Азбучный бизнес
Как избежать получения лицензии при открытии детского сада? Что нужно учесть, открывая детский сад? Каковы первоначальные вложения?
Пользу качественного разностороннего образования сложно переоценить: на более или менее серьезную работу невозможно устроиться, не имея как минимум высшего образования. Дипломированные "мозги" дорого продаются и покупаются, и потому люди готовы вкладывать немалые деньги в получение образования. Поэтому и бизнес, связанный с предоставлением услуг по получению образования, становится особенно привлекательным.
Сфера образовательных услуг обширна: частные общеобразовательные школы, частные спортивные школы и школы искусств, учреждения дополнительного образования для взрослых, частные университеты, колледжи, коррекционные школы для детей с отклонениями в развитии, курсы иностранных языков, автошколы и т.д. и т.п. Каждое из этих ЧОУ (частных образовательных учреждений) имеет свои особенности, однако в целом образование как бизнес в России довольно типично: любой вид частного образовательного учреждения можно открыть и успешно им управлять, руководствуясь некоторыми общими правилами.
Клиенты от года до семи
Детский сад, пожалуй, одна из самых выгодных разновидностей образовательных учреждений. Во-первых, создать его можно и имея всего пять-семь клиентов, во-вторых, выросший сегодня уровень рождаемости породил дефицит мест в детских садах. Например, очередь в детские сады Хабаровска в 2007 году составила более 4000 детей, в Новосибирске этот показатель приблизился к 10 000, а в Краснодаре около 13 000 семей не могут определить ребенка в детский сад. В-третьих, не секрет, что уровень заработной платы воспитателей в государственных дошкольных учреждениях настолько низок, что и качество работы персонала и его квалификация подчас оставляет желать лучшего, и родители просто боятся отдавать детей в государственные детские сады.
Привлекательность частного детского сада для родителей обеспечивается еще и тем, что здесь ребенку будет обеспечен индивидуальный подход. Машу не накормят вредным для нее шоколадом, перепутав с Катей. Не забудут, что у Миши с детства дисбактериоз, и потому ему нельзя цитрусовые и квашеную капусту.
Кроме того, такая деятельность выгодна для тех, кто сам имеет детей дошкольного возраста или в скором будущем собирается их завести: это позволит и обеспечить ребенку хорошее начальное образование, и контролировать весь процесс, и заработать деньги.
Первая проблема
Чтобы открыть нормальный детский сад (детское дошкольное образовательное учреждение), нужна масса разрешительной документации. Проблема в том, что наше прекрасное отечественное законодательство позволяет создавать частные образовательные учреждения только в форме юридического лица и в виде некоммерческой организации.
Совершенно непонятно, с чего законодатели решили, что все частное образование будет создаваться альтруистами, которые будут учить всех желающих ради самого процесса обучения, а всю прибыль, которая непонятно откуда возьмется у некоммерческой организации, будут вкладывать только и исключительно в образовательный процесс. А сами при этом будут питаться святым духом.
В принципе, законодательство, регулирующее процессы образования, теоретически не препятствует индивидуальному предпринимателю становиться учредителем образовательной организации, создавать юридическое лицо, заключать учредительный договор, получать лицензию и проходить аттестацию. Вопрос только в том, что это не даст ничего, кроме проблем. Особенно на начальном этапе.
Однако общероссийский классификатор услуг населению содержит такой интересный пункт, как "услуги по присмотру за детьми и больными" (код 019738), в разделе "Прочие непроизводственные услуги". Эти услуги относятся к бытовым и не регулируются законодательством об образовании.
Такое положение дел подтверждает и позиция Верховного суда РФ (Решение от 27 января 2003 г. N ГКПИ02-1399, Определение кассационной коллегии от 3 апреля 2003 г. N КАС03-137), согласно которой дошкольное образование и содержание детей являются различными и самостоятельными видами деятельности.
Самое интересно, что такое заведение для детей не запрещено называть детским садом. Главное - не называть дошкольным образовательным учреждением. Иначе первая же проверка, которая обнаружит отсутствие лицензии на образовательную деятельность, приведет к неприятным последствиям.
Содержание или обучение?
Выше мы уже говорили о том, что обойти требование закона об образовании и осуществлять образовательную деятельность без лицензии нельзя - подобные действия влекут за собой уголовную ответственность. Поэтому лучше эту деятельность и не анонсировать.
В то же время, в соответствии с "Положением о лицензировании образовательной деятельности" (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796) не нужна лицензия на развивающую воспитательную деятельность. Имеются в виду занятия в разнообразных кружках, секциях и студиях. Поэтому все обучающие процессы придется строить именно таким образом.
Хорошим подспорьем может стать и пункт закона об образовании о том, что не лицензируется индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.
