"Диалог с инвестором"
(интервью с А. Ларионовым,
первым заместителем генерального директора, директор по финансам ОАО
"ИНПРОМ", член экспертного совета журнала "Консультант")
Финансовым директорам средних и крупных компаний зачастую уже не под силу самостоятельно вести переговоры с инвесторами, которые требуют к себе постоянного внимания и актуальной финансовой информации. Тогда эта функция перекладывается на плечи IR-департамента. При этом тандем IR-специалиста и CFO должен шагать четко "в ногу", особенно внимательно действуя на фоне мировой нестабильности. Проблема взаимодействия с инвесторами в настоящее время актуальна как никогда. Подробнее об этой теме мы попросили рассказать Александра Ларионова.
- Александр, как влияют события, происходящие на мировых рынках, на IR-сферу компаний?
- Убежден, что в настоящее время данная тема актуальна и представляет большой практический интерес. Особенно с точки зрения задач, стоящих перед руководством современных средних и крупных компаний. В сентябре 2008 года российский фондовый рынок откатился по своей капитализации на позиции трехлетней давности. Причина одна - зарубежных инвесторов "как ветром сдуло" после того, как руководство страны заявило о своей твердой позиции в связи с событиями в Южной Осетии и Абхазии. Поднялся многоголосый гвалт аналитиков и экспертов. Поток негативной информации превратился в ураган бессмысленных прогнозов и предположений, никак не связанных с реальным состоянием российской экономики.
Аналогично обстоит дело и с ценными бумагами любой публичной компании - они также чувствительны к событиям внутри и вокруг предприятия. Организации, которые проводят четкую и прозрачную политику по раскрытию информации о своей деятельности, не держат на "голодном пайке" аналитиков - достигают превосходных результатов по стоимости своих акций и обеспечивают доверие к себе на долгие годы. В ходе выпуска долговых обязательств и акций на фондовый рынок одной из основных задач финансового директора становится налаживание постоянного и открытого диалога со своими инвесторами. Он выступает от лица акционеров, донося до инвесторов информацию о деятельности компании - как общую, так и аналитическую - в форме общепринятых индексов, таких как EBITDA, соотношение выручки и долга, соотношение CAPEX и EBITDA, рентабельность чистой прибыли.
- Как грамотно построить работу IR-службы в компании?
- Согласитесь, кто-то инвесторами видит банки, кто-то - игроков фондового рынка. Но все же понятие IR ближе стремлению построить доверительные и открытые отношения с публичными финансовыми инвесторами. Если с партнерами по бизнесу можно встречаться раз в неделю лицом к лицу, при этом обсуждая некоторые аспекты деятельности на каждом этапе жизни компании, то инвесторы в основном безлики. Их можно охарактеризовать как невидимую, но всемогущую силу, внимательно отслеживающую деятельность Вашей компании.
Только с учетом этого аспекта должна разрабатываться политика IR, основной целью которой является донесение до инвесторов, т.е. партнеров, полной и достоверной информации о бизнесе. В то же время нет необходимости предполагать, что выпуск многотомных информационных сочинений на специфичном отраслевом языке поможет делу. Самое банальное объяснение этому - у инвесторов просто нет времени. Им будет вполне достаточно краткого сообщения о том, что компания, например, запустила новое оборудование или открыла новое производство, с указанием конкретных характеристик и сроков окупаемости, рентабельности.
Таким образом, IR прежде всего предполагает своевременное и полное информирование инвестиционного сообщества о деятельности организации через средства массовой информации. Это пресс-релизы и новости, распространяемые через новостные агентства, публикации в отраслевых и финансовых изданиях в форме статей или интервью с первыми лицами компании, информация, которая размещается на интернет-ресурсах, пресс- и интернет-конференциях, и т.д. Чем крупнее компания, тем шире может быть перечень каналов распространения информации.
- Какую роль играет финансовый директор во взаимоотношении с IR-департаментом?
