Комментарий к письму Минфина России от 20.08.2008 N 03-01-15/9-294
Многие специалисты уже знают об изменениях, которые принесло постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Публикуемое письмо Министерства финансов РФ разъясняет некоторые положения этого документа. Теперь при ведении расчетов с населением без применения ККТ в случае отсутствия специального бланка строгой отчетности организации и предприниматели могут разработать его самостоятельно.
Опубликованное письмо разъясняет применение принятого недавно постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Новые правила дают некоторые "послабления" организациям и предпринимателям при оказании услуг населению: упрощаются бюрократические процедуры, снижается риск совершения административного правонарушения.
Порядок расчетов без ККТ - что нового?
Возможность неприменения контрольно-кассовой техники при расчетах за оказанные населению услуги предусмотрена пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон о ККТ). Такие расчеты должны выполняться в определенном порядке, по поводу которого неоднократно принимались постановления Правительства РФ. Заменой чеку контрольно-кассовой машины может служить бланк строгой отчетности установленной формы.
С 21 мая 2008 года действует Положение о порядке осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Постановление N 359). Оно сменило прежнее аналогичное Положение, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 (Постановление N 171).
Перечень обязательных реквизитов бланка строгой отчетности
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма - для организации, фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (предпринимателя);
к) иные реквизиты.
Может показаться, что новое Положение ничего принципиально не изменило, но это не так. Помочь увидеть новшества позволяет ряд разъяснений финансового министерства.
Предыдущий порядок осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ предполагал использование бланков строгой отчетности (БСО),утвержденных Министерством финансов РФ. В Постановлении N 359 указано, что такие формы разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в случае наделения их такими полномочиями законодательством Российской Федерации. Больше на тему разработки форм бланков строгой отчетности в правительственном документе не сказано ничего, но этот пробел восполнен письмами Минфина России.
О чем пишет Министерство финансов РФ
В письме от 16.06.2008 N 03-01-15/8-230 финансисты отмечают, что Постановление N 359 принято в целях снятия административных барьеров, ограничивает срок действия прежних БСО и дает возможность организациям и предпринимателям использовать бланки строгой отчетности, в которых содержатся необходимые реквизиты, без утверждения их в Министерстве финансов РФ.
В письмах от 23.06.2008 N 03-01-15/8-239 и 03-01-15/8-240 специалисты Минфина России выражаются более конкретно: организации и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно разрабатывать и применять бланки строгой отчетности. Главными условиями применения таких БСО является наличие реквизитов, перечисленных в пункте 3 Положения, утвержденного Постановлением N 359, а также отсутствие соответствующих БСО, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичный ответ приведен и в комментируемом письме.
Как итог ответов на частные вопросы 22 августа 2008 года финансисты выпустили информационное письмо "О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности". В письме они еще раз повторили указанные выше выводы, а также напомнили о сроках действия ранее утвержденных бланков строгой отчетности. Формы БСО, утвержденные до вступления в силу Постановления N 171, действуют до 1 декабря 2008 года в соответствии с Постановлением N 359 - необходимо их использовать в отношении услуг, для которых они предназначены.
Снижаем риск административного правонарушения
В соответствии с пунктом 11 Положения, утвержденного Постановлением N 171, установленные органами исполнительной власти формы бланков могли использоваться только в отношении тех видов услуг, для которых они утверждены. А если для конкретной услуги еще не разработана необходимая форма?
В таком случае приходилось использовать другие формы БСО, пусть и не вполне соответствующие данной услуге. Что зачастую приводило тех, кто оказывает услуги, к административным правонарушениям, и, как следствие, к привлечению к ответственности по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Теперь же, с принятием Постановления N 359, проблема разработки бланков строгой отчетности решена, предпринимателям и организациям стало легче соблюдать правила законодательства о ККТ.
На заметку
Обратите внимание: при получении предоплаты за услугу исполнитель обязан выдать клиенту чек контрольно-кассовой машины (п. 1 ст. 1 Закона о ККТ). Об этом на примере туристической услуги заявили специалисты Министерства финансов РФ в письме от 08.12.2005 N 03-01-20/5-231. Поэтому при использовании БСО возможность предоплаты и иного авансирования невозможна.
До 01.12.2008 применяются следующие формы бланков:
- БСО по почтовым услугам (приказ Минфина РФ от 29.12.2000 N 124н);
- БСО для театрально-концертных, спортивно-массовых и культурно-просветительских мероприятий (приказ Минфина РФ от 25.02.2000 N 20н);
- БСО по санаторно-курортным услугам (приказ Минфина РФ от 10.12.99 N 90н);
- БСО по гостиничной деятельности (приказ Минфина РФ от 13.12.93 N 121);
- альбом унифицированных форм первичной учетно-расчетной документации по денежным расчетам с населением при оформлении билетов на проезд в пассажирском автомобильном транспорте междугородного сообщения (Протокол ГМЭК от 18.12.2003 N 3/75-2003);
- унифицированные формы первичной учетной документации (постановление Госкомстата РФ от 18.08.98 N 88);
- формы БСО, перечисленные в письме Госналогслужбы РФ от 30.08.94 N НИ-6-14/320.
"Консультант", N 20, октябрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.