Инвестиционная привлекательность аптеки
Одна из основных тенденций современного фармрынка - покупка крупнейшими московскими аптечными сетями отдельных аптек и целых аптечных сетей в регионах*(1). В связи с этим для региональных аптек все более актуальным становится вопрос о способах повышения своей инвестиционной привлекательности. Большую роль в достижении этой цели играет тщательное соблюдение всех норм гражданского и отраслевого законодательства.
Чтобы обнаружить слабые места, которые могут не только существенно снизить стоимость аптечного предприятия, но и вовсе сделать невозможным заключение договора из-за потери интереса продавца, перед заключением сделки необходимо провести т.н. внутренний правовой аудит (due diligence).
Осуществление правового аудита компании-цели со стороны инвестора уже стало нормой, поскольку такой аудит является единственным способом получения объективной информации, необходимой для принятия решения о вложении средств. Все чаще компании самостоятельно заранее проводят внутренний правовой аудит, чтобы по его результатам исправить обнаруженные недостатки, которые при продаже могут стать решающими, в т.ч. для определения цены сделки. В рамках данной статьи мы рассмотрим юридический аспект повышения инвестиционной привлекательности аптеки. Под аптекой в статье понимаются все виды аптечных учреждений (аптека, аптечный пункт, аптечный киоск, аптечный магазин).
Инвестор или покупатель при подготовке к инвестированию, прежде всего, изучит "прозрачность" деятельности аптеки, чтобы в будущем не потерять бизнес или не понести существенные материальные потери. Поэтому, чтобы повысить инвестиционную привлекательность или стоимость аптеки, ее собственнику следует устранить все допущенные им нарушения законодательства с момента открытия аптеки.
На практике инвестор или покупатель тщательным образом исследуют учредительные документы аптеки, проверяют фактически сложившуюся систему управления, соблюдение всех процедур принятия решений в организации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.07.2006 г. N 416*(2), наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармдеятельности и соответствующих установленным к ним требованиям, является необходимым условием для получения лицензии или ее продления.
Устранение убыточных рисков
Продавцу необходимо свести к минимуму риски, которые по прошествии определенного времени могут нанести материальный ущерб инвестору, вложившему средства в аптеку. В качестве примеров таких рисков стоит отметить следующие:
риск привлечения аптеки с уже новым собственником к налоговой, административной ответственности вследствие неисполнения обязанностей налогоплательщика при прежнем руководителе;
требование контрагентов об уплате штрафных санкций и возмещении убытков вследствие неисполнения договорных обязательств по договорам, заключенным прежним собственником;
риски, связанные с возможностью утраты интеллектуальной собственности - товарного знака, промышленного образца, изобретения, ноу-хау и т.п.;
риск приобретения имущества, которое вследствие аннулирования или прекращения действия лицензии или по другим причинам не может быть использовано инвестором по назначению.
Все большее значение приобретает защита прав интеллектуальной собственности, закрепленность товарного знака аптеки, т.к. подчас этот элемент существенно влияет на цену сделки. Готовясь к вливанию инвестиций или продаже аптеки, ее собственник должен в обязательном порядке зарегистрировать товарный знак (брэнд) аптеки и использовать его в предусмотренном законе порядке (если товарный знак не используется непрерывно в течение любых 3 лет после его регистрации, его правовая охрана может быть прекращена)*(3).
Чтобы у инвестора не возникло дополнительных вопросов, собственнику необходимо до совершения сделки по продаже бизнеса предпринять меры по выполнению своих обязательств перед налоговыми органами, контрагентами, своевременному выполнению предписаний государственных органов.
Аптеки и фармзаконодательство
В силу специфики фармотрасли, ее высокой социальной важности, деятельность аптек дополнительно урегулирована нормами специального блока нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере фармации, которые устанавливают дополнительные требования к осуществлению деятельности аптеками, точное соблюдение которых, бесспорно, существенно повысит инвестиционную привлекательность.
Готовясь к продаже аптеки, ее собственник в первую очередь должен проверить, соответствует ли вид аптечного учреждения фактически выполняемым им функциям. Так, Федеральным законом "О лекарственных средствах"*(4) четко установлено, что ЛС, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки и аптечные пункты. В свою очередь ЛС, отпускаемые без рецепта врача, могут продаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках. В Отраслевом стандарте "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях", утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ N 80*(5), дается полный перечень функций, выполняемых различными видами аптечных учреждений. Аптекам предоставлен наиболее широкий объем полномочий по сравнению с аптечным пунктом, аптечным киоском и магазином. Только в аптеках может осуществляться оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.
