Комментарий к индексации ставок акциза
на крепкую алкогольную продукцию
26 мая 2008 года на заседании Президиума Правительства РФ был одобрен законопроект Минфина России, предполагавший повышение ставок акциза на крепкую алкогольную продукцию, которые были в дальнейшем утверждены Законом N 142-ФЗ.
В пояснительной записке к законопроекту Минфин России указал, что причинами индексации специфических ставок на подакцизные товары являются рост среднего уровня цен на потребительские товары и инфляция.
Такой подход к увеличению акцизов носит бюджетный характер, то есть в данном случае индексируются суммы, заложенные в бюджете по расходной части для сохранения покупательной способности средств бюджетных организаций.
В то же время акциз - это налог, уплачиваемый потребителем в стоимости товара, и при определении размера ставки акциза в первую очередь должна учитываться покупательная способность потребителя. Данный вывод можно сделать и на основании п. 1 ст. 3 НК РФ, согласно которой при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Произведем расчет суммы, которую готов заплатить потребитель в стоимости ликероводочной продукции, и вычислим эффективную ставку акциза исходя из фактической суммы поступлений в бюджетную систему от акциза на крепкий алкоголь и данных продаж водки и ликероводочных изделий (ЛВИ), указанных Росстатом.
Разница между пожеланиями Минфина России и возможностями потребителя приведена в табл. 1.
Таблица 1
Объем рознич- ных продаж водки и ЛВИ, млн. дкл |
Расчетная сумма акцизов на вод- ку и ЛВИ исходя из объема роз- ничных продаж, млрд. руб. |
Фактическое поступление акцизов в бюджет, млрд. руб |
Действующая ставка ак- циза за 1 л безводного |
Эффективная ставка акциза за 1 л безводного спирта, руб. |
|
2002 г. | 206,3 | 81,513 | 42,746(52,44%) | 98,78 | 52 |
2003 г. | 207,4 | 94,574 | 40,01(42,30%) | 114 | 49 |
2004 г. | 220,6 | 119,124 | 52,038(43,68%) | 135 | 59 |
2005 г. | 203,6 | 118,908 | 52,689(44,31%) | 146 | 65 |
2006 г. | 197,2 | 125,419 | 55,4(44,17%) | 159 | 71 |
2007 г. | 191,7 | 124,222 | 66,7(53,45%) | 162 | 87 |
При этом эффективная ставка акциза рассчитывается следующим образом:
Эффективная ставка акциза = фактическое поступление акцизов в бюджет :
(объем розничных продаж водки и ЛВИ : 2,5),
где 2,5 - показатель, на который делится объем водки для перевода водки в безводный спирт - единицу измерения ставки акциза.
Так, эффективная ставка акциза за 1 л безводного спирта определена в табл. 1 за 2007 год следующим образом:
66,7 млрд руб. : (1917 млн. л : 2,5) = 87 руб.
Из табл. 1 следует, что эффективная ставка акциза в два раза ниже официальной, что свидетельствует о необоснованном завышении все последние годы действующих ставок на водку и ЛВИ. На необоснованное завышение этих ставок также указывает сниженная на размер нелегального рынка налогооблагаемая база по акцизам.
Расслоение населения по доходам приведено в табл. 2.
Таблица 2
2007 г.*, % | Справочно 2006 г. | Среднесуточный доход, руб. | |
Все население в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб. |
100 | 100 | |
до 1500,0 | 1,1 | 1,8 | 38 |
1500,1-2500,0 | 3,8 | 5,8 | 38-81 |
2500,1-3500,0 | 6,1 | 8,3 | 81-113 |
3500,1-4500,0 | 7,2 | 9,1 | 113-145 |
4500,1-6000,0 | 11,2 | 13,2 | 145-194 |
6000,1-8000,0 | 13,7 | 14,7 | 194-258 |
* Предварительные данные. |
Следует учесть, что из суммы доходов граждан должны быть исключены плата за жилье и расходы на минимальную потребительскую корзину. В результате получается, что для десятков миллионов граждан стоимость бутылки водки, которая составляет в настоящее время минимум 80 руб., равняется или превышает дневной бюджет.
Многим специалистам непонятно, почему ежегодная индексация ставок акциза на крепкий алкоголь должна уравновешиваться (в легальном обороте):
- соответствующей льготой по лекарственным средствам, которая заключается в том, что более двух третей спирта, направляемого на медицинские цели, идет на производство настоек перца, боярышника и других спиртовых настоек, которые реализуются аптечными учреждениями и потребляются малообеспеченными гражданами как алкогольная продукция.
