НК РФ: версия - 2009, или
Что нужно знать бухгалтеру аптеки об
изменениях в НК РФ
С 2009 года вступает в силу целый ряд законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс. Мы остановимся на нововведениях, непосредственно затрагивающих интересы аптечных организаций, применяющих разные налоговые режимы. 22 июля 2008 года Президент РФ подписал следующие законы:
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 121-ФЗ);
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ);
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 158-ФЗ).
Практически все изменения начнут действовать с 1 января 2009 года, но есть новшества, которые распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Рассмотрим изменения подробнее.
Федеральный закон N 121-ФЗ
Изменения, вносимые этим законом, вступают в силу с 1 января 2009 года и имеют социальную направленность. Они будут интересны не только бухгалтерам, которые начисляют зарплату, но и всем плательщикам НДФЛ.
В первую очередь, новшества коснутся каждого работника, получающего стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. Сумма вычета остается прежней, но увеличивается порог дохода, при котором применяется вычет, - до 40 000 руб. В абсолютном выражении порог дохода увеличен в два раза, но простой расчет показывает, что реальной добавкой, которую увидят работники в расчетных листках, будут 52 руб. (400 руб. х 13%) в месяц до совокупного дохода 40 000 руб. С учетом инфляции это вряд ли кто-то заметит, да и порог в 40 000 руб. даже при средней зарплате достигается уже через четыре-пять месяцев.
Вторым важным изменением будет увеличение стандартного налогового вычета на ребенка до 1 000 руб. в месяц до достижения суммы дохода по ставке 13% нарастающим итогом 280 000 руб. Сегодня этот вычет равен 600 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ), порог дохода - 40 000 руб. Таким образом, если зарплата не превышает 23 333,33 руб. в месяц, то вычет 1 000 руб. на ребенка работник может получать целый год, а это уже плюс 130 руб. в месяц.
Уточнен круг получателей вычета при опекунстве и попечительстве: в него вошел супруг (супруга) приемного родителя. Видимо, речь идет о случае, когда приемным родителем является только один из супругов.
Налоговый вычет будет предоставляться в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. По предоставлению данного вида вычета было много вопросов. В действующей редакции речь идет о вдовах (вдовцах), одиноких родителях, опекунах или попечителях, приемных родителях. Теперь понятие "одинокий родитель" заменено на "единственный родитель". Минфин и сегодня настаивает на том, что двойной вычет предоставляется одному одинокому родителю, но из действующей редакции НК РФ это не ясно. Вероятно, новшества позволят избежать разногласий при предоставлении данного вычета.
Принципиальным новшеством в предоставлении стандартного налогового вычета на ребенка является право одного из родителей (по их выбору) получать такой налоговый вычет в двойном размере. Вычет будет предоставляться на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета. Это вызовет массу вопросов: как оформлять такой отказ, как отслеживать величину дохода для предоставления вычета, кто имеет право на двойной вычет? Скорее всего, бухгалтер организации будет требовать с работника заявление об отказе второго родителя с отметкой бухгалтерии предприятия, где последний работает, о том, что ему вычет на ребенка не предоставляется. Сразу оговоримся: неработающая супруга (супруг) не имеет права на вычет на ребенка, так как оно возникает только у плательщика НДФЛ, имеющего доходы, облагаемые по ставке 13%. Как поступать в случае, если один из родителей получает двойной вычет, а второй родитель уволился в течение года и утратил статус плательщика НДФЛ? А самый главный вопрос - как отслеживать порог дохода в 280 000 руб. у отказавшегося родителя? Возможна ситуация, когда родитель отказывается от вычета на ребенка и уже через полгода теряет на него право, поскольку превышается совокупный доход 280 000 руб. А второй родитель с зарплатой 20 000 руб. может целый год получать стандартный налоговый вычет на ребенка в двойном размере. Или надо будет каждый месяц приносить заявление от второго родителя, отказавшегося от вычета? Нам кажется, что в начале следующего года Минфин будет вынужден выпускать письма для разъяснения данного вопроса и благие намерения законодателей разобьются о требования финансистов.
Федеральный закон N 155-ФЗ
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Закон вносит изменения в порядок налогообложения, учета и отчетности для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, а также для плательщиков транспортного и земельного налога.
Упрощенная система налогообложения
Налог на прибыль и НДФЛ. Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ "упрощенцы" освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций. С 2009 года они становятся плательщиками налога на прибыль, уплачиваемого с доходов, облагаемых по предусмотренным п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ налоговым ставкам. Речь идет о доходах в форме дивидендов и доходах, полученных от операций с отдельными видами долговых обязательств.
