Атака клонов
Едва организовав собственное дело, многие бизнесмены сталкиваются с такой проблемой, как тождественность имени собственной компании названию чужого предприятия. К сожалению, обязательной проверки уникальности наименования сейчас нет, а вот проблемы из-за такого "копирования" - вполне реальны.
Что в имени тебе моем...
Название предприятия - это неотъемлемая и обязательная часть его реквизитов, которая в нормативных документах обозначена как фирменное наименование (ст. 54 ГК РФ). Одно из главных его предназначений - индивидуализация компании. По закону, предприятия обязаны зафиксировать в своем уставе и на главой круглой печати два вида наименования на русском языке - полное и сокращенное (см. п. 5 ст. 2, ст. 12 Закона об ООО). Исключительное право на фирменное название возникает у организации со дня ее государственной регистрации (п. 2. ст. 1475 ГК РФ).
Итак, наименование предприятия должно быть индивидуальным и уникальным.
Вот тут-то и начинается путаница. Дело в том, что в настоящее время имена фирм никто не проверяет. И происходит это по той простой причине, что проверять придуманные бизнесменами наименования на неповторимость... совсем не обязательно!
Даже налоговики, к которым поступают документы на регистрацию новых предприятий, никак не реагируют на совпадения. Они ориентируются по разным цифровым реквизитам: ОГРН, ИНН, БИК и пр.
Поэтому при регистрации предприятия перед учредителями неизбежно возникнет необходимость выбора его названия и, как следствие, такой вопрос - а следует ли производить проверку выбранного наименования предприятия на уникальность перед подачей документов? А если вдруг некая компания с аналогичным наименованием уже существует, каковы будут последствия такой регистрации?
Что греха таить, проблемы у подобного предприятия могут начаться уже вскоре после появления новичка в госреестре. Впрочем, некоторые законодательные ограничения, которые необходимо соблюдать при подборе наименования, все же существуют.
С "Россией" шутки плохи
Обратите внимание, что если новоявленные дельцы задумали включить в наименование компании слова "Россия" или "Российская Федерация" либо образованные на их основе слова или словосочетания, то необходимо иметь в виду, что это разрешается лишь государственным унитарным предприятиям (п. 4 ст. 1473 ГК РФ). Исключения могут быть сделаны для акционерного общества, но лишь в строго определенных случаях.
Но как определить степень "производности" слов от полных или сокращенных официальных наименований Российской Федерации, а главное - иностранных государств? В законе сказано, что к таким производным относятся в том числе любые транслитерации с иностранных языков, а именно "Раша" (от "Russia"), "Бритиш", "Дойче" и др., а также употребление официальных наименований иностранных государств. То есть из фирменного наименования подлежат исключению слова "Австрия", "Германия" и др.
Стоит также избегать использования полных или сокращенных наименований международных и межправительственных организаций. Например, нельзя воспользоваться обозначением "СНГ".
В этой связи стоит отметить, что наличие в наименовании регистрируемой фирмы слова "Москва" и наименования административных округов также допустимо только с письменного разрешения специальной компетентной комиссии.
Не проверим, но накажем
В законе четко указано, при каких условиях не допускается использование компанией имени, похожего на фирменное наименование другого предприятия. Название должно быть либо абсолютно аналогичным, либо сходным с ним до степени смешения. При этом фирмы-тезки должны трудиться в одной и той же сфере бизнеса.
Но, опять же, при регистрации такого дублирующегося имени налоговики не скажут ни слова. В этом случае все козыри остаются у предприятия, которое зарегистрировалось раньше. Именно оно вправе потребовать прекратить использование спорного (а точнее - своего!) фирменного наименования. Оно даже может претендовать на возмещение всех убытков, которые возникли из-за использования "чужого" названия. Но и это еще не все. Дело в том, что фирма-обладательница спорного наименования, конечно, может потребовать, чтобы "обидчик" назывался как-нибудь иначе, но это возможно только в том случае, если он осуществляет с ней одинаковую деятельность. Получается, что если рыночные ниши у фирм хоть немного расходятся, то притязания бизнесменов на уникальность наименования суд, скорее всего, признает необоснованными.
Напоследок отметим, что предприятие, имеющее "чужое" имя, может быть признано по решению суда созданным с нарушением закона только в том случае, если оно является коммерческим.