Одним из самых распространенных нарушений является подмена аптеками понятия "производство ЛС" и "изготовление ЛС". Термин "производство лекарств" подразумевает серийное получение ЛС в соответствии с правилами организации производства, которое осуществляется организациями, имеющими лицензию. При изготовлении лекарств по рецепту врача отсутствует главный типовой признак производства - серийность, а значит, заниматься производством лекарств аптеки не имеют права. Увы, но часто они нарушают это требование, особенно если они расположены при ЛПУ. Обнаружение Росздравнадзором данного обстоятельства неминуемо повлечет негативные последствия для аптеки, а наложение санкций может отпугнуть инвестора.
Лицензируем все!
Специальным требованием фармацевтического законодательства является требование о получении лицензии на осуществление всех видов фармдеятельности. Несомненно, потенциальный покупатель или инвестор в первую очередь проверит наличие действующей лицензии, соответствующей требованиям законодательства.
В 2006 г. было принято новое Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которое устанавливает дополнительные требования, предъявляемые для получения лицензии аптечными учреждениями. Например, теперь индивидуальный предприниматель не может получить лицензию на осуществление фармдеятельности, если у него нет высшего или среднего специального фармобразования и сертификата специалиста, имеющего право заниматься фармдеятельностью. В связи с этим на практике возникает огромное количество вопросов. Так, если сетью аптечных пунктов владеет индивидуальный предприниматель, не имеющий специального образования, с лицензией, действительной до 2010 г., то Росздравнадзор, сославшись на п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.07.2006 г. N 416, может пытаться признать его деятельность незаконной.
Владелец аптеки должен обеспечить все условия для того, чтобы у будущего собственника не было проблем с последующим продлением лицензии, которая будет осуществляться уже по более строгим новым правилам, т.е. уже сейчас привести деятельность аптеки в соответствие с новым законодательством.
Надо особо отметить, что для хранения и отпуска наркотических средств у аптеки должна быть специальная лицензия, наличие которой обязательно. В противном случае нарушитель будет нести административную ответственность.
При проведении проверки каждый лицензиат (при продлении лицензии) или соискатель лицензии должен предоставить не только документы, подтверждающие законные основания использования помещений для своей фармдеятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, но и предоставить документы на использование любого оборудования. Большую часть отказов соискатели получают именно в связи с тем, что не могут предоставить полный пакет таких документов, особенно по оборудованию, которое они собираются использовать.
Соблюдение требований к качеству ЛС
Сегодня в деловом обороте огромное значение имеет репутация юридического лица, отношение к нему других членов бизнес-сообщества. С одной стороны, это является значительным нематериальным активом, играющим существенную роль при определении стоимости юридического лица, с другой - важнейшим фактором для привлечения инвестора.
Репутация аптеки - это качество продаваемых ЛС.
Грубым нарушением лицензионных условий и требований к осуществлению фармдеятельности, безусловно, является продажа фальсификата, недоброкачественных препаратов, препаратов с истекшим сроком годности. На сайте Росздравнадзора размещена информация о действующих на сегодняшний день лицензиях, предоставлен полный реестр выданных лицензий. Эти данные необходимо использовать в практике работы, т.к. они помогут избежать закупок лекарственных препаратов у организаций с приостановленной лицензией или с отсутствием оной. Необходимо быть очень внимательными при заключении договоров.
Соблюдение требований к помещению и оборудованию
Одним из требований законодательства о лицензировании фармдеятельности, соблюдение которого необходимо для получения и продления лицензии, является наличие у соискателя лицензии, а также выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил.
