Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие со дня вступления в силу настоящего приказа
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 072901 Музыковедение (квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2017)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 072901 Музыковедение образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки (специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
5 лет |
300* |
______________________________
* Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) форме, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает:
научно-исследовательскую работу в научно-исследовательских институтах, высших учебных заведениях, музеях, библиотеках, архивах, музыкальных обществах, информационных центрах и агентствах;
преподавание всего комплекса музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин, а также смежных с музыкознанием специализаций в образовательных учреждения среднего и высшего профессионального образования и учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей;
лекторскую, журналистскую, редакторскую и критическую деятельность в средствах массовой информации и учреждениях культуры (концертных организациях, агентствах, творческих союзах, издательствах и иных организациях);
культурно-просветительскую деятельность в области культуры и музыкального искусства;
творческую и организационную деятельность, менеджерскую деятельность в области музыкально-исполнительского и музыкально-театрального искусства, работу в органах управления культуры.
4.2. Объектом профессиональной деятельности специалистов являются: исторические процессы в развитии музыкальной культуры и искусства;
музыкально-исторические и музыкально-теоретические концепции;
социально-культурная среда;
авторы-создатели произведений искусства;
творческие коллективы;
исполнители;
музыкальные произведения в различных формах существования;
учреждения культуры (театры, библиотеки, музеи, архивы, издательства, редакции газет и журналов);
деятели различных учреждений искусства и культуры;
средства массовой информации;
различные категории обучающихся по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и учреждения дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 072901 Музыковедение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
культурно-просветительская, музыкально-журналистская и редакторская;
творческая;
педагогическая;
организационно-управленческая (менеджерская).
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 072901 Музыковедение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области научно-исследовательской деятельности:
выполнение работы, научных исследований (как в составе исследовательской группы, так и самостоятельно), осуществление авторской деятельности в коллективных сборниках и монографиях, исследование музыкально-исторических процессов профессиональной и народной музыки, разработки в области социологии музыки, исследование музыкально-теоретических концепций, изучение музыкальных произведений, руководство исследовательскими проектами, осуществление критической деятельности;
в области педагогической деятельности:
преподавание музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин;
подготовка учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам;
выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов художественно-педагогического процесса;
в области творческой деятельности:
овладение исполнительскими навыками в сфере изучаемых традиционных музыкальных культур разных регионов и эпох, реконструирование и практическое освоение малоизвестных исторических стилей;
художественное руководство различными творческими коллективами и составление концертных программ;
в области культурно-просветительской, музыкально-журналистской и редакторской деятельности:
организация работы, связанной с пропагандой достижений в области музыкального искусства и культуры (в том числе с использованием возможностей радио, телевидения, интернета, периодических изданий); участие в проведении пресс-конференций и других акций; выступление с лекциями, комментариями в лекциях-концертах; осуществление консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры; готовность к работе в разнообразных средствах массовой информации, информационно-рекламных службах, структурах связи с общественностью; осуществление редакционной работы в издательствах, в редакциях периодических изданий искусств, на радио и телевидении, а также в отделах культуры и искусства изданий общего профиля; организация и участие в издательской деятельности и организациях отрасли культуры и искусства, подготовка авторских материалов, предназначенных для публикации или выхода в эфир в соответствии с требованиями, принятыми в средствах массовой информации; осуществление критической деятельности в форме статей в периодических изданиях;
в области организационно-управленческой (менеджерской) деятельности:
осуществление функций специалиста, референта, консультанта, руководителя структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства (театры, филармонии, концертные организации), в творческих союзах и обществах; руководство подразделениями, осуществляющими в организациях культуры и искусства связь со средствами массовой информации; работа с авторами разного профиля; рассмотрение авторских заявок и вынесение по ним заключений, подготовка авторских договоров, ведение их учета, контроль за выполнением договорных обязательств; участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий).