По аналогии законодатель внес изменения и для индивидуальных предпринимателей - "упрощенцев": они освобождаются от обязанности по уплате НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ. К таким доходам относятся:
- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ (4 000 руб.);
- процентные доходы по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ;
- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ;
- доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;
- доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
В подпункт 13 п. 3 ст. 346.12 внесено техническое исправление: слово "переведенные" заменено словом "перешедшие". Здесь речь идет о налогоплательщиках, которые не вправе применять УСНО, а именно организациях, уплачивающих ЕСХН. Сельхозпроизводители вправе добровольно перейти на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ, соответственно, перевести их на режим налогообложения в виде ЕСХН против их воли нельзя.
В связи с тем что применяющие УСНО организации становятся плательщиками налога на прибыль по доходам организаций, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, а индивидуальные предприниматели - плательщиками НДФЛ по доходам, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ, внесены изменения в ст. 346.15 "Порядок определения доходов" НК РФ. Доходы, облагаемые налогом на прибыль и НДФЛ, соответственно, не учитываются при определении налоговой базы при УСНО.
Учет расходов. Для "упрощенцев", выбравших объект налогообложения "доходы минус расходы", важными будут изменения, внесенные в ст. 346.16 "Порядок определения расходов" НК РФ.
В состав расходов, учитываемых при УСНО, включены расходы на все виды обязательного страхования ответственности (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). По поводу страхования ответственности было сломано много копий, начиная с ОСАГО, расходы на которое, по мнению Минфина, нельзя учесть при УСНО (Письмо от 01.04.2008 N 03-11-04/2/63). Судьи поддерживали в этом вопросе налогоплательщиков (Постановление ФАС ПО от 19.09.2006 N А12-23912/05-С3), но каждый раз идти в суд проблематично. Согласно положениям Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцы транспортных средств обязаны страховать свою гражданскую ответственность, наступающую при нанесении вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц во время использования транспортного средства. Эксплуатация транспортного средства без ОСАГО запрещена, но расходы по нему почему-то учесть при УСНО было нельзя. С 2009 года этот вопрос решен законодателями в пользу налогоплательщиков.
При расчете налоговой базы по УСНО с 2009 года можно будет учитывать расходы на командировки*(1), в частности на суточные или полевое довольствие, без всяких норм. Данные расходы будут определяться только локальными нормативными документами самой организации (приказ руководителя, коллективный договор и иные документы). Соответствующие изменения внесены в пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Важные изменения произошли в порядке учета сырья и материалов в расходах при УСНО. С 2009 года, чтобы принять расходы на сырье и материалы, не потребуется списывать их в производство (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ), как это необходимо сегодня. Достаточно будет того, что сырье и материалы были оплачены и получены, оприходованы. Данная поправка позволит раньше включить в расходы стоимость сырья и материалов. При этом суммы НДС по оплаченным сырью и материалам включаются в расходы в таком же порядке. Правда, встает вопрос: надо ли будет восстанавливать стоимость списанных в расходы сырья и материалов в случае, например, хищения материалов, непригодности их к дальнейшему использованию в производстве и т.д., то есть когда они вообще не будут в дальнейшем использованы в производстве? А если "упрощенец" передумает использовать их в качестве материалов и продаст как товар? Тогда он должен применять правила учета товаров. Нужно ли будет подавать уточненную декларацию по УСНО за прошедший период? Похоже, данное изменение потребует разъяснений со стороны финансовых органов, и они не заставят себя долго ждать.
Учет убытков. В новой редакции изложен п. 7 ст. 346.18 НК РФ, посвященный учету убытков при объекте налогообложения "доходы минус расходы". С 2009 года не будет действовать ограничение 30% при уменьшении налоговой базы на сумму убытка. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти. Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены. Если по какой-то причине убыток не был перенесен на следующий год, то с 2009 года его можно целиком либо частично учесть в любом последующем налоговом периоде.
Новым является право "упрощенцев" при реорганизации уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 7 ст. 346.18 НК РФ, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации. В действующей редакции НК РФ такое правопреемство не предусмотрено.
Отчетность. Изменения коснулись ст. 346.23 "Налоговая декларация" НК РФ. С 2009 года налоговая декларация представляется только по итогам налогового периода, а по итогам отчетного периода не представляется. Аналогичные изменения внесены и для индивидуальных предпринимателей. Радует, конечно, что теперь "упрощенцы" должны будут подавать налоговую декларацию раз в год. Но никто не освобождает их от исчисления и уплаты авансовых платежей по итогам каждого отчетного периода в соответствии со ст. 346.12 НК РФ. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Согласно ст. 346.19 НК РФ отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Авансовые платежи при УСНО данным федеральным законом не отменяются. До 2009 года "упрощенцы" подают по итогам отчетного периода налоговые декларации, а с 2009 года их форма НК РФ не предусмотрена. Вероятно, по аналогии с отчетностью по ЕСН и взносами в ПФР будут дополнительно введены расчеты по авансовым платежам за отчетные периоды. Если бы законодатель действительно хотел ввести уплату налога при УСНО один раз в год, тогда ему надо было бы отменить авансовые платежи по нему вообще. Этого пока не произошло, соответственно, отчетность по итогам отчетных периодов должна будет представляться. Возможно, ее форма будет утверждена дополнительно, иначе встанет вопрос о контроле полноты и своевременности уплаты авансовых платежей.
Переходные положения. Существенные изменения сделаны в ст. 346.25 НК РФ, посвященной положениям о переходе на УСНО с иных режимов и наоборот. В новой редакции изложен п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ, который определяет правила учета основных средств при переходных моментах. Внесено уточнение, что остаточная стоимость основных средств отражается на дату перехода на УСНО только при объекте налогообложения "доходы минус расходы". Это, скорее, техническая поправка, так как при объекте налогообложения "доходы" расходы вообще не учитываются, остаточная стоимость основных средств нужна только для бухгалтерского учета.
Действующая редакция НК РФ разрешает выбрать объект налогообложения самим налогоплательщикам, за исключением участников договора простого товарищества (ст. 346.17 НК РФ). Но с одним ограничением: объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения УСНО. Надо заметить, что право поменять объект налогообложения появилось не так давно, а именно с 1 января 2006 года, и до этого объект налогообложения не мог быть изменен в течение всего срока применения "упрощенки".
Добавлен новый абзац, посвященный учету основных средств при смене объекта налогообложения. При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы минус расходы" на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения УСНО с объектом налогообложения "доходы", не определяется. Минфин в своих письмах придерживался подобной позиции и ранее (Письмо от 09.04.2008 N 03-11-04/2/69). Сейчас данное положение закреплено законодательно. Согласно п. 4 ст. 346.17 НК РФ при переходе с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы минус расходы" расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения "доходы", при исчислении налоговой базы не учитываются. Позиция законодателя теперь четко прописана и в отношении основных средств: все расходы, произведенные при УСНО с объектом налогообложения "доходы", не учитываются при определении налоговой базы при смене объекта налогообложения.
Кроме этого, уточнен порядок определения остаточной стоимости объектов, когда компания, применяющая "вмененку", переходит на УСНО. Сейчас такие организации в налоговом учете могут отразить остаточную стоимость только тех объектов, которые приобретены и оплачены до перехода на "упрощенку". В новой редакции п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ отсутствует требование об оплате, что значительно облегчит переход с одного режима налогообложения на другой.
В новой редакции изложен п. 3 ст. 346.25 НК РФ. Уточнено, что в данном пункте речь идет о переходе с УСНО на общий режим налогообложения, а также то, что на дату перехода учитывается остаточная стоимость основных средств независимо от объекта налогообложения, который применялся при УСНО. Это уточнение вызвано тем, что Минфин отказывал в учете остаточной стоимости основных средств при переходе с УСНО с объектом налогообложения "доходы" на общий режим налогообложения (Письмо от 13.11.2007 N 03-11-02/266), хотя в НК РФ такое положение отсутствовало. С 2009 года четко прописано, что при переходе с УСНО на общий режим налогообложения остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения общего режима до перехода на УСНО, полностью не перенесенная на расходы при УСНО, определяется на дату перехода в соответствии со ст. 346.25 НК РФ независимо от объекта налогообложения, который применялся при УСНО.
УСНО на основе патента. Изменения не обошли стороной и индивидуальных предпринимателей, работающих на основе патента.
Обратите внимание: Для аптек будет интересно то, что в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ добавлен новый подпункт 68 - занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности.