- Роль финансового директора зависит от задач, которые ставит руководство компании в лице совета директоров и исполнительных органов. Это может быть либо улучшение общего имиджа, тогда роль финансистов меньше, либо привлечение инвестиций, тогда CFO становится ключевым "игроком". Несколько лет назад ко мне пришел веб-дизайнер корпоративного сайта "ИНПРОМа" с вопросом о том, почему наш сайт на 80 процентов нацелен на предпочтения и "вкусы" инвесторов, нежели на обычного покупателя металлопродукции.
Таким образом, на структуру корпоративного сайта и его информационное наполнение в то время повлияла нацеленность компании на привлечение инвестиций - либо от стратегического инвестора, либо от реализации проекта IPO. В это время на сайте предприятия появилась полноценная страница на английском языке, был добавлен раздел "Инвестору" с отражением финансовой отчетности, а также ответы на часто возникающие вопросы инвесторов.
Очень часто компании критикуют за то, что их сайты являются неполноценными с точки зрения раскрытия финансовой информации. Отсюда следует резонный вопрос: а кто может с уверенностью заявить, что специалист по веб-дизайну и сотрудники пресс-службы, которые, как правило, готовят и размещают информацию на сайте, способны на одном языке общаться с инвесторами? Финансовый директор должен взять это под свой контроль, и этот момент является ключевым.
- Как зависит такое взаимодействие от структуры компании?
- Какая бы ни была компания, в целом процессы сбора и рассылки информации являются типовыми. Сложность структуры или ее особенности находят отражение в специфике изложения информации и отношении к значениям тех или иных цифр. Например, если в одной отрасли показатель EBITDA в размере 7 процентов является отличным результатом, то в другой он вызовет гримасу недовольства на лице инвестора.
Конечно, тон в процессе выдачи информации должен задавать топ-менеджмент: CEO и CFO, а также директор по маркетингу и директор по производству. Это те люди, которые знают бизнес изнутри, свободно оперируют статистикой финансовых и нефинансовых показателей. Прежде всего именно они могут ответить компетентно и четко на вопросы инвесторов. Перед руководителем IR-службы стоит задача наладить каналы поставки проверенной и непротиворечивой информации от вышеназванных источников.
- Каким образом финансовый директор влияет на взаимоотношения между различными подразделениями и IR-департаментом?
- Для эффективного взаимодействия IR-департамента со службами необходимо утвердить политику компании по сбору и раскрытию информации, а также определить статус IR-подразделения. Не нужно объяснять, что если не будет поддержки со стороны топ-менеджмента, то сотрудники компании с удовольствием "поиграют в футбол" с сотрудниками IR-департамента, каждый раз направляя их по новому пути за нужной информацией. Очень часто на вопрос о необходимости выдачи новостей про достижения компании линейные руководители разводят руками и говорят: "Не нашли интересной информации!" Оказывается, все зависит от постановки вопроса, т.е. какую информацию они должны искать. После того как в нашей компании были даны разъяснения и рекомендации (подчеркну - именно рекомендации, а не приказ), что к значимой информации следует относить и победу в крупном тендере, и запуск новых видов оборудования, и победы в региональных конкурсах и турнирах, - недостатка в ней не стало.
Именно на организации постоянного потока информации строятся взаимоотношения IR-службы с подразделениями компании. Из него специалист IR-департамента выберет, что поставить в раздел "Инвестору" на сайт, на основе каких событий написать тематическую статью или организовать для СМИ интервью с руководством.
Конечно же, качество выдаваемой "в эфир" информации зависит от профессионализма сотрудников IR. Непосредственное взаимодействие с финансовым директором происходит в тех случаях, когда речь идет об исполнении бизнес-плана и составляющих его финансовых показателях.
- Подчиняется ли IR-департамент непосредственно финансовому директору в Вашей компании?
