Безвозмездная раздача печатной продукции: доходы или расходы
Для организаций, специализирующихся на выпуске и распространении печатной продукции (включая средства массовой информации), письмо Минфина России от 22 августа 2008 г. N 03-07-11/279 не могло пройти незамеченным. В этом письме со ссылкой на подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ утверждается, что распространение бесплатной печатной продукции в целях обложения НДС признается реализацией товаров.
Утверждение Минфина России безапелляционное, не содержит ссылок на другие нормы НК РФ (в частности, на подп. 25 п. 3 ст. 149, который выводит из-под налогообложения бесплатную раздачу печатной продукции стоимостью до 100 руб. за единицу) и выглядит более чем сомнительным.
Впрочем, в том, как на подобное разъяснение отреагируют налоговые органы на местах, сомневаться не приходится: любая бесплатная раздача книг, газет и журналов независимо от целей раздачи будет трактоваться как возникновение объекта налогообложения. Вряд ли можно сомневаться и в том, чью сторону будут занимать арбитражные суды: для них основанием для принятия решения являются все-таки нормы законодательства, а не странные заявления официальных лиц финансового ведомства. Тем более что определенная судебная практика по вопросу того, что признавать рекламными расходами, а что собственно безвозмездной передачей, уже имеется.
Вместе с тем при оценке последствий данного письма возникает почти философский вопрос: правомерно ли включение в налоговую базу по НДС операций, которые по существу являются расходами? То, что раздача печатной продукции в рекламных целях считается расходами на рекламу, подтверждается и упомянутой нормой ст. 149, и нормами ст. 264 НК РФ. Иначе говоря, по общему правилу в данной ситуации должно возникать право на налоговый вычет (по стоимости расходов и услуг сторонних организаций при изготовлении печатной продукции, а также по стоимости использованных материально-производственных запасов).
Из всего сказанного можно заключить, что разъяснение, приведенное в письме Минфина России N 03-07-11/279, относится к конкретной ситуации, суть которой из текста письма не отслеживается. Однако трудно предположить, что заместитель директора департамента министерства (чья подпись стоит на данном письме) слабо ориентируется в очевидных нормах налогового законодательства (причем в нормах прямого действия). Скорее всего в вопросе (который послужил поводом для издания письма) речь шла именно о безвозмездной передаче бесплатной продукции. Например, какое-то предприятие, специализирующееся в данной отрасли, решило безвозмездно передать любимой политической партии печатные материалы для последующего их распространения партийными активистами.
Значит, практического значения для неопределенного круга налогоплательщиков данное письмо, по нашему мнению, не имеет. В реальных условиях следует руководствоваться непосредственно нормами налогового законодательства, а также постоянно помнить о позиции Минфина России, открыто высказанной им еще в письме от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138: разъяснения, содержащиеся в письмах этого министерства, относятся исключительно к конкретной ситуации и могут быть использованы только конкретным налогоплательщиком (и налоговым органом, где этот налогоплательщик стоит на учете). Применение разъяснений по аналогии или по прецеденту (даже когда имеет место абсолютно идентичная хозяйственная ситуация) не допускается.
Полагаем, когда то или иное разъяснение Минфина России вызывает подобный резонанс, соответствующие должностные лица должны все-таки как-то реагировать - или уточнять, к какой ситуации разъяснение относится, или дезавуировать ранее сделанные заявления. В противном случае весьма высока вероятность возникновения налоговых споров с минимальными судебными перспективами (для налоговых органов и бюджета).
В.Р. Захарьин,
эксперт по бухгалтерскому учету,
канд. экон. наук
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 11, ноябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru