Игорный бизнес в рамках международных стандартов
Сегодня игорный бизнес в России представлен как отечественными, так и зарубежными компаниями, которые в отличие от российских операторов стараются придерживаться принятых международных стандартов в той или иной области "азартной" деятельности. Вероятно, читатель наслышан о международных игорных стандартах, разработанных ассоциацией (Gaming Standards Association)*(1), в которую входят представители международных игровых систем и производителей игрового оборудования. Мы же, учитывая специфику журнала, хотим ознакомить читателя с другими международными стандартами, раскрывающими правила составления финансовой отчетности компании.
Возможно, российским операторам пока в такой отчетности нет необходимости, но планируемый переезд в игорные зоны может вывести их за пределы РФ, а бухгалтеру в связи с туманным будущим, вероятно, пригодятся знания в области международного учета. Сегодня разговор пойдет о нормативной базе составления финансовой отчетности игорными заведениями по международным правилам учета.
Что включает международная нормативная база учета?
Для наглядного представления укажем читателю основные компоненты нормативной базы международной финансовой отчетности:
- стандарты (IAS и IFRS) и приложения, являющиеся их неотъемлемой частью;
- интерпретации (SIC и IFRS).
К ним следует добавить размещенные на сайте финансового ведомства учебные материалы, в которых даны рекомендации и приведены практические примеры внедрения МСФО в отчетность национальных компаний*(2). Учебные пособия Минфина очень полезны и могут помочь бухгалтеру в изучении составления отчетности по международным стандартам. Единственное неудобство - общая направленность рекомендаций финансового ведомства. Со своей стороны попытаемся отчасти компенсировать этот недостаток и рассмотрим нормативную базу с позиции компаний, занимающихся игорным бизнесом и оказывающих сопутствующие услуги.
Если сравнивать нормативную базу международных правил учета и систему российского бухучета, то вывод напрашивается не в пользу отечественной модели. По сравнению с нормативной базой российского учета, представленной двумя десятками ПБУ и рядом методических рекомендаций, касающихся отдельных активов и операций, учет по международным правилам построен более масштабно: он включает почти четыре десятка стандартов и несколько десятков приложений и дополнений. Однако делать вывод, что национальная модель учета уступает международному аналогу, да и вообще сравнивать их в данном случае не вполне уместно, так как международный и национальный учет преследуют разные цели.
Нормативная база отечественного учета ориентирована прежде всего на фиксирование информации и контроль всех хозяйственных операций, что является фундаментом бухгалтерской отчетности организатора азартных игр. Международные стандарты построены несколько по другому принципу: они устанавливают правила представления финансовой отчетности, руководствуясь которыми, оператору следует самостоятельно настроить систему учета. И нет ничего удивительного в том, что в универсальной системе международного учета отсутствуют хорошо знакомые российскому бухгалтеру стандартный план счетов, формы регистров учета и типовая корреспонденция. Учетные работники международных игровых компаний об этом хорошо осведомлены. Общеизвестно, что организация вправе самостоятельно выбирать способы ведения бухгалтерского учета в международном формате. Главное, чтобы в учете соблюдались принципы составления финансовой отчетности, которые в той или иной степени прослеживаются во всех международных стандартах.
Какие стандарты попадают в поле зрения игорных заведений?
Действующие в настоящее время международные стандарты можно классифицировать по различным признакам, наиболее употребительными являются объединения стандартов по темам (вводные, основные стандарты по активам и обязательствам, частные и отраслевые стандарты). Мы обратим внимание на различия в наименовании стандартов, что поможет читателю лучше ориентироваться в нормативной базе международного финансового учета.
Стандарты, вышедшие до 2001 года, именуются IAS (International Accounting Standards, в переводе на русский - международные стандарты учета - МСБУ). После указанной даты названия новых стандартов изменились, они стали именоваться IFRS (International Financial Reporting Standards, дословный перевод - международные стандарты финансовой отчетности - МСФО). Как видим, разница есть, но в бухгалтерской прессе нередко и те, и другие стандарты сокращенно именуются МСФО, различие указывается в английском сокращенном варианте: IAS для ранее опубликованных стандартов и IFRS для стандартов, разработанных и вступивших в силу позднее. Можно русское и английское сокращения использовать вместе: МСФО (IAS) или МСФО (IFRS), а для обозначения конкретных стандартов применять только англоязычный сокращенный вариант (IAS или IFRS).
В настоящий момент при составлении международной финансовой отчетности применяется 39 стандартов (32 IAS и 7 IFRS), ни один из них не имеет четко выраженной специфики в сфере игорного бизнеса, большинство стандартов (за исключением частных и отраслевых) универсальны для применения всеми компаниями. Тем не менее, не все стандарты применимы к игорному бизнесу и используются для составления отчетности о результатах проведения азартных игр и пари. Мы выделим лишь те, которые могут понадобиться организаторам азартных игр, составляющим финансовую отчетность в международном формате.