Инициатива приветствуется
При решении вопроса об уникальности предприятия целесообразно вспомнить знакомое всем правило: спасение утопающего - дело рук самого утопающего. И чтобы обезопасить себя от возможных претензий, касающихся имени фирмы, уникальность наименования желательно проверить по собственной инициативе.
Для этого можно обратиться в специальную организацию и оформить с ней соответствующий договор об оказании юридических услуг. Как правило, стоимость подобной процедуры колеблется в районе 1000 рублей, и производится последняя довольно быстро - в течение одного - трех дней.
Более того, в настоящее время существуют так называемые нейменговые агентства (от англ. "name" - имя), которым можно заказать разработку наименования компании или торговой марки (профессионалы называют их фонемы). Конечно, услуги таких организаций намного дороже, чем простая проверка на уникальность. Зато их клиенты напрочь забывают о проблеме подбора наименования для своего предприятия. Ведь при оказании подобных услуг проверка оригинальности названия или торговой марки составляет, как правило, одно из важных условий договора и гарантируется исполнителем.
Включите название в марку
Выше мы уже упомянули о другом средстве индивидуализации фирмы - товарном знаке или знаке обслуживания (который именуется также коммерческим обозначением). В них могут повторяться наименование предприятия или отдельные элементы его названия (ст. 1476 ГК РФ).
С момента регистрации товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) компания-правообладатель приобретает исключительное право на его использование. Обратите внимание, что до регистрации применять тот или иной товарный знак может абсолютно любая компания без каких-либо правовых или административных последствий. Но при проведении регистрации чиновники обязательно проверяют марку на неповторимость (без этой процедуры регистрация не произойдет). Поэтому, зарегистрировав коммерческое обозначение с включенным в него фирменным наименованием, вы сможете еще раз убедиться в том, что ваше название уникально. Ну а если в регистрации товарного знака будет отказано по причине из-за того, что его элемент (а именно - использованное в нем наименование) сходен с уже зарегистрированным ранее, то стоит задуматься о смене названия предприятия и повторной разработке коммерческого обозначения.
Документом, удостоверяющим исключительное право на товарный знак, является свидетельство, где приводятся обозначение данного знака, виды деятельности, при которых он используется, и срок действия его приоритета.
Кроме непосредственного использования товарного знака, а именно: размещения товарного знака на товарах, этикетках, упаковках при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе (ст. 1484 ГК РФ), правообладатель может предоставить право пользования этим знаком другому лицу по лицензионному договору. Последний составляется в письменной форме и подлежит государственной регистрации в Роспатенте.
Задумайтесь о налоговых последствиях
Довольно часто товарным знаком пользуются несколько организаций, действующих в составе одного холдинга. А исключительное право на товарный знак, между тем, передано правообладателем (лицензиаром) только одной организации (лицензиату). Логично предположить, что лицензиат может устно позволить (т.е. - не возражать) использовать право на товарные знаки другими организациями, входящими вместе с ним в структуру холдинга либо в группу компаний.
Однако этого мало. Еще раз повторим, что передача прав на использование товарного знака должна быть оформлена документально. Для этого нужно, во-первых, составить лицензионный договор, и, во-вторых, зарегистрировать его в Роспатенте (ст. 1235 ГК РФ).
Отсутствие государственной регистрации лицензионного соглашения приводит к некоторым налоговым осложнениям. В частности, это касается признания для целей налогообложения прибыли расходов на рекламу товаров (иных расходов) другими лицами, использующими товарный знак в своей деятельности по производству и/или реализации товаров (работ, услуг), при отсутствии на то возражений лицензиата, т.е. при наличии только устного согласия. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 18 января 2006 г. N 03-04-08/12.
Однако, с другой стороны, существует и противоположное мнение - правовые последствия недействительного договора неприменимы к налоговым правоотношениям. Об этом сказано, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12 июля 2007 г. N А56-19610/2006. Следует заметить, что в данном случае полученное лицензиатом право на использование товарного знака без заключенного на то лицензионного договора расценивается налоговыми органами как внереализационный доход в виде полученного безвозмездно имущественного права в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ.
А. Будневич
"Расчет", N 11, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru