В целях своевременного и качественного выполнения мероприятий по обеспечению эксплуатации программно-технических средств Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" в судах общей юрисдикции и управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Положение об организации и порядке сервисного обслуживания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - Положение).
2. Временное положение об организации и порядке сервисного обслуживания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", утвержденное приказом Судебного департамента от 16 февраля 2007 г. N 20, считать утратившим силу.
3. Председателям федеральных судов общей юрисдикции, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации обеспечивать эксплуатацию и сервисное обслуживание программно-технических средств Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" в соответствии с Положением.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента Перепеченова А.Я.
Генеральный директор |
А.В. Гусев |
Положение
об организации и порядке сервисного обслуживания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"
(утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18 февраля 2009 г. N 25)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации и порядке сервисного обслуживания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - Положение) определяет основные принципы организации системы сервисного обслуживания комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" объектов автоматизации:
верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных (городских) судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Сервисное обслуживание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий, направленных на поддержание функционирования и обеспечение эксплуатации комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" на объектах автоматизации.
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок:
ввода в эксплуатацию, сопровождения и технического обслуживания программно-технических средств Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие";
организационного и информационного взаимодействия участников сервисного обслуживания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" по поддержанию программно-технических средств комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" в рабочем состоянии;
планирования и организации работ по сервисному обслуживанию объектов автоматизации;
установки, технического обслуживания, ремонта, учета наличия и движения программно-технических средств, входящих в состав комплексов средств автоматизации объектов автоматизации;
дооснащения и модернизации программно-технических средств комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие";
взаимодействия с поставщиками и разработчиками программно-технических средств;
установки и сопровождения программного обеспечения.
1.3. Сервисное обслуживание организуется службой главного инженера, создаваемой приказом головной организации по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" и формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, и осуществляется на местах участниками (субъектами) сервисного обслуживания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", которыми являются:
подразделения службы главного инженера;
межрегиональные (региональные) центры поддержки Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" и их филиалы на договорной основе с головной организацией по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" и формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
сервисные центры производителей технических средств;
объекты автоматизации и привлекаемые ими технические исполнители;
иные организации, привлекаемые Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, головной организацией по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" и формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента и межрегиональным (региональным) центром поддержки Государственной автоматизированной системой Российской Федерации "Правосудие" к выполнению мероприятий по доставке, вводу в эксплуатацию, гарантийному и послегарантийному сервисному обслуживанию программно-технических средств комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие".
Основой организационной структуры для обеспечения эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" является служба главного инженера Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие". Положение о службе главного инженера утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Перечень межрегиональных (региональных) центров поддержки Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" и их зоны ответственности по сервисному обслуживанию комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" определяются в порядке, установленном Положением о службе главного инженера.
II. Используемые термины
2.1. ГАС "Правосудие" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие", представляющая собой территориально распределенную автоматизированную информационную систему, предназначенную для формирования единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
2.2. Головная организация - головная организация по созданию ГАС "Правосудие" и формированию единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
2.3. Судебный департамент - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Областные и равные им суды - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды.
УСД - управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
ОВС - окружные (флотские) военные суды.
ГВС - гарнизонные военные суды.
2.4. КСА - комплекс средств автоматизации, представляющий собой совокупность взаимосвязанных технических и программных средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации по каналам связи ГАС "Правосудие".
Согласно схеме деления системы (структурной) ИРЦВ.42.5500.9.077.Е1 ГАС "Правосудие" включает следующие КСА:
КСА Судебного департамента;
КСА областных и равных им судов;
КСА УСД;
КСА районных (городских) судов;
КСА ОВС;
КСА ГВС.
КСА ГАС "Правосудие" состоят из технических средств, на которых установлено общее программное обеспечение и специальное программное обеспечение.
Состав технических средств объекта автоматизации учитывается в формуляре соответствующего КСА.
2.5. МЦП - межрегиональные (региональные) центры поддержки ГАС "Правосудие".
2.6. ОПО - общее программное обеспечение, представляющее совокупность лицензированных программных средств общего назначения, которые обеспечивают управление вычислительными и информационными ресурсами КСА и создают программную среду в КСА, обеспечивающую функционирование ГАС "Правосудие". Состав и версии ОПО учитываются в формуляре соответствующего КСА.
