Для проведения занятий в области журналистской деятельности вуз должен быть обеспечен диктофонами (не менее 0,5 единиц на одного обучающегося), видеомагнитофонами, техникой кино- и видеосъемки (не менее одной единицы каждого вида техники на учебную группу). Необходимо наличие настольной издательской системы, специализированной лаборатории аудио-видеозаписи, фотолаборатории.
При реализации вузом профиля подготовки "Музыкальная педагогика" вуз должен быть обеспечен комплектом инструментов оркестра элементарного музицирования К.Орфа (ударными, металлофонами, ксилофонами, глекеншпилями, блок-флейтами), а также электронными музыкальными инструментами.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет и в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Каждому обучающемуся предоставляется доступ к сети интернет в объеме не менее двух часов в неделю.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать качество подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, репертуарные списки музыкальных произведений, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны привлекаться работодатели, а также преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и государственный экзамен.
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из разделов:
1) защита дипломной работы, в которой рассматриваются и анализируются актуальные проблемы в области истории, теории, педагогики, практики, менеджмента и рекламы музыкального искусства - для профилей "Музыковедение", "Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ", "Этномузыкология", "Древнерусское певческое искусство", "Менеджмент музыкального искусства", "Музыкальная реклама" или защиты реферата - для профилей "Музыкальная педагогика", "Компьютерная музыка и аранжировка";
2) представление творческой работы в соответствии с профилем подготовки, которая должна продемонстрировать профессиональные навыки подготовки выпускника, в следующих формах:
а) для профилей "Музыковедение", "Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ", "Музыкальная реклама" - представление досье выпускника (комплекса материалов в области лекторской деятельности; комплекса печатных, теле-, радиоматериалов; разработка плана творческого проекта - фестиваля, конкурса, гастролей; рекламные материалы, перевод иноязычных текстов в области музыкального искусства);
б) для профилей "Этномузыкология", "Древнерусское певческое искусство" - исполнение концертной программы (при письменном оформлении выпускником сценария или комментариев к концертной программе);
в) для профиля "Музыкальная педагогика" - исполнение концертной программы в форме дирижирования учебным хоровым коллективом и работы с хором, а также исполнения сольной концертной программы на музыкальном инструменте;
г) для профиля "Компьютерная музыка и аранжировка" - исполнение концертной программы из собственных музыкальных сочинений и аранжировок (исполнение музыкальных произведений допускается как авторское, так и с помощью приглашенных артистов, учебных или профессиональных коллективов) при письменном оформлении выпускником сценария или комментариев к концертной программе.
Государственный экзамен является обязательным и в соответствии с профилем подготовки может включать: ответы на вопросы (билеты), собеседование, выполнение тестовых заданий по вопросам методики и педагогики, теории и истории музыкального искусства, музыкальной журналистики и редакторской деятельности в СМИ, менеджмента и рекламы в области музыкального искусства.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. N 14 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.