Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 073301 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором (квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2020)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 073301 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
III. Характеристика направления подготовки (специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
5 лет |
300* |
_____________________________
*Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает:
художественное руководство и управление творческим коллективом в процессе репетиционной и концертно-театральной деятельности;
музыкальная педагогика в высших, средних специальных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей.
4.2. Объектом профессиональной деятельности специалистов являются:
музыкальное произведение в различных формах его существования;
творческие коллективы;
слушательская и зрительская аудитория концертных залов;
различные категории обучающихся по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
концертные и театральные учреждения;
образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и учреждения дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, реализующие образовательные программы в области музыкального искусства.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 073301 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
художественно-творческая деятельность;
педагогическая деятельность (в высших, средних специальных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей);
организационно-управленческая (в творческих коллективах и организациях).
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 073301 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области художественно-творческой деятельности:
дирижирование различными видами профессиональных исполнительских коллективов (академическим хором, симфоническим оркестром);
в области в педагогической деятельности:
обучение искусству дирижирования различными видами исполнительских коллективов (академическим хором, симфоническим оркестром);
развитие у обучающихся самостоятельности в работе над музыкальным произведением, развитие способности к самообучению;
выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов художественно-педагогического процесса;
в области организационно-управленческой деятельности:
руководство творческими коллективами, музыкальными театрами, концертными организациями, менеджмент в области музыкального искусства.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью представить современную картину мира на основе целостной системы гуманитарных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
способностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-3);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-4);
владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-5);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-7);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-8);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-9);
способностью выстраивать и реализовывать тактику и стратегию своего интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-10);
способностью проявлять развитые коммуникативные и адаптивные личностные качества, работать и взаимодействовать с другими людьми в различных творческих ситуациях (ОК-11);
способностью владеть родным языком и иностранным языком (не мене одного) на уровне, позволяющем вести профессиональную беседу, читать и переводить специальную литературу, составлять аннотацию, вести переписку (ОК-12);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью к осмыслению развития музыкального искусства в историческом контексте с другими видами искусства и литературы, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ПК-1);
готовностью к работе с научной и музыковедческой литературой, использованию профессиональных понятий и терминологии (ПК-2);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-3);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-4);
способностью ориентироваться в специальной литературе, как по профилю подготовки, так и в смежных областях искусства (ПК-5);
способностью приобретать и самостоятельно обрабатывать новые знания с использованием современных информационных технологий и интерпретировать полученные данные для формирования суждений по социальным, научным и этическим проблемам (ПК-6);
способностью распознавать и идентифицировать на слух существенные компоненты музыкального языка, такие как интервалы, ритм, тональность, размер, аккорды, тембр, фактура, инструментовка и записывать их должным образом (ПК-7);
способностью запоминать музыкальный материал и читать или воспроизводить музыкальные отрывки, которые были записаны и закодированы в какой-либо форме с использованием широкого спектра видов нотаций и звуковых ресурсов (ПК-8);
способностью распознавать и анализировать музыкальную форму на слух или по нотному тексту (ПК-9);
наличием навыков постижения музыкальных произведений внутренним слухом и способен воплощать услышанное в звуке, нотном тексте, жесте, ритме, динамике, фразировке (ПК-10);
художественно-творческая деятельность:
способностью дирижировать музыкальным коллективом (оркестром, хором) при разучивании и публичном исполнении концертной программы (ПК-11);
готовностью к работе дирижера исполнительского коллектива (оркестрового, хорового, ансамблевого) в музыкальном театре (ПК-12);
способностью адаптировать (делать аранжировки и переложения) музыкальные произведения монодийного и гармонического склада для различных исполнительских составов (хор, ансамбль, оркестр) (ПК-13);
способностью организовывать и проводить репетиционный процесс с различными составами творческих коллективов (солисты, ансамбли, хоры, оркестры) (ПК-14);
способностью создавать исполнительскую концепцию музыкального произведения (ПК-15);
готовностью к самостоятельной работе над партитурой (ПК-16);
способностью творчески использовать профессиональные знания в исполнительской и педагогической деятельности (ПК-17);
педагогическая деятельность:
способностью демонстрировать понимание целей, задач педагогического процесса и основных принципов музыкальной педагогики (ПК-18);
готовностью интеллектуально и психологически к преподавательской деятельности в сфере дирижирования (ПК-19);
способностью планировать педагогическую деятельность, ставить цели и задачи воспитания и обучения с учетом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся (ПК-20);
способностью применять на практике умение планировать и строить урок, концентрировать внимание обучающегося на поставленных задачах (ПК-21);
готовностью формулировать и применять на практике собственные педагогические принципы и методы обучения (ПК-22);
организационно-управленческая деятельность:
готовностью осуществлять творческое руководство музыкальным коллективом (хором, оркестром, труппой музыкального театра) (ПК-23);
готовностью к организации и планированию концертной деятельности творческого коллектива (ПК-24);
способностью формировать концертный репертуар, репертуар музыкальных мероприятий (конкурсы, фестивали), составлять, концертные программы, филармонические абонементы (ПК-25);
способностью использовать методы организационной деятельности и высокую культуру общения в художественно-творческом процессе (ПК-26);
способностью применять на практике знания в области экономики и правоведения в области культуры (ПК-27).