2.7. ПТС - программно-технические средства.
2.8. СПО - специальное программное обеспечение, представляющее совокупность специализированных программных изделий, предназначенных для обеспечения функционирования следующих подсистем ГАС "Правосудие": "Административное управление", "Организационное обеспечение", "Право", "Финансы", "Финансовый контроль", "Кадры", "Судебное делопроизводство и статистика", "Банк судебных решений (судебной практики)", "Судебная экспертиза", "Документооборот", "Ведомственная статистика Судебного департамента", "Обучение", "Общественные связи", "Материально-технические ресурсы", "Обращения граждан", "Международно-правовое сотрудничество", "Недвижимость", "Судейское сообщество", "Информационно-справочная подсистема", "Интернет-портал ГАС "Правосудие", "Управление и контроль функционирования", "Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания", "Обучение кадров", "Отображение информации коллективного пользования".
Подсистемы "Видеоконференц-связь", "Связь и передача данных", "Обеспечение безопасности информации" созданы на базе готовых программно-аппаратных продуктов.
Состав и количество подсистем и программных изделий СПО определяется схемой деления системы (структурной) ИРЦВ.42.5500 9.077.Е1.
Состав и версии СПО учитываются в формуляре соответствующего КСА.
СПО поставляется на объекты автоматизации на электронных носителях с указанием логотипа разработчика и номера версии. Обновленные (модернизированные) версии СПО размещаются также на официальном сайте "Интернет-портал ГАС "Правосудие" (http://www.sudrf.ru).
Использование СПО, а также версий СПО, полученных на объекте автоматизации в рабочем порядке, в КСА ГАС "Правосудие" не допускается.
2.9. Гарантийное обслуживание - комплекс мероприятий по поддержанию функционирования ПТС и КСА в целом, выполняемых изготовителями (поставщиками) оборудования и программных средств в течение гарантийного срока.
2.10. Гарантийный срок - период, в течение которого изготовитель (поставщик) полностью отвечает перед потребителем за работоспособность ПТС при условии их использования по назначению, а также соблюдения требований хранения и транспортировки.
Гарантийный срок на программно-технические средства составляет не менее 12 месяцев (или более, если это предусмотрено в контракте на поставку). Течение гарантийного срока начинается с момента подписания заказчиком (Судебным департаментом, областными и равными им судами, УСД, ОВС) акта сдачи-приемки поставленных ПТС.
2.11. ПОЭСО - подсистема "Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания".
2.12. Послегарантийное обслуживание - комплекс мероприятий, проводимых МЦП по поддержанию в рабочем состоянии ПТС, на которые истекли сроки гарантийного обслуживания.
2.13. Техническое обслуживание - комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности (исправности) изделия при условии его использования по назначению, а также организации соблюдения требований хранения и транспортировки.
2.14. Регламентное плановое техническое обслуживание - техническое обслуживание, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации и выполняемое с периодичностью и в объеме, установленными в ней.
2.15. Техническая поддержка - комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности ПТС, включающий плановое регламентное техническое обслуживание и работы по восстановлению (ремонту) оборудования.
2.16. Восстановление ПТС - комплекс мероприятий, выполняемых организациями сервисного обслуживания по приведению КСА к состоянию соответствия своим основным техническим характеристикам.
III. Нормативные акты, регламентирующие сервисное обслуживание комплексов средств автоматизации государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"
Настоящее Положение;
"Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента" (в рамках создания ГАС "Правосудие"), утвержденная постановлением Совета судей Российской Федерации от 11.04.2002 N 75;
эксплуатационная документация на КСА и подсистемы ГАС "Правосудие";
нормативные акты Судебного департамента и головной организации, регламентирующие порядок эксплуатации ГАС "Правосудие", а также определяющие нормы времени на работы по сервисному обслуживанию и сопровождению ПТС КСА ГАС "Правосудие";
государственные стандарты в области информационных технологий.