Наименование и дата вступления стандарта |
Основная цель и область применения стандарта |
Стандарты, первоначальная редакция которых принята до 2001 года | |
IAS 1 (2005) "Представление финансовой отчетности" |
Излагаются рекомендации к содержанию, структуре и представлению финансовой отчетности общего назначения. Для составления консолидированной и промежуточной финансовой отчетности применяются отдельные стандарты |
IAS 2 (2005) "Запасы" | Устанавливает правила признания затрат в стоимости запасов, дает рекомендации по организации учета запасов |
IAS 7 (1994) "Отчеты о движении денежных средств" |
Прописывает правила классификации поступлений и платежей денежных средств, получаемых от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, в отчетах о движении денежных средств |
IAS 8 (2005) "Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки" |
Определены требования к составлению учетной политики, раскрыты все существенные ее изменения, включая перемены в бухгалтерских оценках и исправления сделанных ошибок |
IAS 10 (2005) "События после отчетной даты" |
В стандарте разъясняется, какие следует внести корректировки в раскрытие информации в связи с событиями, имевшими место после утверждения финансовой отчетности |
IAS 12 (1998) "Налоги на прибыль" | Рассматривает порядок учета налога на прибыль, включая определение текущих и будущих налоговых последствий |
IAS 14 (1998) "Сегментная отчетность" | Стандартом руководствуются открытые акционерные компании, раскрывающие информацию по хозяйственным и географическим сегментам рынка |
IAS 16 (2005) "Основные средства" | Рекомендации по учету основных средств, включая признание активов, определение их стоимости, амортизационных отчислений и убытков от обесценения |
IAS 17 (2005) "Аренда" | Определяет порядок раскрытия информации об арендных отношениях в отчетности арендодателя и арендатора |
IAS 18 (1995) "Выручка" | Устанавливает критерии, момент признания и оценку выручки от реализации товаров (работ, услуг) |
IAS 19 (1995) "Вознаграждения работни- кам" |
Определяет правила учета и раскрытия информации о вознаграждениях работникам, выделенных в несколько основных категорий в зависимости от вида выплат |
IAS 21 (2005) "Влияние изменений валютных курсов" |
Сделки в иностранной валюте или деятельность за рубежом подпадает под действие стандарта, описывающего порядок отражения названных операций и пересчет показателей отчетности в валюту представления |
IAS 24 (2005) "Раскрытие информации о связанных сторонах" |
Раскрытие сведений о связанных сторонах, операциях между такими лицами, способных оказать влияние на финансовое положение компании |
IAS 27 (2005) "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность" |
Устанавливает правила консолидации информации о финансовом положении и результатах деятельности группы компаний, включающей материнскую и дочерние коммерческие фирмы |
IAS 29 (1990) "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" |
Описывает правила пересчета финансовой отчетности организации, чья функциональная валюта является валютой гиперинфляционной экономики |
IAS 34 (1999) "Промежуточная финансовая отчетность" |
Устанавливает минимальное содержание промежуточной финансовой отчетности и принципы для признания и оценки, на основании которых должен составляться промежуточный финансовый отчет |
IAS 36 (2004) "Обесценение активов" | Определяет правила корректировки стоимости обесценивающихся активов, балансовая стоимость которых превышает цену возможной реализации или использования актива |
IAS 38 (2004) "Нематериальные активы" | Устанавливает способы оценки балансовой стоимости и ставит требования к раскрытию информации о нематериальных активах в финансовой отчетности |
Стандарты, первоначальная редакция которых принята после 2001 года | |
IFRS 1 (2004) "Принятие международных стандартов финансовой отчетности впервые" |
Применяется компаниями, принявшими впервые решение составлять отчетность по международным стандартам |
IFRS 3 (2004) "Объединение предприятий" | Раскрывает порядок оценки стоимости активов и обязательств приобретаемого предприятия по справедливой стоимости |
IFRS 8 (2009) "Операционные сегменты" | Определяет порядок распределения информации по операционным и отчетным сегментам деятельности компании |
Перечисленные стандарты и те, которые мы не назвали ввиду их малой пользы для игорного бизнеса, представляют единую систему регулирования финансовой отчетности. В каждом стандарте присутствуют элементы общего подхода к подготовке и раскрытию информации о финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Мало того, отдельные стандарты взаимно дополняют друг друга, чтобы можно было достичь конечной цели, составив по ним финансовую отчетность, необходимую для принятия различных управленческих и иных решений. В помощь организациям, составляющим отчетность в международном формате, стандарты дополняются различными приложениями, интерпретациями, на которых имеет смысл остановиться отдельно.
Как подразделяются интерпретации?