Поиск помещения
Вторая проблема - размещение детского сада. Помещение можно взять в аренду, но оно должно соответствовать определенным параметрам. Площадь должна складываться из расчета 6 кв. м на одного ребенка. В идеале надо выделить отдельные комнаты для игр и сна, спортзал, медицинский кабинет и столовую. Помещение должно быть оборудовано пожарной сигнализацией.
Не только помещение, но и все оборудование (начиная от мебели и заканчивая посудой и игрушками) должны быть согласованы у пожарных и в СЭС Поэтому, прежде чем покупать или брать в аренду помещение, следует выяснить требования этих структур.
Одним из самых простых вариантов решения проблемы помещения станет размещение детского сада в квартирах. Купленные на одной площадке квартиры позволят удобно разместить все помещения детского сада. Кроме того, это решает целый букет проблем, связанных с эксплуатацией: управляющая организация, к которой прикреплен дом, будет продолжать следить за состоянием коммуникаций.
Однако для того, чтобы разместить детский сад в квартирных помещениях, их необходимо перевести из статуса жилого помещения в статус нежилого. Эта процедура проводится по заявлению в местную администрацию, в отдел архитектуры и строительства. Потом придется еще согласовать перепланировку помещений: не все стены в квартирах можно сносить легко и безболезненно. От этого никуда не деться, но вопрос решается заказом на перепланировку помещения в лицензированной проектно-строительной фирме. Согласование перепланировки проводится в органах местной власти.
Подбор персонала
Кадры решают все. Еще больше они решают в социальном бизнесе, каковым является образовательный. Более того, вам предстоит работать с детьми. Плохой воспитатель может не просто принести вам убытки, но и "подвести под статью": если что-то случится с вверенными вам детьми, последствия могут быть весьма трагичными. Впрочем, не будем об очевидном.
Подбор персонала для детского сада надо проводить с педантичностью и вниманием, граничащими с занудством. Квалификация персонала, его прошлое, отзывы с прежней работы - все это следует изучить и проанализировать тщательнейшим образом. Даже внешний вид соискателей играет роль: нельзя допускать к детям неряху. Недовольный вид кандидата тоже должен настораживать. Может, конечно, у него локальные проблемы в жизни, а может, он всегда такой, и его основным "воспитательным" методом являются подзатыльники и постановка в угол.
Можно и по окрестным государственным и муниципальным детсадам поискать воспитателей, о которых хорошо отзываются родители.
Доверяйте детям: если есть возможность, проверьте, как они относятся к воспитателю или няне. Заодно это позволит и за кандидатом понаблюдать в "боевых" условиях.
Советы, конечно, банальные. Но зато проверенные опытом и временем. Самый банальный из этих советов: проводя собеседование, подумайте - а своего ребенка вы бы доверили этому человеку?
С вспомогательным персоналом попроще. Повару, охраннику и уборщице с детьми общаться необязательно, да, в общем, и незачем. Однако нелишним будет удостовериться, что повар будет кормить детей едой, а не чем-то... другим.
Маркетинг и реклама
Чтобы ваш детский сад был привлекателен для детей и их родителей, он должен соответствовать ожиданиям и запросам и тех, и других. Родители хотят, чтобы в детском саду ребенок был в безопасности, чтобы он был вовремя накормлен и уложен спать, чтобы он активно двигался, чтобы не подхватил какой-нибудь болезни и чтобы в итоге он оказался подготовлен к школе. Дети хотят, чтобы им было интересно.
Однако решают, куда отдать ребенка, все-таки в первую очередь родители. Поэтому и название детского сада, и его символика, и дизайн интерьера, и игрушки - все должно, с одной стороны, нравиться детям, с другой стороны (что важнее), положительно восприниматься родителями. Вывод: в том, что касается рекламы услуг детского сада (то есть привлечения клиентов), следует ориентироваться на родителей.
Таблица
Статья расходов | Примерная сумма |
Услуги юриста и нотариуса | 10 000 |
Аренда помещения 400-500 кв. м (из расчета на 1 учебный год, 10 мес.) | 1 200 000 |
Заключение Роспотребнадзора (СЭС) | 15 000 |
Заключение противопожарной службы, договор на противопожарное обслуживание | 5 000 |
установка противопожарного оборудования и сигнализации | 150 000 |
Ремонт помещений | 1 500 000 |
Оснащение помещений (игрушки, мебель и пр.) | 1 000 000 |
Оплата труда персонала, расходы на питание, канцелярию, медикаменты и пр. (из расчета на 1 учебный год, 10 мес.) |
3 500 000 |
Реклама (создание и поддержка сайта, реклама в прессе и пр.) | 50 000 |
Оплата коммунальных услуг | 100 000 |
Итого | 7 530 000 |
А вот дальше, внутри детского сада, необходимо подумать о том, чтобы его маленьким клиентам было там интересно. Тут уже не важны слова о том, что здесь учат французскому и английскому, или занимаются по методике Монтессори, или следуют вальдорфским принципам. Достаточно показать бассейн, батут или гору игрушек, и ребенку все будет ясно.