IV. Организация и основные функции участников сервисного обслуживания
4.1. Головная организация на основании договора с Судебным департаментом обеспечивает условия для осуществления службой главного инженера организационного и методического руководства всеми МЦП с целью обеспечения единых технических условий эксплуатации КСА ГАС "Правосудие".
Головная организация заключает договоры с каждым МЦП, задействованным в мероприятиях по сервисному обслуживанию ГАС "Правосудие", и передает договоры службе главного инженера на сопровождение.
Головная организация организует и проводит обучение, а также организует допуск к работе пользователей и специалистов служб эксплуатации КСА ГАС "Правосудие", специалистов МЦП в порядке, определенном совместно с Судебным департаментом.
4.2. Служба главного инженера осуществляет:
планирование и организацию работ по сервисному обслуживанию объектов автоматизации с привлечением МЦП;
создание и организацию функционирования Центральной службы технической поддержки, где проводится первичная обработка поступающих с объектов автоматизации заявок на техническую поддержку;
определение МЦП и их зон ответственности;
ведение общесистемной нормативно-справочной информации совместно с Судебным департаментом;
в рамках сопровождения договоров с МЦП обеспечение контроля за реализацией мероприятий по технической поддержке ПТС КСА объекта автоматизации, которая проводится МЦП в соответствии с настоящим Положением;
формирование и согласование с Судебным департаментом разнарядок, спецификаций и планов поставок оборудования, комплектующих изделий, включая обменный фонд, расходных материалов;
ведение базы данных ПОЭСО по общему наличию и движению ПТС КСА ГАС "Правосудие", накоплению информационного фонда по всем аспектам деятельности участников сервисного обслуживания, включая ведение справочников и классификаторов ПТС КСА, накоплению статистических данных по видам и частоте отказов ПТС КСА на объектах автоматизации, формированию сводной отчетности по осуществлению сервисного обслуживания (формы отчетных документов создаются программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона);
сопровождение СПО, в том числе оказание консультационной и методической помощи пользователям КСА по электронной почте и телефону "горячей линии" в рабочее время с 9.00 до 18.00 (с учетом часовых поясов) с контролем факта получения на местах ответов на запросы;
представление оперативной информации (по запросу) для подготовки и передачи головной организации регламентированной отчетности в Судебный департамент;
обеспечение функционирования интернет-портала ГАС "Правосудие", в том числе подготовка для представления головной организацией в Судебный департамент сведений о наполнении и обновлении информации сайтов судов и УСД.
4.3. МЦП на основании договоров с головной организацией выполняет:
ведение средствами ПОЭСО базы данных ПТС КСА объектов автоматизации, входящих в зону ответственности МЦП;
осуществление входного контроля, установки, ввода в действие ПТС, поставленных на объекты автоматизации, комплексной отладки в составе КСА (форма типового акта создается программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона);
осуществление контроля за заполнением и ведением формуляров КСА;
установку и ввод в эксплуатацию СПО на ПТС КСА (форма типового акта создается программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона) с отражением выполненных работ в формуляре КСА;
техническое обслуживание ПТС КСА: серверного и сетевого оборудования, оборудования межсетевого экрана, видеоконференц-связи, средств подсистемы связи и передачи данных с отражением результатов выполненных работ в формуляре КСА;
обеспечение установки и технической поддержки ОПО и СПО на автоматизированных рабочих местах пользователей;
доставку неисправных ПТС для ремонта (при невозможности ремонта на месте) и доставку ПТС обратно на объект автоматизации после проведения ремонта (объекты автоматизации, расположенные вне административного центра субъекта Российской Федерации, осуществляют доставку оборудования до УСД своими силами);
сохранение на предоставляемых объектом автоматизации электронных носителях информации, содержащейся на встроенных информационных носителях (жестких дисках) подлежащих ремонту ПТС, очистку встроенных носителей от информации и последующее ее восстановление на отремонтированных ПТС;
ремонт неисправных ПТС с отражением выполненных работ в формуляре КСА;
предоставление (по запросу) оперативной информации и итоговой отчетности службы главного инженера по сервисному обслуживанию (типовые формы отчетных документов создаются программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона);
подготовка предложений для службы главного инженера по планированию ремонтных работ, модернизации ПТС и структурированных кабельных сетей КСА объектов информатизации на предстоящий период.