Действующей редакцией право применять патент предоставлено только тем предпринимателям, которые осуществляют один из видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ. По мнению налоговиков, выраженному в Письме УФНС по г. Москве от 26.06.2006 N 18-12/3/55698, индивидуальные предприниматели, осуществляющие несколько видов предпринимательской деятельности, не вправе применять УСНО на основе патента в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ. Они могут либо применять УСНО в силу гл. 26.2 НК РФ, либо уплачивать налоги в рамках общего режима. С 2009 года в такой ситуации можно будет перейти на патент.
Принципиальные изменения внесены в ст. 346.25.1 НК РФ. В действующей редакции НК РФ предполагается, что индивидуальный предприниматель работает на патенте один, не привлекает наемных работников. С 2009 года эта статья дополняется п. 2.1: при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек (без учета самого предпринимателя). Разрешение индивидуальным предпринимателям, работающим на патенте, привлекать наемных работников, несомненно, расширяет их предпринимательские возможности. Но, с другой стороны, это и увеличение обязанностей, так как в данном случае индивидуальный предприниматель становится налоговым агентом по НДФЛ в отношении своих работников, должен начислять взносы в ПФР, ФСС, представлять сведения о работниках в ПФР, налоговые органы, выполнять требования трудового, гражданского и налогового законодательства.
Также дополнительно введены ограничения на применение патента п. 2.2 ст. 346.25.1 НК РФ:
- по итогам налогового периода доходы налогоплательщика не должны превышать размер доходов, установленный п. 4 ст. 346.13 НК РФ (в 2008 году - 26,8 млн. руб.);
- в течение налогового периода не допускается несоответствие требованиям, установленным п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ (среднесписочная численность наемных работников не превышает пять человек).
При несоответствии этим требованиям налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО на основе патента и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент. Налогообложение по общему режиму происходит так же, как и для только что зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Ограничений по доходам индивидуальных предпринимателей, работающих на патенте, действующее законодательство не предусматривает. Таким образом, с 2009 года они должны будут вести налоговый учет доходов в обязательном порядке - это требование добавлено в п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ. В настоящее время "упрощенцы" на основе патента ведут налоговый учет в порядке, установленном ст. 346.24 НК РФ, то есть заполняют книгу учета доходов и расходов. Данный порядок действует с 1 января 2008 года.
Сразу на восемь пунктов увеличился перечень видов предпринимательской деятельности, которые разрешено осуществлять на основе патента (п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ). Добавлены такие виды деятельности, как услуги общественного питания, услуги по переработке сельскохозяйственной продукции, частная медицинская практика или частная фармацевтическая деятельность лица, имеющего лицензию на указанные виды деятельности, осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию, и другие.
В текущем году субъектам РФ предоставлено право определять конкретные виды деятельности, по которым разрешается налогообложение в виде патента: в следующем году они лишены такого права и перечень, приведенный в НК РФ, будет действовать на всей территории РФ (п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ).
В настоящее время патент выдается на один из следующих периодов по выбору налогоплательщика: квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год. С 2009 года патент может быть выдан на любое количество месяцев от одного до двенадцати (абз. 3 п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ). При этом налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Данная формулировка порождает ряд вопросов. Если налоговый период - это период, на который выдан патент (возможно, один месяц), то как считать ограничения по доходам по итогам налогового периода (в 2008 году - 26,8 млн. руб.), за один месяц? А другой предприниматель взял патент на полгода, и это его налоговый период. Как ему считать ограничение по доходам? Просматривается нестыковка. Видимо, потребуются разъяснения Минфина или изменения в законодательстве.
Преобразования обязывают с 2009 года к следующему: в случае если индивидуальный предприниматель стоит на учете в налоговом органе в одном субъекте РФ, а заявление на получение патента подает в налоговый орган другого субъекта РФ, этот индивидуальный предприниматель должен вместе с заявлением на получение патента подать и заявление о постановке на учет в этом налоговом органе. Действующее законодательство подобного не требует.
Продолжим рассмотрение изменений в налоговом законодательстве, начатое в предыдущем номере. Остановимся на новшествах, внесенных Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ) и Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 158-ФЗ). Мы рассматриваем только те изменения, которые интересны аптечным учреждениям.
В процессе подготовки данного номера был опубликован Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, но отдельные его положения распространяют свое действие и на 2008 год. Об этих изменениях мы расскажем в N 1 уже в 2009 году.
