Комментарий к постановлению Правительства РФ
от 13 октября 2008 г. N 749
"Об особенностях направления работников в служебные командировки"
Принятие практически любого правительственного документа вызывает у бухгалтеров определенные опасения. Что нового несет им недавно вступившее в силу "Положение об особенностях направления работников в командировки"*(1) (далее - Положение или Положение о командировках) и насколько оправданными могут быть тревоги наших читателей - разберемся в комментарии.
Каким документом руководствоваться?
Новый документ о командировках, принятый в соответствии со статьей 166 Трудового кодекса РФ, прямо не отменяет подзаконные акты по данному вопросу, принятые ранее. В первую очередь мы имеем в виду Инструкцию Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция).
Таким образом, в настоящее время действуют два нормативных акта, которые регулируют вопросы, связанные с порядком направления работников в командировки. Отметим, что если Инструкция содержит ограничения в ее применении (согласно ст. 423 ТК РФ она применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ), то новое Положение не содержит каких-либо ограничений в его применении.
Чего опасаемся?
Обычно счетные работники задаются вопросами:
- не ухудшит ли новый документ положение налогоплательщика;
- не приведут ли новшества к усложнению расчетов и документооборота;
- не возникнут ли спорные ситуации и "трения" с проверяющими органами при использовании новых правил и положений.
Рассмотрим новый документ с этих точек зрения.
Утвержденное Положение о командировках, являясь подзаконным актом, все же может повлиять на определение налоговой базы по ряду налогов. Например, теперь, при расчетах по налогу на прибыль организаций можно учитывать в качестве расходов большие суммы, вследствие того, что срок командирования работников Положение, в отличие от Инструкции, не ограничивает 40 сутками. До этого специалисты налогового министерства не принимали расходы по командировкам на больший срок (письмо Управления ФНС России по г. Москве от 03.07.2007 N 20-12/062183).
Таким образом, есть надежда, что споры с инспекторами ФНС России о праве руководителей посылать своих работников в долгосрочные командировки утихнут. И в этом плане положение налогоплательщиков можно считать улучшившимся.
О размерах компенсации командировочных расходов
В отличие от Инструкции, новое Положение не содержит конкретных норм командировочных расходов. Вместе со статьей 168 Трудового кодекса РФ пункт 11 Положения относит вопрос определения размеров расходов по командировкам к ведению организаций.
Для целей налогообложения прибыли данные расходы нормируются Налоговым кодексом, постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93, от 26.12.2005 N 812, приказом Минфина России от 02.08.2004 N 64н. Вместе с тем, Положение закрепляет порядок определения размера суточных при таких служебных поездках за границу, когда командированный уехал и вернулся в тот же день. В таких случаях суточные следует выплачивать в половинном размере. Ранее такой порядок применялся рядом ведомств (Росстрой РФ, ОАО "РЖД") и организациями, финансируемыми из госбюджета.
В комментируемом документе продублировано Положение налогового законодательства о возмещении следующих дополнительных расходов при командировании работников на территорию иностранного государства:
- расходов на оформление заграничного паспорта, виз и других выездных документов;
- обязательных консульских и аэродромных сборов;
- сборов на право въезда или транзита автомобильного транспорта;
- расходов на обязательное медицинское страхование;
- иных обязательных платежей и сборов.
Говоря о дублировании налогового законодательства, мы подразумеваем нормы подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.
О делах "бумажных"
Применение Положения вместо Инструкции повлечет за собой изменения в перечне оформляемых документов и в их оформлении.
Инструкция предписывает вести журналы учета работников, выбывающих и прибывающих в командировки (Приложения 2 и 3). В бухгалтерском учете и налогообложении они особой роли не играют, поэтому их ведение создает дополнительные неудобства. Принятое Положение о командировках относит разрешение этого вопроса на усмотрение Минздравсоцразвития России, но пока никакого нового порядка и форм не разработано.
Большое внимание в Положении уделено правилам оформления документов при направлении работников за границу Российской Федерации и в страны СНГ (п.п. 15-23). В частности, для определения срока пребывания за рубежом используются отметки в загранпаспорте. А в странах СНГ, с которыми есть соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы - отметки в командировочном удостоверении (данная норма действовала и ранее в отношении федеральных государственных и ведомственных служащих - указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813, приказ Минтранса РФ от 03.03.2006 N 27). Поэтому, при поездках за пределы Российской Федерации и в некоторые страны СНГ командировочное удостоверение оформлять не надо. Это новшество сокращает объем документооборота, ведь еще до недавнего времени финансисты требовали удостоверения оформлять вне зависимости от места командирования (письмо Минфина России от 12.05.2008 N 03-03-06/2/47).
Что в итоге
В целом, новое Положение о командировках лучше отражает особенности современной жизни, более соответствует действующему трудовому законодательству. С одной стороны, он на подзаконном уровне повторяет требования Трудового кодекса РФ, а с другой - закрепляет отношения, фактически сложившиеся на практике.
Все основные отличия двух документов отражены в Таблице.
Таблица
Нормы и требования по командированию работников |
"Положение об особенностях направле- ния работников в служебные команди- ровки" |
Инструкция "О служебных командировках в пределах СССР" |
Срок командировки | Определяется работодателем с учетом объема, сложности других особенностей служебного поручения (п. 4) |
- 40 дней, не считая времени на дорогу (общий случай); - 1 год при выполнении монтажных, нала- дочных и строительных работ; - 5 дней при командировке в министерства и ведомства |
Конкретные нормы возмещения коман- дировочных расхо- дов |
Не устанавливает: - размеры расходов, связанных с ко- мандировкой, определяются нормативным актом организации (п. 11); - расходы, учитываемые при налогооб- ложении, регламентированы НК РФ, Постановлениями Правительства РФ |
Содержит ряд конкретных норм возмещения командировочных расходов |
Командирование ра- ботников за грани- цу РФ и в страны СНГ |
Устанавливает правила оформления до- кументов, учета сроков командировок, начисления ряда выплат (п.п. 15-23) |
Не регламентирует |
Специальные формы учетных документов |
Не устанавливает: - используются формы, утв. постанов- лением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1; - формы и порядок учета работников, прибывающих и убывающих в командиров- ки, поручено разработать Минэконом- развития РФ |
Утверждает: - форму командировочного удостоверения (Приложение 1); - формы журналов учета прибывающих и убы- вающих в командировку работников (Прило- жения 2, 3) |
А.Н. Михайловский,
Генеральный директор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.