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
способен к анализу социально-значимых процессов и явлений, к участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
способностью к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности, владеет методами пропаганды научных достижений (ОК-3);
демонстрацией активной гражданской позиции, нацеленность на совершенствование современного общества на принципах гуманизма и демократии (ОК-4);
свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-5);
способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, способен проявлять уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способен создавать в коллективе отношения сотрудничества, разрешать конфликтные ситуации (ОК-6);
владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-7);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, для развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-8);
способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-9);
способностью организовать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда, владеть методами экономической оценки научных исследований, интеллектуального труда (ПК-1);
способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения с помощью информационных технологий, в том числе в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-2);
способностью к работе в многонациональном коллективе, в качестве руководителя формировать цели и команды, принимать решения в сложной ситуации, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК-3);
способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности; владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК-4);
демонстрацией понимания значимости своей будущей специальности, ответственно относится к своей трудовой деятельности (ПК-5);
способностью самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК-6);
способностью понимать сущность и значение информации в жизни современного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК-7);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-8);
владением основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-9);
научно-исследовательская деятельность:
способностью осмыслить закономерности развития музыкального искусства и науки в историческом контексте и в связи с другими видами искусства; способен учитывать особенности религиозных, философских, эстетических представлений конкретного исторического периода (ПК-10);
способностью собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим научным проблемам (ПК-11);
способностью ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства и науки, выполнять научно-техническую работу, научные исследования как в составе исследовательской группы, так и самостоятельно; осуществлять авторскую деятельность в коллективных сборниках и монографиях (ПК-12);
способностью участвовать в информационном маркетинге, осуществлять различные исследования в социально-культурной сфере, а также исследования в области музыкальной культуры, искусства и педагогики (ПК-13);
способностью руководить научно-исследовательской работой (как отдельными этапами, разделами, так и в целом), составлять научные тексты на иностранных языках (ПК-14);
способностью осуществлять исследования по изучению социально-культурной среды, в том числе зрительской (слушательской) аудитории (ПК-15);
педагогическая деятельность;
способностью преподавать дисциплины, связанные с историей и теорией музыкального искусства, культуры, и педагогики, (ПК-16);
способностью планировать учебный процесс, вести научно-методическую работу, разрабатывать методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения (ПК-17);
творческая деятельность:
способностью организовывать работу, связанную с собиранием, исследованием и хранением образцов старинной музыки, музыкально-фольклорного творчества, проведением творческих акций (ПК-18);
способностью организовывать консультации по музыкально-культурным и музыкально-историческим вопросам при создании, исполнении или постановке произведений музыкального и (или) музыкально-театрального искусства (ПК-19);
способен осуществлять экспертную работу при формировании репертуара театров, филармоний и средств массовой информации (ПК-20);
способностью принимать участие в работе творческих коллективов разного профиля (ПК-21);
культурно-просветительская, музыкально-журналистская и редакторская деятельность
способностью осуществлять постоянную связь со средствами массовой информации с целью просветительства, популяризации и пропаганды достижений музыкальной культуры, готовить необходимые материалы о профессиональной деятельности творческих коллективов, авторов-создателей произведений искусства; участвовать в проведении пресс-конференций и других акций; организовывать работу по пропаганде музыкального и музыкально-театрального искусства, в том числе с использованием возможностей радио, телевидения, интернета (ПК-22);
способностью осуществлять консультации при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры (репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов) (ПК-23);
способностью разрабатывать темы лекций (лекций-концертов), выступать с лекциями, уметь комментировать исполняемые в лекциях (лекциях-концертах) произведения (ПК-24);
способностью освещать культурно-исторические события и факты в области музыкального искусства, науки и педагогики в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, в сетевых средствах массовой информации, информационно-рекламных службах (ПК-25);
способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения или постановки музыкально-театрального произведения, уметь проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций (ПК-26);
способностью редактировать музыкальные программы на радио и телевидении, редактировать литературные тексты в области музыкального искусства, культуры и педагогики в издательствах, редакциях периодических изданий искусств, а также осуществлять редакторскую работу изданий общего профиля по разделам культуры и искусства; участвовать в издательской деятельности организаций культуры и искусства (ПК-27);
способностью осуществлять авторскую журналистско-критическую деятельность в форме статей, крупных обзоров, книг (разделов книг) (ПК-28);
способностью организовывать издательскую деятельность в учреждениях культуры и искусства (ПК-29);
организационно-управленческая (менеджерская) деятельность:
способностью осуществлять работу, связанную с проведением творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий) (ПК-30);
способностью осуществлять функции специалиста, референта, консультанта, руководителя структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих коллективах, союзах и обществах (ПК-31);