Профессионально-специализированные компетенции (ПСК):
Специализация 01 - Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром:
готовностью к взаимодействию с режиссером оперного театра в реализации творческих постановок (оперы, балета, оперетты, мюзикла) (ПСК-1);
готовностью к работе с солистами-вокалистами, группами инструментов, артистами оркестра и хора в процессе репетиционной работы и к координации их действий на сцене (ПСК-2);
готовностью к созданию собственной редакции оперной (балетной) партитуры (ПСК-3);
способностью оркестровать музыкальные произведения под различные составы музыкальных коллективов (ПСК-4).
Специализация 02 - Художественное руководство академическим хором:
готовностью интеллектуально и психологически к деятельности хормейстера (ПСК-5);
способностью создавать хоровые переложения для различных составов хоров (ПСК-6);
способностью контролировать качество хорового звучания, строя и ансамбля (ПСК-7);
способностью работать над дыханием, нюансами, дикцией и артикуляцией в процессе исполнения (ПСК-8).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История отечества", "История медицины", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" объединено с "Экстремальной медициной".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (Зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
35 |
|
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; нравственные обязанности человека по отношению к другим и к самому себе; знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации; основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; уметь: объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, роль искусства и науки в развитии цивилизации; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и по специальности, соблюдая правила речевого этикета, читать литературу на иностранном языке без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем; владеть: представлениями о научных, художественных и религиозных картинах мироздания, основных этапах становления и развития общественной информации, государства, в разные исторические эпохи, знать отечественную историю; лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения. |
31 |
История Философия Эстетика Иностранный язык |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
4 |
|
|
С.2 |
Общепрофессиональный цикл |
99 |
|
|
|
Базовая часть В результате изучения дисциплин базовой части обучающийся должен: знать: историю музыки и основные этапы эволюции художественных стилей; историю отечественной и зарубежной музыки: музыкальное искусство древности, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, историю развития музыкального театра, оперы, музыкальных школ, западноевропейскую музыку и музыкальную культуру России; симфоническую и хоровую музыку разных стран, эпох, стилей и направлений, оперные, балетные, симфонические произведения, выдающиеся образцы мировой музыкальной классики и современности; направления и стили зарубежной и отечественной музыки XVIII-XXI веков, основные этапы эволюции художественных стилей; принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа; основные этапы исторического развития гармонии, законы гармонии и полифонии, законы формообразования; теоретические основы музыкального искусства, законы формообразования; значение народного творчества в становлении и развитии музыкального искусства и художественно-творческой деятельности; профессиональный репертуар (оперный, балетный или хоровой в зависимости от специализации); различные системы записи партитуры, свойственные музыке разных исторических периодов; основные положения законодательных актов трудового права в области культуры; введение в экономику, основы экономического анализа, функционирование конкурентного рынка, структуру бизнеса, сравнительные экономические системы, основные этапы экономической теории; уметь: свободно (наизусть), достоверно и художественно выразительно исполнять на фортепиано все произведение и голосом любой фрагмент партитуры по горизонтали и вертикали; транспонировать произведение в заданную тональность; понимать содержание, форму, стиль исполняемого музыкального произведения; использовать правовые и нормативные документы, относящиеся к сфере профессиональной деятельности; владеть: навыками чтения партитур (хоровых и симфонических в зависимости от специализации) с использованием фортепиано и без фортепиано; навыками переложения музыкальных произведений для различных составов (хоровых, инструментальных); навыками сочинения дополнительных голосов при создании переложений и аранжировок для различных составов; игрой на фортепиано, аккомпанировать, свободно читать с листа, использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой и теоретического анализа музыкального произведения; навыками целостного и детального слухового анализа многоголосной музыки гомофонно-гармонического и полифонического склада, определения на слух конкретных гармонических последовательностей и воспроизведения их по памяти; всесторонне развитым слухом на основе освоения музыки различных стилей в устных и письменных формах работы: полифонии свободного письма, венского классицизма, западно-европейского романтизма, русской музыкальной классики 19 - начала 20 века, современных композиторов; самостоятельно гармонизовать мелодию; анализировать музыкальную форму, анализировать на слух развернутые гармонические последовательности; средствами и методами специальной информатики для музыкантов, основами MIDI-технологиями, компьютерным набором нотного текста и редактирования; навыками музыкально-теоретического, исполнительского и педагогического анализа музыкальной литературы; навыками составления концертных программ, филармонических абонементов. |