4.4. Объекты автоматизации осуществляют следующие функции:
4.4.1. Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации обеспечивает:
использование программных и технических средств КСА на объекте автоматизации в соответствии с эксплуатационной документацией ГАС "Правосудие", другими нормативными и регламентирующими документами, принимаемыми Судебным департаментом;
организационное взаимодействие с МЦП и иными сервисными центрами на основании соответствующих договоров по вопросам технического обслуживания и ремонта ПТС КСА, установленных на собственных площадях, в районных (городских) судах и ГВС, в том числе:
прием, обработку и направление в МЦП (или иные сервисные центры на основании соответствующих договоров) заявок от районных (городских) судов, ГВС и подача собственных заявок на техническую поддержку ПТС;
организацию ремонта ПТС на местах (при возможности) или доставку на свою территорию требующих ремонта ПТС районных (городских) судов, ГВС с последующей их передачей в МЦП, получение и доставку в районные (городские) суды, ГВС ПТС из обменного фонда, приемку выполненных МЦП работ, доставку на места восстановленные ПТС;
предоставление МЦП для ремонта запасных частей или технических средств из обменного фонда (при наличии) для восстановления функционирования на период ремонта неисправных ПТС;
обеспечение МЦП электронными носителями информации при работах по сохранению информации, содержащейся на встроенных носителях информации подлежащих ремонту ПТС;
осуществление контроля за работами МЦП по очистке носителей от информации и последующим ее восстановлением;
представление (по запросу) в службу главного инженера оперативной информации и итоговой отчетности по сервисному обслуживанию (типовые формы отчетных документов создаются программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона);
в установленном порядке организацию допуска специалистов МЦП или иных сервисных центров к оборудованию для проведения работ на объектах автоматизации (формы типовых актов и протоколов создаются программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона);
организационно-техническое сопровождение работ по поддержанию работоспособности и функционирования ПТС КСА;
приемку работ;
ведение средствами ПОЭСО базы данных с информацией по наличию, движению и состоянию ПТС КСА районных (городских) судов, КСА ГВС и собственного КСА, по наличию и обеспеченности КСА эксплуатационной документацией, по выполненным ремонтным и регламентным работам;
ведение системного журнала и формуляра собственного КСА, организацию ведения и контроль за ведением системного журнала и формуляров КСА районных (городских) судов, КСА ГВС;
организацию обучения судей и работников районных (городских) судов и ГВС - пользователей подсистем ГАС "Правосудие" навыкам их использования на базе разработанных учебных курсов и пособий;
организацию и аренду каналов связи, необходимых для функционирования подсистемы связи и передачи данных ГАС "Правосудие" и для доступа объектов автоматизации в Интернет, в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
определение в порядке, установленном законодательством, исполнителей - сервисных центров для осуществления ремонта и поддержки функционирования технических средств автоматизированных рабочих мест КСА и другого оборудования, не указанного в п. 4.3, с заключением соответствующих контрактов, в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.
4.4.2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды обеспечивают:
использование программных и технических средств КСА в соответствии с эксплуатационной документацией ГАС "Правосудие", другими нормативными и регламентирующими документами, принимаемыми Судебным департаментом;
организационное взаимодействие с МЦП, в том числе: подачу в МЦП заявок на техническую поддержку ПТС; организацию ремонта ПТС на месте или их передачу на ремонт в МЦП, приемку отремонтированных ПТС;
предоставление МЦП для ремонта запасных частей или технических средств из обменного фонда (при наличии) для восстановления функционирования КСА на период ремонта неисправных ПТС; обеспечение МЦП электронными носителями информации при работах по сохранению информации, содержащейся на встроенных носителях информации подлежащих ремонту ПТС;
осуществление контроля работ МЦП по очистке носителей от информации и последующим ее восстановлением; представление (по запросу) в службу главного инженера оперативной информации и итоговой отчетности по сервисному обслуживанию (типовые формы отчетных документов создаются программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона);
в установленном порядке организацию допуска специалистов МЦП или иных сервисных центров к оборудованию для проведения работ на объекте
автоматизации (формы типовых актов и протоколов создаются программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона);
организационно-техническое сопровождение работ по поддержанию работоспособности и функционирования ПТС КСА;
приемку работ;
ведение средствами ПОЭСО базы данных с информацией по наличию, движению и состоянию ПТС собственного КСА, по наличию и обеспеченности КСА эксплуатационной документацией, по выполненным ремонтным и регламентным работам;
ведение системного журнала и формуляра собственного КСА;
организацию обучения судей и работников суда - пользователей подсистем ГАС "Правосудие" навыкам использования на базе разработанных учебных курсов и пособий;
организацию и аренду каналов связи, необходимых для функционирования видеоконференц-связи и подсистемы связи и передачи данных ГАС "Правосудие", а также для доступа в Интернет, в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
определение в порядке, установленном законодательством, исполнителей - сервисных центров для осуществления ремонта и поддержки функционирования технических средств автоматизированных рабочих мест КСА и другого оборудования, не указанного в п. 4.3, с заключением соответствующих контрактов, в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.