Федеральный закон N 155-ФЗ
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Закон вносит изменения в порядок налогообложения, учета и отчетности для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, а также для плательщиков транспортного и земельного налога. В предыдущем номере мы рассмотрели изменения, касающиеся такого специального налогового режима, как упрощенная система налогообложения.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Изменения внесены в перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Из подпункта 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ исключены киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.
Изменен еще пп. 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: уплата ЕНВД производится в случае оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, в том числе имеющих залы обслуживания посетителей. Причем при осуществлении деятельности в соответствии с этим пунктом, а также с п. 13 (уплата ЕНВД производится в случае оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей) на розничных рынках*(2) налогоплательщиками являются управляющие рынком компании (добавлен п. 4 в ст. 346.28 НК РФ).
Данная статья дополнена п. 2.2, в котором представлен перечень тех, кто не переводится на ЕНВД. Во-первых, это организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
Во-вторых, организации, доля участия других организаций в которых составляет более 25%. Указанное ограничение не распространяется на организации, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным законом.
В-третьих, индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с гл. 26.2 НК РФ на УСНО на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде ЕНВД. В настоящий момент при возможности выбора между патентом и ЕНВД финансисты делают выбор в пользу последнего (Письмо Минфина РФ от 21.12.2007 N 03-11-03/15). Суды приходят к такому же выводу (Постановление ФАС ПО от 12.09.2007 N А65-5944/2007).
В связи с появлением п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, который устанавливает ограничения на перевод на ЕНВД, логично дополнение данной статьи п. 2.3, который содержит порядок действий при допущении несоответствия требованиям пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ. Если произошло такое несоответствие (например, среднесписочная численность работников превышает 100 человек), то налогоплательщик теряет право на применение ЕНВД и считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Если налогоплательщик, утративший право на ЕНВД, устранил несоответствия указанным требованиям, то он обязан перейти на ЕНВД с начала следующего налогового периода по единому налогу, то есть с начала квартала, следующего за кварталом, в котором они устранены.
Изменения внесены и в ст. 346.27 НК РФ. Разъяснен порядок расчета коэффициента-дефлятора К1: он равен произведению коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году. По данному вопросу возникают неясности, поэтому Минфину приходится давать разъяснения (письма от 22.04.2008 N 03-11-04/3/212, от 29.05.2007 N 03-11-02/151); возможно, теперь поводов для обращений станет меньше.
Абзац 31 ст. 346.27 НК РФ исключен (в нем разъяснялось понятие стационарного торгового места). По всей видимости, этот параметр оказался невостребованным в качестве физического показателя, характеризующего вид деятельности.
В новой редакции ст. 346.28 НК РФ подробно прописан порядок постановки на учет в налоговых органах плательщиков ЕНВД. Они обязаны будут встать на учет в налоговых органах:
- по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, в отношении которых необходимо встать на учет по месту нахождения организации);
- по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 5, 7 и 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: это оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (до 20 автомашин), розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли), и размещение рекламы на транспортных средствах.
Если плательщик ЕНВД осуществляет предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где действуют несколько налоговых органов, то постановка на налоговый учет осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога.
Как и в действующем законодательстве, предусмотрен пятидневный срок со дня начала осуществления деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, для подачи заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД. Обязанностью налогового органа является в течение пяти дней со дня получения такого заявления выдать уведомление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД. Сегодня налоговики руководствуются п. 2 ст. 84 НК РФ, в котором прописан общий порядок постановки на учет налогоплательщиков, аналогичный внесенному в гл. 26.3 НК РФ.
Такой же порядок соблюдается при снятии с учета плательщика ЕНВД: пять дней со дня прекращения деятельности дается налогоплательщику для подачи заявления и пять дней со дня получения этого заявления - налоговому органу для направления уведомления о снятии с учета.
Внесены изменения в ст. 346.29 "Объект налогообложения и налоговая база" НК РФ. В новой редакции представлена таблица в п. 3 данной статьи. Изменена формулировка ряда видов предпринимательской деятельности с учетом внесенных изменений. Базовая доходность в абсолютной величине не изменилась, но по-новому сформулирован ряд физических показателей: "общая площадь стоянки" вместо "площадь стоянки", "общая площадь помещения для временного размещения и проживания" вместо "площадь спального помещения" и т. п.
Внесены изменения в применение корректирующего коэффициента К2: абз. 3 п. 6 ст. 346.29 НК РФ признан утратившим силу. Из этого следует, что такие факторы, как режим работы и сменность, можно будет учитывать только в том случае, если при определении значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 представительным органом муниципального образования, законодательным (представительным) органом городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга установлены значения соответствующих подкоэффициентов. Корректировать значение коэффициента К2 исходя из количества дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца оснований нет.