83 |
История искусств История музыки История современной музыки Гармония Полифония Анализ музыкальных форм Фортепиано Чтение партитур Профессиональный репертуар Менеджмент в области музыкальной культуры Правовое регулирование в области культуры Музыкальная информатика |
|
|
Специализация 01 - Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром В результате изучения дисциплин специализации обучающийся должен: знать: эволюцию стиля оперного и балетного спектакля в различные исторические эпохи и в различных национальных школах; общую картину исторического развития оркестровой музыки; основы театральной режиссуры, техники сценического движения; уметь: рассматривать эстетическую категорию "стиль" через призму оркестровой техники на разных уровнях: стиль эпохи, стиль национальной школы, индивидуальный стиль композитора. |
6 |
История оркестровых стилей Искусство театральной режиссуры |
|
|
Специализация 02 - Художественное руководство академическим хором В результате изучения дисциплин специализации обучающийся должен: знать: специфику вокального интонирования (сольного, ансамблевого, хорового); устройство голосового аппарата, принципы профилактики и охраны голоса, методические установки при обучении пению; уметь: подбирать вокальный репертуар, использовать вокальные упражнения и попевки для настройки голосового аппарата, сглаживать регистровые переходы; владеть: навыками ансамблевого исполнительства; навыками пения (ансамблевого, сольного) без сопровождения и с аккомпанементом, точного и осмысленного интонирования мелодии любого стиля. |
6 |
Вокальная подготовка |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
10 |
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл |
110 |
|
|
|
Базовая часть |
100 |
|
|
|
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: |
|
|
|
|
Модуль подготовки руководителя (по специализациям): |
86 |
|
|
|
знать: специальную литературу по вопросам техники дирижирования и исполнительской интерпретации; методику работы с исполнительскими коллективами всех типов и видов (в зависимости от избранной специализации); особенности стиля композиторов-классиков, романтиков и современных композиторов; основные положения методики работы с творческим коллективом (в зависимости от специализации); уметь: при помощи развитой мануальной техники добиваться высоких художественных результатов исполнения музыкального произведения творческим коллективом; профессионально вести репетиционную работу с творческими коллективами различного состава; работать над репертуаром различных эпох и стилей, включая современное творчество отечественных и зарубежных композиторов; свободно ориентироваться в партитуре любой степени сложности; творчески использовать профессиональные знания в исполнительской и педагогической деятельности; точно и профессионально грамотно раскрывать музыкально-драматургический замысел композитора; использовать все ранее полученные музыкально-теоретические и исторические знания для анализа музыкальной драматургии, понимания стиля произведения; владеть: мануальной техникой дирижирования методикой исполнительского анализа партитур. |
78 |
Дирижирование Методика репетиционной работы Переложение музыкального произведения для различных составов творческих коллективов Работа над музыкальным произведением Безопасность жизнедеятельности |
|
|
Специализация 01 - Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром В результате изучения дисциплин специализации обучающийся должен: знать: основы оркестровки, общую классификацию инструментов; основные инструменты симфонического оркестра, их тембровые особенности, диапазон и выразительные возможности; особые приемы звукоизвлечения, основы амбушюрной техники и аппликатуры на духовых инструментах, основы штрихов и аппликатуры на струнных инструментах; особенности и порядок работы с певцами в музыкальном театре, классификацию голосов и их особенности; принципы работы с вокальным ансамблем; уметь: осуществлять дирижерскую редакцию оперной или балетной партитуры в соответствии с задачами сценического воплощения спектакля; воспроизводить многоголосную оркестровую фактуру, применительно к возможностям фортепиано, озвучивать партии транспонирующих инструментов; добиваться органичного, выразительного звучания оркестра и оптимального звукового баланса оркестровых групп; создавать инструментальное переложение музыкального произведения для оркестров различных составов; определять на слух последовательности интервалов с разрешением или в тональности; охватывать весь комплекс средств музыкальной выразительности в их взаимосвязи: мелодика, гармония, ритм, фактура, голосоведение; в процессе исполнения обеспечивать оптимальный звуковой баланс оркестровых групп работать над корректировкой звуковысотной интонации, фразировкой в сольных эпизодах, давать