4.4.3. Районные (городские) и гарнизонные военные суды обеспечивают:
использование программных и технических средств КСА на объектах автоматизации в соответствии с эксплуатационной документацией ГАС "Правосудие", другими нормативными и регламентирующими документами, принимаемыми Судебным департаментом;
выдачу заявок в УСД на техническую поддержку ПТС (ремонт, техническое обслуживание);
в установленном порядке обеспечение допуска специалистов МЦП или иных сервисных центров к оборудованию для проведения работ;
выдачу в УСД необходимой информации для учета в базе данных ПОЭСО наличия, движения и состояния ПТС, установленных в суде;
доставку в УСД ПТС, проведение ремонта которых не может быть осуществлено на месте.
4.5. Ведение базы данных ПОЭСО.
4.5.1. База данных ведется программными средствами ПОЭСО в Судебном департаменте, областных и равных им судах, УСД, головной организации и МЦП.
База данных обеспечивает оперативный доступ к сведениям по наличию, движению и состоянию ПТС КСА объектов автоматизации, по наличию и
обеспеченности КСА объектов автоматизации эксплуатационной документацией, по выполненным на объектах автоматизации ремонтным и регламентным работам.
4.5.2. В базе данных накапливаются сведения о ремонте и техническом обслуживании ПТС на объектах автоматизации, актах ввода ПТС в действие и их регламентном обслуживании, заявках на ремонт технических средств и результатах ремонта.
4.5.3. Сведения о составе ПТС, ОПО и СПО, комплектности эксплуатационной документации, наличии расходных материалов и комплектующих изделий на объектах автоматизации хранятся в базе данных в Классификаторе типовых учетных единиц.
Базовый элемент этого Классификатора назван учетной единицей. Понятие учетной единицы является обобщающим. Каждое наименование технического средства, ОПО, СПО, комплекта документации, расходных материалов или комплектующих изделий рассматривается как отдельная учетная единица, которая может быть объектом действия той или иной функции сервисного обслуживания.
Сведения о комплектах ПТС, которые могут иметь предварительно установленное ОПО, СПО описываются понятием учетная единица составная. К учетным единицам составным относятся автоматизированное рабочее место пользователя, серверный комплект, а также комплекты видеоконференц-связи, программно-аппаратные комплексы звукозаписи (звуковидеозаписи) хода судебных заседаний, защиты свидетеля, подсистемы связи и передачи данных.
4.5.4. По данным, содержащимся в базе данных, программными средствами ПОЭСО на основании хранимых шаблонов форм создаются типовые акты и протоколы с выдачей их в формате Word. Результаты запросов, используемых для анализа накопленной информации, сохраняются в формате Excel.
V. Установка и ввод в эксплуатацию общего программного обеспечения и специального программного обеспечения комплексов средств автоматизации на объектах автоматизации
5.1. Ввод в эксплуатацию новых (модернизированных) версий СПО и ОПО организуется службой главного инженера по согласованному с Судебным департаментом решению и оформляется соответствующим актом.
5.2. МЦП по поручению службы главного инженера устанавливают на объекты автоматизации и вводят в эксплуатацию СПО ГАС "Правосудие" и ОПО. Отчетным документом о выполнении этих работ является акт (форма акта создается программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона).