- В нашей компании IR-департамент подчинен непосредственно генеральному директору, но я не исключаю, что подобные комбинации возможны в зависимости от структуры каждой конкретной организации и компетенции ее руководителей.
Помимо руководителя, в IR-службу ОАО "ИНПРОМ" входит пресс-секретарь, специалист в области ценных бумаг, отвечающий за коммуникации с инвесторами, а также "журналист", который курирует подготовку статей в СМИ и корпоративной газете. Как правило, 3-4 человек вполне достаточно для решения описанных выше задач.
- Влияет ли финансовый директор на работу IR? Какие этапы деятельности он курирует?
- В какой-то мере такое влияние существует. На мой взгляд, стоит выделить некоторые направления, по которым идет тесное взаимодействие. Во-первых, это формирование и поддержка в актуальном состоянии базы данных e-mail-адресов текущих и потенциальных инвесторов компании. Во-вторых, подготовка и контроль своевременного раскрытия финансовой информации, показателей за отчетные периоды - квартал, полугодие, год. Еще один вид взаимодействия - проведение IR-мероприятий в форме пресс- и интернет-конференций, очных презентаций, публикаций статей и интервью в СМИ. В дополнение к этому можно отметить подготовку и редактирование текстов выступлений на отраслевых и финансовых конференциях. Заключительным направлением совместной деятельности, с моей точки зрения, является поддержка структуры и наполнение корпоративного сайта предприятия финансовой информацией.
- Какие отчеты необходимы финансовому директору от подразделения IR?
- Как и у каждого подразделения компании, у IR-службы существует свой план работ, целью составления которого является полноценное покрытие всех информационных тем и поводов, своевременное раскрытие финансовой информации.
В первую очередь, именно информация о выполнении поставленных задач позволяет финансовому директору оценить работу IR-службы. Говорить о каких-либо отчетах я бы не стал, так как в данном случае на язык цифр трудно перевести оценку именно качества работы. Говоря в общем, если стоимость компании растет и инвесторы не ругают руководство за выдачу ложной и противоречивой информации, значит IR-департамент работает грамотно.
- Кто занимается постановкой задач для IR-департамента? Кто осуществляет контроль над их выполнением?
- Все задачи, которые ставятся перед IR-службой, на мой взгляд, стоит разделить на 5 базовых направлений. Во-первых, это раскрытие краткой публичной информации в соответствии с законом "Об акционерных обществах". Во-вторых, перед IR-подразделением стоит вопрос подачи стратегии компании, а также анализ ее достижения. Еще одной целью является раскрытие финансовых показателей, характеризующих исполнение бизнес-плана, достижение заявленных целей, оценка качества работы и окупаемости инвестиционных проектов. Стоит также отметить формирование имиджевой рекламы - сюда можно отнести статьи, телепередачи и PR посредством проведения различных акций. В заключение всего перечисленного необходимо обратить внимание на формирование и поддержание корпоративной культуры.
Контроль над реализацией поставленных задач осуществляет топ-менеджмент. Также стоит отметить, что будет не лишним проводить оценку работы IR-департамента и на совете директоров.
- Что может повлиять на работу IR? Территориальная разрозненность компании, количество предприятий в группе и т.д.
- Естественно, чем крупнее компания и чем сложнее структура, тем сложнее производить сбор и консолидацию поступающей информации. В любом случае IR-служба должна по крайней мере на уровне структуры понимать всю ее полноту и ориентироваться в потоках информации по источнику ее возникновения.
На мой взгляд, на работу IR-департамента влияют несколько факторов, а именно: несистемность работы и нечеткость поставленных задач со стороны руководства, отсутствие налаженных постоянных коммуникаций с топ-менеджментом и инвесторами, а также нехватка квалифицированных кадров.
- Как распределяется ответственность между IR и финансовым директором?
- При обсуждении степени ответственности руководства компании и IR-департамента за достоверность и корректность выдаваемой в свет информации необходимо обратить внимание на то, что все зависит от последствий, к которым могут привести подобные данные.
