Вправе ли законодательный орган области устанавливать авансовые платежи по транспортному налогу с физических лиц?
В силу части пятой ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку транспортного налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты (ст. 356 Кодекса).
Согласно ст. 360, 362, 363 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются I квартал, II квартал, III квартал. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четверти произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму транспортного налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 362 НК РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Следовательно, возможность установления отчетных периодов и авансовых платежей по транспортному налогу предусмотрена только в отношении налогоплательщиков-организаций (ст. 360, 363, 379, 383 НК РФ). НК РФ не предусмотрена такая же возможность для плательщиков транспортного налога, являющихся физическими лицами, и субъектам Российской Федерации не предоставлено право определять для последних отчетные периоды и сроки уплаты авансовых платежей.
В соответствии со ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт, в частности, изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса. Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Так, например, Верховный Суд Российской Федерации в мотивировочной части определения от 14.11.2007 N 13-Г07-8 в отношении Закона Тамбовской области от 28.11.2002 "О транспортном налоге в Тамбовской области", которым были установлены авансовые платежи для физических лиц, признал, что выводы суда о противоречии федеральному законодательству и признании недействующими оспариваемых норм Закона Тамбовской области являются правильными и что при установлении авансовых платежей по транспортному налогу для физических лиц Тамбовская областная Дума вышла за пределы предоставленных ей полномочий.
Аналогичные решения по данному вопросу Верховным Судом Российской Федерации, в частности, были приняты в определениях от 20.09.2006 N 91-Г06-7, от 17.05.2006 N 59-Г06-4.
Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 июля 2008 г.
"Налоговый вестник", N 7, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1