5.3. МЦП при установке новых версий СПО на объектах автоматизации обеспечивает:
в установленном порядке приемку от службы главного инженера дистрибутивов программного изделия СПО на электронных носителях;
входной контроль программного изделия СПО на комплекте ПТС МЦП;
тиражирование инсталляционных носителей информации и эксплуатационной документации на электронных носителях;
установку новых версий программного изделия СПО и ввод их в эксплуатацию на ПТС объектов автоматизации, при необходимости выполняется конвертация данных из предыдущей версии и удаление устаревших программных изделий СПО;
оформление актов в соответствии с п. 5.2;
запись изменений в формулярах соответствующих КСА;
инструктаж пользователей на местах по использованию установленных версий программного изделия СПО;
дальнейшее сопровождение СПО на объектах автоматизации, в том числе с использованием телефона "горячей линии".
VI. Проведение регламентного технического обслуживания
6.1. Полугодовое и ежегодное регламентное техническое обслуживание на КСА объектов автоматизации осуществляется специалистами МЦП и должно включать следующие процедуры:
регламентные работы на комплектах серверного оборудования; регламентные работы на комплекте сетевого оборудования; регламентные работы на комплекте межсетевого экрана; регламентные работы на комплекте оборудования видеоконференц-связи; регламентные работы на комплекте оборудования подсистемы связи и передачи данных.
6.2. Перечень регламентных работ на комплекте серверного оборудования: проверка и при необходимости корректировка (восстановление) основных
настроек ОПО и СПО, целостности файловой структуры и баз данных;
контроль целостности и актуальности версий ОПО и СПО, при необходимости выполнение обновления;
контроль наличия актуальных архивных копий баз данных и программного обеспечения, тестирование средств резервного копирования;
очистка папок с временными файлами;
проверка параметров функционирования блоков питания, жестких дисков и устройств резервного копирования, внутренних вентиляторов охлаждения;
при необходимости чистка вентиляторов охлаждения, удаление пыли из внутреннего пространства;
контроль обновления антивирусных баз, при необходимости обновление ключа антивирусного программного обеспечения;
после обновления антивирусных средств защиты информации выполнение антивирусной проверки с лечением вирусов;
контроль журналов аудита.
6.3. Перечень регламентных работ на комплекте сетевого оборудования:
проверка и при необходимости корректировка (восстановление) основных настроек;
контроль параметров работы активного сетевого оборудования; проверка работы внутренних вентиляторов охлаждения (через встроенные средства);
при необходимости чистка вентиляторов охлаждения, удаление пыли из внутреннего пространства;
контроль наличия защитного заземления (визуальный осмотр, наличие протоколов заземления);
контроль подключения активного сетевого оборудования к локальным вычислительным сетям и разъемных соединений, коммутаций.
6.4. Перечень регламентных работ на комплекте межсетевого экрана: проверка и при необходимости корректировка (восстановление) основных
контроль целостности и актуальности версий ОПО и СПО, обновление, восстановление их при необходимости;
проверка параметров функционирования блоков питания, жестких дисков и устройств резервного копирования, внутренних вентиляторов охлаждения;
контроль наличия и актуальности архивных копий;
при необходимости очистка папок с временными файлами;
проверка работы внутренних вентиляторов охлаждения сервера;
при необходимости чистка вентиляторов охлаждения, удаление пыли из внутреннего пространства;
контроль ведения журналов аудита.
6.5. Перечень регламентных работ на комплекте оборудования видеоконференц-связи:
контроль и при необходимости корректировка, регулировка или восстановление настроек;
проверка работоспособности в режиме видеоконференц-связи с реальным объектом;
при необходимости очистка от пыли и загрязнений оптики видеокамер, поверхности экранов плазменных (жидкокристаллических) панелей.
6.6. Перечень регламентных работ на комплекте оборудования подсистемы связи и передачи данных:
проверка и при необходимости корректировка (восстановление) основных настроек;
проверка наличия резервных копий конфигурационных файлов; проведение контрольной передачи эхо-сообщений (ping) между отдельными узлами сети ведомственной связи (при наличии канала ведомственной связи).