способностью проводить работу с авторами, выполняющими заказы организаций в области музыкально-исполнительского и музыкально-театрального искусства (ПК-32);
способностью осуществлять работу по рассмотрению авторских заявок и вынесению по ним заключения; работу по подготовке договоров, ведению их учета, контроля за исполнением договорных обязательств, привлекать для консультаций специалистов (ПК-33);
способностью выполнять управленческие функции в государственных (муниципальных) органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих союзах и обществах (ПК-34);
способностью разрабатывать перспективные и текущие планы деятельности организаций культуры и искусства (репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов) (ПК-35);
способностью применять знания в области организации менеджмента искусства, планирования и финансового обеспечения музыкально-театральной и концертной деятельности (ПК-36);
выполнением руководящих функций в издательствах, в периодических изданиях искусств, а также в отделах культуры и искусства изданий общего профиля (ПК-37).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История отечества", "История медицины", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" объединено с "Экстремальной медициной".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (Зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а так же учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
35 |
|
|
Базовая часть |
31 |
|
|
|
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные этапы развития государства и общества в становлении цивилизаций, историю России в её важнейших событиях; сущность научных, художественных и религиозных представлений о мироздании; социальную значимость своей будущей профессии, основные школы, учения и концепции в сфере гуманитарных и социально-экономических наук; этические нормы, регулирующие человеческие отношения и жизнь общества; формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира; культуру России, её место в системе мировой цивилизации; цель, задачи, закономерности, принципы воспитания, образования и обучения в современной трактовке, формы, методы и средства образовательной деятельности; психолого-педагогические, физиологические и медико-гигиенические основы воспитания и обучения; основы экокультуры; основные категории эстетики, особенности исторического взаимодействия музыки и других видов искусства; основы крупнейших религий мира; этические нормы, регулирующие человеческие взаимоотношения; уметь: объяснить феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры; оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания; анализировать основные культурно-политические события в России и за рубежом; грамотно использовать в работе профессиональную лексику, вести диалог с зарубежными коллегами на иностранном языке и читать иноязычные работы без словаря; использовать знания, полученные в области гуманитарных наук, в своей музыкально-педагогической, просветительской и научной деятельности; владеть: культурой гуманитарного мышления, методами анализа своих профессиональных возможностей и путей повышений квалификации; методологией профессии, элементами планирования профессиональной деятельности; основами ораторского, лекторского искусства, культуры ведения научной дискуссии; методами преломления в области музыковедения общей методологии истории, философии и психологии; методами организационной деятельности. |
|
История Философия Эстетика Иностранный язык |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
4 |
|
|
|
С.2 |
Общепрофессиональный цикл |
32 |
|
|
Базовая часть |
29 |
|
|
|
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основные этапы и направления в истории смежных искусств (театра, киноискусства), составные части культуры, в том числе художественной, общие закономерности художественного творчества и знаковой специфики разных искусств; основы фортепианной техники; мировые системы обучения сольфеджио; строение современной музыкальной культуры (творчество композиторов и исполнителей, жанры театральные и концертные; направления - художественная (классическая) музыка, массовая, "третье течение"), формы работы через средства массовой информации с различными слоями общества; уметь: объяснить феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности, способы приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры; оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста; художественно убедительно исполнять музыкальное произведение, свободно читать с листа, аккомпанировать солисту; всесторонне развивать музыкальный слух; писать критические статьи и журналистские репортажи, осуществлять связь со средствами массовой информации (периодическими изданиями, радио, телевидением, сетью Интернет); владеть: методологией анализа различных видов искусства; профессиональными навыками игры на фортепиано; навыками сольфеджирования с листа, в том числе в транспозиции, в различных ключах, с игрой на инструменте полифонического произведения; стилем музыкального критика и журналиста, умением обращаться к массовой аудитории. |
|
История искусств Фортепиано Сольфеджио Музыкальная критика и журналистика |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
3 |
|
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл |
198 |
|
|
Базовая часть |
178 |
|
|
|
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: методологию музыкознания, методологические подходы к историческим и теоретическим исследованиям; ведущую историографическую проблематику, закономерности музыкально-исторического процесса, его периодизацию; научные труды, посвященные истории и теории музыки; особенности речи как сферы общения, типы аудитории, основы современного публичного монолога (устного выступления): лекция, беседа, интервью; основы редактирования литературного и музыкального текстов; классическую и современную гармонию; старинную и современную полифонию; особенности развития музыкальных жанров, историю и теорию музыкальных форм; важнейшие проблемы теории современной композиции, основные художественные направления в музыке XX-XXI веков (зарубежной и отечественной); проблематику научной теории музыки через освещение основных положений исторически наиболее важных теоретических систем; особенности оркестрового письма различных эпох и национальных школ, правила записи оркестровых и хоровых партитур; исторические этапы в развитии национальных музыкальных культур, художественно-стилевые и национально-стилевые направления в области музыкального искусства от древности до XXI века; |
163 |
Музыковедческий модуль Введение в специальность Методология музыковедческого исследования Специальный класс Основы редактирования Гармония Полифония Музыкальная форма Теория современной композиции Музыкально-теоретические системы Инструментоведение Чтение партитур Инструментовка История оркестровых стилей История зарубежной музыки История русской музыки Народное творчество Музыкальная информатика |