Перечислим основные требования, которые предъявляются к помещению аптеки и на которые должен обратить внимание собственник в период подготовки аптеки к продаже или к привлечению инвестиций:
все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации;
на площадях аптечных организаций не допускается размещение подразделений, которые функционально не связаны с указанными в лицензиях видами деятельности;
аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармдеятельность) на русском и национальном языках: ("Аптека", "Аптечный пункт", "Аптечный киоск", "Аптечный магазин"), организационно-правовой формы и формы собственности, фирменного наименования, местонахождения (согласно учредительным документам), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек;
при изменении планировки помещений аптечных организаций в течение действия лицензии, лицензиат информирует об этом лицензирующий орган в установленном порядке;
помещения аптечных организаций должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям;
аптечные организации должны иметь централизованные системы электроснабжения, отопления, водоснабжения, приточно-вытяжную вентиляцию, канализацию;
аптечная организация должна быть оборудована соответствующей светозвуковой и противопожарной сигнализацией, обеспечивающей все условия для сохранности товарно-материальных ценностей и соблюдения противопожарной безопасности;
в аптечных организациях должно быть выделено специальное помещение (шкаф) для хранения моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и материалов, применяемых при уборке помещений и обработке оборудования;
аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями.
Заметим, что это только основные требования законодательства к помещению аптеки.
Соблюдение требований к персоналу
Работники аптек - одна из важнейших составляющих бизнеса аптечных учреждений, его главный капитал, без которого невозможно существование организации. Наличие компетентного персонала, который соответствует всем требованиям законодательства, существенно повышает стоимость аптеки и делает ее более привлекательной для инвестора.
Общим требованием к специалистам аптечных учреждений является наличие высшего или среднего специализированного фармобразования, причем специалисты обязаны постоянно повышать свою квалификацию. Работники аптек должны быть способны оказать первую медицинскую помощь. Это предусмотрено Отраслевым стандартом "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях". В зависимости от уровня образования работники могут выполнять предусмотренные законом обязанности. Недопустимым является превышение объема полномочий.
Как указывалось выше, обязательным лицензионным требованием к руководителю соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением ЛС, является наличие у него:
высшего фармобразования;
стажа работы по специальности не менее 3 лет;
сертификата специалиста.
На практике возникает вопрос, должен ли руководитель структурного подразделения аптеки иметь высшее фармобразование. В законодательстве четкого ответа не дано, однако, исходя из общих норм гражданского законодательства, где установлено, что филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами, можно сказать, что такого требования не установлено.
Несмотря на то что все специалисты, работающие в аптеке или на аптечном складе, должны иметь специальное образование, на практике это требование выполняется не всегда. В ходе проверок, проводимых МВД, неоднократно выяснялось, что один и тот же диплом или сертификат специалиста предъявлялся в разных аптечных учреждениях (особенно часто - в оптовых структурах) на разных людей. Поэтому в настоящее время Росздравнадзором начата большая работа по составлению единого реестра имеющихся у специалистов аптек и оптовых складов дипломов.
Таким образом, для подготовки аптеки к продаже или в целях повышения ее инвестиционной привлекательности ее собственнику необходимо как можно раньше провести внутренний правовой аудит. Это поможет выявить те слабые места, которые могут помешать совершению выгодной сделки и/или привлечению инвестиций, и предпринять комплекс мероприятий по приведению всех сторон деятельности аптеки в строгое соответствие с требованиями гражданского и специального фармацевтического законодательства.
О. Прокудина,
юрист Адвокатской конторы "Коннов и Созановский"
"Российские аптеки", N 18, сентябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Доступно на сайте www.finam.ru/analysis/forecasts00829/default.asp и www.minprom.gov.ru.
*(2) Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 г. N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности".
*(3) Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 г. N 230-ФЗ, ст. 1486.
*(4) Федеральный закон "О лекарственных средствах" от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ.
*(5) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. N 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Российские аптеки"
Отраслевое издание федерального масштаба, ориентированное на профессионалов аптечного дела: руководителей аптек, фармацевтов, провизоров.
Журнал издается в России с 1999 г. Выходит 24 номера в год.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "РЕМЕДИУМ"
Среди авторов журнала - руководители органов здравоохранения, дистрибьюторских и производственных фирм, общественных организаций, а также ведущие специалисты в области медицины, маркетинга и менеджмента фармрынка.
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр.10
Тел./: факс: 780-34-25/26/27
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
Подписка:
Каталог "Роспечать" - индекс 47227 - для организаций, 47727 - для индивидуальных подписчиков
Объединенный каталог "Пресса России" - индекс 43043 для организаций, 29679 для индивидуальных подписчиков
По редакционной подписке e-mail: рodpiska@remedium.ru