Интерпретации разъясняют и уточняют отдельные положения того или иного стандарта с учетом практики его применения. Они дают ответ на конкретный перечень вопросов, недостаточно раскрытый (или вовсе не раскрытый) в самом стандарте. Как правило, интерпретации применяются к существенным положениям одного стандарта, но есть и исключения, когда разъяснения интерпретации касаются спорных вопросов сразу нескольких стандартов. Сказанное относится к интерпретациям, принятым до 2002 года. Ими занимался Постоянный комитет по интерпретациям (Standards Interpretations Committee). В бухгалтерской литературе широко используется сокращенное обозначение интерпретаций - ПКИ (SIC). На сегодняшний день есть 11 ПКИ и все они действующие. Для организаторов азартных игр могут представлять интерес лишь 7 интерпретаций.
Наименование интерпретации (ПКИ) | Разъясняемый стандарт |
SIC 7 (1998) "Введение в Евро" | IAS 21 "Влияние изменений валютных курсов" |
SIC 12 (1999) "Консолидация - организации специального назначения" |
IAS 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность" |
SIC 15 (1999) "Операционная аренда - стимулы" | IAS 17 "Аренда" |
SIC 25 (2000) "Налоги на прибыль - изменения в налоговом статусе компании или ее акционеров" |
IAS 12 "Налоги на прибыль" |
SIC 29 (2001) "Оценка существа операций, облеченных в юридическую форму аренды" |
IAS 17 "Аренда", IAS 18 "Выручка" |
SIC 31 (2001) "Выручка - бартерные операции, включающие рекламные услуги" |
IAS 18 "Выручка" |
SIC 32 (2002) "Нематериальные активы - затраты на интернет-сайт" |
IAS 38 "Нематериальные активы" |
После 2002 года интерпретациями занимался Комитет по интерпретациям международной финансовой отчетности (International Financial Reporting Interpretations Committee), который фактически реорганизован из Постоянного комитета по интерпретациям. В русском варианте вышедшие после указанной даты интерпретации иногда именуются синонимом данного слова - толкованиями.
В то же время многие эксперты продолжают использовать термин "интерпретация". Аналогичный подход прописан в Методических рекомендациях ЦБ о порядке составления и представления финансовой отчетности кредитными организациями*(3) - кредитные организации знакомы со стандартами и их интерпретациями уже не первый год. Однако употребление термина "толкование", по мнению автора, тоже имеет право на существование. Поясним. Интерпретации, вышедшие до и после 2002 года, имеют различия по содержанию и структуре, поэтому в отдельных случаях их можно поделить на интерпретации (условно - более ранние разъяснения) и толкования (условно - более поздние разъяснения).
Толкования как обновленный вид интерпретаций практически всегда могут относиться сразу к нескольким стандартам, они включают не только базовую составляющую "вопрос-ответ на интересующую тематику", но и исходную информацию, которая является отправной точкой для разъяснения спорных моментов. Можно сказать, что толкования (поздние интерпретации) более точно описывает сущность рассматриваемых дополнений к международным стандартам, поскольку содержат больше информации, чем интерпретации, принятые до 2002 года.
В конечном итоге можно использовать оба термина ("интерпретация" и "толкование"), разделяя документы комитета там, где есть различия между ранними и поздними интерпретациями. Для удобства можно использовать сокращенное обозначение поздних интерпретаций (толкований) - КИМФО (IFRIC) - или указывать только английскую аббревиатуру IFRIC. Но читатель не допустит ошибки, если будет называть интерпретациями все документы, разъясняющие международные стандарты.
В настоящее время Комитетом по интерпретации международной финансовой отчетности рекомендованы к применению 10 КИМФО. Игорные заведения могут заинтересоваться лишь 4 толкованиями (интерпретациями, вышедшими после 2002 года).
Наименование толкования (КИМФО) | Тематика толкования |
IFRIC 1 (2004) "Изменения в обязательствах по выводу из эксплуатации объекта основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах" |
Оцениваются обязательства по демонтажу, удалению объекта основных средств и восстановлению природных ресурсов на занимаемом объектом участке |
IFRIC 4 (2006) "Определение наличия в сделке отношений аренды" |
Рекомендации, позволяющие определять, содержит ли та или иная сделка арендные отношения, подлежащие учету в соответствии с IAS 17 "Аренда" |
IFRIC 7 (2006) "Применение подхода, требующего пересчета финансовой отчетности в соответствии с IAS 29" |
Рекомендации по пересчету отдельных показателей финансовой отчетности в условиях гиперинфляции |
IFRIC 10 (2006) "Промежуточная финансовая отчетность и обесценение" |
Проанализировано влияние на промежуточную финансовую отчетность убытков от обесценивания деловой репутации и отдельных финансовых активов |
Не вся нормативная база международной финансовой отчетности (стандарты, интерпретации, толкования) имеет отношение к игорным заведениям. Но даже те документы, которые в принципе подходят операторам, следует брать на вооружение, не забывая об отраслевых особенностях "азартной" деятельности, о чем мы расскажем в следующих номерах журнала.
С.В. Булаев
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) http://www.gamingstandards.com/index.php? page=home.
*(2) http://www1.minfin.ru/ru/accounting/accounting/international/ training_materials.
*(3) Письмо ЦБ РФ от 30.04.2008 N 51-Т.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"