6.7. В ходе проведения регламентных работ устраняются все обнаруженные и указанные представителем объекта автоматизации неисправности и принимаются меры по их устранению и/или ремонту ПТС на месте. В случае невозможности устранения неисправности на месте неисправные ПТС передаются для ремонта. В случае неремонтопригодности подается соответствующая заявка в службу главного инженера на замену (модернизацию) неисправного ПТС.
6.8. Регламентные работы на технических средствах автоматизированных рабочих мест пользователей должны соответствовать требованиям, изложенным в эксплуатационной документации на КСА и могут производиться иными сервисными центрами на основании договоров с УСД и (или) областными и равными им судами.
6.9. Необходимые записи по результатам технического обслуживания вносятся в системный журнал и формуляр КСА.
6.10. Сведения о регламентном техническом обслуживании вводятся в базу данных ПОЭСО. Отчетными документами являются технические акты (форма типового акта создается программными средствами ПОЭСО). Технические акты проведенных работ на КСА областных и равных им судов, УСД передаются в головную организацию. Технические акты проведенных работ на КСА районных (городских) судов и КСА ГВС предварительно передаются на утверждение в УСД и затем передаются в головную организацию.
VII. Проведение гарантийного ремонта программно-технических средств
7.1. Организация гарантийного ремонта ПТС, поставленных на КСА объекта автоматизации, должна предусматривать:
прием и регистрацию поставщиком ПТС официальной заявки от Судебного департамента, УСД, областных и равных им судов (допускается по телефону или факсу) о неполадках в работе оборудования (копия заявки передается в службу главного инженера);
выезд специалиста поставщика (представителя поставщика) ПТС на объект автоматизации (служба главного инженера обязана обеспечивать контроль выезда);
диагностику специалистом поставщика (представителем поставщика) на месте подлежащего гарантийному ремонту оборудования;
осуществление специалистом поставщика (представителем поставщика) ремонта неисправного оборудования на месте (при наличии такой возможности)
или принятия решения поставщиком (представителем поставщика) о доставке вышедшего из строя оборудования в ремонт в соответствующий сервисный центр (объекты автоматизации, расположенные вне административного центра субъекта Российской Федерации, осуществляют доставку оборудования до УСД своими силами);
доставку средствами УСД или областных и равных им судов вышедшего из строя оборудования в соответствующий сервисный центр для ремонта в пределах региона (если сервисный центр находится вне пределов региона, то доставку за пределы региона организует служба главного инженера по заявке УСД, областных и равных им судов);
оформление акта проверки технического состояния и приема-передачи в ремонт неисправного оборудования (формы типовых актов и протоколов создаются программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона);
доставку отремонтированного оборудования на объект автоматизации с проведением комплексной проверки функционирования в составе КСА и оформлением акта выполнения ремонта оборудования КСА ГАС "Правосудие" (формы типовых актов и протоколов создаются программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона);
внесение УСД, областными и равными им судами, МЦП информации о ремонте в базу данных ПОЭСО, составление итогового отчета (форма типового акта создается программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона).
7.2. Время гарантийного ремонта поставленных ПТС не должно превышать: для серверного и телекоммуникационного оборудования - 72 часа; для иного оборудования - 144 часа.
В случае если время ремонта ПТС превышает указанные выше сроки, служба главного инженера организует предоставление на объект автоматизации за счет поставщика аналогичного оборудования взамен неисправного до возвращения первого из ремонта.