Но теперь законодатель дополнил ст. 346.29 НК РФ - согласно п. 11:
- значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего знака после запятой;
- значения физических показателей указываются в целых единицах;
- все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях (менее 50 коп. (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 коп. (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля (целой единицы)).
Транспортный налог
Изменения внесены в ст. 363.1 "Налоговая декларация" НК РФ. С 2009 года налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, а именно плательщики ЕСХН и налога при УСНО, не представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу. Но при этом их не освободили от уплаты авансовых платежей по данному налогу: согласно ст. 363 и 363.1 НК РФ плательщики транспортного налога обязаны уплачивать авансовые платежи. Шаг законодателей в данном случае не совсем понятен, возможно, еще выйдут дополнения или разъяснения Минфина.
Земельный налог
С 2009 года налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 и 26.2 НК РФ (ЕСХН и УСНО), не представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по истечении отчетного периода. Такие изменения внесены в п. 2 ст. 398 "Налоговая декларация" НК РФ. При этом никаких изменений в ст. 397 "Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу" НК РФ не внесено. Таким образом, обязанность по уплате авансовых платежей у "спецрежимников" (ЕСХН и УСНО) остается.
Федеральный закон N 158-ФЗ
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Налог на доходы физических лиц
Материальная выгода. В действующей редакции НК РФ налоговая база по НДФЛ при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. С 2009 года сумма НДФЛ с материальной выгоды уменьшится, так как для расчета будет применяться коэффициент 2/3 действующей ставки рефинансирования (пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ).
Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Принципиальные изменения внесены в п. 21 ст. 217 НК РФ: не подлежат налогообложению суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус. В действующей редакции речь идет только о том, что не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо указанным учреждениям за обучение этих детей. С 2009 года не будут облагаться НДФЛ суммы платы за любые виды обучения любого работника, необходимо только наличие лицензии у образовательного учреждения.
В связи с уменьшением налоговой нагрузки по материальной выгоде и процентам по банковским вкладам внесены изменения в п. 27 ст. 217 НК РФ.
Данная статья дополнена п. 40: суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Из дословного прочтения этого пункта следует, что воспользоваться им смогут только сотрудники тех предприятий, которые являются плательщиками налога на прибыль, при условии учета указанных сумм в расходах по налогу на прибыль. А если организация находится на спецрежиме, то ее работники заплатят НДФЛ. При применении этого пункта на практике возникнет много вопросов: по каким займам и кредитам будут учитываться проценты? в каком размере? можно ли применить этот пункт, если кредит уже взят или выплачен? И так далее. По всей видимости, последуют разъяснения Минфина.
Единый социальный налог
Пункт 1 ст. 238 "Суммы, не подлежащие налогообложению" НК РФ дополнен пп. 16 и 17. Не облагаются ЕСН суммы, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций:
- плата за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников;
- суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения.
Налог на прибыль организаций
Материальные расходы. В новой редакции представлен пп. 5 п. 1 ст. 254 "Материальные расходы" НК РФ: к формулировке, действующей на сегодняшний день, добавлены слова "производство и (или) приобретение мощности".
Расходы на оплату труда. Изменения затронули и ст. 255 "Расходы на оплату труда" НК РФ. К расходам на оплату труда относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами).
Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда. С 2009 года данный норматив увеличен до 6%.
Статья 255 НК РФ дополнена п. 24.1. С 2009 года в составе расходов на оплату труда можно будет учесть расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Эти расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.
Обратите внимание: Согласно ст. 7 Федерального закона N 158-ФЗ положения п. 40 ст. 217, пп. 17 п. 1 ст. 238 и п. 24.1 ст. 255 НК РФ (в редакции настоящего федерального закона) применяются до 1 января 2012 года.
Прочие расходы. Изменения затронули и ст. 264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" НК РФ.
Внесены изменения в пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ: в случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами лизингополучателя признаются арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со ст. 259-259.2 НК РФ.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ при расчете налога на прибыль учитываются расходы на командировки, в том числе суточные или полевое довольствие. С 2009 года нормы расходов на суточные отменяются, поэтому можно забыть про пресловутые 100 руб. в день. Данные расходы будут определять только локальные нормативные документы самой организации (приказ руководителя, коллективный договор и иные).