В настоящее время в некоторых субъектах Российской Федерации 75% выручки аптечных учреждений составляют продажи спиртовых настоек;
- легальной возможностью изготовления самогона и другого алкоголя для собственного потребления.
Акциз на водку и ЛВИ индексируется на процент инфляции. На сумму акциза плюс себестоимость алкогольной продукции начисляется НДС, и стоимость товара возрастает на еще большую величину. Потребитель должен в стоимости товара оплатить индексацию доходов и регионального бюджета, куда поступает этот акциз, и федерального бюджета - НДС. В этом и состоит хитрость двойного обложения акцизами и универсальным акцизом - НДС.
Следствием недоступности легального алкоголя является употребление населением алкогольных суррогатов, что приводит к летальному исходу ежегодно десятков тысяч граждан; сотни тысяч граждан остаются инвалидами. Таким образом, доступность легального безопасного алкоголя имеет демографическую составляющую. При этом объем потребления крепкого алкоголя за последние два десятилетия остается стабильным - 195 млн. далл ЛВИ (с учетом сальдо по экспорту и импорту ЛВИ), что также подтвердил Росстат, введя в 2007 году сплошную систему статистического наблюдения за реализацией розницей алкогольной продукции. Ставкой акциза только определяется, какой объем из 195 млн. далл будет употреблен населением в виде легальной и нелегальной продукции.
По данным Росстата, за 2007 год было произведено 131,4 млн. далл ЛВИ, а реализовано в розничную продажу - 191,7 млн. далл. Соответственно каждая третья проданная бутылка водки в стране является нелегальной. При этом в Российской Федерации в розницу реализуются 145 млн. далл водки по цене до 100 руб. (включая нелегальную по цене 50-65 руб.) за бутылку объемом 0,5 л в стране и только 45 млн. далл - по цене свыше 100 руб. за бутылку. На следующий год утверждены ставки акциза, предложенные Минфином России, - 191 руб. за 1 л безводного спирта; соответственно минимальная стоимость легальной бутылки водки 0,5 л в 2009 году составит 105,5 руб., в том числе:
- прямые и косвенные затраты и минимальная маржа производителя (не менее) - 22 руб.;
- акциз - 38,2 руб.;
- НДС - 10,8 руб.;
- 15%-я оптовая надбавка - 10,5 руб.;
- 30%-я розничная надбавка - 24,0 руб.
Таким образом, создаются все экономические предпосылки для роста нелегального алкогольного рынка.
Очень много говорится о необходимости изменения структуры потребления алкогольной продукции в сторону ее слабоалкогольной составляющей. Идея правильная, но реализация ее пока оставляет желать лучшего. Объем продаж водки и ЛВИ стабилен - практически один и тот же показатель за 1984 и 2007 год; объем потребления пива за последние 12 лет вырос в 5,5 раза. Изменилась не структура потребления алкоголя, увеличилось его употребление за счет резкого увеличения слабоалкогольной составляющей рынка алкогольной продукции. При этом основными потребителями водки являются мужчины в возрасте 30-55 лет, а рост потребления пива обеспечивают подростки.
Напомним читателям журнала, что виноградная лоза содержит вещества, которые замедляют привыкание человеческого организма к алкоголю. Начав с государственной поддержки виноделия и виноградарства, могут быть сделаны реальные шаги в сторону улучшения структуры потребления алкогольной продукции и снижения уровня алкоголизации населения.
Дифференцированные в зависимости от крепости алкогольной продукции ставки акциза призваны способствовать изменению структуры потребления алкогольной продукции. Ставкой акциза регулируются спрос и предложение на алкогольную продукцию. Это в теории; на практике выходит несколько иначе. Необходимо учитывать субъективный фактор или то, что эксперты называют "тип потребления" того или иного вида алкогольной продукции, а также платежеспособность потребителя, пол, возраст... То же натуральное виноградное вино должно быть доступно по цене. Должны быть соответствующая реклама и определенное просвещение населения в вопросах правильного употребления алкоголя.
М.В. Блинов,
председатель Экспертного совета по вопросам государственного
регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей
продукции при Комитете ГД РФ по экономической политике,
государственный советник налоговой
службы Российской Федерации I ранга
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 10, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1