VIII. Проведение послегарантийного ремонта
8.1. Организация послегарантийного ремонта автоматизированных рабочих мест, серверного, сетевого и телекоммуникационного оборудования, средств защиты информации и видеоконференц-связи ГАС "Правосудие", включая приобретение запасных частей, должна предусматривать:
прием и регистрацию МЦП заявки от УСД, областных и равных им судов о необходимости послегарантийного ремонта оборудования ГАС "Правосудие" на соответствующем объекте автоматизации (по телефону "горячей линии" или уведомлению по факсу);
выезд специалиста МЦП на объект автоматизации;
проведение специалистами МЦП диагностики оборудования ГАС "Правосудие", подлежащего ремонту;
осуществление специалистами МЦП ремонта неисправного оборудования ГАС "Правосудие" на месте (при наличии такой возможности);
осуществление силами МЦП доставки неисправного оборудования ГАС "Правосудие" с объекта автоматизации, расположенного в региональном центре, в сервисный центр и возврат на объект автоматизации, расположенный в региональном центре, проведение комплексной проверки функционирования, оформление акта выполнения ремонта оборудования КСА ГАС "Правосудие" (объекты автоматизации, расположенные вне административного центра субъекта Российской Федерации, осуществляют доставку оборудования в УСД своими силами);
по согласованию со службой главного инженера осуществление силами МЦП замены на объекте автоматизации не подлежащего восстановлению оборудования ГАС "Правосудие" из обменного фонда на основании технического заключения МЦП о невозможности ремонта;
областные и равные им суды или УСД принимают работы МЦП;
в ходе и по завершении указанных мероприятий областные и равные им суды, или УСД вносят соответствующую информацию в базу данных ПОЭСО;
после завершения работ составляется акт сдачи-приемки работ (форма типового акта создается программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона) и делается отметка в формуляре КСА.
8.2. При организации послегарантийного обслуживания и ремонта автоматизированного рабочего места КСА ГАС "Правосудие" с привлечением иных сервисных центров эти мероприятия должны быть отражены в соответствующем договоре.
8.3. Состав и количество технических средств, ремонтных деталей (комплектующих) и запасных частей к оборудованию, образующих обменный фонд для обеспечения послегарантийного ремонта, замены и модернизации КСА в зоне обслуживания МЦП определяется при заключении договорных обязательств МЦП с головной организацией.
8.4. Время восстановления работоспособности неисправной техники не должно превышать от момента выдачи заявки на ремонт 72 часа для серверов и телекоммуникационного оборудования и 144 часа для остальной техники. В случае, если восстановление сервиса после сбоя требует привлечения специалистов производителя аппаратных средств или поставщика ОПО либо связано с доставкой оборудования или выездом специалиста на далекие расстояния, время восстановления сервиса после сбоя может быть превышено по отношению к указанным выше требованиям.
IX. Установка и ввод в действие программно-технических средств на объекте автоматизации при дооснащении (модернизации) комплекса средств автоматизации
9.1. Ввод в действие ПТС, предназначенных для дооснащения или модернизации КСА на объекте автоматизации, должен производиться МЦП по заявке областных и равных им судов и УСД в срок не позднее 30 дней со дня поступления ПТС на объект автоматизации.
9.2. При дооснащении (переоснащении) ПТС КСА, проводимом в рамках модернизации и развития ГАС "Правосудие", учетные данные поставленных на объект автоматизации технических средств, содержащие реквизиты учетных единиц (наименование, тип, серийный номер, инвентарный номер, изготовитель, поставщик, дата поставки, срок гарантии), заносятся в базу данных ПОЭСО областных и равных им судов или УСД, откуда поступают на учет в базу данных МЦП.
При завершении работ по вводу в действие ПТС оформляются технические акты сдачи-приемки работ для объекта автоматизации, головной организации, МЦП (форма типового акта создается программными средствами ПОЭСО на основании хранимого шаблона). На объекте автоматизации вносятся необходимые изменения в формуляры КСА.
X. Ведение учета эксплуатационной документации государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"
10.1. Служба главного инженера обеспечивает МЦП учтенным комплектом эксплуатационной документации ГАС "Правосудие".
10.2. Учет наличия эксплуатационной документации на КСА ГАС "Правосудие" и актуализация информационно-справочных сведений об оборудовании КСА ГАС "Правосудие" обеспечиваются программными средствами ПОЭСО.
XI. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение предназначено для использования судами, Судебным департаментом, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и головной организацией в практической работе по организации поддержания работоспособности КСА ГАС "Правосудие" соответствующего объекта автоматизации.
11.2. Настоящее Положение в установленном порядке может дополняться и уточняться в процессе эксплуатации ГАС "Правосудие".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18 февраля 2009 г. N 25 "Об утверждении Положения об организации и порядке сервисного обслуживания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 4 сентября 2009 г. N 163