Рекламировать детские учреждения в России специалисты советуют в печатных изданиях (потому что родители хотят получить как можно больше обстоятельной информации о детском саде), или, следуя современным реалиям, - в интернете. Зарегистрируйтесь на форуме, где собираются мамочки, почитайте, что они пишут про детские сады, какие вопросы задают. Ответьте на некоторые вопросы, признайтесь, что вы - владелец детского сада. Если окажитесь достаточно компетентны, возможно, участницы форума сами попросят у вас адрес. Такой способ распространения информации называется вирусным сетевым маркетингом.
А вот телевидение у нас воспринимается скорее как развлекательное средство массовой информации, и радио, по большей части, тоже. Следуя этой логике, можно понять, что от телевидения не ждут рекламы чего-то, стоящего внимания.
Впрочем, наверняка через некоторое время заработает "сарафанное" радио -в частный детский сад охотнее всего ведут детей по знакомству. А вот какие "новости" будет передавать это радио -зависит уже от вас.
Расходы
Детский сад, впрочем, как и любой социальный бизнес, требует довольно серьезных первоначальных вложений.
Ориентировочно, чтобы открыть детский сад на 45 детей в таком городе, как Новосибирск, Екатеринбург или Краснодар, вам понадобится стартовый капитал в 7,5 млн руб. Примерные статьи и порядок расходов можно посмотреть в приведенной таблице.
При ежемесячной оплате в 20 000 руб., первоначальные расходы могут окупиться через год (10 месяцев обучения). Но закладываться на это не стоит. Потому что вряд ли с самого начала деятельности в вашем детсаду будет "полная загрузка".
Плату за содержание детей можно сделать и значительно ниже (что, возможно, увеличит количество клиентов на начальном этапе), если не брать помещение в аренду, а приобрести его в собственность. Правда, очевидные минусы такого подхода - резко возросшая сумма первоначальных вложений и, как следствие, проект окупится не так быстро.
Впрочем, можно иметь дополнительный доход, если организовать более гибкую систему предоставления услуг: например, принимать в кружки и секции не только детей, которые являются воспитанниками вашего детского сада, но и со стороны. Можно предложить вариант пребывания детей в саду неполный день или, наоборот, услуги полного пансиона с ночлегом, если родители вашего воспитанника, например, уезжают в командировку.
Бизнес-идея
Компьютерные быстрокурсы
Дарья Воробьева,
корреспондент журнала
Курсы повышения квалификации или курсы обучения чему-нибудь - это гораздо проще, чем открытие "полномасштабного" образовательного бизнеса. Вот, например, курсы компьютерной грамотности для начинающих можно открыть, практически вообще не делая никаких первоначальных вложений. Это может быть и самозанятость для предпринимателя. Либо этот вариант можно предложить в качестве побочного заработка владельцу интернет-кафе (с приглашением стороннего преподавателя).
Итак, открываем курсы компьютерной грамотности (или курсы скоростной печати в программе Word, или еще что-нибудь, связанное с работой за компьютером). Для этого нам понадобится интернет-кафе со сговорчивым владельцем, собственная голова и побольше бумаги для печати объявлений об открытии курсов.
Для начала договариваемся с интернет-кафе, что, к примеру, на два часа в день вы его полностью занимаете. Можно просто оплатить время пользования компьютерами (даже в этом случае хозяевам это будет выгодно - вы же оплатите время всех компьютеров). Можно договориться о небольшой арендной плате за два часа в день. Потом определяем продолжительность и стоимость курсов. Стоимость можно назначить простым сравнением с конкурентами (позвонить им под видом клиента и поинтересоваться ценой их услуг). Определение продолжительности зависит уже от вас. Беретесь за 10 занятий научить домохозяек печатать не двумя пальцами, а всеми десятью? Значит, продолжительность курсов - 20 часов.
Затем развешиваем объявления (можно воспользоваться не только столбами и заборами, но и газетами бесплатных объявлений). Когда наберется группа учеников - приступаем к занятиям.
Понятно, что доход от такого дела напрямую зависит от количества обучающихся. А расходы -плата в пользу интернет-кафе и, если вы ведете занятия не самостоятельно, оплата работы преподавателя.
Дальше уже можно развивать варианты: вести не одну группу в день, а больше. Ввести дополнительные дисциплины с тем, чтобы удержать уже имеющихся слушателей курсов. В общем, все, что придет вам в голову. Идея тем и хороша, что допускает максимальную гибкость подхода.
А. Зайцева,
корреспондент журнала
А. Барский,
корреспондент журнала
"Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу"
Учредитель и издатель ООО "Издательский дом "В-Медиа"
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25680 от 22 сентября 2006 г.
Адрес: 109444, г. Москва, ул. Ташкентская, д. 9
Тел./факс: (495) 646-07-51
E-mail: id@idvm.ru
Сайт: www.spmag.ru
Подписные индексы
По каталогу "Роспечать": 36654