В новой редакции представлен пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ: расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи. При этом п. 3 ст. 264 НК РФ также изложен в новой редакции. При выполнении следующих условий расходы на обучение физических лиц можно будет учесть в составе расходов с 2009 года:
- договор должен быть заключен с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
- физическое лицо должно иметь заключенный трудовой договор с организацией либо договор о намерениях: не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, это физическое лицо обязано заключить с налогоплательщиком трудовой договор и отработать у него не менее одного года. Если трудовой договор не был заключен или был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия (кроме случаев, предусмотренных ст. 83 "Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон" ТК РФ), то сумма платы за обучение включается во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение которого было оплачено налогоплательщиком, но не менее четырех лет.
При этом, как и ранее, не признаются расходами на обучение работников налогоплательщика либо физических лиц расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, с содержанием образовательных учреждений, а также с выполнением для них бесплатных работ или оказанием им бесплатных услуг.
Таким образом, принципиально новой является возможность оплаты обучения не только своим работникам при выполнении определенных условий, а также то, что отпала необходимость доказывать, что программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика (пп. 3 п. 3 ст. 264 НК РФ в действующей редакции). Также с 2009 года можно будет включить в расходы оплату обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования. Но нельзя забывать о требованиях ст. 252 НК РФ: экономическое обоснование данных расходов все равно необходимо.
При этом указанные платежи, в случае если они включены в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, не облагаются ЕСН (добавлен пп. 16 в п. 1 ст. 238 НК РФ).
И последнее изменение, внесенное в ст. 264 НК РФ данным законом: в пп. 26 п. 1 слова "менее 10 000 рублей" заменили словами "менее 20 000 рублей". В данном случае речь идет о расходах, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных (действующая редакция НК РФ). В данном случае исправлено несоответствие, возникшее с выходом Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ*(3), который не внес изменения в данный пункт.
В новой редакции будет представлен п. 2 ст. 268 НК РФ: добавлен пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ, то есть в целях налогообложения можно будет учесть убыток от реализации имущественных прав (долей, паев). Поскольку ссылки на пп. 2 и 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, где говорилось о прочем имуществе и покупных товарах, имелись, это давало основания чиновникам утверждать, что убыток от реализации имущественных прав нельзя учесть на основании пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 08.11.2006 N 03-03-04/1/735). Но суды, рассматривая данную ситуацию, принимали решения в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС СЗО от 28.04.2008 N А13-10030/2007, ФАС ВСО от 28.09.2007 N А19-4905/07-Ф02-6342/07). Теперь все разногласия сняты, ссылка на пп. 2.1 п. 1 ст. 268 включена в п. 2 ст. 268 НК РФ.
Неучитываемые расходы. Не обошли вниманием законодатели и ст. 270 "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" НК РФ.
Поскольку ст. 258 и 259 НК РФ представлены полностью в новом виде, теперь амортизационную премию не более 10% можно будет учесть в расходах на основании п. 9 ст. 258 НК РФ.
Из пункта 23 ст. 270 НК РФ исключен запрет на учет расходов в виде сумм материальной помощи работникам для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности.
Поскольку с 1 января 2009 года отменены нормы на суточные и полевое довольствие, внесены и технические изменения в п. 38 ст. 270 НК РФ. Вся сумма суточных может быть учтена при расчете налога на прибыль.
Принципиальным является дополнение ст. 270 НК РФ новым п. 48.8: в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров. Данное изменение ставит точку в давнем споре между Минфином и ВАС. Позиция Минфина по этому вопросу последовательна и однозначна: расходы на выплату вознаграждений членам совета директоров и членам ревизионной комиссии не могут быть отнесены в уменьшение налоговой базы при исчислении налога на прибыль, вознаграждения, выплачиваемые членам совета директоров и членам ревизионной комиссии, не могут являться объектом обложения ЕСН. Мнение финансистов кардинально расходится с мнением ВАС, изложенным в Информационном письме от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога": деятельность совета директоров акционерного общества и отношения между советом директоров общества и самим обществом регулируются нормами гражданского законодательства и являются гражданско-правовыми. Таким образом, в данном споре победил Минфин.
Иные изменения. Технические изменения внесены в п. 3 ст. 272 НК РФ в связи с обновлением ст. 259 НК РФ, а также добавлением ст. 259.1 и 259.2 НК РФ.