||
13 |
Модуль педагогической подготовки Музыкальная психология Методика преподавания Профессиональная и педагогическая подготовка |
|||
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте; основные периоды и концепции в истории древнерусского певческого искусства; этапы и тенденции исторического развития отечественной и зарубежной этномузыкологии, методы этномузыковедческого исследования, основы полевой работы; особенности инструментария; исторические этапы в развитии традиционных национальных культур народов России, СССР и Восточной Европы; историческую периодизацию и жанровую систему народного музыкального творчества; ведущие типы нотации (старинной и новейшей); сферы и цели применения информатики, возможности компьютера для работы по специальности, основные базы данных, редакторы различной степени сложности; основы современной педагогики и музыкальной психологии, назначение и роль музыковеда-преподавателя на современном этапе; принципы планирования учебного процесса, составления учебных планов, учебных программ, методических разработок, учебников и учебных пособий; данные о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, природного и техногенного характера, способы защиты и обеспечения населения в этих условиях; уметь: выбирать необходимые методы, исходя из задач конкретного исследования; осуществлять музыкально-редакторские функции; пользоваться справочной литературой; излагать и критически осмысливать базовые представления по истории и теории музыкального искусства; собирать, хранить и обрабатывать информацию, применяемую в сфере профессиональной деятельности; сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии, полифонии и музыкальной формы; анализировать музыкальные произведения различных исторических эпох, стилей, жанров в историко-эстетическом контексте; различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; рассматривать современную композицию как явление исторического, художественного и социально-культурного процесса; выделять главнейшие этапы развития музыкально-теоретических систем; определять выразительные возможности различных типов оркестра, озвучивать партитуру (оркестровую, хоровую) на фортепиано; проводить сравнительный анализ исторической литературы, объяснить закономерность смен научных исторических концепций; излагать и критически осмысливать базовые представления по истории музыкальных культур народов мира; обосновать жанровую, историко-стилевую и этнокультурную принадлежность явлений, работать в полевых условиях; добиваться достоверности в воссоздании различных инструментальных, певческих стилей и традиций (восточной музыки, знаменного пения, русского народного музицирования); осуществлять анализ, дешифровку и систематизацию образцов фольклорного творчества; осуществлять запись образцов народного музыкального творчества, расшифровывать их, осуществлять описание и систематизацию; осуществлять быстрый поиск любой информации на компьютере, набирать и форматировать текст; осуществлять выбор программы деятельности, подбор художественного, информационно-библиографического и дидактического материала; пользоваться международными специальными изданиями в сфере музыкального источниковедения, такими, как RISM (Международный каталог музыкальных первоисточников), RILM (Международный каталог литературы о музыке), RIPM (Международный каталог музыкальной периодики) и другими базами данных; проектировать и планировать педагогическую деятельность, определять ведущие профессиональные задачи воспитания и обучения; самостоятельно составлять планы учебных занятий, определять специфику педагогической работы в группах разного возрастного уровня; использовать средства индивидуальной защиты, оказывать первую медицинскую помощь; владеть: методологией и навыками музыковедческой интерпретации различных музыкально-исторических источников; принципами музыкально-литературного анализа музыкальных произведений и явлений в области музыкального искусства; проблематикой и методологией избранного профиля музыковедения; навыками музыкально-редакторской деятельности; навыками описания и хранения информации, работы с каталогами и библиографическими изданиями; методом конкретно-исторического рассмотрения исторических явлений в связи с общенаучными, философскими и эстетическими представлениями эпохи; профессиональным понятийным аппаратом в области истории и теории музыки, образным мышлением, способностью к художественному восприятию мира; профессиональными навыками анализа музыкальных форм, профессиональной лексикой, грамотно использовать ее в своей деятельности при общении со слушательской аудиторией; навыками эстетического анализа содержания музыкального произведения; приемами аранжировки, переложения музыкального текста для различного исполнительского состава; навыками по изучению, описанию, и расшифровке старинных рукописей; навыками расшифровки, анализа и систематизации музыкального материала; комплексным анализом современной музыки (зарубежной, отечественной), включая собственно музыкально-теоретические проблемы и проблемы истории, хронологии, эстетики; современными методами этномузыкологии, системным подходом к изучению традиций народной культуры, навыками расшифровки, систематизации этнографических материалов; понятийным аппаратом в области истории традиционной музыки народов России, СССР и восточной Европы; основополагающими концепциями, знаменующими главные вехи в эволюции европейского музыкально-теоретического мышления; технологией работы с компьютером, в том числе нотонаборным методом на конкретных нотаторах; методикой ведения урока и проверки знаний; умением адекватного поведения в чрезвычайных ситуациях. |
2 |
Безопасность жизнедеятельности |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
20 |
|
|
|
С.4 |
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
23 |
Педагогическая Фольклорно-этнографическая Лекторско-филармоническая Музыкально-журналистская Архивно-библиографическая |
|
С.5 |
Физическая культура |
2 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация |
10 |
|
|
|
Общая трудоемкость ООП |
300 |
|
|
______________________________
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5, включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более четырех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 54 академических часа
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов.
7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов.
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождени
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2017 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.