ауфтакт, отвечающий особенностям атаки различных инструментов оркестра; расставлять штрихи в группе струнных инструментов; владеть: симфоническим, оперным, балетным, камерным репертуаром, относящимся к различным национальным школам и различным периодам истории музыки; представлениями и навыками оркестрового мышления; навыками переложения музыки для различных составов оркестра (струнного, духового, камерного и большого симфонического); навыками концертмейстерской работы на оперном материале, самостоятельного изучения партитуры, репетиционной работой с оркестром, хором, солистами, техникой сценической постановки отобранного художественного материала, согласования звучания оркестра с акустикой зала и индивидуальными особенностями солистов-вокалистов и их расположения на сцене; навыками пения - сольфеджирования без сопровождения и с аккомпанементом, точного и осмысленного интонирования мелодии любого стиля, с любыми скачками и хроматизмами; навыками записи на слух и по памяти одноголосных и двухголосных тем (музыкальных диктантов); петь по цифровке, сольфеджировать сложные интонационно и ритмически мелодии, сольфеджировать с листа; сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии и полифонии. |
8 |
Сольфеджио Техника игры на оркестровых инструментах |
|
|
Специализация 02 - Художественное руководство академическим хором В результате изучения дисциплин специализации обучающийся должен: знать: основы хорового письма; особенности хорового исполнительства различных эпох; классификацию певческих голосов, их тесситуры, диапазон, степень подвижности и выразительности, основы постановки и гигиены голоса, природу певческого дыхания, принципы орфоэпии в русском и основных европейских языках; уметь: создавать обработки для хоров различных составов; определять на слух последовательности интервалов с разрешением или в тональности; использовать сольную вокальную хоровую музыку различной звуковысотной организации и уровня метроритмической сложности во всех формах работы по сольфеджио: слуховой анализ гармонических последовательностей, интонационные упражнения, сольфеджирование (в том числе чтение с листа, в транспорте, в записи различными ключами); владеть: навыками работы над дыханием, строем, ансамблем, нюансами, дикцией и артикуляцией; навыками распевания хора, пения реплик и партий в хоре (ансамбле); навыками точного контроля качества хорового звучания, устранения возможных дефектов строя и ансамбля; определения на слух конкретных гармонических структур и последовательностей; навыками пения - сольфеджирования без сопровождения и с аккомпанементом, точного и осмысленного интонирования мелодии любого стиля, с любыми скачками и хроматизмами; навыками записи на слух и по памяти одноголосных и двухголосных тем (музыкальных диктантов). |
8 |
Сольфеджио |
|
|
Модуль педагогической подготовки знать: методическую литературу; психологию музыкального творчества и восприятия музыки; основы психологии музыкального слуха и особенности слуха музыканта, психологические факторы развития музыкальной памяти, воображения и мышления; основы психологии индивидуальности и личности, психологические особенности возрастного, личного и профессионального развития; значение и специфику процессов музыкального восприятия и мышления как основ художественного познания творческой деятельности в сфере музыкального искусства; знать историю хорового исполнительства от древности до наших дней, историю зарубежной, русской, современной отечественной хоровой музыки разных стилей и направлений; уметь: использовать подготовительные упражнения в развитии основных элементов дирижерской техники; раскрывать творческие возможности ученика, его артистизм и образное мышление в процессе изучения музыкальных произведений разных стилей; владеть: навыками работы над рефератами и учебно-методическими пособиями; методикой построения урока, постановки художественных и технических задач перед обучающимся; методами психологического и художественного воздействия на ученика, приемами развития образного воображения и ассоциативного мышления учащегося. |
12 |
Методика преподавания Музыкальная психология Методика работы с артистами коллектива Профессиональная педагогическая деятельность |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
10 |
|
|
С.4 |
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа практические умения и навыки определяются ООП вуза |
44 |
Педагогическая практика Производственная практика |
|
С.5 |
Физическая культура |
2 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
10 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
300 |
|
|
_____________________________
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5, включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ОО подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 25 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области профессиональной деятельности: сольфеджио, гармония, полифония, анализ музыкальных форм, музыкальная информатика, сочинения, чтение партитур, инструментовка, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Прием на ООП подготовки специалиста осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускникам ООП среднего профессионального образования по специальностям в области музыкального искусства.