Не секрет, что инвесторы "живут" информацией. Поэтому "негатив" всегда приводит к выбросу эмоций в форме продажи ценных бумаг. А если это основано на ложной или непроверенной информации, то, несомненно, строгий "разбор полетов" как руководителю IR-департамента, так и финансовому директору обеспечен.
В данном случае IR-служба и CFO должны работать в связке и не допускать подобных промахов. При этом уместно говорить о совместной ответственности. В остальных случаях ответственность может быть поделена между источником информации, то есть руководителем, за чьей подписью в IR-службу поступила некорректная информация, и начальником IR-службы, который дал ей "зеленый свет" без достаточной проверки.
- Насколько часто корректируются планы IR с финансовым директором?
- Планы, как правило, утверждаются на срок от одного квартала до календарного года. Несомненно, в зависимости от изменения внешней конъюнктуры эти планы должны корректироваться, меняться приоритеты поставленных задач.
Стоит отметить роль IR-службы при возникновении сложных и кризисных ситуаций в деятельности компании. В данном случае нельзя прятаться за утвержденными ранее планами, а весь свой профессионализм и знания направить на минимизацию последствий путем выдачи "в эфир" дополнительных пояснений и планов компании по выходу из кризисной ситуации.
- Можно и нужно ли выработать дополнительные меры и рекомендации для IR-департамента в условиях кризиса?
- В кризисных ситуациях на фондовом рынке, IR-служба компании выдвигается "на передовую" и старается поддержать настроения инвесторов позитивной информацией. Зачастую такая тактика не срабатывает и не приносит плоды моментально, однако сидеть, сложа руки и не пытаясь повлиять на ситуацию - неправильно.
Беседовал эксперт журнала "Консультант" К. Дьяконов
Командный IR-дух
М. Елисеева,
директор по связям с инвесторами КОМСТАР-ОТС
"IR-департамент в КОМСТАР-ОТС является самостоятельным подразделением, который находится в прямом подчинении президента компании, что повышает стратегическую значимость этой функции, при этом активная поддержка со стороны CFO и всего финансового департамента позволяет представить компанию инвестиционному сообществу именно в том ракурсе, который дает возможность принять эффективное решение. Команда, которая представляет компанию на конференциях, road show, встречах с инвесторами и конференц-звонках, включает в себя президента, финансового директора и вице-президента по стратегии и развитию. При этом CFO принимает участие во всех мероприятиях, связанных с объявлением финансовых результатов, а также во встречах с инвесторами, уже знакомыми с инвестиционной историей компании и желающими провести детальный анализ ее развития.
Весь финансовый департамент участвует в подготовке объявления финансовых результатов компании. Это касается написания ежеквартальных отчетов по US GAAP, речи CFO для конференц-звонка, презентации компании и подготовки отчетов, в том числе годового для инвесторов. Понимание важности работы с инвесторами и того, каким образом результаты компании анализируются инвестиционным сообществом, делают вклад финансового департамента и CFO в процесс взаимодействия с инвесторами и инвестиционными аналитиками особенно ценным и эффективным.
IR-департамент совместно с финансистами рассматривает модели аналитиков и в случае необходимости разрабатывает пути их корректировки. Guidance на следующий год включает в себя прогноз по выручке, прибыльности по OIBDA и СAPEX и формируется финансовым директором из бюджетных показателей с учетом оперативных данных, поскольку прогноз на год компания дает одновременно с объявлением результатов предыдущего, в марте-апреле. IR-служба обеспечивает финансистов необходимыми данными для анализа стоимости компании, предоставляет отчеты об изменениях моделей инвестиционными аналитиками. Это необходимо для оценки ожиданий рынка в отношении развития бизнес-направлений, сопоставления с собственными планами организации и ее внутренней финансовой моделью".
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 19, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.