Уточнение внесено в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ: чтобы применить налоговую ставку 0% по доходам в виде дивидендов, организация, имеющая право на них, должна владеть данной собственностью 365 календарных дней непрерывно.
Существенные дополнения внесены в ст. 288 "Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения" НК РФ. С 2009 года уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. В случае создания или ликвидации обособленных подразделений в текущем налоговом периоде налогоплательщик за десять дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта РФ, в котором созданы или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ. Уплата налога осуществляется в сроки, установленные НК РФ, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.
Учет амортизируемого имущества. Революционные изменения, которые внесены данным законом, затрагивают всех плательщиков налога на прибыль, владеющих основными средствами. Изменения коснулись ст. 256 "Амортизируемое имущество", 257 "Порядок определения стоимости амортизируемого имущества" НК РФ. Статья 258 НК РФ полностью приведена в новой редакции и называется теперь "Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)". Статья 259 НК РФ хотя и сохранила свое прежнее название, но также полностью изменена. Совершенно новыми являются вводимые в действие с 1 января 2009 года статьи НК РФ:
- 259.1 "Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации";
- 259.2 "Порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации";
- 259.3 "Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации".
Также полностью в новой редакции представлена ст. 322 "Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества" НК РФ, и изменения коснулись ст. 323 "Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом" НК РФ.
Наверное, самым серьезным новшеством в начислении амортизации для целей налогового учета является возможность изменения метода начисления амортизации. В действующей редакции НК РФ выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества (п. 3 ст. 259). Эту аксиому знает каждый бухгалтер, однако с 2009 года данный порядок принципиально меняется: метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.
По-прежнему для целей налогового учета предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. В порядок применения нелинейного метода внесены серьезные изменения, для чего даже прописали две разных статьи НК РФ - отдельно для линейного метода и отдельно для нелинейного. Возможно, с данными новшествами применение нелинейного метода будет более широко распространено, чем сегодня. Как и сейчас, при применении линейного метода амортизация будет начисляться отдельно по каждому объекту. При нелинейном методе ее теперь следует начислять отдельно по каждой амортизационной группе.
Что касается повышающих (понижающих) коэффициентов, которые применяются к норме амортизации, то они собраны теперь в отдельную ст. 259.3 НК РФ. Предусмотрено применение специальных коэффициентов 2 и 3 к основной норме амортизации. Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных настоящей главой по решению руководителя организации-налогоплательщика, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения в порядке, установленном для выбора применяемого метода начисления амортизации. При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, остаточная стоимость реализуемых объектов амортизируемого имущества определяется исходя из фактически применяемой нормы амортизации. В новой редакции НК РФ отменяется применение коэффициента 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имеющих первоначальную стоимость соответственно более 600 000 и 800 000 руб. (п. 9 ст. 259 НК РФ в действующей редакции).
Отдельно хотелось бы остановиться на п. 3 ст. 322, а также ст. 323 НК РФ в новой редакции. При внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ, согласно которым налогоплательщик с линейного метода начисления амортизации переходит на нелинейный, объекты, амортизация по которым в силу изменений, внесенных налогоплательщиком в учетную политику для целей налогообложения, начисляется нелинейным методом, включаются в состав амортизационных групп (подгрупп) в целях определения их суммарного баланса по остаточной стоимости, определенной на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой установлено применение нелинейного метода начисления амортизации. При этом указанные объекты амортизируемого имущества в целях определения суммарного баланса амортизационных групп включаются в состав этих групп исходя из срока полезного использования таких объектов, установленного при введении их в эксплуатацию.
При переходе с нелинейного на линейный метод начисления амортизации остаточную стоимость объектов амортизируемого имущества определяют в соответствии со ст. 257 НК РФ на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой установлено применение линейного метода начисления амортизации.
При этом норма амортизации для каждого объекта амортизируемого имущества определяется согласно п. 2 ст. 259.1 НК РФ исходя из оставшегося срока полезного использования объекта амортизируемого имущества на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение линейного метода начисления амортизации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 158-ФЗ плательщики налога на прибыль организаций в срок до 1 января 2009 года определяют в учетной политике для целей налогообложения метод начисления амортизации, который будет применяться ими с 1 января 2009 года.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала "Аптека: бухгалтерский учет и
налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, 12, ноябрь, декабрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С 25 октября 2008 года вступило в действие Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Положение об особенностях направления работников в служебные командировки". Подробнее о новом порядке направления работников в командировки читайте в следующем номере журнала.
*(2) Образованных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"