7.16. При реализации ООП вуз должен предусмотреть наличие:
для организации учебного процесса по специализации 01 учебного симфонического оркестра, состоящего из обучающихся по программам ВПО в области музыкального искусства, а также профессионального симфонического оркестра (собственного или на условиях договора);
для организации учебного процесса по специализации 02 учебного хора, состоящего из обучающихся, обучающихся по программам ВПО в области музыкального искусства.
7.17. При реализации ООП вуз должен планировать работу концертмейстеров в объеме 200 процентов от количества учебных часов, предусмотренных учебным планом на аудиторные занятия, по дисциплине "дирижирование" и 100 процентов по дисциплине "вокальная подготовка" для специализации 02.
7.18. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации образовательного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки предусматриваются учебная и производственная практики, которые могут включать следующие виды практик: педагогическую практику. Практики проводятся рассредоточено по всему периоду обучения.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
В соответствии со специализацией подготовки специалиста базами производственной практики могут быть учебные творческие коллективы вуза, а также профессиональные творческие коллективы, функционирующие в театрах, филармониях, других учреждениях культуры. Базой педагогической практики могут быть образовательные учреждения среднего профессионального образования и учреждения дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам аттестации выставляется оценка.
7.19. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки по соответствующим дисциплинам;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме проводимой научной работы;
использовать новые методы при проведении научно-исследовательской работы и давать их описание;
составлять отчеты по теме проведенной работы;
выступать с докладами на внутривузовской конференции.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение ее результатов в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.20. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 70 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.
Не менее 75 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, а также государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора, почетные звания (народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации) должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.
К образовательному процессу должно быть привлечено не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
7.21. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.22. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.23. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации образовательной программы подготовки специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
нотную библиотеку, фонотеку с фондом аудиозаписей;
отдел звукозаписи и воспроизведения с необходимым звукотехническим оборудованием (магнитофоны, проигрыватели пластинок и компакт-дисков);
библиотеку, читальный зал, концертный зал (от 100 посадочных мест, при обязательном наличии концертных роялей);
специализированные аудитории для занятий по дисциплинам цикла С.2 оснащенные роялями, учебными досками, звуковоспроизводящей аппаратурой;
для проведения занятий по дисциплинам цикла С.3 специализированные аудитории, оснащенные двумя роялями и аудиотехникой;
для проведения занятий по музыкальной информатике специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами и MIDI-клавиатурами с соответствующим программным обеспечением;
специализированные аудитории для занятий оркестров и хоровых коллективов;
дирижерские подставки, зеркала, станки для хора, дирижерские оркестровые пульты, специализированную мебель для оркестрового и хорового классов;
комплект инструментов, необходимых для обеспечения полноценной работы оркестров (набор ударных инструментов, видовые духовые инструменты, контрабасы, арфы);
библиотечный фонд оркестровых и хоровых партий.
В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее двух компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов с условиями их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6 Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются вузом.
_____________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2020 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.